ЛИТЛ УОЛТЕР (Little Walter) (настоящее имя Джейкобс Марион Уолтер, Jacobs Marion Walter) (1 мая 1930, Марксвилл, Луизиана - 15 февраля 1968, Чикаго, Иллинойс), американский блюзмен, певец, один из лидеров чикагского блюза в эпоху его расцвета, оказавший огромное влияние на его развитие; один из наиболее выдающихся мастеров игры на губной гармонике в истории блюза, основатель нового направления игры; автор многих блюзовых стандартов.
Вырос в Луизиане, на губной гармонике играл с детства, к 12-ти годам уже выступал на улицах Нового Орлеана. Странствовал по южным штатам, познакомился с Биг Уолтером Хортоном (Big Walter Horton) и Санни Боем Уильямсоном (Sonny Boy Williamson), у которых перенял многие важные элементы и приемы игры. По приглашению Уильямсона принимал участие в его радиопередаче на средних волнах «Кинг Бискуит Тайм». В 1946 в Чикаго работал вместе с певцом-гитаристом Биллом «Бигом» Брунзи (Bill «Big» Broonzy) и пианистом Тампа Редом, с ними же впервые записывался в студии. Известность и признание в блюзовых кругах пришли к Литл Уолтеру после того, как Мадди Уотерс (Muddy Waters) пригласил его на запись своих первых синглов для фирмы «Чесс». Литл Уолтер сразу заявил себя как оригинальный музыкант, способный в относительно коротком соло в рамках трехминутной песни сыграть запоминающийся выразительный брейк с блюзовым энергичным напором и джазовой изысканностью импровизации. В дальнейшем, когда Мадди Уотерс будет искать новый блюзовый саунд для электрогитары, Литл Уолтер также успешно будет исследовать в его ансамбле возможности игры на губной гармонике с электроусилением. Большинство классических записей Мадди Уотерса представляют гармонику Литл Уолтера, в том числе и этапная Действует мой талисман (Got My Mojo Workin).
Когда сам маэстро Уотерс аккомпанировал ему на слайд-гитаре, Литл Уолтер записал свой первый хит - инструментальную композицию Джюк (Juke). Сингл с этой записью, выпущенный фирмой Chess, мгновенно взлетел на вершину ритм-энд-блюзовых чартов журнала Billboard, и Литл Уолтер начал сольную карьеру. В качестве аккомпанирующего ансамбля он берет блюз-бэнд THE ACES, в котором играли замечательные музыканты братья Луис Майерс (Louis Mayers), гитара и Дэвид Майерс (David Mayers), бас-гитара. До этого они аккомпанировали Джуниору Уэллсу (Junior Wells), который занял освободившееся место солиста на губной гармонике в блюз-бэнде Мадди Уотерса. В последующие несколько лет LITTLE WALTER AND HIS JUKES - так стал называться ансамбль - оспаривал у Мадди Уотерса титул «самого горячего блюз-бэнда города Чикаго». В короткий период с 1952 по 1958 четырнадцать синглов Литл Уолтера побывали в первой десятке общенациональных ритм-энд-блюзовых чартов (песня My Baby, ставшая со временем блюзовым стандартом, занимала № 1 в 1955). Всего он записал для Chess более сотни песен. Негласное соперничество не мешало творческому сотрудничеству Мадди Уотерс: до появления в его группе Джеймса Коттона (James Cotton) в 1958 он по-прежнему предпочитал приглашать на запись своих синглов Литл Уолтера, с ним записан и самый знаменитый чикагский блюз Hoochie Coochie Man, написанный и аранжированный Уилли Диксоном (Willie Dixon).
В 1962 в составе большого ревю Литл Уолтер гастролировал в Европе. В 1964 открывал концерты в европейском турне ROLLING STONES. В 1967 вместе с Мадди Уотерсом и Бо Дидли (Bo Diddley) записал блюзовый джем для альбома «Super Blues».
Период расцвета творчества Литл Уолтера закончился вместе с 50-ми годами. Плохой характер помешал ему поддерживать аккомпанирующий ансамбль на должном уровне; хорошие музыканты класса Роберта Джуниора Локвуда (Robert Jr. Lockwood), который заменил Луиса Майерса, у него не задерживались. На сцене или в студии звукозаписи он зачастую появлялся в неработоспособном состоянии. Он умер в возрасте 37 лет от последствий очередной уличной потасовки, которой закончилось одно из его клубных выступлений, оставив в золотом собрании чикагских блюзовых записей не менее дюжины бесспорных шедевров, в которых даже полвека спустя каждая нота его импровизации искрится свежестью и жизнелюбием. Многие исследователи полагают, что искусство исполнения блюза на губной гармонике Литл Уолтера так и осталось непревзойденным.
В 1980 имя Литл Уолтера внесено в Зал славы основателей блюза (Blues Foundations Hall of Fame).
|