Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Школа игры на гитаре в стиле SHRED (часть 3)

Автор: Кирилл ТОР
Журнал: MusicBox №40

Межструнные скачки

В этой части мы познакомимся с техникой межструнных скачков, используемой при исполнении тональных секвенций, арпеджио мажорных и минорных трезвучий, а также арпеджио уменьшенных септаккордов, пассажей на основе педальных нот, и разберём элементы технических приёмов под названием «экстремальная пентатоника».

Техническое применение межструнных скачков даёт возможность исполнять музыкальные фразы с широкими интервалами, разнообразить звучание соло партий: при скоростной игре звучание становится похожим на двуручный тэппинг. Техника межструнных скачков или string skipping является одним из наиболее сложных приёмов звукоизвлечения. Для того чтобы не допустить появления грязи и постороннего шума, вам следует, помимо глушения струн ребром ладони правой руки или указательным пальцем левой, скоординировать движения левой руки таким образом, чтобы они были небольшими по амплитуде. Не поднимайте пальцы рук высоко над грифом, когда перескакиваете через одну или две струны, движение должно быть коротким, лёгким и точным.

На начальных этапах освоения данной техники отрабатывайте упражнения как переменным штрихом медиатора, так и приёмом легато. При игре приёмом легато для приглушения не участвующих в игре и отзвучавших струн играйте, обхватив правой рукой гриф в районе первого лада; также можно установить на первый лад неплотно зажатый каподастр или обвязать гриф мягкой тканью. Для контроля над положением рук играйте перед зеркалом, чтобы видеть со стороны собственную постановку рук и наблюдать свои ошибки. Также полезно играть с закрытыми глазами: это развивает координацию и автоматизм движений. Играйте упражнения с метрономом, драммашиной или с секвенсором. Начните с небольшого темпа и постепенно увеличивайте скорость. Если есть возможность, записывайте свою игру на магнитофон, в портостудию или компьютер для анализа и работы над ошибками.

Подготовительные упражнения

Играйте упражнения переменным штрихом медиатора, приёмами легато (hammer-on и pull -off). Для повышения точности исполнения визуально представляйте в уме, куда именно вы собираетесь переместить пальцы в следующий момент. Всегда добивайтесь чёткого, внятного звукоизвлечения. Работайте над ошибками, но не зацикливайтесь на их устранении, не тратьте всё время только на это, всегда идите вперёд, осваивая что-либо новое.

Полезно также использовать технику «игры в уме» тех произведений, фраз или упражнений, которые получаются у вас хуже всего, или тех, над совершенством исполнения которых вы активно трудитесь. Когда нет в руках гитары, представляйте, фантазируйте, воображайте, что играете тот или иной фрагмент музыкального произведения или упражнение и делаете это блестяще и виртуозно.

Пример 1

Играйте упражнение переменным штрихом медиатора.

Пример 2

Начните исполнение упражнения с медленного темпа, играйте с метрономом, постепенно увеличивая скорость, переменным штрихом медиатора и приёмом palm muting.

Пример 3


Играйте переменным штрихом медиатора, приёмом легато (hamer-on), а также левой рукой, обхватив гриф гитары правой в районе первого лада, чтобы заглушить открытые струны.

Пример 4

Мелодический оборот, исполняемый на шестой струне, повторяется на первой.

Начните упражнение с медленного темпа, далее постепенно увеличивайте скорость, следите за призвуками, когда переходите с шестой струны на первую, приглушайте струны ребром правой руки в районе бриджевого хамбакера или струнодержателя.

Педальные ноты

«Педальный тон – это просто долго длящаяся или постоянно повторяющаяся нота. Это название живёт с тех самых дней, когда использовалась педаль органа для получения долгих по длительности нот. Я использую педальные тона как повторяющуюся ноту для наложения на неё ладовых пассажей». (Yngwie Malmsteen).

Пример 5

Гамма Е минор с педальным тоном на верхней ноте «B»; при скачках с первой на пятую и с первой на шестую струну используйте приём palm muting.

Пример 6

Гамма А минор с педальным тоном на пятой струне.

Пример 7

Традиционная фраза в стиле «neoclassic». Играйте упражнение, используя в качестве аккомпанемента секвенсор с запрограммированной аккордовой последовательностью.

Пример 8

Сыграйте упражнение на чистом звуке переменным штрихом медиатора и приёмом легато без участия правой руки (hamer-on и pull-off). После того как все звуки станут звучать ясно и отчётливо, проиграйте отрывок на эффекте distortion.

Межструнные скачки, техника исполнения арпеджио

Пример 9

Мажорные арпеджио на первой – четвёртой струнах. Играйте с метрономом или под аккомпанемент секвенсора переменным штрихом медиатора и приёмом легато.

Пример 10.1.

Минорные арпеджио. Одно из наиболее технически сложных упражнений.

Пример 10.2.

Арпеджио с широкой растяжкой, скачки через 2 струны.

Пример 11

Арпеджио уменьшенного септаккорда. Второй и третий такты играйте как переменным штрихом медиатора, так и приёмом palm muting.

Наиболее интересна техника исполнения арпеджио уменьшенного септаккорда с использованием тэппинга, когда ноты извлекаются не только средним пальцем, но и безымянным с мизинцем: это сделает звучание музыкальной фразы более интересным, а арпеджио – гораздо шире по диапазону.

В одном из следующих выпусков школы мы ознакомимся с различными видами двуручного тэппинга более подробно, поэтому в этой части я даю лишь несколько ознакомительных упражнений с использованием данной комбинированной техники межструнных скачков и двуручного тэппинга.

Пример 12

Цифрами в квадратах на табулатуре обозначены пальцы правой руки:

2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец

Особые сложности могут возникнуть при тэппировании нот мизинцем правой руки: если он недостаточно разработан, посвятите его тренировке отдельное время, тэппируя различные ноты на грифе безымянным и мизинцем. Попробуйте также для этой цели сыграть одно- и двухоктавную гамму одной правой рукой на чистом звуке приёмом hamer-on.

Правильное положение пальцев правой и левой руки для примера 12

Существует ещё один приём звукоизвлечения при игре с межструнными скачками: последовательное использование медиатора и щипковой пальцевой техники с помощью безымянного и среднего пальца правой руки. Эта техника широко используется такими гитаристами, как Закк Уайлд (Zakk Wyld) и Крис Импиллитери (Chris Impelliteri). В оригинальном виде данный приём под названием «chickеn pickin» применяется в стиле country и bluegrass для игры дабл-стопов, арпеджио и является модификацией пальцевой техники, с той разницей, что функцию большого пальца выполняет медиатор или плектр.

Пример 13

Буквой «м» обозначен средний палец правой руки. Медиатор извлекает ноту на третьей струне, а безымянный или средний палец – ноту на первой



Пример 14

Ноты на первой струне извлекаются либо средним, либо безымянным пальцем правой руки. Играйте под аккомпанемент, записав минусовую фонограмму на магнитофон или в секвенсор.

Пентатоника с использованием межструнных скачков, экстремальная пентатоника

Термин Extreme pentatonics применил в своей школе с одноимённым названием гитарист Расти Кули (Rusty Cooley). Данная техника соединения нескольких пентатонических боксов с широкой растяжкой и тэппингом придаёт новую окраску традиционной блюзовой игре и даёт возможность использовать элементы блюзового звучания в высокоскоростных гитарных пассажах. В данном разделе мы рассмотрим технику расширенной пентатоники с межструнными скачками. Работайте над упражнениями для растяжки пальцев и следите за тем, чтобы ваша рука не была напряжённой во время занятий.

Пример15

А минорная пентатоника.

Пример 16

А минорная пентатоника, исполняемая приёмом hamer-on и тэппингом.
Тэппинговые ноты играются средним и безымянным пальцами правой руки.
При переходе со струны на струну используйте приём hamer-on, предварительно приглушив соседние струны, чтобы избежать посторонних призвуков.

Пример 17

Е минорная пентатоника.

Особые сложности может вызвать широкая растяжка между 14-м и 17-м ладами на четвёртой струне. При появлении неприятных ощущений в кисти левой руки прекратите занятия, дайте руке отдохнуть.

Пример 18

При быстром исполнении звучание этой фразы напоминает тэппинг. Играйте как медиатором, так и приёмом легато.
Рекомендуются к просмотру следующие видеошколы:
Paul Guilbert «Terrifying guitar trip»,
Ritchie Kotzen «Guitar chops» (раздел «string skipping & tapping»),
Allan Holdsworth « instruction video».

Одна из распространённых проблем, с которыми сталкиваются гитаристы, – это проблема сосредоточенности и контроля над посторонними мыслями, мешающими сконцентрироваться при разучивании того или иного произведения или доставляющими неприятные ощущения при отработке технических приёмов. Это происходит достаточно часто и вызывает быстрое переутомление сначала в ментальном, а потом и в физическом плане. Для того чтобы препятствовать появлению посторонних мыслей и образов во время разучивания музыкальных произведений на гитаре, используйте следующие психологические приёмы, которые позволят вам добиться наилучшей концентрации.

1. Присутствуйте, будьте в настоящем. Не позволяйте себе мысленно «переноситься в другое пространство и место», не разговаривайте про себя, не допускайте внутренних диалогов во время занятий. Во время серьёзной работы, требующей концентрации внимания, будьте здесь и сейчас, отслеживайте ваши ощущения, звуки и визуальное восприятие образов окружающей реальности в настоящий момент.

2. Избавиться от отвлекающих мыслей во время игры на инструменте можно с помощью вариации известного приёма «не думайте о белом медведе»: внимательно ждите, какая мыслеформа первой придёт вам в голову, наблюдайте в уме (как бы со стороны) за этим процессом. Как показала практика, число «посторонних помех» при использовании данной психологической техники значительно уменьшается.

Помните о том, что скорость исполнения – это всего лишь компонент вашей гитарной игры, средство, позволяющее приблизиться к намеченной цели. Старайтесь всегда играть музыку, старайтесь избегать шаблонного, формального исполнения, передавайте эмоции, образы и ощущения, выражайте себя через звук.

Играйте осознанно!

Дополнительно

Школа игры на гитаре в стиле SHRED (Часть 1)
Школа игры на гитаре в стиле SHRED (Часть 2)
Школа игры на гитаре в стиле SHRED (Часть 3)


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин