|
Уолтер Траут: Неиспорченный прогрессом |
inrock.ru
"Unspoiled By Progress" – так назывался сборник гитариста, вышедший к 20-летию его сольной карьеры. Было это пять лет назад, в 2009 году. Пожалуй, именно за эту "неиспорченность" Уолтера так любят и высоко ценят во всем музыкальном мире. Она отнюдь не подразумевает слепого следования из года в год проверенным приемам и техническим трюкам.
Тем не менее, его тяжелый блюз-рок очень сродни хард-року 70-х: длинные, агрессивные, но мелодичные гитарные проигрыши и полные эмоций партии хаммонд-органа, часто напоминающие Deep Purple образца 1974-75 годов.
Послужной список Траута – более чем внушительный. В начале своей карьеры (рубеж 1980-х) он сотрудничал с Canned Heat, после чего получил приглашение от Джона Мэйолла и присоединился к Bluesbreakers, где играл тандемом с Коко Монтойей. Успешная карьера, более чем комфортная работа, но в 1989-м Уолтер решается начать самостоятельный путь. "Я мог оставаться с Bluesbreakers сколь угодно долго. Джон был мне как отец родной, прикрывал меня, поддерживал и помогал развиваться в музыке. Это было сложное решение, но я чувствовал, что должен идти своей дорогой", – вспоминает Траут. Дорога эта была непростой, но успешной.
В 2008 году состоялся единственный концерт Уолтера Траута в Москве: в зале ММДМ в рамках абонемента "Герои блюза". Несмотря на тяжелый перелет, Уолтер согласился на автограф-сессию в магазине "Союз", успел погулять по Красной площади, не отказался от афтепати в клубе "B.B. King". Очень позитивный человек, полный энергии – именно таким он предстал и на концерте. А звукорежиссеру, который приехал вместе с Траутом, удалось укротить даже сложную для рока акустику зала.
2014-й год – знаменательный в жизни Уолтера Траута. 25 лет сольной карьеры! С другой стороны, именно сейчас Уолтера настигла страшная болезнь, поставившая саму его жизнь под угрозу. В мае артист перенес операцию по пересадке донорской почки, последовало тяжелое восстановление – всё это могло поставить точку в карьере музыканта. Но Траут – не такой человек... Он умудряется выпустить новый диск – "The Blues Came Callin'" (2014), в записи которого опять же поучаствовал неувядающий Джон Мэйолл. Выходит биография музыканта "Rescued Reality: The Life and Times Of Walter Trout" ("Спасенная реальность: жизнь и судьба Уолтера Траута"), в которой Уолтер откровенно говорит о всех своих проблемах молодости – наркотики, алкоголь, – вспоминает массу забавных эпизодов из гастрольной жизни, показывает себя мудрым философом и учителем – необычайно начитанным и образованным.
Сам он поясняет:
"Музыка дает мне силы и смысл жизни". Одна из песен нового альбома, "The Bottom Of The River", как раз о том, что нельзя сдаваться; надо бороться до конца, несмотря ни на что. И мы очень благодарны Уолтеру, что он, несмотря ни на что, согласился на небольшое эксклюзивное интервью для нашего журнала.
У блюза уже долгая история. Что вы думаете о его настоящем, каким видите его будущее?
Блюз – это музыка Вселенной. У нее нет возраста. И она не стоит на месте. Я хочу сказать, что блюз – это не музей древностей, ему надо дышать, жить и постоянно развиваться. Именно поэтому блюз будет оставаться актуальной формой для всех новых направлений. Современный мир часто ставит нас в тупик, задает трудные и сбивающие с пути вопросы. Блюз всегда возвращает нас к человечности, к поиску гуманизма в себе и окружающих.
А что молодые американцы могут найти в этой музыке? Они вообще слушают ее? Хочет ли молодежь играть блюз сегодня?
Блюз сегодня приобретает новых поклонников, новую аудиторию. Большинство слушателей – уже в возрасте, но я постоянно встречаю молодых гитаристов, открывающих для себя этот жанр. В этой музыке есть что-то важное и существенное. Когда молодежь сталкивается с ней, в большинстве случаев молодые ребята "попадаются на крючок". Как я и говорил, эта музыка не знает границ.
Понятно, что для вас это музыка всей жизни. Но чем она может стать для молодежи, которое всегда ищет что-то свое, отличное от привязанностей старшего поколения?
Мои сыновья яростно протестовали против того, чтобы играть блюз. Но вдруг, совершенно неожиданно, открыли его для себя заново, именно в своем собственном контексте. Такие музыканты, как Джек Уайт, снова оживляют блюз для очередного поколения. Но классики жанра, такие как Фредди Кинг, Хаунд Дог Тэйлор и другие, открывают ребятам новые горизонты. Я постоянно вижу молодых парней на концертах, они стараются ощутить и перенять спонтанность, импровизационные возможности стиля. Может быть, это от того, что в музыкальных школах все очень заорганизовано, спланировано. Они счастливы обрести другой подход, другую методологию в жизни. Блюз – вечно молодой. Нужно творчески относится к стилю, оставаться в современном мире, том, где проходит наша повседневная жизнь.
Вы начали сольную карьеру в возрасте 38 лет. Что привело к такому решению? Никогда не жалели, что не сделали это раньше?
Я играл в группе Джона Мэйолла, и понял, что если хочу делать что-то свое, то именно сейчас настал момент, чтобы начать. Так я и сделал. По этому поводу много всего уже написано... Главное – я хотел идти своим путем, играть свою музыку, сказать свое слово.
Касательно Джона Мэйолла: ему уже за 80, а он по-прежнему полон энергии и сил, прошел через многие сложные времена, но не растерял жизненного оптимизма.
Джон – удивительный человек. Он всегда очень позитивен, и он – сильная личность. Он знает, что трудности – это просто препятствия на главном пути, он проходит через них и движется дальше.
Что делает Джона, других музыкантов его и вашего поколения такими сильными? Это что, особый тип людей?
Блюз помогает выжить. Когда музыка формирует связь с твоей душой и с окружающим миром – это самый лучший, самый жизнеутверждающий подход к своей судьбе. Нет причин притворяться, казаться кем-то. Просто будь настоящим, и это сбережет массу энергии!
Вы когда-нибудь нервничали на сцене?
Когда в прошлом году у меня начались проблемы со здоровьем, я испытывал сомнения, смогу ли выдержать целый концерт. Но я смог поделиться тем, что происходило со мной, со всей аудиторией, и это помогло мне пройти через трудности. Это был важный опыт того, как сообща справиться со своими чувствами и волнениями.
Можете ли выделить особенно важные концерты за всю карьеру?
Я всегда вспоминаю джазовый фестиваль в Монтрё в 1986 году, когда я играл вместе с Лютером Эллисоном и Джоном Мэйоллом. Другие фестивали в Европе – "Northsea Jazz Festival", "Pink Pop", "Midtfyns Festival" в Дании, где частично был записан мой первый сольный альбом.
В России у вас много поклонников, тех, кто любит слушать, как плачет и ревет ваша гитара. Жаль, что вы играли у нас только один раз...
Сыграть в Москве было здорово! Замечательный город, замечательные люди... Мне кажется, русские люди ощущают очень сильную связь с блюзом. Он может выразить музыкальными средствами то, что порой не знаешь, как сказать словами. Когда идет речь о единении нашего мира, очень важно иметь такого рода отклик. Мы все испытываем похожие радости и печали и можем пройти через них вместе.
Надеемся, что вы еще выступите у нас! Спасибо за ваши ответы!
Я надеюсь приехать сюда, когда поправлюсь, где-нибудь месяцев через девять или через год... Спасибо вам всем за интерес к моей музыке и к блюзу. Я надеюсь, что вы увидите, как эта музыка может обогатить вашу повседневную жизнь. Блюз зародился в Америке, но представляет собой смесь американских и европейских традиций. Теперь он принадлежит всему миру. Поэтому знать, что блюз любят в России – для меня особенно важно. Надеюсь, и для вас тоже!
- Олег Павлов
Благодарим жену и верного помощника Уолтера – Мэри Траут за помощь в организации этого интервью.
***
WALTEREST TROUT: ПЯТЬ ГЛАВНЫХ АЛЬБОМОВ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА
"Life In The Jungle" (1990)
Дебютный альбом Уолтера Траута был записан в 1989-м, а издан в 1990 году в Европе на фирме "Provogue". Он включает студийные композиции, а также пару концертных записей с летнего фестиваля в Дании, демонстрирующих разностороннюю технику игры гитариста. Среди записей – несколько интересных кавер-версий: "Red House" Хендрикса, "Serve Me Right To Suffer" Джона Ли Хукера и "She’s Out There Somewhere" Бадди Гая. На басу сразу же утвердился бессменный Джимми Трап, лучший друг Траута, прошедший с ним всю сольную карьеру и покинувший этот мир в 2005 году. Любопытно, что впервые сама композиция "Life In The Jungle" прозвучала раньше – на альбоме "Chicago Line" Джона Мэйолла, который был записан с участием Уолтера. Только через 12 лет, в 2002-м, этот альбом, наконец, перевыпустили в Америке, на родине героя. Именно это издание является сегодня аудиофильским раритетом – продается на "Амазоне" по цене свыше 700 долларов!
"Live No More Fish Jokes" (1992)
По итогам первых трех сольников выходит концертный альбом – и какой! Записанный во время августовского фестиваля в Дании и декабрьского фестиваля в Голландии, этот диск содержал более 70 минут музыки и показал Траута и его группу в естественной среде, в процессе взаимодействия с публикой. Искусные развернутые соло, блестящая техника, мощь и напор... В общем, слушать – одно удовольствие! Открывается концерт мощной "Dust My Broom" Роберта Джонсона. Крепкий, тяжелый, но всегда мелодичный блюз ("Motivation Of Love", "Playing With Gloves On") составляет основу концертов. Находится место и лирике Боба Дилана – "Girl From The North Country". Концертные альбомы вообще очень важны для понимания творчества Траута, поэтому хотя бы один обязательно надо послушать "от и до".
"Full Circle" (2006)
Что могло соединить таких корифеев блюза, как Джон Мэйолл, Коко Монтойя, Бернард Эллисон, Джефф Хили, Джо Бонамасса, Эрик Сосискас, Гитар Шорти, Финис Тэсби, Джуниор Уотсон, Джеймс Харман и Дикон Джонс, на одном альбоме? Ответ простой – Уолтер Траут, который на протяжении своей 35-летней карьеры успел переиграть со всеми этими (и многими другими!) музыкантами. Большинство треков записано вживую, с первого дубля, чтобы сохранить спонтанность и энергетику. Чувствуется, что музыканты получают удовольствие от совместной игры. Траут старается держаться несколько в тени, чтобы дать развернуться другим музыкантам, но и про себя не забывает! Данный альбом не слишком характерен для творчества самого Уолтера в силу заметного влияния других участников, но это не делает его хуже – он просто другой. Замкнутый круг ("Full Circle") в пространстве и во времени, путешествие по множеству направлений, относящихся к блюзовому жанру. Сам Уолтер считает свой альбом способом отдать должное тем артистам и временным периодам, которые помогли ему определить свой путь в музыке. Второе место в блюзовых чартах "Billboard" – главный коммерческий успех в карьере Траута.
"Unspoiled By Progress (20 Years Of Hardcore Blues)" (2009)
Диск особенно подойдет тем, кто не знаком или не очень знаком с творчеством Траута. Он включает ряд концертных номеров из разных периодов его двадцатилетней карьеры. "Life In The Jungle" – одна из самых известных песен Уолтера, написанная еще во времена работы с Джоном Мэйоллом. Кавер "Going Down" – записанный на BBC еще в 1991 году, но ранее на дисках не выходивший. Полная чувств инструментальная "Marie’s Mood" – посвящение жене, написанное в 1997 году, когда у нее были сложные роды. Другая лирическая композиция "Sweet As A Flower" – запись с концерта в Вегасе в 2005 году, ставшего последним выступлением басиста Джимми Трапа. Также на диске присутствуют три новые вещи (включая злую "социалку" "They Call Us The Working Class") и записи с нескольких европейских блюзовых фестивалей. Полный букет!
"Blues For The Modern Daze" (2012)
На вторую неделю после выпуска альбом добрался до четвертого места в блюзовом топе "Billboard". Траут говорил, что при записи музыки он вдохновлялся творчеством легендарного блюзмена-новатора Блайнд Уилли Джонсона, вошедшего в историю в качестве автора "Soul Of A Man" и "Nobody's Fault But Mine". Наверняка последний акустический трек "Pray For Rain" Уолтер сделал именно в традиции Джонсона. Музыкант отметил: "Альбом говорит многое и обо мне самом. В нём суммируются мысли и взгляды человека, который становится старше и чувствует себя отчасти принадлежащим к другой эпохе. Его нравственные ценности и предпочтения отличаются от преобладающих в настоящее время. И я разделяю эти ценности – такие как сострадание, подлинность и честность – так же сильно, как я верю в свою музыку". Диск получился очень блюзовым для Уолтера и, скорее всего, лучшим за последние десять лет. Конечно, Америки он не открыл, всё сделано в традиционном ключе, но с каким талантом, мастерством, а главное – с чувством и искренностью! Разнообразие блюзовых стилей, хорошие мелодии, присущий Уолтеру юмор, мощный проникновенный вокал, роскошные соло ("Brother’s Keeper", "Recovery", "Lonely") – что еще нужно любителю традиционного блюз-рока с энергичным современным звучанием?
- Юрий Соколов
|