Патрик Брюс Мэтини (Patrick Bruce Metheny, р. 12 августа 1954 в Ли-Саммит, Миссури, США) - американский джазовый гитарист и лидер группы Pat Metheny Group.
Pat Metheny/Symphony Center/Photo: Jimmy Katz
В то время, когда многие считали, что джаз лишился великих имен, гитарист Пэт Метини играл кроссовер (направление, синтезирующее джаз с роком, кантри или фольклором), имел широкий круг поклонников и заслужил уважение выдающихся джазменов.
Пэт Метини - один из наиболее оригинальных гитаристов последних 20-ти лет (он всегда узнаваем!). Пэт Метини удачливый музыкант, который приобрел огромную популярность, но также имел непредска-зуемые повороты в своей музыкальной карьере. Записи Пэт Метини с группой Pat Metheny Group трудно классифицировать (фолк-джаз? mood music?), но, будучи как доступным, так и оригинальным музыкантом, Пэт Метини доста-точно знаменит, чтобы позволить себе играть в любом стиле, ко-гда ему захочется и не потерять при этом аудиторию слушателей. Пэт Метини (его старший брат Майк Метини играл на трубе) начал играть на гитаре в возрасте 13-ти лет. Он быстро развивался и в подростковом возрасте учился одновременно в Университете Майами и музыкальном колледже Беркли. Его дебютной записью был проект с Полем Блеем и Джако Пасториусом в 1974 году. Важным периодом было сотрудничество с группой Гари Бартона (1974-77 г.г.), где он познакомился с клавишником Лайли Мэйем.
В 1978 году Пэт Метини сформировал собственную группу, которая изначально включала Мэя, басиста Марка Игэна и барабанщика Дэна Готтлиба. Группа Пэт Метини исполняла композиции, которые заложили трамплин для музыкантов, тяготеющих к экспансивной мелодической импровизационной технике. Пэт Метини включил в свой арсенал 12-ти струнную электрогитару и Roland гитарный синтезатор, также как стандартную акустическую и электрогитару. В течение короткого времени Пэт Метини стал одним из главных исполнителей на ECM и одним из самых популярных джазменов, собирая стадионы слушателей на своих концертах. Пэт Метини в целом избегал играть предсказуемую музыку, и его свободные проекты всегда были достаточно интересными.
Альбом 1980 года "80/81" предста-вил Дьюи Редмана и Майка Брекера в пост-боп квинтете, в 1983 году он создал трио с Чарли Хэйденом и Билли Хиггинсом и, два года спустя, записал весьма необычный альбом "Song X" с Орнеттом Коулменом. Среди прочих проектов Пэт Метини вне группы можно отметить его участие в комбо Сонни Роллинза, тур 1990-го года с квартетом Херби Хэнкока, игра в трио с Дэйвом Холландом и Ройем Хейнсом и сотрудничество с Джошуа Редманом. Хотя его альбом 1994-го года "Zero Tolerance for Silence" трудно считать вполне успешным, Пэт Метини сохраняет свою популярность и остается созидательным исполнителем.
Когда Метини рассказывал читателям о себе в февральском 1998 года номере журнала Down Beat, он сказал: "лучшие музыканты, которых я знаю и те, которыми восхищаюсь и слушаю, - чаще всего имеют дар ощущать глубину музыкального момента и быстро реагировать, с тем, чтобы придать этому моменту выразительность, отражающую дух времени, в котором они живут".
Pat Metheny/Newport Jazz Festival 8/4/2012/Fhoto: flickr.com