Источник: stolica.fm
|
George Thorogood and the Destroyers/Fhoto: flickr.com |
ПРОЗВУЧАВШИЕ ПЕСНИ:
1. One Bourbon? One Scotch? One Beer
2. Howlin' For My Darlin’
3. Move it Over
4. Bottom of the Sea
5. I Drink Alone
6. You Talk Too Much
7. Nothing New
8. Get Black Into Rockin’
НИКОЛАЙ АРУТЮНОВ РЕКОМЕНДУЕТ ДИСКИ:
Move It Over – 78
Born To Be Bad – 88
Half Boy Half a Man - 99
АРУТЮНОВ: Я приветствую всех слушателей программы «Историческая справедливость» на «Финам FM» радио, я – ведущий этой программы Николай Арутюнов, предлагаю вам сегодняшнюю тему – американский поющий гитарист и его группа, «George Thorogood & the Destroyers».
(Звучит песня «One Bourbon, One Scotch, One Beer».)
АРУТЮНОВ: Ну что ж, напоминаю, сегодня у нас с вами на повестке дня американский блюзовый поющий гитарист Джордж Торогуд и его группа «The Destroyers».
Мы уже успели прослушать его первую песню, вернее, это была не его песня, а песня, естественно, Джона Ли Хукера, многие, надеюсь, это для себя определили, и вы знаете, я хочу вам вот что сказать, дорогие друзья: конечно, многие из тех, кто сейчас слушают меня, так навострили ухо: «Кто, кто там? Джордж Торогуд? Не знаем такого». Должен вас разочаровать – знаете. Все в нашей стране знают Джорджа Торогуда, если вы его не знаете – значит, вы не смотрите телевизор. Ну, то есть я имею в виду, что, конечно, многие из вас не знают такого музыканта, а вот сегодня, кстати, через час уже, хорошо его узнают, но все его знают, потому что по нашему телевизору по всем каналам бессчетное количество раз гонялась и до сих пор гоняется какая-то реклама, которая озвучена его песней «Bad to the Bone». Ну вот, вот она, вспомните, пожалуйста.
(Звучит песня «Bad to the Bone».)
АРУТЮНОВ: Ну конечно, узнали? Вот это, кстати, и есть Джордж Торогуд, и его песня «Bad to the Bone» – это не «Hoochie Coochie Man» Уилли Диксона, это именно «Bad to the Bone». И еще одна интересная штука – рояльчик там услышали, где-то глубоко? Это очень редкий случай, когда в записи Джорджа Торогуда и его группы «Destroyers» принимал участие приглашенный музыкант, не кто иной, как Иэн Стюарт – пианист «Rolling Stones». И, кстати, вот это славное словосочетание будет сегодня несколько раз упомянуто. Хорошо, первая историческая справка от Юрия Новгородского.
НОВГОРОДСКИЙ: История блюз-роковой аномалии под названием «George Thorogood & the Destroyers» берет свое начало в тихом пригороде города Уилмингтон, штат Делавэр. Именно там 24 февраля 1950 года в многодетной семье появился на свет Джордж Торогуд.
В детстве и юности Джордж не особо выделялся на фоне сверстников – ходил в школу, серьезно играл в бейсбол, и даже подумывал о спортивной карьере. Все изменилось в тот вечер, когда молодой человек попал на концерт известного белого блюзмена Джона Хэммонда-младшего. При том, что Джордж и раньше испытывал некоторый интерес к блюзу, поигрывал на гитаре и пробовал петь, концерт Хэммонда натолкнул его на мысль о серьезной карьере рок-музыканта.
АРУТЮНОВ: И, естественно, Джордж Торогуд в то время начал и сам практиковаться, и начал слушать в огромных объемах ту музыку, которую он любил, а именно – блюз, рок-н-ролл, буги-вуги, и все в таком духе. Как он сам впоследствии говорил, он практически в начале 1970-х переиграл весь каталог Лайтнин Хопкинса, Джона Ли Хукера, и многих-многих других классиков блюза.
Ну хорошо, теперь давайте послушаем песню из их первого альбома, вернее, так: давайте сейчас послушаем песню, а потом я немножко об этом как бы первом и как бы не первом альбоме расскажу. Альбом назывался «Better Than the Rest», 1979-й год, песня «Howlin’ for My Darlin’» – это версия Джорджа Торогуда знаменитой песни Хаулин Вулфа и Уилли Диксона.
(Звучит песня «Howlin’ for My Darlin’».)
АРУТЮНОВ: «Howlin’ for My Darlin’», запись 1974 года, которая вышла в свет в 1979 году, очень хорошо характеризует уровень, на котором находилась тогда группа «George Thorogood & the Destroyers». Бас-гитару вы там услышали, в этой записи? Если слышали – вы счастливые люди, я лично не очень это слышал, то есть непонятно, была она там или нет.
Но все вот почему: дело в том, что в 1974 году они предприняли попытку звукозаписи, вот эту самую попытку вы только что услышали. Это была просто демо-запись группы актуального на тот момент материала. Они начали в 1973 году, и уже к 1974 году наработали целый концертный сет, сделали это самое демо, и демо вышло в 1979 году под названием «Better Than the Rest», причем он был по счету не первым диском группы, а как бы по хронологии издания – третьим, но, тем не менее, вот таков факт истории.
Первая фактическая пластинка группы «George Thorogood & the Destroyers», первая хронологически их пластинка, вышла в свет в 1977 году, но, однако, и она была не свежей, потому что ее запись была произведена в 1975 году, и к моменту опубликования эта запись претерпела хирургическое вмешательство, то есть партии бас-гитары, ну, там уже бас-гитара была более-менее слышна, переписал другой человек, а именно – бас-гитарист Билл Блог, и вот именно с этого момента, с 1975 года – хочу обратить ваше внимание – состав группы «George Thorogood & the Destroyers» не менялся, вернее, тут же уточню – не менялось ядро группы, ритм-секция ее: барабанщик, бас-гитарист и гитарист. Все, что было как бы вокруг, что ли, на периферии, состава – это иногда менялось, и то редко, а ядро группы сохранилось до сих пор. С 1975 года – представляете себе?! Это бас-гитарист Билл Блог, барабанщик Джефф Саймон, и, естественно, сам Джордж Торогуд – поющий гитарист. С 1980 года группа стала квартетом, к ним тогда присоединился тенор-саксофон Хэнк Картер. Его с начала этого тысячелетия заменил Бадди Лич. И где-то с середины 1980-х годов группа стала квинтетом – появился второй гитарист, вначале это был Стив Крисмар, и в последнее время с ними играет Джим Сулер. То есть видите, какая, я бы сказал, ничего не преувеличивая, уникальная ситуация.
У группы есть ярко выраженный фронтмен, собственно говоря, «George Thorogood & the Destroyers» – это и есть сам Джордж Торогуд, это его идея, он там делает все, пишет материал, авторский материал группы – это его материал, он поет, он играет на гитаре, он – лидер, он – идея. И, вместе с тем, у группы есть постоянный состав – редчайший случай, уникальная ситуация, когда есть фронтмен у ансамбля, то в подавляющем большинстве случаев этот ансамбль преследует текучесть кадров, здесь ничего этого нет, как я уже сказал, изменения касаются разве что численного состава группы. Это говорит о многом, наверное, с одной стороны, это говорит о невысоких амбициях сайдменов ансамбля, а с другой стороны, наверное, очень положительно характеризует лидера – Джорджа Торогуда, с той точки зрения, что, во-первых, он обеспечивает ансамблю стабильную работу, ну, может быть, так сказать, не такую высокооплачиваемую, как у «Aerosmith», но, тем не менее, и, во-вторых, это много говорит о его человеческих качествах, видно, его музыканты любят и уважают своего лидера, действительно, это факт – он порядочный, честный, просто хороший человек.
Следующая песня в нашей программе – это песня 1978 года с альбома, который назывался «Move It On Over», и песня так же называется. Обращаю ваше внимание: во-первых, это песня классика кантри Хэнка Уильямса, и не просто так я эту песню поставил, следующий после блюза самый заметный элемент в музыке Джорджа Торогуда – это, безусловно, кантри, и, во-вторых, эта песня – «Move It On Over», была самым первым релизом тогда еще никому не известного мелкого лейбла из Бостона, который назывался «Rounder». Сегодня любой мало-мальски просвещенный любитель блюза, конечно, знает продукцию этого лейбла. «Move It On Over».
(Звучит песня «Move It On Over».)
АРУТЮНОВ: Это была песня «Move It On Over» с одноименного альбома 1978 года, этот альбом – второй по счету, если руководствоваться, так сказать, официальной хронологией дискографии Джорджа Торогуда, помните, я недавно говорил, что третий по счету альбом являлся, фактически, первым, поскольку был записан задолго до первого, еще в 1974 году. Разобрались, да? И будет еще четвертый альбом 1970-х годов, он вышел в 1980 году, сейчас мы до него доберемся.
Ну, я думаю, понятны тем, кто знаком с блюзом, с его историей, корни музыки Джорджа Торогуда – это, я думаю, такой хороший симбиоз Джона Ли Хукера и Бо Диддли – музыкантов, которые, в общем, как раз и символизируют собой «сырость» блюза, такую, ну, примитивную психоделию, что ли, блюза Джона Ли Хукера, и, с другой стороны, примитивную же ритмичность, естественно, я имею в виду Бо Диддли. И напоминаю вам, что в нашей программе мы, используя слово «примитивный», не придаем этому слову отрицательной семантики.
С другой стороны, как сам Джордж Торогуд говорил, он был открыт и для других музык, что ли, вернее, музыка-то у него, в общем-то, любимая всегда была одна – блюз-рок, но он, его уши, были открыты не только для музыки королей американского блюза, а так же и для новых англичан, то есть он слушал всю ту гитарную музыку, которую слушал любой американский подросток, развернутый в сторону рок-музыки, в конце 1960-х-начале 1970-х годов. Собственно говоря, Торогуд сам говорил, что ему всегда нравились, во-первых, так сказать, его земляки, ему нравился всегда гитарный рок Нила Янга, он очень любил Элвина Бишопа – гитариста «Paul Butterfield Blues Band» и его сольные диски, и он очень любил Джо Перри – тогда еще очень молодого гитариста «Aerosmith». И он любил англичан, он любил новых гитарных блюзовых героев из Англии, таких, как Ким Симмондс из «Savoy Brown», Джимми Пейдж из «Yardbirds» и впоследствии «Led Zeppelin», и Элвин Ли из «Ten Years After», и это было тем, что явилось основой для его собственной музыки.
Но от себя добавлю, коль скоро мы заговорили об англичанах, когда Джордж Торогуд начинал в первой половине 1970-х в Бостоне, в Англии были люди, которые, в общем-то, играли примерно то же самое, то есть исповедовали такой же подход к блюзу и рок-н-роллу, что и «George Thorogood & the Destroyers». Я имею в виду замечательную британскую группу «Dr.Feelgood», ну, конечно же, мы со временем к ней подберемся, протянем свои щупальца. Так вот, вот этот самый минимализм в подходе к блюзу, такая рок-н-ролльность, в общем-то, все это называлось в Англии паб-роком, паб-ритм-энд-блюзом или бар-блюзом, бар-буги – это в Америке, скорее, бар-буги это называлось. А, в общем-то, я имею в виду такой легкий налет того, что через несколько лет назовут панком, такая вот хулиганистость, уличность подхода к ритм-энд-блюзу, объединяла и Джорджа Торогуда, и группу «Dr.Feelgood» из Англии, с другой стороны. В основе их музыки такой буги-блюз, иначе говоря, такой моторный ритм блюз-рока, вот что выделяло эти две группы, и я подозреваю, что в то время они о существовании друг друга не знали. Вторая историческая справка.
НОВГОРОДСКИЙ: Первые шаги Джорджа Торогуда и его команды были совсем не похожи на тот стремительный взлет, который переживали именитые белые блюзмены предыдущих поколений. На долю самоотверженной делавэрской команды не выпало ни громких фестивалей, ни блюзовых бумов, и поначалу группе пришлось бороться за каждую новую площадку. Ситуация осложнялась и тем, что в эпоху развитого блюз-рока, когда моду задавали такие команды, как «Allman Brothers Band» и «Lynyrd Skynyrd», а по стране разъезжали виртуозные супергруппы вроде «West, Bruce & Laing», Торогуд и его друзья играли совсем другой блюз, их коньком был первобытный, примитивный, корневой электро-блюз, исполняемый с щегольским напором молодых «Stones» или «Yardbirds».
Само название группы Джорджа, «The Destroyers», было придумано будто в пику хиппи - рокерам, и скорее, предвосхищало панк-движение. Впрочем, главным оружием Торогуда и его банды были и остаются драйв, убедительность, и отменное чувство юмора. Это сочетание помогло группе найти свою аудиторию, и начиная с 1978 года музыканты регулярно выпускают пластинки.
АРУТЮНОВ: Как, в частности, пластинка 1980 года, которая называлась «More». Вот песня оттуда «Bottom of the Sea».
(Звучит песня «Bottom of the Sea».)
АРУТЮНОВ: Это была «Bottom of the Sea», такое танго от Джорджа Торогуда. Ну, кстати, вы, я надеюсь, обратили внимание, что звук уже сформированный. Да, фактически это, наверное, первая пластинка настоящих «George Thorogood & the Destroyers» 1980 года, она называлась «More». Я думаю, что немалую роль в таком качественном рывке сыграла… пауза Джорджа Торогуда в занятиях музыкой. Вот в справке было вскользь замечено, что он увлекался бейсболом – он сильно увлекался бейсболом, он был, фактически, полупрофессионалом в бейсбольной лиге какой-то американской, и в 1979 году он на год ушел из музыки, и всерьез раздумывал о смене рода занятий. Но ребята его уговорили, и он, поработав на вольных бейсбольных хлебах, вернулся к буги-вуги, и, как мы сейчас с вами услышали, весьма успешно, с тех пор он безоговорочно профессиональный музыкант.
Тогда, в конце 1970-х-начале 1980-х, Джордж Торогуд был, пожалуй, одним из очень немногих музыкантов, кто вдохнул свежего воздуха в рок 1980-х годов, рок, который тогда, как мы с вами знаем, был такой достаточно застывшей и аморфной структурой, и очень сильно был «опопсован» под влиянием музыки в стиле диско и коммерческой «новой волны», коммерческого New Wave. Как мы с вами знаем, и частенько сталкиваемся в наших программах, рок тогда был основательно сдобрен новыми клавишными звуками, такими, весьма и весьма вялыми, то есть из рока потихонечку уходила его первобытная сущность, первозданность. И Джордж Торогуд был как раз одной из немногих отдушин для истинных ценителей такой непосредственности в эпоху, когда вот эта самая непосредственность была совсем не в чести, и хорошим тоном в роке считалось тогда эту самую непосредственность маскировать.
Ну хорошо, пусть его музыка была неокультуренной, где-то вторичной, но зато она была искренней, полной веры в силу рок-н-ролльных корней. Ну, сами вспомните такой среднестатистический продукт 1980-х – эти напыщенные, и в подавляющем большинстве случаев, неоправданно, аранжировки, как называлось это все – «overproduced», в общем, это был не лучший период в рок-музыке, а от себя добавлю, наверное, худший. Естественно, он не касался всех, но если взять среднеарифметическую картину, то безусловно. Ну, и сами понимаете, вот в этой вот пестрой, многослойной, и вместе с тем неэмоциональной картине, Джордж Торогуд был, конечно, белым пятном, и при этом прописанным такими грубыми и вместе с тем естественными мазками. Сейчас еще одна аналогия мне пришла в голову, уже не из живописи, а из столярного дела, вы уж извините, что-то меня потянуло на литературщину, тем не менее, вы поймете, что я имею в виду. Если музыка Эрика Клэптона, всеми нами, безусловно, любимого и уважаемого – это такая гладкая, отполированная доска, совершенная, то музыка Джорджа Торогуда – это доска шершавая, с сучками и занозами.
И поэтому в согласии со всем вышесказанным – «I Drink Alone» с диска 1985 года «Maverick».
(Звучит песня «Maverick».)
АРУТЮНОВ: Это была знаменитая, пожалуй, самая известная песня Джорджа Торогуда, замечу, авторская, «I Drink Alone», 1985-й год, с диска «Maverick».
В 1980-е годы, с начала этой декады, Джордж Торогуд и «Destroyers» наконец-то поймали за хвост птицу удачи, успеха, успеха и у публики, и на радио, и как следствие, очень много и плодотворно гастролировали. Однажды они, наверное, установили мировой рекорд – за пятьдесят дней они дали пятьдесят концертов в ходе своего американского клубного турне. Но клубами не ограничивались, в частности, в 1985 году они приняли участие в легендарном всемирном фестивале «Live Aid», играли вместе с Албертом Коллинзом, классиком блюза. И именно тогда, в начале 1980-х, Джордж Торогуд окончательно отточил свой подход, стал писать свои песни, иногда очень удачные, как вот только что прозвучавшая «I Drink Alone», и сделал привычной формулу, при которой он смешивал свои песни, и такие, я бы сказал, винтажные блюз- и кантри-произведения чужие. Но при этом Джордж Торогуд всегда оставался верен своему первоначальному видению этой музыки.
Одной из тем Джорджа Торогуда, одной из непреходящих тем, я имею в виду лирику его музыки, являлась тема алкоголя, вот «I Drink Alone», или то, с чего мы сегодня начали, «One Bourbon, One Scotch, One Beer», и многие-многие другие. Но самое интересное и самое забавное при этом, что музыканты во главе с Джорджем Торогудом отнюдь не производили впечатления таких серьезно пьющих людей. И кстати, между прочим, их имидж был тоже весьма и весьма отличным в те годы от такого среднестатистического имиджа рок-музыкантов. Как мы с вами знаем, тогда этот среднестатистический имидж отличался весьма и весьма таким, что ли, внимательным подходом людей к своей внешности и к своей одежде. В противовес этому имидж Джорджа Торогуда и «Destroyers» был подчеркнуто аскетичным, они вовсе не были никогда разодетыми, как правило, все в черном, основная одежда – футболки, джинсы, все простецки, ну, иногда брюки, рубашки, если не черные, то очень темные.
Коль скоро речь зашла о нетипичных моментах эстетики Джорджа Торогуда, то они были не только в их внешнем виде, но и в самой музыке. При всей их музыкальной ортодоксальности и при всем их традиционализме, был один момент, который очень серьезно выделял команду среди остальных блюзовых. Вместо вполне предсказуемого для блюз-бэнда поста губного гармошечника, харпера, в группе существовала должность саксофониста – Хэнк Картер, как я уже говорил, играл на тенор- и иногда на баритон-саксофоне. Это крайне редко встречается в блюзовой практике, мало того, очень забавно они использовали этот саксофон, в основном он выполнял не традиционную, такую солирующую вольную функцию саксофона, как это бывает в джаз-роковых составах, а наоборот, он тотально работал на коллектив. Предположим, в момент гитарного соло саксофон выполнял функцию ритм-гитары своими такими редкими, но очень меткими тычками, или играл рифф вместе с бас-гитарой. Вот это очень сильно отличает группу «George Thorogood & the Destroyers» от остальных.
«You Talk Too Much», очередная песня, это альбом 1988 года «Born To be Bad», ну, наверное, это если не лучший, то один из лучших альбомов в дискографии группы. «You Talk Too Much»
(Звучит песня «You Talk Too Much».)
АРУТЮНОВ: Это была песня «You Talk Too Much», а сейчас будет последняя сегодня историческая справка.
НОВГОРОДСКИЙ: К началу 1980-х Джордж Торогуд и «The Destroyers» были хорошо известны в блюзовых северных штатов Америки. Ситуация существенно изменилась в 1981-м, когда группа попала на разогрев к «The Rolling Stones» в рамках их американского турне. Брутальный блюз Торогуда и команды пришелся по вкусу всей стране, а хит 1982 года «Bad to the Bone» закрепил национальный успех группы.
С тех пор «George Thorogood & the Destroyers» занимают свою особую нишу на американской сцене, и при том, что за группой не числится громких побед, ее репутация остается безупречной уже четвертый десяток лет. Сегодня Джордж и «Разрушители» играют тот же бесшабашный, щедро сдобренный слайд-гитарой быстрый блюз, с которого начинали, записывают неизменно крепкие пластинки и играют неизменно бодрые концерты.
АРУТЮНОВ: Ну и все это началось, пожалуй, с 1981 года, с того момента, как «Stones» протянули Джорджу Торогуду руку братской помощи. Не первый раз приходится нам говорить об этом, действительно, «Stones» молодцы, они очень-очень многим молодым музыкантам, нуждавшимся на заре своей карьеры в какой-то поддержке, протягивали вовремя эту самую свою теплую руку.
И обстоятельства для Джорджа Торогуда, когда он играл на разогреве у «Stones» в 1981 году в американском турне, были очень необычными и непривычными. До этого «Destroyers» играли обычно в барах, в блюзовых клубах, в общем-то, были такой идеальной группой для вечеринок, для разудалых веселых вечеринок. А здесь – стадион, и, в общем-то, испытание стадионом группа выдержала, и с тех пор они сами для себя поняли, что они могут играть где угодно, на площадках любых объемов, в любых странах, в том числе и в Англии, где их любят не меньше, чем в Америке, везде их публика любит, где бы они ни играли.
И, кстати, свой юбилейный DVD, посвященный 30-летию, группа записала именно на концерте в Англии, об этом DVD пару слов. Вот что сам Джордж Торогуд говорит об этом: «В Англии мы чувствуем себя так, будто мы проводим такой музыкальный семинар, а наша публика – это студенты, и относятся к нам очень уважительно. И эта картина отличается от той, с которой мы сталкиваемся в Америке, где нас встречают более шумно и хаотично. Дальше, – продолжает Джордж Торогуд, – когда я вглядываюсь в зал, я вижу людей с детьми, и это для меня значит, что рок-н-ролл жив, и фэны всегда будут рады нам так же, как мы им». Ну, вот в этих словах, между прочим, вся суть Джорджа Торогуда, как музыканта, на этом концертном DVD, который я бы рекомендовал вам посмотреть, по-моему, 2003-й год, собственно, не по-моему, а так и есть, потому что тогда было тридцать лет, записанным в Англии, я обратил внимание на несколько очень прикольных ситуаций, которые тоже характеризуют группу.
Там, предположим, снята такая сцена: перед концертом в гримерку к Торогуду заходит его директор, менеджер, и приносит на утверждение список песен, и говорит: «Ну что, что сегодня будем играть?» Торогуд, не моргнув глазом, отвечает: «Так, пиши: «Honky Tonk Woman», «Tumbling Dice», «Jumping Jack Flesh», «Start Me Up», и, естественно, «Satisfaction» в конце». То есть, наверное, это у них такая внутри коллектива ходячая шутка еще со времен их совместных гастролей со «Stones». Ну, и конец сцены не менее забавный. Выходит менеджер с этим листом песен, а Торогуд обращается в камеру и спрашивает: «А кто это был?».
Дальше уже на публике в течение концерта, между песнями, Торогуд произнес речь, такое программное выступление, в котором заявил: «Дорогие друзья, сегодня мы с вами имеем два вида музыки, первый – это блюз, а второй – это все то дерьмо, которое нам показывают в телевизоре». Конечно, радикально, но, согласитесь, что-то в этом есть. Будем, тем не менее, считать, что это шутка, мы же с вами толерантные люди.
Потом был один очень смешной момент в этом концерте, все это я рассказываю для того, чтобы вы поняли, что Джордж Торогуд, в общем-то, человек с очень хорошим чувством юмора. Он вытер после одной из песен пот с лица полотенцем, и кто-то из публики попросил это полотенце в качестве подарка, сувенира. Джордж Торогуд отдал со словами: «Давненько я себя не чувствовал Элвисом Пресли». То есть, имеется в виду, что, помните, да, когда Элвис Пресли выступал, восторженные фанатки разрывали на куски его носовой платок или шарфики, или что-то в этом роде.
Ну, и наконец, совершенно повальный момент случился ближе к концу этого концерта. Один человек в первом ряду очень активно весь концерт реагировавший, был одет, тем не менее, в майку «Ramones» – ну, вы знаете, это знаменитая панковая такая рок-н-ролльная группа, весьма уважаемая и любимая, в том числе, я думаю, и самим Джорджем Торогудом, потому что музыка «Ramones» так, в общем, недалеко от музыки Джорджа Торогуда, но не важно. Джордж Торогуд заметил это, вынес из-за кулис майку, уже нормальную для этого концерта – майку «George Thorogood & the Destroyers», и протянул этому человеку в первом ряду, и человек тут же безропотно ее одел, и не безропотно, а с удовольствием, в общем, продемонстрировав лояльность любимому гитаристу.
Между тем мы с вами уже освоили звук Джорджа Торогуда 1980-х годов вот в только что услышанной песне «You Talk Too Much», а в 1990-е годы тоже было все в порядке, даже более, чем. Давайте тоже так тезисно для себя это уясним с помощи песни «Nothing New» с альбома 1999 года «Half a Boy and Half a Man».
(Звучит песня «Nothing New».)
АРУТЮНОВ: «Nothing New». Редкий случай медленного блюза, вот у нас сегодня восемь песен, и я думаю, в этой примерно пропорции в музыке Джорджа Торогуда существовали медленные и быстрые песни – где-то один к восьми, один к семи, вот так.
Ну что ж, давайте подводить короткий итог, а он вполне ясен, как, собственно говоря, и вся музыка Джорджа Торогуда. Джордж Торогуд – это настоящий боец блюза, его такой пробивной, прямолинейный, горячий гитарный буги и гитарный блюз – это музыка вне времени, она будет существовать всегда, пока будут существовать блюзовые бары, блюзовые клубы. И, с другой стороны, пока сам Джордж Торогуд будет ходить по нашей Земле, будет шевелить пальцами, на одном из которых будет неизменно надет слайд, эта музыка будет жить, и уж извините меня за патетику.
Ну давайте сейчас занижу. Будет жить такой white-trash, такой пролетарский блюз, символом которого является сам Джордж Торогуд. Его блюзовый стиль – это возведенный в абсолют блюзовый шаблон, и, как ни парадоксально это звучит, вот эта вот абсолютная традиционность, абсолютная предсказуемость его музыки – она как раз и является его главным отличительным признаком, его фишкой. То есть видите, как получается иногда, человек, так сказать, как бы не ставил перед собой задачу разработать свою фишку, я уже, так сказать, употребляю такой наш жаргон, а она сама по себе получилась, получилась из сочетания всего, что было сыграно до него тысячи и миллионы раз. И, между тем, в общем-то, не совсем уж он такой и вторичный или даже третичный, как некоторые говорят о нем, я уже говорил, что вот этот вот прием с использованием саксофона – это весьма и весьма редкая вещь, так же, я думаю, в числе таких креативных достижений Джорджа Торогуда очень вкусная игра со слайдом, и, наверное, одно из главных – это действительно быстрый темп. Это самый быстрый блюзмен в мире, наверное, так, пожалуй, ни у кого из блюзменов быстрый темп так не превалирует, как у Джорджа Торогуда. И все это подается в сочетании с такой непреложной убежденностью и уверенностью в своей музыкальной правоте.
Сегодня можно сказать, что популярность Джорджа Торогуда вполне сопоставима с популярностью других ведущих блюзменов, но суть этой популярности, популярности Джорджа Торогуда, пожалуй, коренным образом отличается от происхождения популярности других блюзовых музыкантов. Большинство звезд блюза публика любит за то, что они демонстрируют что-то эксклюзивное, что-то волшебное, что-то такого высочайшего уровня. Возьмем в качестве примера Стиви Рэй Воэна, когда люди его слышат, все понимают, что это нечто сверхъестественное. А парадокс популярности Джорджа Торогуда как раз заключается в обратном – людям кажется, что они смогли бы сыграть и спеть, как он, и они его любят за то, что он такой же, как они, хотя я думаю, что это иллюзия.
Если вам понравилась музыка Джорджа Торогуда, я на это надеюсь, можете послушать три пластинки, скажем так, раннего, среднего и позднего Джорджа Торогуда и его группы «Destroyers»: «Move It On Over» 1978 года, «Born to be Bad» 1988-го, и «Half a Boy and Half a Man» 1999-го.
И в конце программы давайте-ка вместе с Джорджем Торогудом и его группой «Destroyers» «Get Back into Rockin’». Пока.
(Звучит песня «Get Back into Rockin’».)
|