|
Майк Стерн очаровывает слушателей своей музыкой |
jazzquad.ru
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой аудитории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего перерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследствии он работал в качестве сайдмэна с такими гигантами джаза, как саксофонисты Джо Хендерсон, Боб Берг, Майкл Брекер, Дэвид Сэнборн, басист Жако Пасториус, гитаристы Джим Холл и Пэт Мартино, трубачи Том Харрелл, Артуро Сандоваль и Тайгер Окоши, группы Steps Ahead и Brecker Brothers. С 1986 по 2001 годы он выпустил десять успешных и творчески интересных альбомов на лэйбле Atlantic (с 2001 г. на ESC Records и др.).
Эти альбомы сделали его одним из наиболее влиятельных мастеров игры на электрогитаре, чья стилистика оказывает воздействие не только на джазовых и фъюжн-гитаристов, но и на представителей других видов музыки. Диапазон влияний в игре самого Стерна весьма широк и простирается от мощи и ярости Джими Хендрикса до деликатной чувственности Джимми Холла. В его технике есть и характерные "саксофоновые" легато, и смачные блюзовые "подтяжки", явно происходящие из арсенала героев его детства - Би Би Кинга и Бадди Гая, и характерные звуковые эффекты, происходящие из рок-музыки. Сам Майк говорит, что предпочитает играть с теми, кто, как и он сам, погружены в традицию straight-ahead джаза, но при этом выросли в среде блюза, рока и фанка.
Майк Стерн родился в Бостоне 10 января 1953 года и начал играть на гитаре в 12-летнем возрасте, первоначально подражая Би Би Кингу, Эрику Клэптону и Бадди Гаю. Он вспоминает: "Мне нравилась гитара, я увлекался ей, но не относился к этому серьезно, пока в 1971 году не поступил в колледж Беркли". В Беркли его учителями были Мик Гудрик и молодой Пэт Мэтини. Они расширили его кругозор, давая юному музыканту слушать Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна, Маккоя Тайнера и Билла Эванса. В число любимых музыкантов Стерна вошли джазовые гитаристы Джим Холл и Уэс Монтгомери, оказавшие решающее влияние на формирование его собственного стиля. В 1976 году его бывший учитель Пэт Мэтини дал ему рекомендацию, благодаря которой он попал в популярный коллектив раннего джаз-рока - Blood, Sweat & Tears. Он играл с этой группой два года, записавшись на их альбомах More Then Ever и Brand New Day. Тогда же он познакомился с двумя музыкантами, которые оказали огромное влияние на его дальнейшее развитие - Жако Пасториусом и перкуссионистом Доном Аписом.
В 1979 году Майк Стерн вошел в состав одного из ансамблей, возглавляемых ведущим барабанщиком джаз-рока Билли Кобэмом. Он провел в этом коллективе два года, после чего в 1981-м был приглашен в состав новой группы Майлса Дэвиса. Его дебют в этом составе состоялся 27 июня 1981 года в ночном клубе KIX в Бостоне. Этот концерт оказался запечатлен на пленку и был выпущен лэйблом CBS (знаменитый концертный альбом We Want Miles). В то время Майк брал уроки у местного джазового гуру Чарли Банакоса, он и сейчас продолжает консультироваться с ним по почте. Стерн также записался с Дэвисом на альбомах Man With The Horn и Star People вместе с еще одним гитаристом, Джоном Скофилдом, который стал его другом (и, кстати, участвовал в записи его альбома 1999 г. Play). В 1983-84 годах Майк Стерн гастролировал с ансамблем Жако Пасториуса Word Of Mouth ("Устное слово"), а в 1985-м вновь отправился с Майлсом Дэвисом в тур, продлившийся почти год. В том же году вышел его дебютный сольный альбом Neesh.
С 1986-го, не порывая с гастролями в чужих составах (в то время он выступал у Дэвида Сэнборна и в группе Steps Ahead, где тогда играли вибрафонист Майк Мэниери, саксофонист Майк Брекер, басист Виктор Бэйли и барабанщик Стив Смит), Стерн начал активную сольную карьеру, выпустив на лэйбле Atlantic успешный альбом Upside Downside с участием Пасториуса, Сэнборна, барабанщика Дэйва Векла, саксофониста Боба Берга и др. Последовали еще две записи - Time In Place (1988) с участием Питера Эрскина на барабанах, Дона Алиаса на перкуссии, Дона Грольника на органе и др., и Jigsaw (1989). Однако наибольший успех ожидал альбом Standards ( And Other Songs ) (1993), за который Стерн получил от критиков и читателей самого авторитетного журнала Guitar Player звание лучшего джазового гитариста года. А два следующих альбома - Is What It Is (1994) Between The lines (1996) - были номинированы на премию Грэмми. С 1997 года Стерн обратился к более традиционной эстетике, что было зафиксировано альбомом Give And Take с участием басиста Джона Патитуччи, барабанщика Джека ДеДжонетта и перкуссиониста Дона Алиса. Следующий альбом, Play, представлял собой встречу трех супергитаристов - Стерна, Джона Скофилда и Билла Фризела.
Вот как отозвался об этой работе сам Майк Стерн: "Джон и Билл мои самые любимые музыканты. Мне было очень интересно наблюдать за ними, учиться у них. Безусловно, наш совместный проект Play - это нечто новое уникальное, совершенно новое. Мы хорошие друзья, можно без скромности сказать, что у нас длинная совместная история. Большинство музыкантов, с которыми я работал на протяжении всей своей жизни, придерживались классического джаза, но также как и я экспериментировали с блюзом, роком, фанком". Кстати, в записи этого альбома также участвовал басист Линкольн Гойнс, который еще в 1989-92 годах был участником гастрольной группы Майка Стерна.
В 2001 и 2003 годах Майк Стерн записывает два альбома Voices и These Times, впервые используя вокал: Ричард Бона, Филипп Хэмилтон, Элизабет Контомано. В записях также приняли участием Майкл Брекер, Дэнис Чэмберс, Вини Колаюта, Кенни Гаррет, Виктор Вутэн и др.
Последний альбом Майка Стерна "Who Let The Cats Out?" 2006-го также номинирован на Грэмми в номинации "Лучший джазовый альбом года". Стоит только добавить, что вполне заслуженно. В записи принимали участие старые и новые друзья Майка: Ричард Бона, Рой Харгрув, Дэйа Векл, Виктор Вутен и др.
Далее мы публикуем интервью, которое Майк Стерн дал в Москве в 2001 году, когда приезжал в столицу России по приглашению своего друга Игоря Бойко для совместного выступления.
Майк Стерн: Я считаю, что попал в нужное место и нужное время. У меня была возможность играть с великими музыкантами, такими как Жако Пасториус, Майлз Дэвис, Билли Кобэм, Брэкер Бразерс. Работая с ними, я не только выучил много музыки, но и попал в центр внимания, это очень помогло мне, и сейчас я могу выступать по всему миру со своей группой. Хотя это довольно не просто и в коммерческом, и в финансовом плане. Очень трудно сбалансировать бизнес и творчество, с этим сталкиваются многие музыканты, но более или менее получается все лучше и лучше, мы востребованы и неплохо продаются мои сольные CD. Есть люди, которые очень любят концепцию моей группы, то есть, мы играем музыку с джазовым влиянием и с элементами рок-музыки. Главное это то, что мы играем ее от сердца, и каждый участник моей группы делает настолько, насколько он может это делать. Так что в целом, я считаю, у меня удачно все складывается.
Игорь Бойко: Всегда ли музыка - номер один в твоей жизни?
Даже больше, хотя, конечно моя жена тоже занимает важное место в моей жизни, ведь мы женаты уже больше 20 лет. Но музыка играет большую роль для нас обоих, вот поэтому мы, наверное, и живем вместе так долго. Мы наслаждаемся музыкой друг друга, набираемся опыта друг у друга, иногда Лени дает советы, но мы не идем одним путем, я имею в виду, мы не играем вместе. Она тоже играет на гитаре. Должен сказать, два гитариста в одном доме... Ух!!!
У тебя есть расписание на день?
Стараюсь тренироваться каждый день и все держать под контролем. Много приходиться планировать. Стараюсь создавать различные идеи, иногда просто читаю с листа классику и учу какие-то отрывки.
В своей игре ты склоняешься больше в сторону классического джаза или рок-н-ролла?
Когда впервые научился играть на гитаре, я много слушал Джими Хендрикса, Би Би Кинга, Джеффа Бека. Это было до того, как я начал изучать джаз и слушать Уэса Монтгомери, Джима Холла, Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна, которые сильно повлияли на меня также как и рок- и блюз-исполнители, не знаю, хорошо это или плохо. Джон Колтрейн и Джими Хендрикс являются для меня определенным фундаментом, они играли от сердца, иногда растворяясь в музыке, обо всем забывая. Мне нравится подобный накал страстей и энергии.
Какой у тебя подход к аранжировкам пьес?
Я всегда стараюсь делать аранжировки как можно проще, потому, что чем проще я сделаю их, тем больше даю свободы музыкантам. В то же время, я не хочу такой простоты, чтобы казалось, будто это - просто сборище.
Принимаешь ли ты участие в организации концертов, или это работа исключительно менеджера?
Быть джазовым музыкантом, вообще-то, очень не простая профессия. Тебе приходится много работать, чтобы сохранить ансамбль, устраивать репетиции. Понятно, что тебе помогает менеджер, но в моем случае, я координирую большой объем работы: каких музыкантов надо набирать, могут ли эти музыканты с тобой играть в нужные сроки, иметь на всякий случай двух барабанщиков. Это все очень не просто.
Помогает ли в импровизации запас личного мелодического словаря?
Музыка - это язык души, и необходимо выучить достаточное количество слов, чтобы высказать свое мнение в музыке. Конечно, в процессе есть много технических сторон дела, много математики, это тоже приемлемо, но необходимо помнить, что главная часть музыки - это эмоциональность. Но когда ты обращаешь внимание только на техническую сторону, - ты можешь потерять свою музыкальную чувственность. Мне кажется, музыку надо играть так, как чувствуешь и от души. Вообще, чем больше я играю с каждым годом, тем больше я понимаю, что ничего не знаю и иногда чувствую, что только начинаю. Это бесконечный процесс, так как можно учить постоянно, главное - фокусировать на свою душу и сердце.
Как ты относишься к Интернету?
Думаю, что это важно сегодня, и это величайшее достижение. Интернет придает другой облик нашей работе, но жизнь всегда показывает как позитив, так и негатив. В промышленности сделан ряд революционных изобретений и вместе с этими изобретениями появился и ряд проблем. Вот, благодаря Интернету, люди теряют права на приватность. Существуют нелегальные копии твоих работ, и за это никто не платит, и еще возникает много других проблем.
Почему ты решил использовать вокал на своем диске?
Я давно мечтал сделать альбом с вокалом, потому' что когда пишу музыку, то всегда пою мелодию вместе с гитарой. Мне неоднократно говорили многие певцы, что некоторые мои мелодии хорошо бы прозвучали с голосом. Вот поэтому я и записал последним мой альбом с вокалом. он должен выйти в сентябре этого года. Пока я не очень доволен сведением альбома, так как в студии обычно один звук, а выходишь из нее и картина меняется. Но, в любом случае, музыка получилась.
Как ты видишь будущее джаза?
Джаз развивается в разных направлениях. Некоторые музыканты остаются в традиционном джазе, некоторые - в том направлении, в котором я играю. Но для меня по большому счету, не имеет значения, так как я люблю все, главное - чтоб была музыка из души и исполнялась искренне. Очень важно быть уверенным в своей идее.
Какие гитару и струны ты используешь на концертах?
Обычно я играю на своей старенькой гитаре, сделанной для меня более 20 лет назад моим другом из Бостона, она выглядит как телекастер, но это не настоящий телекастер, у нее старое дерево, она прекрасно звучит, и я очень люблю этот инструмент. Пару лет назад, ко мне обратилась фирма Yamaha и предложила сделать гитару специально для меня. Они сделали хороший инструмент, постепенно я к ней привыкаю, и все больше и больше играю на ней. Это модель Pacifica, и звучит она значительно плотнее и жирнее, чем обычный телекастер. Струны я предпочитаю фирмы Fender и использую первую струну из комплекта 011, а остальные - из десятки. Звукосниматели у меня на гитаре: нэковый - Seymour Duncan, бриджевый - Hot Rails.
Расскажи немного о музыкантах, с которыми ты приехал в Москву.
С Линкольном Гойнсом я работаю уже очень давно, он удивительный басист. Боб Франческини - феноменальный саксофонист, с ним я играю всего один год. Барабанщик Лайонел Кордью - потрясающий музыкант, он так здорово играет, просто убивает наповал. Меня вдохновляет, когда я играю с такими великими музыкантами. В моей группе, а также на записях, часто играет барабанщик Дэнис Чэмберс, с которым я сотрудничаю уже очень много лет.
Как тебе игралось на московской сцене?
Что касается концертов в "Ле-Клубе", то это было здорово! В Москве очень хорошая публика. Единственное, что вызывало дискомфорт, так это сам звук. Очень было трудно производить звук, чтобы было все слышно во всех точках зала, особенно если играешь не громко.
Майк, огромное спасибо тебе за это общение и за совместную игру. Это было незабываемо!
Спасибо за приглашение тебе и Игорю Бутману, который делает все возможное для пропаганды джаза в России.
Игорь БОЙКО
Москва, отель "Ренессанс", июнь 2001 г.
Jazz-Квадрат, №1/2007
|