weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Eric Gale

Одним из ценнейших достоинств джазовых музыкантов является узнаваемость с первого такта соло, уникальная окраска звука, оттенки интонаций, изюминка стиля, остающаяся в любых временных и стилистических пространствах. Джазовая гитара подарила целую плеяду таких музыкантов начиная с 60-х годов - Уэс Монтгомери, Кенни Баррелл, Грант Грин, Джордж Бенсон, в 70-х - Джон Маклафлин и Ал ДиМеола, в 80-х и 90-х на первый план вышли Джон Скофилд и Пэт Метини...

Эрик Гейл

Некоторым особняком среди этих грандов, и в первую очередь по популярности, стоит Эрик Гейл (Eric Gale). Им было записано 11 сольных дисков, как сайдменом - около трехсот, причем с диапазоном от Джими Смита и Стенлей Тарентайна до Джо Кукера и Майкла Джексона, от Квинси Джонса и Херби Хенкока до Дайаны Росс и Ареты Франклин. В свою очередь частыми гостями на пластинках Гейла были Боб Джеймс, Гровер Вашингтон, Рон Картер и Стив Гэдд.

Родился Эрик Гейл 20 сентября 1938 года в Бруклине. С 12-ти лет поигрывал на контрабасе, саксофоне и тромбоне, а затем и на гитаре. Его стиль формировался в рамках развития джаза и ритм-энд-блюза 50-х и начала 60-х годов. Но выбрал сначала он не музыку, а химию, которую изучал в Ниагарском Университете. Однако с конца 50-х он уже начал записываться как сессионный музыкант. За бурные и все более коммерциализующие для джаза 60-е он переиграл с такими звездами, как хаммонд-органисты Джимми Смит и Джимми МакГриф, блюзовыми леди Ниной Саймон и Леной Хорн. В 69-ом мы можем услышать гитару Гейла на пластинках Квинси Джонса (особенно его вклад заметен на Walking in Space). В одной из пьес фанкового альбома Хенкока Fat Albert Rotunda, он показывает все возрастающее мастерство, многогранность и приспосабливаемость к различным стилям и новациям при сохранении собственного узнаваемого голоса. Новация этих альбомов была в переходе от стандартов соул-джаза и фанка на ритмы джаз-рока. Это не был фьюжн Майлса Дейвиса образца Bitches Brew, это была более мягкая и более поп-джазовая стилистика, взятая под знамена таким мастером, как продюсер Грид Тейлор (Creed Taylor), основавший после успешной работы на Verve и A&M (с суперальбомами Стена Гетца, Джими Смита и Веса Монтгомери), собственный лейбл CTI (а также сублейбл Kudu). Фронтменами нового лейбла стали Фредди Хаббард, Джордж Бенсон, Хьюберт Лаус, Стенлей Таррентайн, Джо Фаррелл. Тейлор привлек таких аранжировщиков, как Дон Себески, Боб Джеймз, Деодато, Дейв Маттеус и таких аккомпониаторов, как Рон Картер, Эрик Гейл, Джо Бек, Ричард Ти, Билли Кобам, Джек ДеДжонетт. Впрочем, это разделение условно. Тейлор тасовал музыкантов, как карты, неизменно добиваясь превосходного результата. За время работы на CTI можно отметить работу Гейла на пластинках Эстер Филлипс, Стенлей Таррентайна, Хенка Крауфорда. Параллельно Гейл записывался с Гровером Вашингтоном на Motown под продюсированием Тейлора и на первых сольных работах Боба Джеймса. В первой половине 70-х Гейл принимал участие в записи таких разноплановых артистов, как Карла Блей, Юзеф Латефф, Джордж Бенсон, Квинси Джонс, "Earth, Wind and Fire", Ван Морисон. Особенно хорош Гейл на пластинке Стенли Таррентайна 1972 года Salt Song, как в фанковых темах, так и в спиричуэлс I Told Jesus.

Эрик Гейл

В 1973 году выходит первая сольная работа Гейла на Kudu (естественно, под продюсированием Тейлора) Forecast, с аранжировками Боба Джеймса, при участии Хьюберта Лауза и Идриса Мухамада. Чувственная призывная гитара, медленные блюзы и поп-стандарты, насыщение техническими приемами (глисcандо, форшлаги, стакатто, вибрато...), поющая каждая нота – все это стало визитной карточкой Гейла. Альбом отразил все краски Гейла как инструменталиста и импровизатора, при этом четыре пьесы из шести были написаны им самим. Тонкий баланс между джазом и коммерцией соблюден, альбом слушается интересно и свежо даже сейчас.

До 1976 года Гейл большее время проводил на ферме в Охио и на Ямайке, где изучал стиль рэгги, периодически записываясь как сессионный музыкант.

Следующий этап в творчестве Гейла ознаменовался сотрудничеством с фирмой Columbia, вылившееся в запись пяти сольных дисков и работой с группой Стафф (Stuff) на Warner с 1976 по 1980 год. Альбомы Ginseng Woman (76) и Multiplication (1977), позднее в 1991 году переизданные на одном CD, вышли под продюсированием Боба Джеймса, а в их записи принимали участие Ральф МакДональд, Стив Гэдд, Ричард Ти, Гровер Вашингтон, Хэнк Крауфорд и басисты – Энтони Джексон, Гэри Кинг, Альфонсо Джонсон (вытесненный из Weather Report Жако Пасториусом) и Вилли Викс. Добротные коммерческие фьюжн-альбомы, легкий поп-джаз, прекрасные соло Гейла и Вашингтона, несколько вечнозеленых хитов с бэк-вокалом, короче прекрасная фоновая музыка (из такой музыки и вырос стиль smooth-jazz).

Эрик Гейл

В 1979 выходит Part of You под продюсированием Ральфа МакДональда. Альбом отличается от предыдущих прежде всего разноплановостью; чего только стоит энергичное Trio в лучших традициях Джими Смита (с Чарльзом Ирландом на "Хаммонде" и Идрисом Мухамадом на ударных). Удались темповые фанк-пьесы с яркими, порою экспансивно захлебывающимися соло Гейла. Как всегда, хороши блюзы в традициях соул-джаза. В записи принимали участие Гровер Вашингтон, Дейв Грузин, Стив Гэдд, Нейл Ясон, Ричард Ти и другие, а сам Гейл в нескольких треках играет так же на бас-гитаре. Я считаю этот альбом лучшим у Гейла, он проявляется здесь, как непревзойденный мастер интонаций. К сожалению, альбом, как и почти все работы Гейла, является раритетом, услышать его можно лишь на виниле (впрочем на CD гитара Гейла звучит суше, холоднее и как бы не так глубоко, чем на потресковающем виниле).

Эрик Гейл

Последний на Columbia альбом Touch of Silk (1980) не так ярок, как Part of You, но в нем можно выделить душещипательную With You I'm Born Again с прекрасным соло Гровера Вашингтона и "Хаммондом" Чарльза Ирланда, а так же интерпретацию пьесы Чарльза Паркера Au Private с Артуром Блитом и Харольдом Виком на саксофонах и все тем же Чарльзом Ирландом. Квинси Джонс отметил в соло Гейла “жгучее вибрато”; эти две композиции - высококлассный джаз, остальные пять - все тот же добротный коммерческий фьюжн. В 1980 выходит The Best of…, подведший черту работе Гейла на Columbia.

Паралельно с работой на Columbia Гейл участвует в коммерчески успешном проекте "Стафф". С середины семидесятых на первый план в джаз-роке выходят такие супергруппы, как "Return To Forever", "Weather Report" и "Mahavishnu Orchestra", представляющие всю ту же Columbia. Warner так же решает представить свой проект – "Stuff", с такими сессионными музыкантами, как бассист Гордон Эдвардс, гитаристы Корнел Дапри и Эрик Гейл, клавишник Ричард Ти и барабанщики Стив Гэдд и Крис Паркер. Первые два альбома 1976 и 1977 годов представляют собой мягкую, более блюзовую ветвь фьюжн. Группу отличает идеально сбалансированное, пожалуй даже ресторанное звучание без длинных соло, присущих джаз-року того времени. Это очень уютная, чуть скучноватая музыка. Гитара Гейла звучит здесь более блюзово и менее экспресивно. Остальные три альбома "Стафф" представляют записи их концертов. В 1996 году Warner выпустил на CD сборник группы. Несмотря на относительный коммерческий успех, эту группу мало кто теперь помнит. Warner не смог противопоставить "Стафф" гигантам Columbia. Сейчас группа звучит чуть старомодно, но не вызывает таких отрицательных эмоций, как “звезды” современного “мягкого джаза”.

Эрик Гейл

Голос Эрика Гейла Начало 80-х ознаменовалось переходом Гейла на сублейбл Elektra–Musician. В 1981 году выходит альбом Blue Horizon, разительно отличающийся от предыдущих работ Гейла - рок-состав, отсутствие "звезд" и ритмы рэгги, которое Гейл любил и изучал, живя на Ямайке. В целом, альбом слушается хорошо, а наличие двух "хитов" - инструментальной Mako d'Amour Гейла и регги Clock-A-Pa - стоят на уровне лучших песен Боба Марли. Альбом чуть перегружен соло Гейла, но надо отметить, что находится он в прекрасной форме, и с лихвой отрабатывает за остальных музыкантов своего ансамбля. Следующий альбом на Elektra вышел в 1983 году - Гейл вернулся к старым рецептам: две пьесы написаны и аранжированы Бобом Джеймсом, в записи принимали участие Харольд Вик, Гэри Кинг и Ральф МакДональд. В целом это достаточно серый фоновый альбом, его нельзя назвать провальным, но сказать, что-то новое о Гейле он не дает повода. Между выходами этих двух альбомов Гейл выпускает на JVC альбом In the Shade of the Tree. Надо сказать, что в 80-х джаз в США стал продаваться очень плохо, и японцы (которые всегда любили Гейла и "Стафф", а жена у Гейла, кстати, тоже была японка) начали выпуск альбомов американских звезд. На альбоме Гейлу аккомпонирует его окрепшая рэгги-команда и его старый друг Гровер Вашингтон.

В 80-х Гейл продолжает активно работать как сайдмен. Он отмечается на пластинках Пола Саймона, Глэдис Найт, Дианы Росс, Билли Джоэля и, конечно, Гровер Вашингтона и Боба Джеймса, а так же в работах саксофонистов Тома Скотта и Садао Ватанабе. Квинси Джонс приглашает Гейла для участие в записи Bad Майкла Джексона. И вот, словно соскучившись по старому, доброму, “настоящему” джазу в 1987 году при продюсировании и участии Рона Картера Гейл записывает альбом с символическим названием In a Jazz Traditional. На пластинке, выдержанной в стилистике соул-джаза 60-х с большим влиянием би-бопа, записан квинтет, где кроме Гейла и Картера играют Хьюстон Персон на тенор-саксофоне, Лонни Смит на органе и Грэди Тайт на ударных. Из четырех "стандартов" два принадлежат Чарли Паркеру. По чуть ехидному замечанию американского критика Скота Янова на этой пластинке Гейл показал, что “он мог бы действительно делать”.

Эрик Гейл

В 1989 году выходит Let’s Stay Together, являющаяся полной противоположностью предыдущей пластинке. Синтезированный фанк, отсутствие ярких тем и новых идей. С этого альбома я не советовал бы начинать знакомство с творчеством Гейла. Хотя в целом он стоит в одном ряду с работами, записанными в конце 80-х такими гитаристами, как, например, Ли Ритенур, Эрл Клю и т.п.

В начале 90-х Гейл принимает участие как сессионный музыкант в записи различных джазовых музыкантов. Стоит выделить его работу на Tenderness Эл Джеро и участие в блюзовом проекте JVC Spirit Traveler, записанной по новой цифровой технологии XRCD.

Умер Эрик Гейл 25 мая 1994 года, оставив нам голос своей уникальной гитары. После его смерти благодарные японцы издали не выпущенные ранее релизы мастера на пластинке с символическим названием Utopia.

Эрик Гейл

Эрик Гейл Существует проблема с приобретением дисков Эрика Гейла. На CD были переизданы лишь Ginseng Woman / Multiplication (Columbia/Sony CK 46864), Blue Horizon (Elektra), In the Shadows of a Tree (JVC), In a Jazz Traditional (EmArsy). Два последних релиза и на CD представляют собой раритеты, а два первых плюс Utopia в России купить можно лишь по заказу (через соответствующие службы Союза и Пурпурного Легиона). Second-hand-винил можно приобрести в комиссионке на Шаболовке (правда, не все и при соответственной сохранности).

Работы Гейла как сайдмена можно услышать на недавно переизданных Sony релизах CTI, например:

Birth of the Groove - CTI Records (ZK 65134)
Stanley Tarrentine - Salt Song (ZK 65126)
Patti Austin - Havana Candy (ZK 65124)

Легко найти диски Боба Джеймса и Гровера Вашингтона (особенно советую обратить внимание на их работы 70-х годов). Также можно купить диски Квинси Джонса, записанные на A&M (Walking in Space, Gula Mutari, Smackwater Jack и т.д.), и сборник "Стафф" The Right Stuff (Warner Archive 9 45812-20).

Автор: Олег Скворцов

Аудио (в целях ознакомления)


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин