fondni.ru
В конце 60-х его превозносили до небес. «Clapton is God» - такими надписями поклонники Эрика Клэптона, в то время игравшего в трио Cream, украшали все доступные поверхности. Но вскоре «божественный» Эрик чуть не отдал душу дьяволу, попав в зависимость от тяжелых наркотиков и алкоголя, с которым он дружил еще с 14 лет. Судьба не единожды проверяла музыканта на стойкость характера, посылая ему все новые и новые испытания, которые многим были бы просто не по плечу. Однако Клэптон сумел не только выстоять под жестокими ударами, но и стал ангелом-спасителем для тысяч собратьев по несчастью.
Собственно говоря, с самого рождения Эрику был уготован путь обычного забулдыги. Мать от него отказалась, чтобы скрыть позорный факт – ребенок был незаконнорожденным, плодом ее любовной связи с женатым канадским солдатом, который отправился домой по окончании войны. Воспитывали будущую звезду бабушка и дедушка, которых он считал своими родителями до 9-летнего возраста, когда узнал, что старшая сестра Патрисия – на самом деле и есть его настоящая мама. Но правда добавила еще больше горечи в жизнь мальчика – Патрисия жила в Германии и воспитывала другого сына, на этот раз желанного и вновь от канадского военнослужащего.
Подростком Клэптон познакомился с алкоголем. Впоследствии музыкант вспоминал: «Думаю, я один из тех алкоголиков, кто пил именно для того, чтобы напиться. После четырнадцати я стал выпивать с приятелями, как это считалось нормальным в таком возрасте. В пятнадцать я поехал на джазовый фестиваль в Беллью, где я с увлечением смотрел на сцену и слушал отличную музыку. С компанией сверстников я там напился до неприличия. В итоге у меня сперли спальный мешок и все деньги».
Увидев выступление Джерри Ли Льюиса на Британском телевидении, Эрик навсегда влюбился в блюз и рок-н-ролл. А после того, как его выгнали из колледжа искусств, где Клэптон учился на отделении дизайна, дорога на сцену оказалась единственной возможностью для самореализации. Он устроился рабочим, и все свободное время посвящал игре на электрогитаре, которую ему купили бабушка с дедушкой. «В начале шестидесятых я стал отъявленным битником, хиппи, отлично чувствовал себя на сцене. В какой то момент музыка захватила меня полностью, и я стал профессионалом в семнадцать лет».
Около шести лет Клэптону, по его собственному признанию, удавалось оставаться «сухим». Нет, он, конечно, выпивал с друзьями - дармовой выпивки для музыкантов в кабаках не жалели, но оставался стоек к наркотикам, лишь изредка покуривая марихуану. Но, подружившись с ребятами из группы Дилейни Брамлетта, круто игравшими блюз, увидел, что старшие товарищи ежедневно отдают дань миксу из виски, героина и кокаина. В итоге Клэптон начал и сам постепенно погружаться в эту трясину.
В 70-м году Эрик организовал собственный музыкальный проект «Derek and the Dominos», куда перешла часть коллектива Дилейни. И первый же альбом этой группы потерпел коммерческий провал, что напрочь выбило Эрика из колеи. Публика и критики буквально пропустили мимо ушей «Лейлу» - песню, впоследствии ставшую одной из визитных карточек гитариста! Эту композицию Клэптон посвятил Патти Бойд – фотомодели и по роковой случайности супруги его близкого друга Джорджа Харрисона. Название песни Клэптон взял из древнеперсидской поэмы «Лейла и Меджнун», в которой рассказывается о молодом человеке, влюбившемся в принцессу и сошедшем с ума. Героиновое сумасшествие Клэптона продлилось три года. «С 1969 по 1972 год вообще ничего толком не помню. Работать перестал совсем! Такого раньше со мной не случалось. Я пил немного - торчал на героине, а этот наркотик отлично изолирует от мира»,- вспоминает Эрик.
В 1973-м ему удалось вылезти из наркотического болота. Он вернулся к концертной деятельности, возобновил выпуск студийных работ, однако теперь передним возникла другая проблема – алкоголизм. Увлечение спиртным и сопутствующие ему радости в виде супружеских измен сопровождали музыканта все время брака с Патти, которая все-таки развелась с Харрисоном и вышла замуж за Клэптона. Почти десять лет совместной жизни не принесли паре счастья. Клэптон все чаще скандалил с женой. И все больше пил, пытаясь забыться. Музыкант стал очень плохо выглядеть: он потерял в весе, его лицо и глаза пожелтели, кожа покрылась воспалениями. Популярность артиста стала сходить на нет. Наконец, Эрик понял, что оказался на крючке у зеленого змия и пришел в общество Анонимных Алкоголиков. Побороть недуг оказалось непросто, ведь пить Клэптон любил. «Депрессию, суициды и всякое прочее с алкоголем не связывал, поскольку алкоголь оставался все эти годы моим лучшим другом. Отрицание алкоголизма оказалось настолько значительным, что я говорил в оправдание: «Я - артист, и просто мы так живем». В юности я провел много времени, изучая великую музыку и великую живопись, и знал, как жили многие из творцов. Хорошо об этом читать или смотреть по телевизору, но когда похожее случается с тобой - и это не поддается контролю - ты не сможешь это одеть или снять, как плащ! - и это не поза, и это уже вовсе не весело...», - с горечью признавался уже ставший трезвенником Клэптон.
В конце 80-х, обретя свободу от алкоголя и давления Патти, Эрик записывает свои самые успешные альбомы (например, ретроспективный бокс-сет «Crossroads» - «Перепутья») и становится настоящим рок-гуру. И вдруг спокойная, размеренная, только-только налаженная жизнь вновь превратилась в кошмар. В авиакатастрофе погибают его друзья, агент и музыканты, а спустя три месяца, едва Эрик пришел в себя, судьба сбивает его с ног еще более жестоким ударом. Его четырехлетний сын от итальянской модели Лори дель Санто выпал с 53-го этажа ее квартиры в Манхэттене. Хотя Эрик и Лори не жили вместе даже гражданским браком, оба безумно любили своего маленького Конора. «Внутри меня все выгорело дотла и остался только серый пепел», - признавался Клэптон. Но спасение в этот раз он нашел не на дне стакана, а в Музыке. Боль отца от потери сына стала знаменитой балладой «Слезы в небесах». В том мучительном 1992 году Эрик Клэптон получил шесть «Грэмми» за альбом «Unplugged», куда вошел и этот шедевр блюза, и многострадальная «Лейла», признанная лучшей песней в рок-номинации.
Итак, Клэптон выдержал. Сегодня он по-прежнему верен своим блюзовым корням, записываясь с великими собратьями по Олимпу – Би Би Кингом. Джо Коккером, Бадди Гаем и др. С удовольствием поддерживает Эрик и благотворительные проекты своих звездных друзей. Так, в декабре прошлого года он участвовал в кампании по защите собак, организованной Брайаном Мэем, гитаристом Queen и активным защитником прав животных.
Но главным делом Клэптона стал основанный в 1998 году в Антигуа центр помощи страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, названный в честь его самого успешного ретроспективного альбома «Crossroads» (Antigua drug and alcohol rehabilitation center Crossroads). Для обеспечения работы этого учреждения музыкант выделяет огромные средства, вырученные как от концертов, так и от продажи своей легендарной коллекции гитар.
Подобные аукционы проводились в 1999 и 2004 годах, а последний состоялся в марте этого года. За 4 часа было продано 138 лотов - гитары, усилители, золотые пластинки и различные награды рок-легенды, а также инструменты, пожертвованные друзьями музыканта Джеффом Беком, Джей-Джей Кэйлом и Джо Бонэмассой. У покупателей была возможность бороться за лоты не только присутствуя на аукционе, но и по телефону, и через интернет. Кстати, одним из основных покупателей стал бизнесмен и музыкант из России. Общая выручка аукциона, по данным Bloomberg, составила $2,2 миллиона. В 2004-м году прибыль, конечно, была посолидней – более $7,4 миллиона, но тому есть причины: за астрономические суммы поклонниками были куплены три самых лучших гитары Эрика, в том числе и самая легендарная – стратокастер «Blackie», собранный Клэптоном из трех моделей «Фендер». Блэки всего чуть-чуть не дотянула до миллиона долларов!
Кроме аукционов, деньги на работу реабилитационного центра Crossroads собираются с помощью концертов. Прошлым летом прошел третий благотворительный концерт, в котором приняли участие Би Би Кинг, Джефф Бек, Рон Вуд, Бадди Гай и многие другие музыканты. Все средства от концерта были перечислены в центр. Много раз оказывавшийся на распутье, Клэптон выбрал правильную дорогу и помогает найти ее другим, используя тот великий дар, за который его когда-то называли «Богом».
|