Когда речь заходит о современных гитаристах играющих рокабилли, блюз, кантри, свинг, невольно упоминают Брайена Сетцера. Несомненно, Сетцер талантливый гитарист и разносторонний музыкант, умеющий сочетать в своем творчестве эти направления. Однако называть его первым из современных гитаристов безусловно нельзя. Первым из современных по праву стоит назвать Дэнни Гэттона.
Дэнни принадлежал к другому поколению музыкантов, появившемуся на свет значительно раньше Сетцера, но позже Кокрэна и других гитаристов, о которых уже шла речь в этом разделе. Однако также как и они, он сформировал свой оригинальный стиль, став настоящей ходячей энциклопедией американских музыкальных стилей. А вот что говорил по этому поводу сам Дэнни: «Я никогда не понимал, почему музыканты замыкаются в рамках одного стиля. Когда я играю, у меня в голове звучат совершенно разные вещи. Мои корни уходят в ритм-энд-блюз, кантри, рокабилли, рок-н-ролл и джаз. Я пытаюсь быть человеком-оркестром. Играя соло, я в одну минуту чувствую себя органистом, другую тромбонистом. Возможно, на самом деле это не звучит именно так, однако это то, что происходит у меня в голове – я мыслю спецификой и звучанием других инструментов».
Дэнни Гэттон родился в Вашингтоне 4 сентября 1945 года. С ранних лет музыка стала его самым большим увлечением. В 9 лет он стал играть на гитаре. Гэттон брал уроки игры у превосходного гитариста Эйба Розенблюма и учился читать с листа такие песни как “Guitar Boogie” Артура Смита.
Уроки гитарной игры закончились после того, как он самостоятельно освоил пьесу “Wildwood Flower”, услышав ее перед этим в исполнении приятеля. Другого формального образования Дэнни не получил, если не принимать во внимание несколько уроков классической гитары, которые в 1960 году дал Гэттону Софокл Папас.
С самого начала внимание музыканта привлекали различные стили и различные исполнители: поп-музыка Леса Пола, джаз Чарли Крисчена, кантри Хэнка Гарланда. Воспринимая лучшее у этих мастеров, Дэнни тем не менее, не сомневался в своем музыкальном таланте. «Я всегда считал, что смогу все это играть», - говорил он.
В течение 60-х и начале 70-х Дэнни со своей группой выступает в различных клубах родного города. Постепенно его несомненное гитарное мастерство начинает приносить заслуженную славу. К Дэнни начали поступать предложения выступать в аккомпанирующих составах других музыкантов, которые он охотно принимал. Постепенно слава Дэнни в вашингтонских клубах начинает расти. Положительные отзывы прибавили ему сил. Тогда он собрал несколько групп и провел турне по клубам Восточного побережья. В результате музыкант получил большое количество предложений на сессионную работу. А вот что вспоминал Арлен Рот. – я получал звонки такого характера: «Мы хотели бы заполучить Дэнни Гэттона, но он сказал, что поскольку мы находимся в Нью-Йорке, то нам надо обратиться к Арлену Роту». Уже тогда о Дэнни ходили легенды».
В середине 70-х гитарист наконец-то познакомился с Лесом Полом, который был в восторге от музыканта. Вот что Лес Пол говорил про Гэттона: «Дэнни очень разносторонний музыкант. Многие гитаристы хороши в чем-то одном. Некоторые умеют играть очень быстро, зато не могут исполнить блюз или простую мелодию. Альберт Коллинз играет свое, Мерл Трэвис – свое, Пако – свое. Удивительно, насколько они далеки друг от друга. И тут появляется Дэнни, который один все это умеет. Я поражаюсь тому, как он переходит от обычной гитары к стил-гитаре. Когда я разговаривал с его родителями, они спросили меня: «Как вы думаете, из него что-нибудь получится?». И я ответил: «Конечно, я просто уверен».
Несмотря на растущую популярность, Гэттон предпочитал оставаться в Вашингтоне, рядом со своей семьей и друзьями. Он говорил: «По натуре я домосед. Я люблю быть дома, в кругу семьи. Я чувствую, что это очень важно для меня. Я люблю старые автомобили и историю американских индейцев».
Ситуация изменилась, когда в 1988 году он приобрел ферму в Мэриленде. Она была в таком состоянии, что нуждалась в капитальном ремонте, для которого требовались большие деньги. Поэтому Дэнни всерьез задумался о своей музыкальной карьере. В 1989 году он записал свой первый сольный альбом “Unfinished Business”. Несмотря на то, что альбом вышел на маленькой фирме, которая принадлежала матери Дэнни, он все же не прошел незамеченным и попал в поле зрения музыкальной прессы. В марте того же года его фото появилось на обложке журнала “Guitar Player”. Затем интервью с музыкантом появилось на страницах “Guitar World”, “Musician”, “Rolling Stone”. Это способствовало росту популярности гитариста. Им заинтересовалась фирма “ Elektra Records ”, переговоры с которой начались летом того же года.
В 1991 году Дэнни записал свой первый альбом на этой фирме. Он назывался “88 Elmira St.” и представлял собой целиком инструментальную пластинку. На ней талант Гэттона проявился во всей красе. Там были композиции в стиле рокабилли, юмористические версии музыкальных тем из телевизионных шоу, грустные баллады и эмоциональный блюз. А вот что говорил по этому поводу сам Дэнни: “ На этой записи было все, что я хотел высказать в тот момент. Там не было только традиционного джаза, который, по нашему мнению, был совсем некстати”.
Альбом успешно продавался и Дэнни начал организовывать гастроли своей группы. Кроме того он получил большой подарок. Фирма “Fender” представила именную модель Дэнни Гэттона, сконструированную на основе его «Телекастера» 53 года выпуска с датчиками Джо Бардена, с пластиной из нержавейки, и ручкой позволяющей получать эффект “wah-wah” вручную. Его слава росла среди музыкантов, причем о нем говорили даже те, кто играл в совершенно ином ключе. Вот что говорил о Гэттоне Джеймс Хэтфилд из группы Metallica”: «Благодаря ему я снова стал учиться играть на гитаре. После того, как я посмотрел его видеошколу, я понял в каком направлении мне нужно двигаться. Я даже купил его именной «Телекастер».
В 1992 году Дэнни, также как и Чет Эткинс смог реализовать свою давнюю мечту. Он записал джазовый альбом. Он назывался «New York Stories» и был записан на фирме “Blue Note”. Это был бибоп, характерный для 50-60-х годов и музыка в стиле “The Messangers” Артура Блейки. В записи альбома приняли участие такие маститые музыканты как Джошуа Редман, Бобби Ватсон, Рой Харгрув, Фрэнк Эмсаль, Чарльз Фамбро и Йорон Израэль.
Следом вышел еще один успешный альбом “Cruisin Deuces”. Стремясь закрепить успех, Дэнни впервые совершает турне по всем Соединенным Штатам. Он получает приглашения принять участие в телевизионных шоу, а также в записях других музыкантов, среди которых значатся Крис Айзек (альбом “San Francisco Days”) и Арлен Рот (альбом “Toolin Around”). Однако успех оказался призрачным. На фирме “ Electra Records ” Дэнни держался только благодаря поддержке одного из топ-менеджеров фирмы Ховарда Томпсона. После его ухода, никто и не вспомнил о музыканте. Дэнни просто вычеркнули из списка. Это случилось меньше чем за 5 месяцев после успешного альбома “Cruisin Deuces”. Чтобы не остаться без денег, Дэнни занялся сессионной работой. Кроме того, он записал песню для рекламы джинсов “Levi's 501”.
Несмотря на все напасти, Дэнни сохранял неиссякаемое чувство юмора. Он был мастер на всякие фокусы и розыгрыши. В интервью журналу “Guitar Player” он рассказал о своем любимом способе заканчивать выступление досрочно: «Это отличный трюк. Мы играли в одном клубе, там было все очень нудно и мы захотели побыстрее закруглиться. Итак, я ради хохмы взял переключатель вибрато от фендеровского усилителя и к одному концу присоединил сетевую вилку, а затем воткнул эту конструкцию в розетку на задней стенке усилителя. Так что, когда я наступал на эту адскую машину, происходило короткое замыкание. Мы отыграли полтора отделения, я нажал на переключатель и электричество вылетело. Пока эта штука была включена, никто не мог обнаружить неисправность. Электрики все обыскали, но так и не нашли, где замыкает. Когда мы пришли на следующий вечер, они уже успели заменить проводку в клубе. Мы немного поиграли, затем нажали переключатель и…сели пить пиво при свечах».
В своих выступлениях Дэнни использовал различные смешные трюки. Вспоминает Эван Джонс, игравший вместе с Дэнни в группе “Rednеck Jazz Explosion”: «Когда мы играли, я закрывал ему глаза ладонями, а он играл все быстрее и быстрее, так что публика просто сходила с ума». Гэттон вместо слайдера использовал пустую пивную бутылку, правда, это заканчивалось тем, что бутылка оказывалась полной и соло-гитара обливалась пивом, а затем вытиралась. Протирая гриф, он начинал играть левой рукой, которая была завернута в полотенце.
Несмотря на то, что контракт с “Elektra Records” был расторгнут, Дэнни не забыли настоящие ценители музыки. В октябре 1993 года, он узнал что читатели “Guitar Player” четвертый год подряд называли его лучшим кантри-гитаристом. Занимаясь сессионной работой, Дэнни продолжает давать концерты. Это были потрясающие по своей красоте и оригинальности выступления. Он извлекал из своего «Телекастера» искрометные, но в то же время мелодичные линии, поражая публику виртуозной техникой гитарной игры. Ради смеха, он мог наиграть тему из известного кино-или телефильма, а затем заставить публику рыдать под чувственные звуки своей гитары. «Руками Дэнни играл сам Господь Бог, говорит Эван Джонс, - Я слышал, как через его усилитель с нами разговаривал Всевышний».
По словам Дэнни, в его поразительной технике нет ничего чудесного. «Я просто выбираю самый легкий способ сыграть ту или иную вещь, - усмехается гитарист, - ведь я самый ленивый парень на свете!».
Игре Гэттона свойственна логика, последовательность, но отнюдь не простота. Кроме обычной медиаторной техники он использует различные разновидности комбинированного штриха (медиатор + пальцы): чередующийся бас в стиле Трэвиса, «банджо ролл», струящиеся арпеджио и каскады с использованием открытых струн. Благодаря своей моторной правой руке и безупречному легато левой, Гэттон умел создавать эффект одновременного звучания двух гитар.
В своей игре гитарист использует и известные гитарные приемы. После стандартных дабл-стопов в духе Чака Берри и Эдди Кокрэна, он играет скачущий по октавам хроматический ход, в котором слились воедино анархия Клиффа Гэллапа и безупречный стиль Эрла Скраггза (растяжка на пять пальцев была почти предельной для коротких толстых пальцев Дэнни). Еще одним излюбленным приемом Гэттона было смещение ритмических акцентов: хроматический ход строился на основе трехнотной фигуры, которая поочередно начиналась то с сильной, то со слабой доли.
2 июля 1993 года состоялось одно из самых потрясающих выступлений Дэнни. Он выступал тогда на разогреве публики перед шоу Джо Эли на площадке “Slims” в Сан Франциско. Публика встретила Гэттона по-особенному, собравшись у битком набитого клуба. Когда Дэнни покинул сцену, они кричали, топали и хлопали еще битую четверть часа. Владельцы клуба попытались охладить накал, включив иллюминацию и потушив видео-экран. Однако реакция публики была обратной. Что и говорить, только так встречают и провожают настоящих музыкантов.
В этот вечер музыкант больше не вышел на сцену. Во время выступления он уже отыграл пьесу, которую обычно исполнял на бис. Позднее Дэнни признался, что не рассчитывал, что его снова вызовут на сцену. Будучи довольно самокритичным человеком, он посчитал свое выступление не совсем удачным и поэтому не захотел затягивать концерт Эли. Когда клуб заплатил ему ничтожную для музыканта такого уровня сумму, какие-то 500$ за выступление, Дэнни был разочарован, но не подал вида. Конечно, его талант явно недооценило руководство клуба, в то время как публика пришла именно на него.
В августе 1994 года удача вновь улыбнулась музыканту. Он выступил вместе с Джеймсом Бертоном и Джерри Донахью на открытии нового ночного клуба Бертона в Луизиане. Вот что рассказывал Донахью: Джеймс предложил нам сделать втроем музыкальный проект, а возможно, и видео. Мы с Дэнни восприняли эту идею с энтузиазмом. У нас все получилось очень неплохо».
Перед Дэнни открывались неплохие перспективы. Днем 4-го октября 1994 года он вместе с со своим другом бас-гитаристом Джоном Привити обсуждал предстоящие летом 1995 года выступления на европейских фестивалях. Гэттон был в хорошем настроении и много шутил. Однако через 2 часа все изменилось. Вечером того же дня Дэнни решил, что больше не хочет играть на гитаре. Закрывшись в гараже своего загородного дома в Мэриленде, он приставил ствол к голове и свел счеты с жизнью. Самоубийство Гэттона было полной неожиданностью для его друзей и поклонников. Никто, особенно те, кто слышал его записи и видел выступления живьем, никогда не смогут понять причину такого поступка.
8 октября состоялись похороны музыканта. На похоронах Дэнни, его близкий друг и гитарный техник Джей Монтроуз сказал такие слова: «Я видел, как он делал много удивительных вещей. Я видел, как он умел быть щедрым. Он делился с друзьями деньгами, одеждой, крышей над головой. Когда я оказался на дне, Дэнни протянул руку и вытащил меня. Он всегда был готов помочь. Мы всегда шутили и хохмили, и самые мрачные вещи на свете умели видеть в розовом свете. Он никогда не задавался и не был эгоистом. Дэнни ко всем относился с должным уважением. Его музыка была удивительно красива. Как человек настолько неуверенный в себе, он, тем не менее, умел заставить других поверить в свои собственные силы. Он отдавал себя настолько, насколько другие могли взять от него. В его глазах можно было увидеть вселенную. В нем жили деятельный гений и великий дух. Он поражал своей душевной красотой всех, кто с ним встречался. И он был величайшим из известных мне музыкальных талантов».