Тампа Ред получил свое прозвище (в буквальном переводе «Рыжий из Тампы»), по названию города во Флориде, в котором рос под присмотром своих бабушки и дедушки, Уиттейкеров (отсюда и вторая фамилия). Хадсон Вудбридж, известный также под фамилией Уиттейкер, род. 8 января 1904 г., в Смитвилле (Smithville), Джорджия, ум. 19 марта 1981 г., в Чикаго (Chicago), Иллинойс. К 1928 году, когда состоялся его дебют в звукозаписи на фирме «Вокалион» (Vocalion), он выработал ясный, четкий стиль игры на слайд-гитаре, благодаря которому получил свое артистическое прозвище «Чародея гитары» (The Guitar Wizard). В 1925 году в Чикаго Тампа Ред начал сотрудничать с известным к тому времени пианистом и певцом Джорджия Томом Дорси (Georgia Tom Dorsey), и вскоре их дуэт сделался популярным явлением чернокожей сцены тех лет. Композиция «It’s Tight Like That», записанная Тампой и Дорси в конце 1928 года, стала большим хитом, спровоцировавшим массовое увлечение порожденным ею стилем «хокум» (hokum). Дуэт стал активно записываться, исполняя композиции зачастую двусмысленного содержания.
После 1932 года, когда Дорси занялся исключительно музыкой «госпел», Тампа продолжал записываться с вновь образованным им вместе с Фрэнки Джэксоном (Frankie Jaxon) коллективом под названием «Хокум Джаг Бэнд» (Hokum Jug Band), а также в качестве солиста и аккомпаниатора многих блюзовых артистов того времени, записав немало изысканнейших боттлнек-гитарных соло.
К 1934 году, когда Тампа подписал контракт с фирмой звукозаписи «Виктор» (Victor), он уже перестал давать концерты за пределами Чикаго. Его сотрудничество с лейблом «Виктор» продолжалось почти 20 лет - за это время он записал огромное количество материала. В 30-е гг. его записи представляли собой в большинстве своем поп-песни, исполняемые в том числе в сопровождении его группы «Чикаго Файв» (Chicago Five), где, помимо прочих инструментов, фигурировала "казу" (kazoo) - расческа с вставленной в нее бумагой. Предпочитая давать сольные концерты, записывался Тампа Ред, однако, часто в сопровождении различных пианистов. Впрочем, он и сам был прекрасным пианистом, игравшем в манере, напоминавшей будущий стиль Биг ("Большого") Мэйсио (Big Maceo), ставшего регулярным партнером Тампы Реда начиная с 1941 года.
Даже в конце 40-х гг. Тампе удавалось не отставать от современной музыкальной моды - тогда он возглавил студийную группу, ритмическая мощь которой предвосхищала послевоенный чикагский блюзовый саунд. Жена Тампы Фрэнсис (Frances) была его коммерческим менеджером; а их дом служил прибежищем и репетиционной студией для многих блюзменов.
Смерть Фрэнсис в середине 50-хх гг. явилась сокрушительным ударом для Тампы - он запил и утратил ясность ума. В 1960 году Тампа нашел в себе силы записать два, впрочем дурно спродюсированных, альбома на лейбле «Блюзвилл» (Bluesville) и несколько раз выступил на публике. Впрочем, у него не уже было особого желания возвращаться на большую сцену, и он, заведя себе новую подругу, продолжал вести тихое домашнее существование, а в 1974 году был определен в дом престарелых, откуда не выходил до самой своей смерти в 1981 году.
В ходе своей продолжительной карьеры Тампа Ред прошел путь от гитариста - аккомпаниатора Ма Рэйни (Ma Rainey) до солиста, которому уже самому аккомпанировал Уолтер Хортон (Walter Horton); исполнительское мастерство Тампы Реда вызывало восхищение и подражание, в частности, со стороны Роберта Найтхока (Robert Nighthawk). Тампа Ред создал немало классических блюзовых стандартов, в том числе «Sweet Black Angel», «Love Her with a Feeling», «Don’t You Lie to Me» и «It Hurts Me Too» (кавер-версии которых исполняли, помимо многих других, Би Би Кинг (B.B. King), Фредди Кинг (Freddy King), Фэтс Домино (Fats Domino) и Элмор Джеймс (Elmore James) соответственно).
Аудио и видео (в целях ознакомления)
***************************************************************************
|