Настоящее имя: Сэм Хопкинс (Sam Hopkins) Родился: 15 марта, 1912 года в Сентервилле, Техас Умер: 30 января, 1982 года в Хьюстоне, Техас Жанр: блюз Стили: Blues Revival, Acoustic Texas Blues, Electric Texas Blues Инструменты: гитара, вокал, орган Лэйблы: Collectables (16), Arhoolie (15), Original Blues Classics (7), Tradition (6), Prestige (6), Mainstream (5), Charly (5)
Сэм Хопкинс - один из последних великих исполнителей кантри-блюза, чья карьера простирается от 20-х до 80-х годов ушедшего столетия. На всем протяжении творческого пути Хопкинс никогда ощутимо не менял свой печальный Lone Star - саунд, который прекрасно иллюстрируется его акустической и электрогитарой. Братья Хопкинса Джон Генри и Джоэл были также талантливыми блюзменами, но только Сэм стал настоящей звездой. В подростковом возрасте Сэм играл вместе с другой довоенной звездой, вокалистом Тексас’ом Александер (Texas Alexander), который был его кузеном. Хопкинс начал свою карьеру в техасских барах 20-х годов. Первым синглом, который принес Хопкинсу известность стала песня «Katie May», записанная 9 ноября 1946 года в Лос-Анжелесе вместе с пианистом Уилсоном «Тандер» Смит’ом (Wilson «Thunder» Smith).
До 48-го года он активно записывался на студии Aladdin Records в Лос-Анжелесе и Хьюстоне, в частности, записав в этот период национальный R&b хит «Shotgun Blues». Такие хиты как «Short Haired Woman», «Abilene» и «Big Mama Jump» среди многих других жемчужин, записанных на студии Aladdin Records, уходят корнями к ранними техасскими блюзовыми традициям. После этого многие студии записывали Хопкинса как сольного исполнителя, так и в состве с маленькими ритм-секциями - Modern/RPM (его бескомпромиссный хит «Tim Moore’s Farm», ставший в 1949 году R&B шлягером), Gold Star (где его хит «T-Model Blues» вышел в том же году), Sittin’ in With («Give Me Central 209» и «Coffee Blues» попали на высшие ступени национальных чартов в 1952-м), известные лэйблы Mercury и Decca, и в 1954-м замечательная серия на Herald, где Хопкинс блистательно играл на электо-гитаре в серии взрывных рок’н’роллов («Lightnin’s Boogie», «Lightnin’s Special», потрясающей «Hopkins’ Sky Hop» на фоне барабанщика Бена Тернера (Ben Turner) и басиста Доналда Кукса (Donald Cooks), чьи пальцы должно быть истекали кровью, такими обжигающими были ритмы). Но стиль Хопкинса был вероятно слишком провинциальным и старомодным для нового поколения рок’н’рольных энтузиастов.
В 1959-м он вернулся на хьюстонскую сцену, почти забытый. К счастью, фольклорист Мак Маккормик (Mack McCormick) заново открыл гитариста, который олицетворял собой на тот момент образец фолк-блюз артиста - роль, которую Хопкинс был просто рожден играть. Первый значительный успех пришел к Хопкинсу только в 47 лет, когда фольклоритс-новатор Сэм Чартерс (Sam Charters) на студии Folkways Records спродюсировал и выпустил в 1959 его сольный альбом «The Roots Of Lightnin’ Hopkins». В результате это помогло представить музыку Хопкинса широкой новой аудитории. Великолепная акустическая гитара и грубоватый, но выразительный голос сделали Хопкинса одним из наиболее популярных певцов послевоенного блюза.
В 1967 он снял автобиографический фильм «The Blues Of Lightnin Hopkins», который завоевал премию «Золотой Хьюго» на кинофестивале в Чикаго.
В 70-е годы Хопкинс выступал с концертами в США, Канаде, а в 1977 - в Европе, но по состоянию здоровья уже не мог выдерживать длительные нагрузки. Титул одного из самых значительных блюзовых певцов сохраняется за ним и по сей день. Сообразительность Хопкинса сделала замысловатые риффы буги более простыми, а его захватывающая способность импровизировать тексты песен применительно к конкретной ситуации принесла ему славу любимейшего блюзового трубадура.
Сэм Хопкинс умер 30 января, 1982 года в Хьюстоне, Техас.