weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Реклама
worldelectricguitar в вконтакте
10 вещей, необходимых чтобы играть как Рой Бьюканан

Progita.ru

Рой Бьюканан

Он был редчайшим типом гитариста - гитаристом для гитариста с врождённой способностью к игре сладостно-горьких мелодий кантри, плачущих блюзовых фраз, сложных джазовых гармоний и охрененного рок-н-ролла – и всё это со звуком, от которого дух захватывает, инновационной техникой и, одновременно, с простой беспечностью, которая просто сразу вводит в состояние умиротворения. Рой Бьюканан (1939-1988) оказал неизмеримо большое влияние на развитие электрогитары доселе неслыханными, но в наше время банальными, звучанием и техникой, при этом пользуясь лишь простейшими приспособлениями и живым воображением.

Хотя многие до сих пор считают его загадочным, Бьюканан был обычным семьянином, который плевать хотел на известность – он просто хотел играть на гитаре по-своему. Именно это он и делал, попутно собрав легион преданных поклонников. Краткий их список включает Мика Джаггера (Rolling Stones даже попытались нанять Роя после ухода Мика Тейлора), Пола МакКартни и Джона Леннона (оба хотели записаться с Бьюкакнаном, но им не удалось), Джеффа Бэка (он посвятил свою версию песни Стиви Уандера «’Cause We’ve Ended As Lovers» Рою), Леса Пола (тот сравнивал Бьюканана с Хендриксом), Эрика Клэптона, Манделла Лоу, Мерля Хэггарда, Рэя Флэки, Робби Робертсона, Джима Вейдера, Нильса Лофгрена, Арлена Рота и тысячи прочих. Прибавьте толпы поклонников, которые в интернете обмениваются редкими концертными записями, и хардкорных фанатов - музыкантов, которые постоянно обсуждают импеданс бриджевого звукоснимателя на гитаре Роя, и вы получите суетливое сообщество бьюкофилов, активно существующее даже спустя два десятилетия после его смерти. (Официально, его смерть 14 августа 1988 года считается самоубийством, что до сих пор вызывает споры среди его друзей и родственников).

Профессиональная карьера для Роя началась в возрасте 15 лет, когда он отправился на гастроли вместе с ритм-н-блюзовой группой Джонни Отиса. В течении нескольких следующих лет Рой изъездил почти всю страну со многими группами, попутно совершенствуя своё мастерство игры рока, кантри, джаза и блюза. Рой слушал многих гитаристов, среди них Рой Николс, Чет Аткинс, Мерль Трэвис, Хэнк Гарланд, Би Би Кинг и Барни Кессель (годы спустя, Бьюканан выразит своё восхищение Джимми Хендриксом и Джеффом Бэком), но именно жирные бенды Джимми Нолена, отца фанковой игры на гитаре, оказали наибольшее влияние на Роя в период становления. (В поисках сокровищ: Бьюканан специально записал диск под названием «Blues For Jimmy Nolen» для августовского номера GP 1985 года).

В 1956 году Бьюканан заменил Джеймса Бертона в группе Дейла Хоукинса, а два года спустя дебютировал на записи песни Дейла под названием «My Babe». Переехав в Канаду в 1960 году, он ненадолго присоединился к группе Ронни Хоукинса (двоюродного брата Дейла) под названием Ronnie Hawkins and the Hawks, где начинали Робби Робертсон и прочие будущие участники группы the Band. Затем, Бьюканан вернулся в Штаты, чтобы поработать сессионным музыкантом, но в 1963 он забросил музыку ради семьи в Вирджинии, устроился работать парикмахером, но давал уроки игры на гитаре и изредка выступал в местных клубах. Всё изменилось в начале 1971 года, когда в журнале Rolling Stone был опубликован восторженный обзор выступления Роя в одном из клубов Вашингтона, а затем был снят документальный фильм, известный под названием «Лучший неизвестный гитарист в мире» (на самом деле название было «Знакомство с Роем Бьюкананом»). За следующие 6 лет, благодаря контрактам на запись и международным гастролям, Рой записал дюжину альбомов для Polydor (Альбомы «Roy Buchanan» и «Second Album» необходимы для прослушивания) и Atlantic. Несмотря на успех, Рою не нравились записанные после двух первых альбомов пластинки, и он разочаровался в звукозаписывающих компаниях.

К 1978 году Рой погряз в мире алкоголя, и следующие шесть лет являлись непрекращающейся борьбой с демонами. Игра его ухудшалась, несмотря на проблески гениальности. За это время он записал только один альбом. В 1985 Рою удалось умерить потребление алкоголя и заключить контракт с Alligator Records, лейблом из Чикаго, специализирующемся на блюзе, который предложил ему полный контроль над записываемым материалом. Обретя свободу, Рой записал для лейбла «When a Guitar Plays the Blues», «Dancing on the Edge» и «Hot Wires». Ему понравились результаты движения в новом направлении. На последнем выступлении в Нью Хавен, Коннектикут, 7 августа 1988 года всё шло как надо, Рой был в приподнятом настроении – он завязал с выпивкой и с оптимизмом ожидал новых проектов. Вот и поди разберись.

В игре Роя было нечто, что отличало его от других – поэтому и Stones, и участники Beatles так хотели с ним работать, а Джефф Бэк его обожал, и мы, простые смертные, так стремимся переслушивать его музыку. Вообще, магия Бьюканана редко попадает на страницы (это нелегко), и его участие в «10 вещах» этого месяца большая честь для нас. Поэтому подрубайте свои телекастеры к усилителям Vibrolux, выкручивайте громкость на полную и готовьтесь заставить людей плакать. Но сначала вам надо…

1. Попасть под правильный «пресс»

Когда Лерою Бьюканану исполнилось два года, его семья переехала из Озарка, Арканзас в Пиксли, Калифорния. В шесть лет он получил свою первую гитару и через некоторое время стал брать уроки игры на стил-гитаре у вдовы по имени Клара Прешер. Это длилось три года. В интервью 1985 года для августовского номера GP Бьюканан очень хорошо отзывался о миссис Прешер, благодаря её за раннее музыкальное развитие: "Она обучала игре поп - музыки на стил-гитаре. Мне было девять, рок-н-ролла ещё не было. Я выучил "Mule train" и ещё несколько вещей в стиле кантри. Но именно она заложила основу "звучания Роя Бьюканана". Она заложила основу для всего, чему я научился на стил-гитаре. И когда я перешёл на обычную гитару, всё равно осталось звучание стил-гитары". Бьюканан отдал дань уважения своему бывшему преподавателю, записав песню под названием "Mrs. Pressure" на альбоме When a Guitar Plays the Blues.

2. Развить собственный звук и технику

Хотя и существует две противоположные истори о том, как Рою достался этот инструмент, самым важным является то, что Рой нашёл свою вторую половинку в виде повидавшего многое телекастере 1953 года где-то летом 1969 года. (По иронии у Бьюканана был такой же телекастер в юности, но он его обменял на стратокастер). За многие годы у него было несколько телекастеров, но именно этот, 53 года, подключенный к усилителю Fender Vibrolux 2x10, и был основным "голосом" Роя большую часть его сольной карьеры. Обычно Бьюканан на полную выводил громкость и тон на усилителе, добавлял реверберации и наводил звук уже непосредственно на гитаре. Гитару он вешал высоко, использовал тонкие струны Fender Rock and Roll и менял их только тогда, когда они рвались. В начале 1979 года он на несколько лет переключился на страт.

До 1985 года он перепробовал множество гитар, пока не отправил свой основной телекастер 53 года на отдых, а вместо него стал использовать телекастер 83 года со звукоснимателями Bill Lawrence и юбилейный голд топ Gibson Les Paul, посвящённый 30-летию гитары. Во время этого периода Бьюканан эксперементировал с разными усилителями, среди них Peavey, Mesa/Boogie и Marshall, пока не остановился, наконец, на Roland JC-120. Так же он начал экспериментировать с педалью дилэя Boss DD-2. К началу 1988 года главным инструментом Роя была мастеровая гитара в форме телекастера от Fritz Brothers из Мобайл, Алабама с тремя звукоснимателями EMG. Отход от традиционного оборудования многих шокировал, но Рой свято верил в то, что его новое оборудование позволяет ему воспроизводить всё его инновационное звучание и уникальные технические приёмы, включающие жирные бенды, искусное владение ручками управления громкостью и тоном и патентованные медиаторные флажолеты, а так же использовать новые технические приёмы и виды звука. А нам и этого хватит.

3. Свистеть во время работы

Рой Николс однажды спросил у Бьюканана, как тот добивается звучания, похожего на звук, издаваемый птицами. Известно, что Бьюканан сыграл первый медиаторный флажолет (он их называл "свистками") в песне "Potato Peeler", сингле 1962 года, который он записал с барабанщиком Бобби Греггом (на самом деле: при неудачном поиске в интернете полной версии песни был обнаружен отрывок легендарного момента... в качестве рингтона). Бьюканан в нескольких своих интервью для GP рассказывал о том, как доисторический случай из упражнения 1 превратился в удачу: "Когда я в первый раз получил этот флажолет, это на самом деле была ошибка, и я сделал это только один раз, поэтому вам стоит тщательно прослушать запись. Вообще я пытался извлечь одну из этих высоких нот, которые всегда играли такие саксофонисты, как Джуниор Уолкер и Плас Джонсон. Я уже думал, что нам придётся записать ещё один дубль, но все вдруг выкупили эту штуковину, я понял, что я сделал, и с тех пор я всегда так играю. Чтобы повторить это, вам нужно добавить побольше высоких частот. Когда вы ударяете струну медиатором, необходимо, чтобы ваш большой палец соприкоснулся со струной вместе с медиатором. При этом надо приложить усилие - просто так не получится - и лучше всего это получится на тонких струнах". (С научной точки зрения медиаторные флажолеты рассмотрены в статье "Развенчание мифа о флажолетах" в майском номере GP за 2008 год). Как только вы овладеете этим важным техническим приёмом Роя, добавляйте случайные медиаторные флажолеты к любым единичным нотам в следующих примерах. Например, нота C# с вибрато и таким приёмом в типичной скользящей фразе шаффла в открытой позиции из примера 1b, или уже плавные бенды, предварительные бенды или частично отпущенные бенды в примерах 1c и 1d заставят эти простые дополнительные фразы аккорда ступени I (E7) кричать "Бьюканан!" ещё громче.

4. Добавить «жира»

Как можно увидеть, услышать и почувствовать, Бьюканан использовал большое количество приёмов звукоизвлечения, добавляющих густоты, среди них всевозможные бенды и легато, чем он был схож со своим приятелем Бэком. Обманчивый приём предварительного бенда, использованная в примере 2a, который может легко выполнить роль оборота, это один из методов, которым Рой пользовался для стирания границ между подтянутыми и неподтянутыми нотами. Переходя в тональность Соль, фраза последовательности IV-I (C7-G7) в примере 2b кажется дикой смесью стилей Клэптона/Бэка, последний особенно ощущается в тех нисходящих легато с нот, предварительно подтянутых на четверть тона, в последних двух долях. А пока, вернувшись в тональность Ми, манёвры Бьюканана в последовательности I-IV в примере 2c показывают, как создать ритмическую густоту путём сочетания восходящих хроматических промежуточных нот и педальной ноты Си, сыгранной на открытой струне, с четвертными триолями, изобретательностью и тучей пребендов. (Соедините точки: Перед примером 2c поставьте пример 1b и получите четырёхтактовую фразу). «Бендики» Бьюканана могут показаться абсолютно странными, да и вы не найдёте более нездорового подхода к аккорду IV ступени, чем тот, который начинает пример 2d! Чтобы разобраться с этой медленной блюзовой фразой в размере 12/8, сконцентрируйтесь на тональности Ля и кажущиеся сложными ритмы упрощайте следующим образом: рассматривайте каждую долю из четвёртой ноты с точкой как мини-такт в 3/8. (Совет: Вы можете удвоить длительность каждой ноты и мыслить в 3/4). Начните в шестом такте двенадцатитактовой блюзовой прогрессии, следуйте рекомендованной аппликатуре в первых двух долях, и всё будет как надо, когда вы будете обыгрывать аккорд D7 так, как никогда до этого не делали!

5. Вызвать громкие аплодисменты

Хотя многие соло Бьюканана и достигали вершины в диких блужданиях в чистом звуке, в которых просто не соблюдались правила нотной грамоты (игра за верхними ладами и т.д.), у Роя было много других способов заставить аудиторию неистовствовать. Рой строил свои блюзовые соло так же, как проповедник пробуждает паству. Каждые 12 тактов он усиливал напор таким образом, чтобы каждый оборот становился интенсивнее, пока не достигалась кульминация. (Совет: послушайте «After Hours» с альбома «Second Album». Вам гарантированно снесёт крышу). В мире Роя возбуждение слушателей во время вступительных рефренов среднего шаффла в Ля могло быть вызвано таким простым, но элегантным оборотом с бендами, как в примере 3a, а разрешение медленного блюзового отрыва в Ми явно требует похожего на всхлипы и стоны, слышимые в примере 3b. Попытайтесь вникнуть в эти глухие пребенды! Замедлите четыре последние ноты, и у вас уже будет что-то для окончания.

6. Зажигать

Уроки миссис Прешер так прочно укоренились в стиле игры Роя на обычной гитаре, что такие фразы, напоминающие стил-гитару, как в примере 4 очень часто встречались в импровизациях Роя. Эта четырёхтактовая линия начинается с хроматического затакта, а затем использует диатонические сексты и их «хроматических соседей», сыгранные переменным штрихом, для выделения движения IV-I (A7-E7) в тактах 5-8 двенадцатитактового среднетемпового шаффла в Ми. Заставьте его зазвучать для миссис П., добавив вибрато в правильных местах.

7. Добавить немного кантри

Звучание гитары Роя, напоминавшее стил-гитару, более походило на звучание педальной гитары, нежели гавайской, что видно в первых двух тактах примера 5. Этот четырёхтактовый отрывок предназначен для тактов 9-12 двенадцатитактового блюза в Ля. Поэтому он подходит как для вступления, так и для оборота. Необходимо разместить баре мизинцем на 12 ладу и сделать пребенд на струне G на целый тон от 11 лада (помогая безымянному пальцу остальными двумя), а затем ударить по струнам одновременно медиатором, средним и безымянным пальцами, и просто позволить прорезать этому ритмичному отпуску струны и повторному бенду. Круто! Ожидаемое движение на IV ступень в такте 2 переносит эту позицию на тон ниже, но мы тут будем использовать обратный рейк медиатором для арпеджирования отдельных нот. (Подсказка: пусть они звенят). Переместитесь в пятую позицию для двухтактового оборота, в котором плавная фразировка Роя превращает банальный оборот в нечто необычное.

8 Поиграть с громкостью

Другим техническим приёмом, который Рой перенёс со стил-гитары на обычную, являлось использование ручки громкости для затухания нот или аккордов и создания эффектов звучания стил-гитары, виолончели, скрипки или плачущей женщины, но он мог приближаться к колеблющемуся звучанию и другими способами. Как иллюстрация, каждая фраза в медленном блюзовом фрагменте в 12/8 в примере 6a сыграна с разной атакой, что даёт нам три разных вида колебаний, два из которых показывают склонность Роя к грубым однонотным бендам, сыгранным в формах аккордов, так же известным как искривлённые аккордовые бенды. Сначала мы сыграем аккорд I ступени, ударив по нижним 4 струнам в стандартной позиции аккорда G7 на 3 ладу при помощи медиатора и пальцев (как в примере 5) и применим ритмичный полутоновый бенд и последующий отпуск к терции аккорда (Си) на струне G, а остальные ноты оставим звенеть. Добавление вибрато к этой неторопливой конструкции задержки и разрешения sus4-к-3 даёт нежное колебание звука. Затем, транспонируйте ту же позицию на 5 ладов вверх до аккорда IV ступени (C7) в такте 2 и при помощи рейка извлекайте повторяющиеся ритмичные фигуры «бенд-отпуск», но при этом удерживая нижние голоса, и вы услышите немного другой тип колебаний. Наконец, всё будет по-настоящему, когда мы вернёмся к аккорду I ступени в такте 3. Установите мизинец на полностью убранный регулятор громкости и затем одновременно извлеките предварительно подтянутый дабл-стоп на 12 ладу, прибавляя громкость. (Совет: остановитесь на «6» или «7», чтобы получить сочный звук, или крутите на полную). Сыграйте отпуск в ритме, и всё. Мы опять вернулись в Ля, чтобы сыграть цунами из сдвоенных триолей шестнадцатыми в такте 1 примера 6b, и хоть здесь и нет колебаний, зацените, как во втором такте ритмичные слайды между аккордом IV ступени (D9) и его нижним «хроматическим соседом» (C#9) создают едва уловимые колебания громкости. (Совет: Перед примером 6b сыграйте пример 5). Теперь вернитесь назад и добавьте колебания громкости во все предыдущие примеры.

9. Добавить еще кантри

Рой считал себя по большей части блюзовым гитаристом, но в основе его звучания крепко засели принципы кантри. Кавер на классику кантри, песню Дона Гибсона «Sweet Dreams» (от Роя Бьюканана), остался вершиной карьеры Роя и стал своеобразным обрядом посвящения в мастера телекастера, а также очень популярной песней, использованной недавно в титрах фильма Мартина Скорцезе «The Departed». Наполненный элегантной, немного неровной ритмической фразировкой и украшенный звучанием стил-гитары, пример 7a показывает первые четыре такта мелодии во всей её обнажённой красоте. Ограничьте вступительные колебания громкости отметкой «6» или «7» на регуляторе громкости, чтобы получить чистый, приятный звук, а затем разберитесь в каждом нюансе подхода Роя к этой сладостно-горькой мелодии. Пример 7b начинается с 8 такта прогрессии (такты 5-8 – это повтор тактов 1-4), где Рой контрастом играет 3 такта нежных звуков стил-гитары, чередуя их с диким шквалом нисходящих легато. Купите альбом и послушайте, что там дальше.

10. Окружить себя тайной

Речь, похожая на проповедь, которая идёт перед невероятным инструменталом в коронной песне Бьюканана может добавить немного мистичности, но, согласно Рою, песня "The Messiah Will Come Again" имеет корни глубоко в его семье и в том месте, где он родился - в Пиксли. Вслед за мягкой речью-вступлением, Бьюканан начинает играть мелодию, вдохновлённую классическими произведениями, нагнетая напряжение каждым кругом восьмитактовой прогрессии Am-G6-Fadd9- B7-E7, пока не взрывается залпом триолей из шестнадцатых нот, скользящих по струне Ми до конца грифа и поворачивающих назад уже перед самым бриджем. Это замечательный момент, но вам придётся довольствоваться словесным описанием. Рой играл первую мелодию достаточно прямолинейно, поэтому пример Ex. 8a был взят из более украшенного фрагмента с началом в 2:55. Первые 4 такта он играет в 12-й позиции, пока не играет слайд до 8-го лада третьей струны, чтобы сыграть терцию (D#) аккорда B7, который звучит в тактах 5 и 6. На концертах Рой часто добавлял обыгрывание аккорда B7 под эти ноты D#, чтобы уплотнить мелодию. (Совет: транспонируйте первый аккордовый бенд из примера 6a в B7 и сыграйте его в 5 такте).

Следующий ход Роя начинается в 8 такте с трёх подтянутых нот Ми с вибрато, после чего следует мелодический бенд E-F-E (бенд и отпуск), что образует двухтактовую мелодию. Бьюканан использует этот мотив для следующей восьмитактовой прогрессии с небольшими изменениями. На записи вы услышите, как он повторяет такт 8, затем отпускает бенд на Ми на пол тона до Ре-диез, при помощи ритмической мелодии, похожей на ту, которая играется в такте 9, но всё время с добавлением печального вибрато.Он повторяет это двухтактовое движение дословно, затем удерживает 3 полуотпущенных ноты Ре-диез с вибрато в первой половине мелодии и дотягивает их до Ми во второй половине. А затем - глиссандо. В конце, в примере 8b показана одна из вариаций фразы, которую можно обнаружить в тактах 6 и 7 мелодии "Messiah" в концертных записях этой вещи. Пускай этот плачущий бенд вызовет у вас слезу и добрую память в свете печальной, но яркой истории Роя Бьюконана. Мир вам, люди.

Биография - Рой Бьюканан

guitar

V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин