weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
John Abercrombie

***

Джон Аберкромби

Американский джаз-роковый гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie) родился 16 декабря 1944 года в городке Порт Честер, штат Нью-Йорк, а вырос в штате Коннектикут, в Гринвиче, где в возрасте 12 лет начал учиться играть на гитаре у местных учителей музыки. К 14 годам он уже вполне сносно мог исполнять песни своих кумиров - Элвиса Пресли (Elvis Presley), Чака Берри (Chuck Berry), Фэтса Домино (Fats Domino), а затем влюбился в джаз, особенно после того, как поближе познакомился с музыкой Барни Кесселя (Barney Kessel).

А в 16 лет он поступил в знаменитый музыкальный Беркли колледж, в Бостоне, где проучился до 1966 года. Там он познакомился со многими молодыми музыкантами, там же он организовал и свою первую группу, состоявшую из гитариста, барабанщика и клавишника, в составе которой выступал в местных пабах и барах. Более серьезная профессиональная карьера Джона началась в 1969 году, когда органист Джонни "Хаммонд" Смит (Johnny "Hammond" Smith) пригласил его принять участие в своем турне. Место за ударной установкой занимал у них Грейди Тейт (Grady Tate). Они неделями ездили по стране, выступая в самых разных городах. Именно этот состав стал для начинающего гитариста первым, с которым он попал в студию.

"Я не помню, что происходило с моим разумом, но тело мое было наполнено страхом и ужасом. Я много ездил по стране с Джонни, мы отыграли кучу концертов в самых разных клубах и вот пришло время сделать запись. Джонни сказал мне: "Прости, но в студию я возьму Джорджа Бенсона (George Benson), мне нужен для записи более именитый гитарист".

Потом мы отыграли концерт, и он мне говорит: "Джордж не сможет записаться, пойдешь ты". Так что я был как бы заменой Джорджу и, естественно, сыграл гораздо хуже, чем мог бы сыграть он. Бенсон - был тогда уважаемым и крутым гитаристом, не то, что я. Но это было здорово. У меня даже есть копия той записи, хотя сейчас это уже редкость. Я просто сделал себе копию, поскольку подумал, что потом эту запись будет трудно найти". В это же время Джон познакомился с братьями Брекер (Brecker Brothers), которые тогда были как раз в процессе создания фьюжн-группы DREAMS. Вскоре Аберкромби получил приглашение стать участником этого коллектива, в который, помимо него, вошли: Рэнди (Randy Brecker) и Майкл Брекеры (Michael Brecker), а также барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham). В этом составе группа записала свой одноименный дебютный альбом для лейбла Columbia.

"На этот раз я не чувствовал какой-то нервозности. Это был совершенно другой подход к работе, у нас было полно времени для того, чтобы поправить, если кто-нибудь чего-то напортачил. Так что никакого давления не было. Записываться с Джонни было страшней - ты приходишь в студии, бац!.., и надо как-то дальше с этим жить".

В 1969 году Аберкромби закончил Беркли колледж и поехал в Нью-Йорк, покорять джазовый мир, став сессионным музыкантом. В этот период он успел поработать с такими известными музыкантами, как Гил Эванс (Gil Evans), Гато Барбьери (Gato Barbieri) и др. Кроме того, он являлся постоянным членом группы Чико Хамилтона (Chico Hamilton). В его жизни была и фьюжн-группа FRIENDS, под руководством саксофониста Марка Коэна (Marc Cohen). Коллектив выпустил единственный альбом, который так и назывался "Friends". Вообще, то, что они записались - это было своего рода чудо. Дело в том, что у друга Марка был свой небольшой лейбл Oblivion и доступ в студию Колумбийского Университета. Там был 4 - х-дорожечный магнитофон и кое-какое оборудование, на котором ребята и записали весь материал своего будущего альбома. Группа исполняла довольно мощную экспериментальную музыку, но звучала слишком громоздко для того, чтобы Аберкромби мог развернуться в рамках этого коллектива звуковых анархистов.

Особенно звездными в этом составе были участники ритм-секции - басист Клинт Хьюстон (Clint Houston), игравший с Херби Мэнном и дикий барабанщик Джефф Уильямс (Jeff Williams), имевший опыт работы со Стэном Гетцем и Дэйвом Либманом. Вообще, по сути, это и не группа была вовсе, а, скорее, сборище единомышленников, которые иногда собирались вместе, чтобы поиграть, что им хочется, не задумываясь при этом о том, чтобы озаботиться каким-либо звукозаписывающим контрактом или гастрольным расписанием. Но, впервые широкая аудитория услышала о Джоне Аберкромби, когда он был участником группы Билли Кобэма. Кстати, это был своего рода воссоединение музыкантов DREAMS. Гитару Джона можно услышать на альбомах "Crosswinds", "Total Eclipse" и "Shabazz". Находясь в составе этой группы, Аберкромби получил возможность играть на самых больших концертных площадках страны. Вскоре, после одного выступления на джазовом фестивале в швейцарском городке Монтрё, судьба свела Аберкромби с основателем лейбла ECM Манфредом Эйхером (Manfred Eicher), который пригласил молодого гитариста записать альбом. "У ECM свои правила. Ты можешь делать все, что хочешь, но будь любезен сделать все за два дня, а один день потрать на сведение. А еще лучше, если уложишься вообще в два дня".

Так появился первый на этом лейбле альбом Джона, который получил название "Timeless" (1974). Он был записан совместно с Джеком ДеДжонетом (Jack DeJohnette) и Яном Хаммером (Jan Hammer). Джек ДеДжонет принимал участие в записи основных фьюжн-альбомов Майлза Дэвиса (Miles Davis), а Ян Хаммер был клавишником MAHAVISHNU ORCHESTRA, а потом и группы барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham). Агрессивный, плотный, обильный на звуки электрооргана и электрогитары чистокровный фьюжн течет здесь бурной рекой, направление которой указывает Ян, в то время как Аберкромби быстрыми, зачастую, короткими фразами, вступает в диалог с клавишными, обогащая, тем самым, его рассказ собственными изящными подробностями, но не более того. Все это, признаться, порой напоминает творчество MAHAVISHNU ORCHESTRA. Но совсем другое дело, когда речь идет о вещах, написанных самим Аберкромби, особенно о двух акустических балладах - "Love Song" и "Remembering", очень схожих между собой, если не по структуре, то по настроению и звуку. Обе вещи - акустический дуэт Хаммера и Аберкромби, причем, главным, на сей раз, являлся Джон, а Ян лишь делал и без того утонченные и выверенные музыкальные кружева более изящными. Аберкромби демонстрирует здесь совсем иной исполнительский подход - он играет аккуратно, не особо уделяя внимание скорости пассажей, хотя каждая вторая из его фраз находится на весьма впечатляющей технической высоте, но не это тут главное - необыкновенный лиризм, доходящий порой до нежности и трогательности, искренней и доброй. В итоге, вышедший альбом получил достаточно лестные отзывы музыкальных критиков.

В ноябре 1975 года свет увидела пластинка "Gateway", ставшая первой работой трио в составе: Аберкромби, ДеДжонетт и Дэйв Холланд (Dave Holland - бас). Их еще называли по имени альбома - GATEWAY. По сути, многие считают эту работа продолжением "Timeless", просто сменили клавишника на басиста, но в этой смене кроется многое - c уходом Хаммера, из музыки исчезла вся эта рок-н-рольная воинственность, агрессия. Теперь Аберкромби без всяких скидок стал лидером трио, а стилистические изменения выпирают из каждой композиции лонгплея. Вот Джон оттачивает свое мастерство владения современной техникой джазовой импровизации, а вот ДеДжонет, почувствовав себя при таком жанровом раскладе уверенней, показывает, что он умеет. Впрочем, все эти изменения не коснулись смелости и мощи отдельных композиций, которые до сих пор могут удивить своей зрелостью даже современного слушателя.

Следующей работой Джона на ECM Records стал его сольный альбом "Characters", записанный в Осло в ноябре 1977 года в студии Talent. Этот лонгплей является сольным в прямом смысле этого слова, поскольку на нем Джон играет совершенно один. Это он сделал в первый и последний раз в своей творческой биографии. Правда, нельзя сказать, что это было напрасно - ведь обычно в качестве напарников у Аберкромби играли такие музыканты, что жалеть об этом вовсе не приходилось, но если исходить из того, насколько поразительно точно Джон чувствовал гармонию композиции и умудрялся в одиночку создавать аккордные последовательности удивительной красоты, то его сольное творчество способно удовлетворить запросы любого гурмана от музыки. Практически все время Джон Аберкромби играет здесь на акустической гитаре, изредка подключая ее для того, чтобы выделить главный голос. Кстати, композицию "Parable" именно с этого альбома Джон иногда называет своей самой любимой. И вообще, чтобы эта пластинка появилась на свет, Аберкромби немало для этого поработал. Даже те места, которые выглядят чистейшей импровизацией, являются, по сути, хорошо рассчитанными и тщательно выверенными вещами.

Вторая работа трио GATEWAY - альбом "Gateway 2", вышла в июне 1978 года и, наверное, именно с этого альбома наиболее ярко стал выражаться уникальный стиль Джона. Вот, что писали об этом альбоме музыкальные критики: "Конечно, тут нет такого прям качественного скачка, мол, до этого он играл в одном духе, а теперь заиграл по-другому. Нет, просто именно на этом альбоме наиболее четко ощущается, что Джон, наконец-то, отшлифовал свой как звуковой, так и стилистический облик, привел в порядок свой музыкальный словарь и готов рассказывать достаточно серьезные вещи, в чем-то весьма сложные, порой даже умопомрачительные по сложности, но всегда яркие, образные, мастерски поданные, но очень умные, уместные и без всяких срывов". Действительно, это было идеальное исполнение - без намека на лишние звуки и ноты. На сей раз Джон полностью избавился от бурного юношеского фьюжна и заиграл мастерски и уверенно, четко представляя, что и зачем он это делает. В результате, альбом получился замечательный - сочный, густой и высокопрофессиональный, альбом, которым мог бы гордиться любой джазовый музыкант. В то же время Джон работал и с другими музыкантами, выпускавшими свои работы на ECM. Отдельно из всех его совместных пластинок особо стоит отметить его игру на двух альбомах Джека ДеДжонетта. Сначала он появился на пластинке "Directions" (1976), а затем и еще в одной работе из этой серии - "Now Directions" (1978).

Интересны также и пара альбомов Аберкромби с другим культовым ECM-гитаристом - Ральфом Таунером (Ralph Towner). В 1976 году они записали дуэтом диск "Sargasso Sea". Эта пластинка стала обязательной для прослушивания поклонникам как одного, так и другого гитариста - ведь здесь сложно определить, чья же это, собственно, запись - Аберкромби или Таунера, авторство композиций разделено примерно пополам, а некоторые, вообще, написаны дуэтом, оба играют в своем ключе и играют безупречно, узнаваемо - изящный ворох акустических струн Ральфа Таунера то тут, то там пронзают колкие и точные выпады гитары Джона Аберкромби. По своему характеру и настроению, композиции этого лонгплея достаточно разнятся - от мистической титульной со странными пассажами, появляющимися откуда ни возьмись, до весьма игривой "Elbow Room". Правда, справедливости ради, стоит заметить, что, несмотря на всю техническую блистательность и безупречность альбома, он несколько скучноват. В 1978 году Аберкромби собрал новый коллектив, в состав которого также вошли: пианист Ричи Бейрах (Richie Beirach), басист Джордж Мрац (George Mraz) и барабанщик Питер Дональд (Peter Donald). Дебютной работой этого квартета стала пластинка "Arcade" (1978), не добавившая ничего особенно нового и революционного в плане звуковой и стилистической эволюции Аберкромби, как гитариста и композитора. Разве что его гитара еще более неуловимо, чем даже в предыдущем дуэте с Ральфом Таунером, расплывается по общему звучанию группы. О той работе также напоминает красочная, сочная и яркая игра пианиста Бейраха. Что же касается остальных участников коллектива, то и их индивидуальное мастерство находит свои параллели с работами музыкантов предыдущих составов, где играл Джон. Так, например, манера исполнения Питера Дональда тут весьма напоминает аккуратные, но очень точные акценты Джека ДеДжонета, а басист Джордж Мрац порой воспринимается как попытка замены Дэйва Холланда. Этот же состав ансамбля записал еще две работы - "Abercrombie Quartet" (1979) и "M" (1980).

В 1981 году свет увидел второй совместный альбом Джона Аберкромби и Ральфа Таунера - "Five Years Later". К сожалению, с тех пор этот дуэт больше ничего создал. Дело не в том, что они разругались или их музыкальные пути настолько увели гитаристов, что о совместной работе не может быть и речи, просто Ральф Таунер женился на женщине, которая жила в Палермо, в Италии, в то время как он сам проживал в Сиэтле, и ему приходилось мотаться все время, так что времени на какие-то посторонние проекты постоянно не хватало... Большую роль в жизни Джона занимало и участие в проекте трио с Марком Джонсоном (Marc Johnson) и Питером Эрскиным (Peter Erskine). В основном, они ездили с гастролями и по мотивам этих своих выступлений записывали альбомы. Так в 1988 году появился лонгплей "Current Events". Это был первый альбом, где Джон поэкспериментировал с использованием гитарных синтезаторов.

"То был секвенсор, но я не помню, играл ли я тогда на клавишных или просто подключил гитару, а если и подключал ее к клавишным, то точно при помощи Casio CZ101 - самой дешевой аппаратуры, что можно найти. Я понимаю, что это было глупо, но там был отличный звук органа, который мне так нравился. Правда, сами клавиши там были очень маленькие, так что я действительно мог подключить гитару, только из-за того звука".

Затем был альбом "Getting There" (1987), записанный этими же музыкантами с участием Майка Брекера (Mike Brecker), а третьим альбомом этого трио стала концертная пластинка "Abercrombie / Johnson / Erskine", записанная 21 апреля 1988 года во время их выступления в Бостоне. Кроме того, в 1987 году Аберкромби принял участие в концерте, посвященном гитаристу Тэлу Ферлоу (Tal Farlow), в котором помимо него в тот вечер выступали такие мастера, как Ларри Корьел (Larry Coryell), Джо Скофилд (John Scofield), Лэрри Карлтон (Larry Carlton), Джон Паттитуччи (John Patitucci - бас), Билли Харт (Billy Hart - ударные). Правда, это выступление следует скорее отнести в актив Корьела, и, как рассказывают очевидцы, он был тогда в ударе. Местами он, правда, тянул одеяло на себя, но это вызывало лишь улыбку, как у самого виновника торжества, так и у остальных музыкантов, которые не обижались и даже подыгрывали разошедшемуся гитаристу. Все еще периодически работая с Эрскиным и Джонсоном, Джон в 1989 году выкроил время и поиграл с легендарным норвежским джазовым барабанщиком Джоном Кристенсеном (John Christenesen) и клавишником Винсом Мендозой (Vince Mendoza). Их пластинка "Animato", вышедшая в 1990 году, ознаменовала собой некое виртуальное возвращение к фьюжну, чего Джон не делал со времен его молодости. На этой пластинке много свободной импровизации и замысловатых гитарных приемов. Впрочем, сам Кристенсен чувствовал себя не в своей тарелке, и вряд ли этот альбом можно назвать среди лучших его работ. Примерно тем же инструментальным составом трио - с клавишником Дэном Уоллом (Dan Wall) и джазовым барабанщиком Адамом Нассбаумом (Adam Nussbaum), работавшим с Гари Бертоном (Gary Burton) и Карлой Блей (Carla Bley), был записан альбом "While We're Young" (1992).

С Уоллом Аберкромби познакомился несколько лет назад на записи пластинки "Route Two" (1981) Дэвида Джонсона (David Earle Johnson). Тогда Дэн сказал Джону, что если тот хочет записать какой-нибудь проект гитара + орган, то всегда может рассчитывать на него. А через некоторое время вместе с органистом Джефом Палмером (Jeff Palmer), когда тот только начинал свою карьеру лидера группы и хотел сделать альбом, составленный полностью из импровизаций, Джон записал пластинку "Laser Wizard" (1985), что, собственно, и было сделано всего за какие-то 4-5 часов при участии саксофониста Гэри Кэмпбелла (Gary Campbell). А два года спустя Джеф Палмер вновь пригласил Аберкромби на запись еще одной своей пластинки, "Abracadabra", вышедшей в 1987 году на итальянском лейбле Soul Note. Это также была чистейшая импровизация, но на сей раз с Дэйвом Либманом (Dave Liebman). Джон тогда играл с частым использованием гитарных синтезаторов и все было отлично, однако ему хотелось поиграть более структурную музыку, отойти от чистой импровизации в более спокойные заводи и в памяти всплыло имя Дэна Уолла. Джон ему позвонил и решил попробовать, что получится, просто на тот момент Дэн не играл на органе - его главным инструментом было фортепьяно, и он пел и писал песни. Впрочем, это не помешало Аберкромби записать совместно с Палмером еще целую серию альбомов - "Ease On" (1993), "Island Universe" (1994), "Shades of the Pine" (1994) и "Bunin the Blues" (2001). В 1993 году трио в составе: Аберкромби, Питер Эрскин (Peter Erskine) и Марк Джонсон (Marc Johnson) вместе с Джоном Сурманом (John Surman) записало альбом "November", оказавшийся необычным по своему стилистическому наполнению и резко выделявшийся среди всех остальных их работ по динамике и настроению. Он получился гораздо более осязаемым, густым, а местами резким и быстрым. Задумчивости, свойственной Аберкромби, здесь места почти нет.

В 1994 году у трио Аберкромби, Уолл и Насбаум появилась, пожалуй, самая мрачная пластинка в дискографии Джона - "Speak of the Devil". Вместо того, чтобы продолжать идеи "While We're Young", она оказалась ближе к "Animato" и получилась более размытой и даже, в некотором смысле, бесформенной, созданной путем искусственного наложения в студии одних музыкальных текстур на другие. Однако с альбомом "While We're Young" этот диск роднит то, что Дэн Уолл все еще использует на нем орган вместо синтезатора. Вообще, этой своей работой Аберкромби проиллюстрировал тот факт, что он, хотя все еще и любит джазовый лиризм, хорошо расписанные пьесы с богатыми гармониями, но, тем не менее, увлечен и другой, более "темной" или даже "теневой" стороной музыки, где нет четких линий и цветов, и все определяется игрой полутонов и настроений.

Альбом "Tactics" (1996) вообще оказался практически полной противоположностью "While We're Young". Видимо, Уолл сделал для себя определенные выводы и на сей раз, вместо пулеметного заградительного огня, предоставил всего лишь площадку для высадки редких, но метких гитарных очередей Аберкромби, который местами играет тут даже несколько атонально. Пластинка эта была записана по мотивам трех концертов трио Джон Аберкромби, Дэн Уолл (Dan Wall) и Адам Нассбаум (Adam Nussbaum) в Нью-Йорке. Финальным аккордом этого формирования стала пластинка 1999 года "Open Land", где трио превратилось в секстет за счет появления Кенни Уиллера (Kenny Wheeler), Марка Фельдмана (Mark Feldman) и Джо Ловано (Joe Lovano).

А в 1998 году, в рамках тура, организованного американской табачной компанией Philip Morris, Аберкромби побывал в России, посетив необычную для музыканта такого класса серию городов - Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Среди его партнеров по этому туру был известный российский саксофонист Игорь Бутман.

Джон Аберкромби

Оборудование

Main Guitar(s):

Brian Moore Custom DC/1P

Amps:

Vintage Polytone Mini-Brute
Roland JC-77
Roland JC-120
Mesa Boogie Mark III

Effects/Pedals:

Boss SE-50 Multieffect
Fulltone Full-Drive, Distortion
Ernie Ball Volume Pedal
Boss GE-7 Graphic EQ (as a preamp)

Strings:

D’Addario XL110: .010, .013, .017, .026, .036, .046

Other Guitars:

Ibanez Artist


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин