|
Гитара Востока, покорившая Запад |
progrockmuseum.ru
Это – не академический концерт, и не джазовый вечер. Это – нечто совершенно оригинальное. Энвер Измайлов – явление уникальное в пространстве музыкальной Вселенной, и, я считаю, нам очень повезло в том, что у нас есть возможность побывать на концерте этого невероятного гитариста в пределах физического пост-советского пространства. Такой манерой игры ("двуручный тэйпинг", когда звук извлекается ударами пальцев обеих рук по струнам грифа) у нас владеет только один человек – Энвер Измайлов. Ведь это именно он изобрел свою технику независимо от американских коллег (Chapman's Stick), еще в конце 70-х. А музыку, которую сочиняет и играет Измайлов, французские музыканты называют "воображаемый фольклор".
Выросший в Фергане крымский татарин Энвер Измайлов создает виртуозные узоры для гитары, сочные, восточные, узбекские, татарские, молдавские, болгарские... Они яркие, характерные, Измайловские, и моментально узнаются даже в вариациях на известные мелодии. Экспериментируя со звукоизвлечением, Измайлов добивается удивительных эффектов, и его гитара превращается в лютню, синтезатор, чембала, ударные, ситар... Сумасшедшая техника и темпераментные мелодии балканских и восточных народов с "неквадратными" 5-7-9-ти-дольными размерами, сбивками, припевами и рефренами неизменно приводят в восторг слушателей во всем мире. В 1995 году Энвер Измайлов получил гран-при конкурса европейских гитаристов в Лозанне (Швейцария), и, кстати, тогда ему вручили электрогитару "Блейд". К настоящему моменту фирмой "Boheme music" выпущено два компакт-диска музыканта, один – сольный, "Восточная легенда", а другой, "Минарет", – в содружестве с Наркетом Рамазановым (флейта, кларнет) и Рустемом Бари (перкуссия). Гастролируя во Франции, Швейцарии, Германии, и других странах, Энвер Измайлов часто выступает на джазовых фестивалях пост-советского пространства, и, к счастью, иногда приезжает в Одессу. Перед концертом мы побеседовали с Энвером – замечательным музыкантом, человеком открытым и с чувством юмора.
- В прессе я встречала, наверное, устаревшие сведения о том, что Вы работаете в клубе, живете в колхозе Джанкойского района Крыма... А где Вы сейчас обитаете?
- В поезде. Хотел в самолете...
- А семья где?
- Семья - над Симферополем
- ??
- Я имею в виду на горке, оттуда видно Симферополь...
- Они что, сидят, как горные орлы?
- Нет, не как орлы, но... Как летающие люди. Моя семья состоит из 4 человек – я, жена и двое детей. Мы живем с тещей в доме отца, который строили все вместе.
- А дети кто – как в "Служебном романе", "мальчик и... мальчик"?
- Нет, две девочки. Они музыку тоже любят, но играть не учатся.
- Кстати, по поводу обучения: нет ли у Вас идеи записать собственную видеошколу игры на гитаре?
- Есть, конечно. Но мне хочется ее сделать хорошо, а для этого нужно... немножко сил.
- И не жить в поезде?
- Ну, да, наверное, но я же в душе кочевник, мне нужно ездить, я так сидеть не люблю!
- А в поезде видеошколу обдумывать нельзя, под ритмичный стук колес?
- Нет, ну что ты... Стук колес... У нас же поезда, сами знаете, "самые поездатые в мире"...
- Но у Вас же ритм тоже не "четыре четверти", а 7, 9, 11 долей...
- Тоже верно, кстати, надо подумать о такой композиции – с названием "Под непонятный стук колес".
- Скажите, Энвер, Вас часто сравнивают со Стенли Джорданом – а ведь у него совершенно другая музыка и манера... Не надоедает?
- Да, он мне тоже надоел. Мне даже не нравится его игра. Там и техника совсем другая, кстати. Мне кажется, что люди, которые так говорят, как раз Стенли Джордана и не слышали.
- А Вы вообще поддаетесь сравнению с какими-то музыкантами?
- Но аналогов-то действительно нет, в принципе! Это моя техника, я ее изобрел.
- А что значит изобрести технику – как радио или велосипед?
- Изобретение всегда проходит через кровь, пот и слезы. Моя техника – это именно такое изобретение. К нему человек может идти десятилетиями, а решиться проблема может в пять минут.
- Как у Ньютона с яблоком? Только в Вашем случае упасть оно должно не на голову, а на руки?
- Ну, насчет яблок – не помню, но кирпич точно падал. Когда дом строили.
- Скажите, Энвер, сколько нужно заниматься для того, чтобы поддерживать Вашу технику исполнения "на уровне"?
- Конечно, чем больше ты будешь заниматься – тем лучше, и в свое время я занимался по 8-10 часов в день. Потом начались гастроли, и такая возможность у меня исчезла.
- Ваш "приз" за победу в конкурсе в Швейцарии – гитара, еще в работе?
- Да, эта гитара – вот она! Ну, я там уже сам кое-какие "навороты" прибавил... А в принципе в ней нет ничего особенного, хороший серийный инструмент. В альбомах Вы в качестве "наворотов" использовали стакан, носовой платок...
- Это случайно или нарочно?
- Ну конечно, был специальный поиск, ведь каждый предмет по-разному влияет на звук.
- А еще какие предметы шли в дело?
- Нос! Я еще как-то носом одну ноту брал - это правда. Сейчас не играю - нос стал большой (Прим. ред. – шутка)
- Вы сегодня выступаете в Одессе, а каков дальнейший гастрольный график?
- Я еду туда, куда меня приглашают. Недавно был у Диброва на "Антропологии", потом будет фестиваль "Богема джаз" в Москве, после сыграю на фестивале во Владикавказе, и поеду во Францию в Ниццу. Там тоже будет фестиваль, после него будут концерты в Швейцарии, кроме того, там я буду давать мастер-класс для учеников. Из Швейцарии вернусь домой, поеду в Ялту на джазовый фестиваль, потом опять... У меня уже голова кружится от гастролей!
- Энвер,а публика наша и "заграничная" Вас одинаково воспринимает?
- Ну, в принципе, всем людям нравится. Принимают везде одинаково, но с нашей публикой мне легче общаться, потому что нет языкового барьера. Посмотрим, получится ли сегодня у меня общаться с одесситами... (Получилось, особенно когда Энвер объявил "Настоящую молдавскую... лезгинку"! – прим. ред.)
- В прошлом году Вы приезжали в Одессу с трио. Продолжается ли работа с этими музыкантами?
- Послезавтра мы в Донецке выступаем втроем, а вообще, с трио я не особо гастролирую, сейчас у всех одна "болячка" – денежные вопросы.
- После Ваших концертов норвежская пресса писала: "Знаменитые Пако де Люсия и Джон Маклафлин могут позавидовать ему в изобретательности, оригинальности мышления". Вы бы дали совместный концерт с ними?
- Это жутко льстит мне, но, конечно, по отношению к Пако это несправедливо - мы с ним просто очень разные. Тяжело было бы найти общей язык в музыке.
- Допустим, Пако де Люсиа – чисто испанская гитара, а вот с джазовым гитаристом, к примеру, с Алланом Холдсвортом, Вы бы "сыгрались"?
- О, Холлдсворт - это чума! Был один случай со мной за границей на одном "воркшопе", там Дженифер Баттон выступала, если помнишь, она одно время "поливала" на гитаре в группе Майкла Джексона. У нас были гастроли с флейтистом Джефом Уоррреном, и мы пришли на "воркшоп". Во время концерта парень ко мне подходит, с бумагой, с ручкой, и говорит: "Алан Холдсворт? Пожалуйста, автограф!" Я еще "патлатый" был тогда, совсем другой... Переспрашиваю, а он мне опять: "Гитарист? Аллан Холдсворт?" "Да, - говорю, гитарист, Энвер Измайлов". Весело! Так я о Холлдсворте и узнал, потом диски его купил, послушал – здорово!
- Здорово то, что Вы к нам приезжаете, спасибо!
Поверьте, концерты Энвера Измайлова, "сольные" или с трио – это действительно здорово, и здорово настолько, что хочется призвать всех любителей ярких музыкальных впечатлений использовать любую возможность послушать Измайлова – на компакте, на кассете, но лучше всего – "живьем", на концерте, ведь его исполнение нужно не только слышать, но и видеть.
Ольга Потехина
|