weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Willie Dixon

Диксон Уилли (Dixon Willie) (1 июля 1915, Виксбург, Миссисипи - 29 января 1992, Бурбэнк, Калифорния), американский блюзовый композитор, аранжировщик, продюсер, певец, контрабасист; автор наиболее известных блюзовых стандартов и одна из ключевых фигур в истории блюза - с его именем связана «золотая эпоха» чикагского блюза.

Willie Dixon

Рос в семье сельских сезонных рабочих. Отец был, вероятно, преступником. Первые блюзы и рассказы об истории блюза услышал от отчима. Мать пересказывала библейские истории и сочиняла проповеди в стихотворной форме. Диксон с ранних лет работал в поле, был мусорщиком, угольщиком. С детства сочинял стихи для песен. Позже некоторые из этих текстов ему удалось продать профессиональным композиторам. Пел в церковном хоре, а также в религиозном вокальном ансамбле UNION JUBILEE SINGERS, в составе которого выступал на виксбургской средневолновой радиостанции. Подростком дважды получил тюремный срок: за бродяжничество и за воровство.

В 1936 переехал в Чикаго. Пробовал свои силы как певец одновременно в жанрах танцевальной и религиозной музыки. Пытался сделать карьеру профессионального боксера. Был чемпионом штата Иллинойс в 1938 - «Золотые перчатки» в тяжелом весе. Ушел из бокса, обнаружив, что его менеджер присваивает большую часть его гонораров. В этот период знакомится с гитаристом Леонардом «Бэби Бу» Кастоном (Leonard Baby Boo Caston) и под его влиянием начинает учиться играть на контрабасе. Вместе они собирают вокально - инструментальный ансамбль FIVE BREEZES, исполняющий разнообразную танцевальную музыку. Группа выступает в чикагских клубах и делает первые записи на пластинки.

В 1941 Диксон был арестован на сцене во время очередного выступления и обвинен в уклонении от военного призыва. На что музыкант отвечает, что он отказывается от службы в армии США по политическим мотивам, а также отказывается от адвоката. Самостоятельно защищает себя в суде, настаивая на том, что он не является гражданином США и ничего не должен государству и правительству, поскольку вырос и сохранил жизнь не благодаря, а вопреки существующим законам, дискриминирующим права афроамериканцев. Приговор по его делу не был вынесен. Диксона выпустили из тюрьмы по подписке, что, по его мнению, еще раз подтвердило его правоту: законы США не распространяются на афроамериканцев. Выйдя на свободу, Уилли Диксон собирает свой ансамбль FOUR JAMPS OF JIVE, с которым выступает в чикагских клубах и в 1945 записывает несколько пластинок для фирмы Mercury.

По возвращению в Чикаго Леонарда Кастона, Уилли Диксон организует ансамбль BIG THREE TRIO, в который помимо него (вокал, контрабас) вошли Леонард Кастон (вокал, фортепиано), Олли Крауфорд (Ollie Crawford; вокал, гитара). В 1947 BIG THREE TRIO подписывают контракт с фирмой Columbia и записывают несколько пластинок.

Исполняя в рамках BIG THREE TRIO эстрадный репертуар, Диксон начинает принимать участие в джемах чикагских блюзменов и изредка получает приглашение аккомпанировать им в студии новой чикагской фирмы звукозаписи Chess. Постепенно Диксон все больше участвует в работе студии. Концертная деятельность в рамках BIG THREE TRIO отходит для него на второй план, в 1952 ансамбль фактически распадается. На студии Уилли Диксон становится ответственным за артистов и репертуар (A AND R), занимается аранжировками, организует сессии звукозаписи и аккомпанирует на записи, как вокалист выпускает несколько синглов под собственным именем.

В 1954 Мадди Уотерс (Muddy Waters) записывает блюз Уилли Диксона Hoochie Coochie Man (Сорви-голова), отмечающий важный этап в развитии блюза как жанра. Песня получает большую популярность. В том же году еще два ведущих артиста - Хаулинг Вулф (Howling Wolf) и Литл Уолтер (Little Walter) - записывают песни Уилли Диксона, которые мгновенно становятся хитами. На протяжении последующего десятилетия он очень плодотворно работает как композитор. Его песни имеют большой успех, а в 60-70-х годах переживают второе рождение, вновь становясь хитами уже в интерпретации рок-групп: ROLLING STONES, YARDBIRDS, THE DOORS, CREAM, LED ZEPPELIN и многих других. Большинство этих песен и поныне считаются живой классикой блюза, они продолжают входить в репертуар блюзовых музыкантов разных поколений.

Во второй половине 50-х годов как композитор, аранжировщик и аккомпаниатор работает с Чаком Берри (Chuck Berry) и Бо Дидли (Bo Diddley), принимая таким образом участие в формировании рок-н-ролла.

В 1957 Диксон принимает участии в формировании нового течения чикагского блюза - «вест-сайд блюз». На фирме Cobra помогает музыкантам следующего поколения: Мэджику Сэму (Magic Sam), Отису Рашу (Otis Rash) и Бадди Гаю (Buddy Guy). В 1960 записывает дебютный альбом в дуэте с пианистом-вокалистом Мемфисом Слимом (Memphis Slim). В 60-70-х годах является одним из инициаторов и организаторов европейских гастролей ревю American Folk Blues Festival, в котором в разные годы выступают практически все звезды блюза своего времени, помогает сделать первые шаги на профессиональной сцене певице Коко Тейлор, которую с начала 70-х годов будут именовать «королевой блюза».

В 1969 принимает участие в записи дебютного альбома блюз-рокового гитариста Джонни Уинтера, с которым будет неоднократно выступать и записываться и в дальнейшем. В 1970 записывает альбом Im The Blues, представляющий его классические хиты в рок - аранжировках. В 70-х годах организует ансамбль THE CHICAGO ALL STARS, пишет и продюсирует музыку к кинофильмам, в том числе к «Цвету денег» М. Скорсезе. В 1982 создает благотворительный фонд Blues Heaven Foundation для помощи нуждающимся ветеранам блюза. Руководит рядом программ по пропаганде блюза, в том числе «Блюз в школе». В 1988 записывает прощальный альбом, который не может издать на протяжении двух лет. В 1991 этот альбом принес ему премию Grammy - единственное и слишком скромное признание для его очевидных заслуг в области популярной музыки 20 века.

Андрей Евдокимов (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)

***

Вилли Диксон

Willie Dixon Headstone Makers. Fhoto - monumentsusa.com

Вилли Диксон умер 29 января 1992 года, оставив после себя богатое наследие исполнителям блюз- и рок-музыки. Уже посмертно (в 1994-м) великий блюзмен удостоился чести быть введенным в Зал Славы Рок-н-Ролла.

Аудио (в целях ознакомления)


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин