Американский джазовый гитарист, представитель направления бибоп. Кессел был участником многих знаменитых джазовых коллективов, работал над саундтреками для кинофильмов и телевизионных программ, а также был членом группы сессионных музыкантов, известных как 'The Wrecking Crew'. Удивительное сочетание мастерства и артистизма сделала Барни Кессела одним из самых популярных студийных электрогитаристов в Голливуде.
Барни Кессел родился 17 октября 1923 года в Маскоги, штат Оклахома. Он был самоучкой – Барни впервые взялся за гитару в 12 лет и учился, копируя гитаристов, записи которых слышал на радио и пластинках. Школьником он играл вместе с местными танцевальными группами, пока не попал в коллектив Чико Маркса, старшего из комедийного квинтета братьев Маркс, с которым гастролировал около года. Барни быстро зарекомендовал себя как талантливый гитарист и последователь Чарли Крисчиена, одного из основателей бибопа и кул-джаза. В 1939-м Чарли Крисчиен приезжал в Оклахома-сити только для того, чтобы послушать игру шестнадцатилетнего подростка и выступить вместе с ним.
В 1944 году Кессел принимал участие в съемках короткометражного фильма 'Играя блюз' (Jammin' the Blues) вместе с Лестером Янгом (саксофон), Рэдом Каллендером (туба), Гарри Эдисоном (труба), Марлоу Моррисом (клавишные), Джо Джонсом (ударные) и другими.
Барни был единственным белым исполнителем в фильме, поэтому он держался в тени, а его руки намазали темным ягодным соком.
В 1995 году 'Играя блюз' был внесен в Национальный реестр кинофильмов США и помещен на вечное хранение в библиотеку Конгресса США как 'культурно, исторически или эстетически значимый фильм'.
В феврале 1947-го Кессел записывался на студии звукозаписи 'Dial Records' под руководством саксофониста и композитора Чарли Паркера на классической джазовой сессии 'Relaxin' at Camarillo', а также участвовал в записи четырех пластинок под названием 'Charlie Parker on Dial'. Над альбомом работали тридцать музыкантов и записали они 89 песен.
Между 1947 и 1960 годами Барни Кессел неоднократно становился 'гитаристом номер один' согласно опросам журналов 'Esquire', 'Down Beat' и 'Playboy'. Его репутация в мире джазовых профессионалов непрерывно росла, и в 1952-м музыкант вошел в состав трио пианиста Оскара Питерсона (третьим стал джазовый контрабасист Рэй Браун), совершив с ним турне по 14-ти странам, которое заняло год. Стоит отметить, что место гитариста в коллективе Оскара Питерсона было наитруднейшей работой, поскольку Питерсон любил играть в головокружительнрм темпе. После ухода Барни из трио его заменил Херб Эллис.
Кессел известен инновационной работой в гитарных трио. В 50-х он записал серию альбомов под названием 'The Poll Winners' вместе с Рэем Брауном и ударником Шелли Манном. Кессел замечательно сыграл при записи популярной любовной песни 'Cry Me a River' в исполнении Джули Лондон. Кроме того, его трехтомный альбом 'Kessell Plays Standards' содержит много лучших работ, сыгранных в те годы. К концу десятилетия он часто играл с саксофонистом Сонни Роллинсом – гитарную партию Кессела можно услышать в композиции 'How High the Moon' альбома 'Sonny Rollins And The Contemporary Leaders'. В 1958-м Кессел создал джазовую аранжировку 'Кармен' (Barney Kessel Plays Carmen) Жоржа Бизе и записал ее с пианистом Андре Превеном. Еще одной известной джазовой аранжировкой Кессела стала версия гимна 'Вот идет невеста'. Следующее десятилетие Кессел встретил в качестве самого востребованного гитариста в Голливуде и оставался им еще 40 лет. Его гитара звучит на сотнях записей, включая популярные песни, саундтреки к кинофильмам и рекламным роликам. Он работал с Филом Спектором, Марлен Дитрих, Фредом Астером, Фрэнком Синатрой, Морисом Шевалье, Элвисом Пресли, Барбарой Стрейзанд, группами 'The Beach Boys' и 'The Monkees' и множеством других исполнителей и коллективов. В одном из эпизодов телесериала 'Перри Мейсон' (Perry Mason) Кессел появился в небольшой роли джазового гитариста по имени Барни.
В 1961-м американский производитель гитар 'Gibson' представил модель гитары 'The Barney Kessel' и продолжил выпускать ее до 1973 года. Одной из особенностей инструментов, на которых играл Барни, было сочетание грифа от 12-струнной гитары с корпусом мандолины.
В 70-х Кессел долгое время жил и выступал в Европе и по всему миру проводил свой семинар 'The Effective Guitarist'. Его сыновья Дэвид и Дэниэл последовали примеру отца и стали сессионными музыкантами. Последние гастроли Барни состоялись в начале 1992 года (Австралия и Новая Зеландия), а до этого он провел крупный тур по США, Канаде, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, Португалии и Японии.
Barney Kessel and Bucky Pizzarelli / 1989 Gibson Jazz Party, Denver, Colorado
26 мая 1992 года Барни Кессел перенес инсульт, который очень ослабил его здоровье. Он больше не выступал и посвятил себя преподавательской деятельности, выпустив отличный учебник (The Guitar) и несколько видео-курсов. Музыкант умер 6 мая 2004 года от опухоли головного мозга, в Сан-Диего, штат Калифорния, в возрасте 80 лет.
В альбоме британского рок-гитариста и композитора Пита Таунсенда 'Scoop', который вышел в 1983-м, есть инструментальная композиция, посвященная Кесселу. Она так и называется, 'To Barney Kessel'.
Дискокрафия
Easy Like, Contemporary, 1953.
Kessel Plays Standards, Contemporary, 1955.
To Swing Or Not to Swing, Contemporary, 1955.
Music to Listen to Barney Kessel By, Contemporary, 1956.
Let's Cook, Contemporary, 1957.
Barney Kessel Plays "Carmen," Contemporary, 1958.
Some Like It Hot, Contemporary, 1959.
Barney Kessel's Swingin' Party at Contemporary, Contemporary, 1960.
Workin' Out, Contemporary, 1961.
Autumn Leaves, Black Lion, 1968.
Feeling Free, Contemporary, 1969.
Limehouse Blues, Black Lion, 1969.
Yesterday, Black Lion, 1973.
Just Friends, Sonet, 1973.
Barney Plays Kessel, Concord, 1975.
Soaring, Concord, 1976.
Poor Butterfly, Concord, 1976.
Live at Sometime, Storyville, 1977.
Jellybeans, Concord, 1981.
Solo, Concord, 1981.
Spontaneous Combustion, Contemporary, 1987.
Red Hot and Blues, Contemporary, 1988.