|
Джо Бонамасса: «Мы хотим надрать задницу музыкальному бизнесу!» |
Джо Бонамасса обнаружил талант ещё в детстве, был воспитан великими и отвергнут музыкальной индустрией. Classic Rock выясняет, кто же такой Джо Бономасса, и каков план его мести…
Итак… Кто такой Джо Бонамасса? Несколько лет назад он описал себя так: «Я собираю гитары, много работаю и читаю о политике и событиях в мире». Описание все еще верно?
«Да, это полностью меня характеризует, - говорит он. - Я пытаюсь быть информированным. Не хочу быть музыкантом, который канючит: «Да отстаньте вы, я ничего не знаю, мое дело - только играть!». Нет ничего хуже тупого музыканта, или умного музыканта, который, притворяется тупым лишь потому, что этого от него ждут». Должны быть еще какие-то интересы. Ты смотришь фильмы? «Да не то что бы. Час
посмотрю и начинаю нервничать». Он говорит, что сидит дома перед экраном с гитарой в руках, играет и вполглаза смотрит фильм. «Когда я один дома, нет никаких проблем, но если с девушкой, то сразу начинается: «Эй, ну ты чего?».
Как насчёт книг? Ты читаешь? «Нет, - говорит он. - Мне трудно сконцентрировать внимание на книгах. Предпочитаю короткие абзацы». Так ты не будешь читать даже эту статью, когда она выйдет? «Буду, - смеётся Джо. - Слово за словом».
Ага. Мы ему не верим. Итак, здесь, к вашему удовольствию (и его собственнику, возможно, если соизволит отложить гитару на несколько минут), представлен Джо Бонамасса. В коротких абзацах.
Вы думаете, у вас был тяжёлый год? Одна неделя жизни Бонамассы уделает ваш год.
В 2011 Джо выпустил больше альбомов за 12 месяцев, чем Metallica за 10 лет. А вот его планы на 2012:
Январь: этот месяц лентяй пропустил.
Февраль: заканчивает очередной сольный альбом, чтобы выпустить в мае. Поедет в европейский тур.
Март: будет ездить по Европе целый месяц.
Выпустит DVD Joe Bonamassa Live At the Beacon, записанный в Нью-Йорке, в ноябре прошлого года.
Лето: возвращение в студию, запись альбома с Black Country Communion. В течение ещё двух недель будут сделаны акустический альбом и DVD с записью акустического концерта в венском Доме Оперы. Потом сделают кое-какой материал с Бет Харт. Потом последует небольшой отпуск. Август: снова в студии с Кевином Ширли - запись следующего сольника.
Сентябрь: тур по Азии. «Мы побывали в Сингапуре, Макао, Гонконге, Японии, - говорит его менеджер Рой Уайзмен, - а теперь поедем в Манилу, Куала-Лумпур и Таиланд». Октябрь: Австралия и Новая Зеландия. Ноябрь: «А когда мы вернёмся, начнётся тур по всем штатам США, в лучших залах вместимостью 2500-300 человек». Тем временем график Metallica выглядит так: Январь: надеемся, все забыли про Lulu.
Февраль: см. выше
Июнь: играем песни из Black Album на фестивале Download. Всё ещё надеемся, что все забыли про Lulu. Остаток года: Ээээээээээээээ…
Самое трудное в жизни Джо - сидеть без дела.
«Самое трудное начинается, когда я не в пути, - говорит он. - Первые три-четыре дня тишина причиняет боль. Во время большого тура ты все время окружен 18-19 людьми, которых видишь каждый день. Всё время что-то проносится мимо, будь то грузовик, бас-бочка или сумка. Потом возвращаешься домой и сидишь… Я люблю новости, так что я включаю свои любимые новостные каналы - и смотрю, а потом хожу взад-вперед с гитарой. И слышу, как часы тикают. Тик. Тик. Тик. И это звучит как удары молота о наковальню - бум! Вот так проходит моя адаптация».
Джо выпивает 12 банок диетической «Кока-Колы» в день.
Ты можешь сказать, в чём разница между «Кокой» и «Пепси»? «Да, с завязанными глазами, - говорит он после секундной паузы. - Я могу назвать разницу между диетической «Кокой», сделанной в Англии, и диетической «Кокой», сделанной в США. Когда пьёшь 12 банок в день, становишься, так сказать, Кока-голиком».
Феномен Бонамассы не так-то просто объяснить.
Он только что отыграл аншлаговый тур по Британии, каждый вечер выступая перед аудиторией более чем в 2500 человек, в таких городах, как Блэкпул, Кардифф и Плимут. Но у него нет хитов, он никогда не появлялся на обложках популярных журналов, и редко звучит по радио - за исключением блюзового шоу Пола Джонса на Radio 2 или «Планеты рока». Несмотря на это, последние два его альбома вошли в британский Тор-20. Его успех и методы достижения этого успеха могут стать образцом для подражания в музыкальном бизнесе, пытающемся выжить на фоне краха старых бизнес-моделей.
У Джо и его менеджера Роя есть партнёрская компания J&R Adventures.
Она владеет правами на музыку Джо, издает эту музыку, организовывает его концерты, производит мерчендайз, управляет сайтом артиста. «Мы двое пришли к такому решению, - говорит Рой, - чтобы надрать задницу музыкальному бизнесу и показать там всем, что они были неправы».
«Нам наплевать на всё, - добавляет он. - Я никогда не терял стимула. Мотивация - это главное в жизни, вы так не думаете? Я трудился 20 лет, чтобы мотивировать себя».
Рой Уайзмен: «Станем ли мы миллионерами? Да - мы будем очень богаты. Я был нищ эти 20 лет, но мы с Джо будем реально богаты, чёрт возьми. Я говорю о десятках миллионов долларов для каждого. И о том, что это достигается путём выступления в залах вместимостью в 2500 человек. Нам не нужно быть драным стадионным проектом, чтобы заработать эти деньги. Я очень горжусь этим - после долгих лет нищеты».
Отец Роя был менеджером Фрэнка Синатры и распорядителем его активов.
«Я вырос близ сцены, глядя на Фрэнка Синатру, - говорит Рой. - Я летал в самолёте с ним, ночевал в его доме. С 13 лет я разъезжал с отцом и его артистами: от Лайзы Минелли до Пола Анки, от Сэмми Дэвиса до Синатры - со всеми, кто был того же класса, как и Джо сегодня. Звёзды - это звёзды».
История Джо Бонамассы - это также история J&R Adventures.
Это история о том, как два человека бросили вызов музыкальному бизнесу - лейблам, агентам, промоутерам - и победили. Это история о парне, который с младых ногтей разбирается в музыкальном бизнесе, и о парне, который разбирается в музыке как таковой. И эта история началась в конце 80-х.
В то время, как большинство подростков ненавидит музыку своих родителей, Джо её полюбил.
Что же его родители сделали правильно? «По субботам отец подходил ко мне и говорил: «Давай-ка послушаем несколько пластинок». В одну из таких суббот у нас могла играть Truth Jeff Beck Group (как я её называл, «оранжевая пластинка»), или Rough And Ready, с Бобби Тенчем, Максом Миддлтоном, Клайвом Чейменом и Кози Пауэллом. В следующий раз это могла быть Yessongs Yes, или Thick AS A Brick Jethro Tull. Мы сидели и слушали - а мой отец хороший комментатор. Как Джеки Стюарт, освещающий гонки Formula-1. Он мог снять иглу и сказать: «Послушай этот фрагмент». И он мог проиграть для меня басовую партию и дать оценку не только гитарной игре, а еще и Рику Уэйкману, Биллу Бруфорду и Крису Сквайру (который впоследствии стал моим хорошим другом и одним из любимых басистов всех времён).
Все это было очень забавно - гитары начинали играть, и я погружался в мир музыкальных открытий, и так незаметно пролетала вся суббота. Мы слушали все - от Роббена Форда до различных инкарнаций Клэптона - материал 70-х, Behind the Sun, Beano. Всё, с начала до конца. Так много, что я до сих пор не знаю, что играет на радио - навсегда отдалился от популярной музыки».
Всякий раз, как кто-то покупает что-нибудь на сайте Джо, Рой получает текстовое сообщение.
Мы сидим на заднем сидении лондонского такси, и CMC идут сплошной чередой. CD заказан из Голландии, футболка с Брайтона, DVD из Швеции. Наверняка все это не нужно ему в телефоне каждый день? «Вы шутите?! Это же будит меня по утрам!».
У Джо и Роя есть так называемая «Книга Джо».
«Книга Джо» - не настоящая книга, по крайней мере, пока. Но это метафорический способ говорить об «Истории Бонамассы» и всех тех моментах и людях, которые что-либо изменили в карьере Джо. Все эти моменты и люди записаны, а обязательства хранятся в памяти. В первых главах «Книги Джо» особое место занимают следующие личности:
Дэнни Гэттон: легенда гитарных кругов, Дэнни Гэттон был асом в жанрах джаз, рокабилли и фьюжн, который обучал Джо, когда тому было 11.
Би Би Кинг: Джо выступал на разогреве у «короля блюза» уже в 12-летнем возрасте. Последовавший за этим комментарий Кинга («У парня огромный потенциал. Он ещё даже бриться не начал, а уже один из нас») стал очень мощной поддержкой, открывшей многие двери.
Джо Бонамасса: Когда я впервые услышал Free, это изменило мою жизнь. Там было просто всё, чем я хотел стать, когда рос, и я сказал: «Отлично. Я нашёл свой путь».
В 14 лет Джо играл в подписанной на лейбле группе Bloodline.
Вовлечённый в музыку отцом, обученный Дэнни Гэттоном, игравший живьём с Гэттоном и Би Би Кингом, Бонамасса заработал такую репутацию, что ему предложили место гитариста в блюз-роковой группе, состоявшей из детей известных музыкантов. Ударником в ней был Эрин Дэвис, сын Майлза Дэвиса. На ритм-гитаре играл Уэйлон Кригер, сын Робби Кригера (The Doors). Басистом и вокалистом был Берри Оукли-младший (сын Берри Оукли из Allman Brothers). Бонамасса был единственным, у кого не было звёздных родителей (хотя Allmusic в то время писали, что «Бонамасса не является отпрыском знаменитости, но он, определенно, самый талантливый в группе»). Bloodline выпустили один альбом перед распадом в 1995 году.
Рой Уайзмен был менеджером Bloodline. Он вспоминает, как позвонил Джо и сказал: «Bloodline расходятся. Они хотят заниматься другими вещами, без тебя. Знаешь, что? Пошли их. Я остаюсь с тобой. Хочешь играть джаз, играй джаз. Хочешь играть фьюжн, играй фьюжн».
Джо было 18, и он только что окончил школу (хоть он и посещал школу, несколько лет гастрольных разъездов вылились в целый год дополнительных занятий). Спустя две недели он прислал Рою демо-плёнку с запиской: «Я готов. И, знаешь что, здесь я пытаюсь петь. Извини. Надеюсь, это не полная лажа».
«Я вставил кассету в плеер, - говорит Рой, - и по большей части то и впрямь была лажа. Но время от времени он начинал петь по-настоящему классно. И я подумал: «Если он сможет целую песню вытянуть на этом уровне, все получится!». В тот миг я понял, что посвящу себя Бонамассе до конца своих дней».
Малоизвестный факт № 1: он едва не стал участником UFO.
Это настолько малоизвестный факт, что даже сам Джо о нём не знает. Осенью 1996 года он был приглашён в Огайо, на репетицию к UFO. Джо думал: «Нужно просто поиграть на гитаре, чтобы помочь прослушать барабанщика». Игравший в тот день на ударных Джерри Ширли вспоминает другое: «Питу Уэю (басисту) был нужен барабанщик, чтобы прослушать этого крутого молодого гитариста и решить, подходит ли он для UFO, - говорит он. - Я жил в Кливленде, работая на местном радио. Джо был великолепен. Я всё ещё рулил делами в Humble Pie, и если бы у нас не было в то время классного лидер-гитариста, я, вероятно, попытался бы заполучить Бонамассу».
Джо взял Gibson Flying V, разучил Lights Out и несколько других песен. Под конец первого дня Пит изменил его жизнь. «Пит повернулся ко мне и сказал: «Ты когда-нибудь слышал о гитаристе по имени Пол Коссофф? Ты играешь вибрато почти как он».
Джо послушал Right Now и подумал, что это Bad Company. Пит дал ему сборник песен Free, и на обратном пути домой (за рулём сидел отец) Джо включил эту музыку в машине. «Первой песней была A Mover - и в ней было всё, что я когда-либо хотел услышать. Такой простой, почти маршевый британский бит - такой объёмный, что там грузовик бы поместился. Саймон Кирк не заправлялся в каждом баре, как Митч Митчелл. В конечном счёте это изменило мою жизнь. Там было просто все, чем я хотел стать, когда рос, и я сказал: «Отлично. Я нашёл свой путь» (UFO не выпускали альбомов ещё четыре года. Когда они, наконец, сделали это, на позицию гитариста вернулся Михаэль Шенкер).
Также упомянуты в «Книге Джо» (глава 2):
Фил Рамоун: легендарный продюсер (Пол Саймон, Билли Джоэл и т.д.) заметил что-то в Джо с самого начала, и после распада Bloodline стал первым, кто предложил ему контракт. Увы, всё сложилось так, как обычно складывалось у Бонамассы с лейблами. Сделка сорвалась: за две недели до того, как он должен был приступить к записи, компания закрылась.
Майкл Каплан: Каплан был одним из немногих представителей мейджор-лейблов, кто отметил потенциал Бонамассы. Он подписал Джо на Epic Records и разделил его с… Томом Даудом: легендарным продюсером с Atlantic Records, который делал первый альбом Бонамассы. Дауду было уже за семьдесят. «Но он был настолько же бодр, насколько стар, - говорит Рой. - А Джо был настолько же мудр, насколько молод. Два сапога пара».
К 1999 году Бонамасса научился петь, обзавёлся мейджор-лейблом и стал учеником одного из величайших продюсеров.
Он был в студии с Томом Даудом, записывая демо для Sony. «У меня не было никакого опыта пения в студии, - признается Джо. - Я просто орал, в основном. Но Том хорошо сработал. Я провёл почти два года в совместном творчестве с ним. Два месяца, за которые мы сделали альбом, были подобны четырём годам обучения у магистра музыки: обучения искусству записи, музыкальной истории - и тому, как вести себя, когда ты состоишься.
Туда заходили многие студийные инженеры. Им было наплевать на меня - все хотели встретиться с Томом. Они спрашивали его об Otis Blue, о сессиях Cream, о Derek And The Dominoes, об Арете Франклин. И Том говорил им: «Знаете, как записывать Арету Франклин? Секрет прост: нужно поставить перед ней микрофон. Остальное она сделает сама».
Альбом A New Day Yesterday стал последней работой в жизни Дауда. Он умер в 2002 году от эмфиземы. «Под конец он был уже как член семьи, - говорит Джо. - Мне его очень не хватает. Однажды, когда появится время, я сделаю новую версию A New Day Yesterday, перезапишу вокальные партии и посвящу эту работу Тому. Потому что сейчас, в возрасте 34 лет, я чувствую, что только-только стал достоин работать с человеком такого уровня».
Бывший муж Мэрайи Кэри поимел Джо со сделкой.
С альбомом A New Day Yesterday в багаже будущее казалось Рою и Джо радужным. Sony были в восторге от пластинки и уже выбирали радио-хит для ротации. А потом - впервые за всё время руководства Томми Моттолы - у Sony начались финансовые проблемы. Это потрясло фирму до основания. Sony стали экономить на всём, сокращая расходы и риски. «Они сначала обрадовались, а потом обгадились, - вспоминает Рой. - Убытки вскрылись 15 сентября, а наш альбом должен был выйти 30 октября. И всё накрылось, деньги испарились, а мы вдруг стали неприкасаемыми для Sony».
Рождение J&R Adventures.
Их планы были погублены участниками Bloodline, а после растоптаны бизнес-политикой звукозаписывающих компаний. Так Джо и Рой решили вести свои дела самостоятельно.
«С этого момента мы начали выпускать записи Джо Бонамассы под маркой J&R Adventures, - говорит Рой. - Мне было 33, и я знал достаточно, чтобы понимать - это не так сложно, как ракетостроение. В этом маленьком пруду под названием «блюз» мы могли стать большими рыбами». Они построили свою компанию на следующих непреложных принципах:
1. Никто не диктует им, что записывать.
«Я понимал, что мы никогда не попадём в ротацию на радио, - говорит Рой, - так что к чёрту идею записать что-то с этой целью. Фактически я сказал: «Условия такие: ты делаешь песни, а я их продаю. Никто не будет влезать в твою работу. И с тех самых пор никто в его работу не лезет. Он сам делает альбомы. Я их не слышу до тех пор, покуда они полностью не готовы. У нас нет репертуарного отдела - только Джо и Кевин Ширли. Никто не просит послушать песню, пока она не сделана. Мы называем это «церковь и государство». Он - церковь, я - государство. Он не лезет в мои дела, я не лезу в его - это идеальный союз».
2. Они партнеры во всём.
Всё, что у них было, они вложили BJ&R. Это их совместный проект. «На заседании правления нашей компании присутствуют всего два человека, - говорит Джо. - Так эффективнее. Большие лейблы так разрослись, что стали похожи на круизные лайнеры, пытающиеся плыть по узкой гоночной дорожке. Иногда нужно принимать решения в духе: «Мы должны быть в Берлине, но нам нужно кое-что сделать в Гамбурге! Можем ли мы всех развернуть?». С большим лейблом для этого понадобится общее собрание, и ты никогда этого не сделаешь».
3. Они - целостное предприятие: каждое действие благоприятно сказывается на остальных.
Принимая на себя ответственность за все аспекты «Бонамасса-бизнеса», они сильнее, чем лейбл, менеджер, промоутер и агент по отдельности. «Я рано понял, что лейблы - это не индустрия концертов и шоу, - говорит Рой. - Они на самом деле полностью друг от друга оторваны. Они не работают вместе. У каждого своя повестка дня. И я понял - в этот день, в эту эпоху они вообще не могут понять того, что мы делаем. И я сказал: «Чёрт возьми, я им покажу!».
Также упомянуты в «Книге Джо» (глава 3):
Джордж Торогуд: Этот славный блюз-роковый парень много раз давал Бонамассе возможность выступить на разогреве. «Он научил меня, как вести себя в туре», - говорит Джо.
Jethro Tull. «Мой первый тур с A New Day Yesterday (альбом, названный по включенному в него каверу на песню Jethro) был с Jethro Tull. Иэн Андерсон каждый вечер приходил и помогал настраивать звук. А ведь он вовсе не был обязан это делать».
Кармин Рохас. Басист Бонамассы с 2006 года. Кармин играл с Дэвидом Боуи и Родом Стюартом и был когда-то участником команды сессионных музыкантов, которых тайно приглашали вытянуть чьи-то альбомы, когда сами авторы с этим не справлялись. Однажды он так мастерски «починил» работу какой-то группы, что их басист позже был признан «басистом года» в одном из журналов для музыкантов.
Кевин Ширли: продюсер всей музыки Джо, начиная с 2006 года. Тогда, после серии грамотных, но не запоминающихся альбомов, включая Blues Deluxe (2003), Бонамассе угрожала опасность стать «просто ещё одним блюзовым гитаристом», затерянным в море Кении Уэйнов Шеппардов и Джеффов Хили. И вот пришёл Ширли. «Я не продавал свою душу дьяволу, - говорит Джо. - Что я сделал - так это нашёл продюсера Кевина Ширли, который сознательно старался вытянуть меня из мира песен с тремя куплетами и 20-минутным соло. Это был настоящий вызов».
Нам нужно поговорить о Кевине.
«Я играю, Рой занимается бизнесом, а Кевин… по сути, он третий партнёр, - говорит Бонамасса. Когда я впервые встретил его, на мои концерты в Европе приходило 200, 300 - максимум 500 человек. Сегодня нижний показатель в Англии - около 2500. И это за семь лет и семь альбомов. Он выделяет наиболее творческие вещи, направляет энергию группы в правильное русло. Собственно, участников группы тоже он подбирает. Он не просто один из моих лучших друзей в этом мире, он как член семьи.
Из всех людей и продюсеров, с которыми я говорил о музыке, только Кевина я могу поставить в один ряд с Томом Даудом. Кто глубоко погружён в музыку, кто является лучшим музыкантом среди здесь присутствующих, и видит альбом целиком прежде, чем тот будет сделан? Всё это Кевин».
«Я впервые увидел Джо в клубе, в городе Сент-Чарльз, в Иллинойсе, - говорит Ширли. - Там было 200 человек, и я на самом деле не думал, что парень по фамилии Бонамасса добьётся какого-то успеха. Но я был впечатлён его очевидным талантом и подумал, что рамки ресторанной блюзовой группы для него слишком узки. Так что я пошёл познакомиться с ним после шоу».
«Он пришёл в автобус, - говорит Джо, - и сказал: «Я настроился на твою волну - но группу нужно разогнать. Над песнями нужно работать, но если ты собираешься делать «старый добрый блюз», который все вокруг делают - то я не с тобой. Но если ты готов сделать что-то новое, бросить вызов самому себе и быть по-настоящему творческим…».
«Он говорил волшебные слова: «новое», «вызов», «творчество». Я ведь застрял в своей колее, не зная, куда мне двигаться. Делать Blues Deluxe, выпуск второй?». Спустя три недели он был в студии Ширли в Лас-Вегасе.
«Входит Джейсон Бонэм и принимает меня за техника. Я в свитере, располневший, с длинными волосами. Входит клавишник Рик Мелик (с тех пор играет с Джо), потом Кармин Рохас (с тех пор играет с Джо). У нас и двух минут не было поговорить, как это началось: «Играйте!». So Many Roads. «В какой тональности она?». Я говорю: «Не знаю, она слегка высокая». Кевин говорит: «Не ленись». Через полчаса у нас был готовый трек».
«У альбома You And Me был крошечный бюджет, - говорит Кевин. - Его производство обошлось всего в 20000 долларов. Отличное вложение в человека, который с тех пор стал одним из моих лучших друзей».
You And Me принёс Бонамассе упоминание в Classic Rock в 2006 году, а две песни оттуда (включая апокалиптическую версию Tea for One Led Zeppelin) вышли тогда на нашем CD-приложении. Он, наконец, появился на карте мира.
Малоизвестный факт № 2: у Джо есть «пара крутых яиц».
В 2009 году, когда он стал «прорывом года» по версии Classic Rock, Джо Бонамасса взошёл на сцену и один играл перед залом, в котором сидели Джефф Бек, Джимми Пейдж, Тони Айомми, Слэш, Джо Пери, Пит Таунсенд, Брайан Мэй, Билли Гиббонс и другие суперзвёзды. После этого музыкальный менеджер Док Макги сказал, что у Джо «есть пара крутых яиц», раз уж он осмелился выйти и играть перед такими людьми. «То выступление здорово подняло мой статус, - смеется Джо. - Но я не знал, что все они были там. Знал только про Тони Айомми, которого я безмерно уважаю как гитариста. Но я пришёл из другого жанра, так что я думал: «Если ему не понравится то, что делаю, я с этим смирюсь». С того места, где мы сидели, я не видел Слэша, Бека, Пейджа и остальных. Когда Док Макги сказал это, я подумал: «Хорошо, что теперь я это знаю». А если бы знал заранее?…», - трясёт головой.
В то время как Кевин Ширли колдовал с его музыкой, изменился и имидж Джо.
Он растолстел. «Он был чертовски жирным оболтусом, - без обиняков заявляет Рой. - Но потом Джо начал понимать, что имидж по-настоящему важен. Он вкалывал как раб на галерах и не ел».
«Я отъел себе настоящее брюхо, когда переехал в Калифорнию, - говорит Джо. - Растолстел от успеха. Когда я жил в Нью-Йорке, у меня часто не было денег на еду, и я недоедал. Потом в карманах зазвенело, и понеслось: девушки, рестораны… Чем больше денег я зарабатывал, тем толще становился. Я думал, что я Мистер Крутой. Я играл блюз. Меня возили другие люди, так что я мог позволить себе выпить после шоу. Мог есть все, что захочу - я был беспечен. Но прежде чем ругать химчистку за то, что твои майки все время «оседают» после стирки, стоит посмотреть на себя в зеркало».
Помимо лишнего веса, он еще и выходил на сцену в той же одежде, в которой ходил весь день. «Я выходил в тех же джинсах, в каких угодно ботинках, и в застегнутой наглухо рубашке».
Итак, Джо постепенно раздувался, мутируя в «Слономассу», покуда Кевин Ширли не пришел посмотреть на него в знаковый момент его карьеры: первое выступление в роли хедлайнера на House of Blues. «Его вес меня не беспокоил, - говорит Ширли, - но он был одет в мешковатые джинсы, грязную клетчатую рубашку, бейсболку и кроссовки. То, что он носил весь день, кроме маленьких облегающих солнцезащитных очков, которые он надевал перед шоу».
«Я написал ему по электронной почте: «Джо, ты выглядишь как зачуханный селянин». Я сказал, что если он хочет быть блюзменом, то должен уважать жанр - ведь Би Би Кинг, Альберт и Фредди Кинги, Мадди Уотерс, и даже Хаулин Вулф и Stephen Ray Vaughan - всегда выглядели на сцене стильно».
«Я обиделся, - говорит Джо. - Я же за эту рубашку немало денег отдал, это же Hugo Boss! А он: «Мне плевать, она выглядит как дерьмо!». И я принялся вытапливать из себя жир».
Он сбросил 20 фунтов за три недели, купил красивый костюм для шоу в Париже и, когда потом увидел фотографии, то понял: в этом что-то есть. Теперь он подбирает одежду и обувь для каждого тура. «Магазин одежды - ваш друг, - улыбается Джо. - Внутренний голос может брюзжать: «Чувак, да нафига это вс»?». Но посмотрите на фото Мадди Уотерса и других олдовых блюзменов - они одеты стильно. Я все время твержу себе, что должен одеваться лучше, чем зрители в зале.
Но некоторым группам неряшливость идёт. Не думаю, что концерт Wilco пройдёт так же хорошо, если они выйдут гладко выбритыми и в смокингах. Джефф Твиди - небритый чувак в джинсовой куртке. Он такой и на сцене, и вне её, он - тот, кто он есть. А для меня важнее, кто я есть на сцене - я люблю, когда шоу становится большим событием».
Рой Уайзмен объясняет, почему промоутеры, боссы лейблов и агенты - «долбаные идиоты».
В Британии J&R пользуются услугами промоутерской фирмы (Gig Cartel) и агента Нила О'Брайана («Он не такой, как другие», - говорит Рой). Но в большей части Европы и всех штатах Америки они этого не делают. Почему?
«По правилам рынка, такой артист, как Джо, должен играть в блюзовых клубах и на фестивалях, где билеты стоят в два раза меньше, чем билеты на мэйнстримовых шоу. Так что я решил это проконтролировать».
Рой сообщил промоутерам, что хочет установить цену на билеты в 40 долларов вместо 18. Когда они запыхтели: «Никто не заплатит столько за блюз!», Рой сказал: «Да пошли вы! Это «Роллс-ройс» среди блюзменов». Он начал сам арендовать залы и назначать цену в $40. Он взял свою судьбу в собственные руки, и работа менеджера, агента и промоутера легла на его плечи.
«Почему билеты на Coldplay могут стоить дороже всех, а на Джо Бонамассу - не могут? - говорит он. - Почему? Кто сказал? Это фигня, и я сейчас объясню, почему. Промоутеры этого не делают. Причина в том, что у них нет чутья. Они всего лишь торгаши».
Но не должны ли промоутеры хорошо предвидеть, сколько билетов сможет продать тот или иной артист? «Они не разбираются, - плюется Рой. - Они полны дерьма. Им известны только очевидные вещи. По мне, так промоутеры живут вчерашним днём. И вот поэтому вы всегда слышите классическую историю: «Чувак, я так влетел с концертом такого-то! Его прошлый тур был потрясающим, и я заплатил по высшему разряду и на этот раз, а в итоге - пшик». Тот, кто мне это рассказал, потерял полмиллиона. То же самое с агентствами. Я сочувствую всем, кто с ними работает, правда. Потому что там ничего не делается, а платишь им 10 процентов от выручки. Многие менеджеры также не имеют ни малейшего понятия о том, чем они занимаются. Но мне плевать. Я - независимый остров - пусть они все сдохнут, каждый из них. Правда в том, что я каждый зал арендую сам. Так что, промоутерская компания Live Nation меня остановит? Я сам выпускаю альбомы, и что, Sony меня остановит? Все они долбаные идиоты, каждый из них!».
Как Джо переносит свой гастрольный режим?
«Представьте, что вы целый день таскаете за собой свой дом: разбираете его, упаковываете, грузите в машину, отъезжаете на 200 миль, собираете дом, живёте в нём один день, а потом - по-новой. Вот что это такое. Если вы легко такое переносите, стресс будет поменьше. Мы можем себе позволить пойти пообедать в свободные дни, но никто не зависает в барах ночами напролёт. По крайней мере, никто из группы, я уж не знаю насчёт грузчиков и техников. Вы не сможете построить карьеру, если думаете, что это - сплошной хмельной угар.
Мы можем позволить себе немного вина и шуток после шоу. Нет, мы вовсе не монахи, но здесь нет места наркотикам и прочей взрывоопасной ерунде - потому что я видел, к чему это приводит. Люди заплатили за билеты по 50 долларов, и они заслужили классное шоу. Так что если бы мы прошлой ночью упились и уснули где-нибудь на улице… это было бы плохо для шоу».
Три альбома в 2011-м. Три или четыре в 2012-м. Не слишком ли много стало Бонамассы?
«Джо выпускает по альбому в год, фактически - каждые 12-15 месяцев с тех пор, как мы распрощались с Sony. Мне часто говорят: «Не слишком ли часто вы выпускаете новинки? Может, лучше сначала дать предыдущим полностью распродаться?». Но мы поступаем по-своему, и вот почему: если у вас нет радиоротации, ваша запись актуальна всего около десяти секунд. Вы получаете прессу в течение 30-60 дней после того, как альбом готов. Потом Джо должен проехаться по клубам и отыграть. Когда он вернётся в эти клубы год спустя - с той же программой, - чем это может быть интересно местной музыкальной прессе? Ничем. И она не будет о нём писать.
Так что, если у вас нет ротации, чтобы поддерживать альбом на плаву в течение двух-трёх лет (оптимальный промежуток времени между альбомами с точки зрения индустрии) - вам нужно что-то ещё. Поглядите на старую гвардию, в 60-е, 70-е. Там пекли альбомы как пирожки - выпускали их дважды в год, раз в год - но никогда не раз в три года. Вот я и подумал: «Раз мы не можем засветиться на радио, мы будем выпускать по альбому в год, ведь это - способ вновь и вновь привлекать к себе внимание музыкальной прессы».
Делая так, отправляя Джо в дорогу год за годом, мы добились своего без помощи радио и ТВ. Как еще могли мы этого добиться?».
Так кто же такой Джо Бонамасса?
«Как бы это сформулировать? Что бы люди вам ни говорили, вы должны стремиться заполучить пропуск в клуб мужчин с гитарами - наверняка есть какой-нибудь шанс. Наверняка вы что-то упустили. Давайте посмотрим на боксёров. Есть бойцы, у которых идёт «сухая серия» из 57 боев, выигранных нокаутом. О них шепчутся, их боятся. Но в начале карьеры их тоже отправляли в нокаут. Потом попёрло, начались победы, появился рекорд. Но где-то они тоже проигрывали. Только об этом мало кто помнит.
Мои поклонники хотят видеть, как я становлюсь успешным, они делают это целью своих собственных жизней. Они берут коробки флаеров и засовывают листовки под дворники машин. Это потому, что когда ты болен и занят, а за окном дождь, ветер и холод, и перед автобусом стоят пять человек - ты не пройдёшь мимо. Под дождем и ветром будешь фотографироваться, давать автографы, и так - 50000 раз подряд. Это и есть фундамент карьеры.
Только никогда не надо думать, что кто-то тебе что-то должен».
Текст: Скотт Роулли
Classic Rock
|