Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Mark Knopfler

George Fletcher, 20th Century Guitar, 1996
Перевод - Рамиль Сахапов

Готовясь к долгожданному интервью с Марком Нопфлером, я не столько интересовался Марк Нопфлервопросами связанными с выходом нового альбома "Golden Heart" на лейбле Warner Bros., сколько чем занята его голова и шкаф с инстументами. Я хотел, нет, мне было необходимо разузнать о том самом звуке пере - вернувшем мир рок-музыки во время всеобщего господства панка и диско, и как Нопфлер умудряется сохранять его на протяжении всех этих лет. Как смог сравнительно неизвестный англичанин и его группа Dire Straits самостоятельно вдохнуть жизнь в поп-музыку и вернуть Страту (Sratocaster) его заслуженное ( и незаслуженно потерянное) место на пантеоне рок-н -ролла? Что я узнал, только не то что ему не известно, он не играет на Стратах в прежнем объеме.

Я также узнал что у него никогда не было гитары Martin, ему очень нравятся старые Les Paul'ы, он завтракал с Четом Аткинсом всякий раз когда бывал в Нешвилле ("У Чета всегда отличные шутки"), и оценивает свою работу над саундтреками как не очень хорошую.

Подозреваю что Нопфлер, творец хитов, автогонщик (он однажды сломал себе ключицу в аварии), продюсер, поэт и сессионный музыкант ( у Bob Dylan, Tina Turner, Chet Atkins, Randy Newman и т.д.), был бы счастлив вернуться домой, продолжить свое занятие журналистикой в "Yorkshire Evening Post" и джемовать ночами в каком-нибудь пабе. По общему признанию Нопфлер очень естественен. В отличие от остальных он не смотрит на себя как на виртуоза, говоря нам об этом языком музыки, он всего лишь доносит свой дар. Это только часть путешествия, и когда предоставляется шанс он ищет способ донести его.

Настоящий джентельмен в классическом понятии, разговорчивый и дружелюбный Нопфлер сообщает что проводить интервью лучше в булочной. Этого я не ожидал.

TCG: Вы рассматриваете "Golden Heart" как действительно вашу первую сольную работу или это оглядка на "Local Hero"?

MK: Да, я считаю это ("Golden Heart") действительно первый сольный альбом. Но, знаете, если бы писал его как для группы, они ведь тоже участвуют. Просто альбом дал мне шанс поработать с большим количеством людей, самой большой группой инструментов. Это истоки острова [Великобритании - прим. пер.], я хотел включить кельтские мотивы. Я работал с некоторыми ребятами прежде в проектах вроде "Cal". Пол Бреди (Paul Brady) мой друг и он собрал вместе всех. Там была песня которую я хотел записать в Теннесси со скрипкой, мандолиной, банджо, электрогитарой, и барабанами, и ей нужна была эта громадина Hammond орган. Я не закончил ее, не смог наложить свою гитару в конце. Завершил написание многих песен. Но правда мне понадобилось больше инструментов чем было в группе.

"Local Hero" был сопровождением фильма, я не о песнях, а об инструментальной музыке. В любом случае я слушаю мою музыку к фильму и не могу понять, как я ее написал (смеется). Знаете я дошел до середины (написания) сцены буйства и это заняло четыре дня, а люди вокруг в парке играли с собаками и наслаждались жизнью, что я подумал, какого черта я делаю (смеется). Я определенно наслаждался в процеее написания музыки к некоторым фильмам. Это хорошая практика. Но это не то чем бы я хотел всю жизнь заниматься, не то что у меня страшно хорошо получается. Действительно не могу поверить, что я все это написал. Марк Нопфлер

TCG: Вам нравится работать с нестандартными гитаристами?

MK: Да, конечно. Это же здорово поработать с Ричардом Беннеттом (Richard Bennett). Я репетировал с Ричардом т.к. он вернулся с турне и вправду, вправду здорово заполучить еще одного гитариста.

TCG: Вы записали часть альбома "Golden Heart" в Штатах. Вы ощущаете разницу в работе в других странах сравнивая Нешвилл, Лос Анжелес или Нью Йорк?

MK: Да. Я приехал в Нешвилл не для того, чтобы просто сделать запись в стиле кантри. Там вы можете сделать любую запись. Просто поразительный талант и эти ребята (сессионные музыканты) музыкальные гении. Они любят играть разнообразно.

TCG: Так вы говорите, сессионные музыканты, когда вы предложили свой рок-проект, взглянули на это как на возможность расширить рамки жанра?

MK: Да, точно. Отличные музыканты, знаете ли, они сразу находят свою роль в песне, свое место в ней и создают ее. Это просто радость. Один малый сказал мне "Нам нужно 25 минут, чтобы вдохнуть жизнь в песню". Может быть им доставляло удовольтвие, что со мной им требовалось на это минимум полчаса.

TCG: Чем отличается ваша работа в студии сегодня от той когда вы начинали?

MK: Я правда не знаю. По большому счету немногим. Я имею ввиду, что с того времени как начал сам, затем играл на гитаре с друзьями и потом вчетвером. Так ты продвигаешься - один, вдвоем, вчетвером, а потом добавляется синтезатор еще два синтезатора, и ты становишься новоиспеченным руководителем. Получается что ты уже осознаешь себя частью.

TCG: Распахнув двери с той силой какую вы продемонстрировали в "Sultans Of Swing" - со всеми другими хитами, угнетает ли вас перспектива играть их до конца жизни?

MK: Мне нравится играть старые песни. Мне не очень нравится слушать их, я имею ввиду если где-нибудь в баре слышу их думаю что за ужас. Я не могу их слушать, но люблю их играть.

TCG: Сколько времени ушло на запись "Golden Heart"?

MK: Не знаю, потому что фактическое количество студийного времени невелико. Я вышел за рамки сессионного времени поскольку писал много песен в течение нее и думал что у меня получился альбом. Затем я уезжал и перезаписывал некоторые т.к. думал что так они звучат лучше. Я написал немного больше мелодий и хотел чтобы они были записаны тоже. Затем я вернулся и сделал еще кое-что, еще была сессия в Англии и Луизиане - закончили все в Нешвилле. Я просто пытался угнаться за песнями также как когда ты пишешь. Иногда тебе удается ухватиться за песню и иногда , географически, я делал как бы тоже самое.

TCG: Там находится часть Марка Нопфлера, пуриста в некоторой области?

MK: Совсем нет. Ничто из того что я делаю не подпадает под категорию чистого пуризма. Я не последователь чистого блюграсса или джаза. Мне не нравится такого рода пуризм или снобизм. У меня не так много времени на это. Я люблю все смешивать.

TCG: Что означает "смешивать"?

MK: Я никогда не делал вещи в стиле чистый блюграсс. Не люблю музыкальный снобизм. Когда я был ребенком и играл в фолк клубах я хотел петь американские песни, но это были английские фолк клубы и они не разрешали делать это. Бред собачий. Я думал, что за идиотизм, музыка ведь везде музыка. Например, моя кельтская музыка это не ирландская музыка. Вообще-то ирландцы говорили, что для них она была шотландской. Без смешивания мы не получили бы рок-н-ролл, не получили бы фламенко или танго - все эти вещи возникли в результате смешивания. Мы не получили бы Америки (смеется). Первый сингл Элвиса Пресли "That's All Right, Mama" на одной стороне и "Blue Moon of Kentucky" Билла Монро на другой - суммировались вместе. Но зачастую, это что-то поглощенное, сжатое и появляется нечто - интерпретация, если хотите. Я не пользовался этим.

TCG: Так что найти свой стиль важнее чем копировать его?

MK: Безусловно.

TCG: Какого рода человека вы нашли в Чете Аткинсе встречаясь и работая с ним? Марк Нопфлер

MK: Я люблю Чета и я виделся с ним часто когда бывал там - мы встречались за завтраком. Он приходил на репетиции. Всегда здорово быть рядом с ним. Чет встает рано где бы он ни находился и я всегда долго адаптируюсь после перелета, так что мы оба обычно поднимаемся в 6 или 7. Мы обычно завтракаем перед тем как Нешвилл проснется и я всегда слышу от него веселые шутки. Он воодушевлен поскольку все живое находит в нем отклик до сих пор. Показывает мне новые приемы которые придумал и это заразительно т.к. это напоминание - уделять внимание своему таланту. Вы делаете себе плохую услугу не уделяя внимания своему таланту.

TCG: У вас с Четом есть планы на будущее?

MK: Ничего конкретного, но мне бы хотелось. Было бы здорово иметь средства, студию и группу - вот путь который мне по душе. Я думаю у меня есть хорошая возможность сделать это теперь.

TCG: Где теперь "Notting Hillbillies" играющие музыку ради самой музыки?

MK: Я много раз бывал дома у Стива Филлипса - тогда-то я впервые узнал о гитарах National Steel Guitars и с той поры 1969-го - может быть даже с 1968-го и это всегда был дом Стива, для меня, главный университет блюза - блюзовых записей и игры. Я интересовался старыми гитарами National, Martin, Guild и Gibson и находил все больше и больше информации о кантри блюзе, будучи маньяком электроблюза до того момента.

TCG: До того момента?

MK: Когда мне было 15, я слушал B.B. King и все такое - John Lee Hooker, Buddy Guy, Sonny Boy Williamson и т.д. Я узнал больше от Стива и обратил свой взор назад на Blind William McTell и Blind Blake и всех остальных. Мы также рассматривали много других вещей - западный свинг, регтайм и другие разные вещи такие значимые для меня. Это общение было важно для меня , идущего по этому пути, в плане музыки.

TCG: Вы не можете оценить то что слушаете до того как узнаете откуда это?

MK: Чем глубже ваши корни, тем больше у вас сил, как у растения.

TCG: Как мудро!

MK: Я не хотел бы показаться высокомерным. Противоположность тоже хорошо, т.к. самоуверенные юнцы имеют место быть. Иногда отсутствие корней придает новизну. Довольно странная смесь, правда? Для меня - просто быть причастным к происходящему наверху и знать о корнях...вот и все.

TCG: Поговорим о Martin и National - старых гитарах. Вы когда нибудь затевали чисто аккустический проект или подумывали это сделать - MTV Unplugged своего рода вещь где вы можете действительно использовать старые инструменты без всяких студийных штучек, просто извлечь звук дерева, струн и кожи?

MK: Там есть что-то такое, но я не знаю. Видите ли, я играл аккустическую музыку всю мою жизнь, так или иначе. Когда я был молод, я не мог позволить себе купить усилитель. Кроме того, мне не очень нравится слово "отключенный". Для меня это все одно и тоже. Это часть единого целого. Мне не нравится разделение. У меня никогда не было гитары Martin, но Стив сделал мне гитару - Стив сделал семь или восемь гитар, которые столь же хороши как и старые Martin и у меня есть парочка из них. Они изумительны.

TCG: Вы работаете с вашим братом?

MK: Нет, я не работаю с Дейвом. Я помогал записать ему альбом несколько лет назад - я делал сессию для этого и также делал большое шоу на итальянском телевидении для него. Дейвид более или менее занимается написанием музыки для телевидения и фильмов и изредка записывает свои альбомы.

TCG: Вы упоминали ранее, что не обладаете каким-то особым талантом написания саундтреков. Не могли бы вы пояснить?

MK: Как мне кажется, я не настолько плохой музыкант, как говорил. Как говорится есть люди упражняющиеся в этом деле и они могут сделать это лучше меня. Борьба насмерть с гигантской крысой - меня просто не прельщает. Действительно, я даже играл с Эриком Клэптоном в Albert Hall ради удовольствия и написал гангстерский эпизод в "Last Exit to Brooklyn" и ужасные сцены того фильма - распятие и другие, и в конце концов мне стало невыносимо. Было так трудно проходить через эти сцены фильма снова и снова и снова в течение дня, и идти и веселиться. Мой усилитель с гитарой были просто раскалены на сцене. Было тяжело пропуская все эти сцены через себя в течение дня расслабиться потом ночью. Вот почему игра с Эриком - всегда отдых. Все это не было чем-то обязательным - надо думать было развлечение, тем что я всостоянии был сделать. Некоторые эпизоды из "Cal" - сцена казни в начале, которую я не мог пропустить потому что должен был смотреть ее во время записи.

TCG: Я нахожу альбом "Brothers In Arms" обенно затронувшим мои чувства - то был один и поворотных альбомов. Кто на вас подобным образом воздействовал, где вы не смогли достичь необходимого?

Марк НопфлерMK: Дилан делал записи когда я был ребенком. Мне нравится получать записи от людей - друзья в Нешвилле посылают мне сборники разных вещей и я играю их дома.

TCG: Есть запись которая зажгла в вас огонь?

MK: "Live a the Regal" - B.B. King была такой для меня, когда мне было около 15-ти. Тройное взаимодействие между аудиторией, гитарой и голосом. Тройственная связь меня очень сильно поразила. Эмоции, тройственная архитектура.

TCG: Вы представляете себя записывающим однажды блюзовый альбом? И с кем?

MK: Да, конечно. Боже! Столько много людей. О, да. Я был бы рад сделать блюзовый альбом.

TCG: Но вы не попытались бы стать пуристом на этот раз?

MK: Нет, совсем нет. Не волнуйтесь, я нашел бы способ все смешать.

TCG: Какой материал вы бы предпочли?

MK: Я не знаю. Я бы не стал придерживаться стандартов, попробовал бы написать его.

TCG: Гитары, Страты - вы смогли собственноручно вдохнуть новую жизнь в Fender Stratocaster в то время когда Les Paul был королем сцены. Только однако из Warner Bros. прислали мне слайды на которых вы держите в руках Les Paul, что для меня довольно странно. Stratocaster также много сегодня служит для извлечения вашего фирменного саунда, как это было раньше?

MK: Больше нет. На самом деле я больше играю на старых Les Paul в последнее время. Я очень медленно учусь, но всегда наступает позже удовлетворение, когда научишься чему-то.

TCG: Другими словами, приятно играть на инструменте поведение которого не так предсказуемо, как может быть у Stratocaster'а?

MK: Просто разное. Инструменты как люди - они все разные. Я пытаюсь и делаю то, что нужно для песни. Все на самом деле диктует песня. Песня - король. Правда, ты просто пытаешься найти подходящий инструмент для мелодии. Меня можно было видеть с тяжелым старым 58-м [Gibson Les Paul модель1958 года - прим. пер.] на шее последние пять недель репетиций и это единственное, что в основном висело у меня на шее.

TCG: Какое снаряжение вы возьмете с собой в поддержку нового альбома?

MK: Это будут старые Gibson, Telecaster, National, Gibson, Pensa. Усилитель будет Soldanos подключенный к моим старым корпусам Marshall с динамиками EV внутри - они хорошо зарекомендовали себя и у меня никогда не было с ними проблем.

TCG: Как вы пришли к использованию гитар Rudy Pensa?

MK: Ну, я просто пошел к нему когда он открыл свой магазин - у него долго не было своего магазина, чтобы купить ремень для гитары. Он был единственным на этой улице у кого были отличные ремни. Правда и то, что вчера сразу после прилета в Нью Йорк я пулей помчался сразу к нему. Он остается моим другом с тех пор как я встретил его. Он будет отличным персонажем для ваших интервью, Джордж. Он приехал в Нью Йорк из Аргентины с сотней баксов в кармане и прямиком отправился на 48-ю улицу устраиваться на работу к Алексу. Руди отличный парень.

TCG: Вы отдаете предпочтение какому-то определенному типу звукоснимателей?

MK: Нет я совсем не помешан на технических деталях. Вот почему наверное я ношу ботинки потому что у меня вечные проблемы со шнурками. Ты узнаешь некоторые вещи только спустя годы - просто понимаешь некоторые вещи. Я конечно люблю 58-й и 59-й Les Paul'ы и желал бы познать их раньше. Мне жаль, что я не прикоснулся к ним раньше чем к моделям 70-х и 80-х годов. Старые - просто замечательные. Но определенные вещи понимаешь со временем. Я знаю кое-что теперь о Telecaster'ах , Telecaster'ах модели '53 и '54 Black Guards. Эти гитары несомненно превосходны. Это те гитары с которыми у меня получается почти все, что я делаю. Руди (Rudy Pensa) сделал мне гитару - я не знал, что он сделал ее. Это новая гитара с электроникой Gibson. Так что думаю это должна быть очень, очень интересная гитара - чертовский инструмент.

TCG: Дейвид Гилмор однажды сказал: "Пока у меня есть Strat я буду похож на себя". Это определение подходит для вас?

MK: Если у меня не будет моего снаряжения, я приобрету все по дороге и попытаюсь заставить его работать. Думаю что ты склонен делать это, после того как поиграл некоторое время, решить проблему. Также как опытный гонщик разобрался бы в поблемах машины. Ты находишь выход из этого - разный размер струн, разные действия, разные виды звука - ты находишь решение вопроса. Не так часто это бывает непреодолимо и тогда просто пополняешь свой опыт.

TCG: Вы чувствуете, что стали музыкантом из музыкантов?

MK: Ну, я бы не стал так говорить.

TCG: Вы представляете себе как выглядите со стороны, как исполнитель?

MK: Понятия не имею. Не думаю что это меня волнует. Что меня волновало бы так это, если бы я не чувствовал проявляемого уважения со стороны музыкантов с которыми я работал. Это дает мне огромное чувство удовлетворения - уважение со стороны музыкантов, и я бы сделал все чтобы сохранить его.

TCG: Как вы считаете, где вы находитесь на данном жизненном отрезке?

MK: Я едва только ушел от стартовой площадки. Это бесконечная вещь, но я испытываю огромное удовольствие от того как ко мне относятся великие музыканты. Я испытываю от этого больше удовольствия, чем от чего бы то ни было. Думаю отношение людей с которыми работаешь жизненно важно чтобы чувствоать себя хорошо.


Источник - www.markknopfler.ru

Дополнительно

Биография - Mark Knopfler
Mark Knopfler (интервью)
Mark Knopfler (мастер-класс)
Разбор - Money For Nothing
Fender Mark Knopfler Stratocaster




 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

© 2010 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин