weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Энвер Измайлов и его гитары

music.com.ua

Расхожий репортерский постулат, гласящий «Если после N-ного количества звонков ты не сможешь найти телефон какой-нибудь известной личности, иди в грузчики», в провинции как-то лишен драматизма. Здесь все друга знают или находятся в разных степенях родства. Только в таком городе, как Симферополь, действительно чувствуешь себя значимым! Так что, получив редакционное задание взять интервью у музыканта европейского масштаба, гитариста, которому приписывают изобретение двуручного тэппинга (от английского «tapping»; техника, при которой извлечение звука происходит двумя руками по грифу), крымского самородка, как его окрестила пресса, ЭНВЕРА ИЗМАЙЛОВА, автор и в мыслях не допускал насчет собственной профпереориентации. Уже через пару минут заветный телефон был у меня, еще через пару - я договаривался о встрече. Милостидари и дарыни! Прошу любить и жаловать - Энвер Измайлов!

Энвер Измайлов

Из досье:

Энвер Измайлов родился 12 июня 1955 года в Фергане. Играть на гитаре выучился в возрасте 15 лет. Поступил в музучилище по классу фагота. Профессионально работал в группах «Южане» и «Сато». В самом конце 70-х в результате длительных поисков новых способов звукоизвлечения он пришел к нетрадиционной технике исполнения, названной «тэппинг». С 1988 года Энвер Измайлов живет в Крыму, выступает чаще всего соло и в трио. Обладатель Гран-при конкурса европейских гитаристов в Лозанне 1995 года. Много выступает на самых различных фестивалях по всей территории СНГ и Европы.

***

- Здравствуйте, Энвер! Скажите, для Вас, фаготиста, приход в гитару был естественен или все-таки случаен?

- Дело в том, что фагота я уже играл на гитаре. Просто нужно было получить образование музыкальное. А почему я пошел на фагот, это был единственный инструмент, который давал «корочку». Класса гитары, как такового, не было.

- Насколько были сильны тогда в Фергане и Узбекистане вообще гитарные традиции?

- Традиции сильны не особо, но была такая личность - Николай Душков. Это первый человек, которым я восхищался.

- Можно сказать, что он - Ваш учитель?

- Где-то можно назвать его учителем, где-то - примером. Больше, наверное, примером. Многому научился у Леонида Атабекова. Я ему очень благодарен. С фолком я познакомился на свадьбах. В то время это был единственный источник дохода для музыкантов.

- Кстати, играть двумя руками, заменяя целый оркестр, Вы начали чисто из экономических соображений?

- Это я сейчас так шучу. Но первоначально это были поиски новых форм и техники. В то время я уже достиг нормального уровня, и традиционный подход к инструменту перестал меня удовлетворять.

- На какой гитаре Вы начали работать профессионально?

- Много инструментов производства стран Восточной Европы...

- «Музима», «Орфей»...

- Да, да. Купить «фирму» было практически невозможно. Но, в конце концов, я купил. Мой первый настоящий инструмент - «Ibanez» копия «Les Paul». Купил его за 2, 700 рублей в Ленинграде. По-моему, мне подсунули «самопал». В каталогах потом долго искали эту модель - так и не нашли (смеется).

- Вас часто сравнивают со Стэнли Джорданом, но у него совершенно другая музыка и манера. Не надоедало?

- Надоело. Но, наверное, многие журналисты спрашивают у Стэнли Джордана про меня. Кто знает, может быть, и ему надоело (смеется). Не подозревая о существовании друг друга, мы практически одновременно начали играть двуручным тэппингом. По идеи, конечно, мы - одинаковые, но стиль, музыка и манеры игры - разные.

- Насколько в Вашей необычной манере исполнения соотносятся исполнительское искусство и элементы шоу? Если это можно, то в процентном отношении.

- А что такое шоу? По-моему, шоу тоже является искусством. На концертах я не ставлю шоу своей сверхзадачей. Сама музыка важнее. Но иногда это надо для зрителя. В моей ситуации концерт - это не только музыка, но еще и спектакль. Людям надо создать определенное настроение, расслабить их, заставить смеяться. Не знаю, как плакать, но смеяться мне удается. Во всяком случае, до конца концерта у меня из зала никто не уходил.

- Сегодня у Вас нет желания вернуться к «правильной» технике исполнения?

- Нет, ну почему же... Я использую все средства, но в большей степени играю в своей манере.

- Вы часто бываете на различных фестивалях, имеете возможность увидеть «живьем» известных музыкантов. Хотелось что-нибудь у них позаимствовать?

- Очень трудный вопрос. Наверное, музыкантов, которые им аккомпанируют (смеется).

- В последние годы на просторах бывшего СССР очень поднялся мастеровой рынок. Местные мастера к Вам не обращались с предложениями?

- Мне делали несколько гитар ребята из Киева на фирме «Техника». И достаточно неплохо. Сейчас я с ними сотрудничаю. Есть некоторые модели, которые изобретены мною.

- Сотрудничество с фирмой «Blade» - оно продолжается?

- Нет. По причине того, что у «Blade» нет большого выхода на рынок. Разрыв отношений с ними на мне совсем не сказался.

- Сколько у Вас гитар и как обозначена их специализация?

- Как и любой профессионал, я болею инструментами, которые мне нравятся. У меня дома 6 гитар. 3 из них как раз сделаны киевскими мастерами. Они такие маленькие, под «Steinberger». Специально для путешествий: чтобы их было легко таскать и не нагружать себя.

- Блюзовой традиции свойственно давать гитарам женские имена. Вспомним, например, B.B.King`а и его «Люсилль» или Stevie Ray Vaughan`а и его «Первую жену». Энвер, а у Ваших гитар прозвища есть?

- Да. Две последние названы в честь дочерей. А следующий заказной инструмент назову именем жены (смеется).

- Кого из современных музыкантов можете отметить? Знакомы с другими «двурукими» гитаристами? С Дмитрием Малолетовым, например.

- Хочу сказать, что у нас и в Евпатории есть «друрукий» гитарист. Сейраном зовут. Сейран и Гарик (аккордеонист). Они дуэтом выступают (прим. автора: Сейран - обладатель совершенно чумовой техники друручного тээпинга. Поливает - просто ураган!).

- Сколько нужно заниматься для того, чтобы поддерживать технику исполнения «на уровне»?

- Я сейчас не занимаюсь практически. Очень много времени занимает ведение дел - переговоры и пр. К тому же в этом году двух дочерей замуж отдал. Столько проблем: стройка дома, быт... Не до этого.

- Не хотите записать собственную видеошколу игры на гитаре? Что для этого надо?

- Время.

- Энвер, а публика - наша и заграничная - Вас одинаково воспринимает?

- Абсолютно одинаково! Для того, чтобы общаться с публикой, музыкантам не надо учить язык. В этом смысле нам очень повезло.

- Где можно купить Ваши пластинки? Ответ на этот вопрос интересует многих наших читателей.

- 2 компакта выпущены в Москве. Один - соло, другой - в составе трио «Минарет». Все остальное - зарубежные издания.

- Отдельные вещи Вы исполняете стаканом, носовым платком (как в «Бойне»)... А какие еще предметы идут в дело?

- Бутылки, тройные одеколоны (смеется)...

- Пару слов о специальных строях, которые Вы используете?

- Я их называю первобытно-общинными.

- А как это?

- Просто: в квинту, кварту.

- У Вас есть вполне гражданская специальность - газосварщик. Помогла ли она в жизни?

- Да, помогла. Благодаря электродам я научился играть на барабанах (смеется).

- На сцене Вы используете лишь джентльменский минимум - гитару и комбик. Педали эффектов и «примочки» принципиально игнорируете?

- Да. Принципиально, потому что оно мне не надо. Стоит поставить на сцене хоть одну «примочку» - и зрители будут думать, что все в этой педали забито. Не исключаю, что со временем я начну играть через «примочки». Есть в них свой кайф! Но сейчас я довольствуюсь тем, что есть.

- Вот и к высоким технологиям Вы относитесь снисходительно как-то. Сейчас практически у каждой гаражной команды, которая умеет играть пару аккордов, есть свой сайт. Когда появится официальный сайт Энвера Измайлова?

- Дело в том, что с компьютером я не дружу. Вообще в них ничего не понимаю. Отдельные заметки обо мне можно найти на Jazz.RU. Но персонального сайта у меня нет.

- При всех своих неоспоримых геополитических и климатических достоинствах Крым все-таки является провинцией. Не было мысли перебраться в столицы, туда, где жизнь бьет ключом, где артист Вашего уровня будет постоянно востребован? Что Вас здесь держит?

- В принципе, неважно где ты живешь. Важно - что ты делаешь. Перебраться в общем-то и хочется. Но это требует много денег. Это раз. Во-вторых, в Крыму воздух намного чище. Здесь семья. Надо будет либо музыкой заниматься, либо переездом...

Автор благодарит коллектив музыкального салона «Оркестр» (Симферополь) за помощь в организации интервью.

Андрей Гончаров. (2002)


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин