|
10 главных песен Би Би Кинга |
rollingstone.ru
Би Би Кинг был гораздо больше, чем просто гитара Gibson и несколько виртуозных соло. Много десятилетий он считался самым главным артистом черного радио, выпустив 75 r’n’b-хитов в период с 1951 по 1992 год. Все время своей карьеры Кинг нес флаг мемфисского блюза, но обращался и к развивавшейся параллельно поп-музыке. Его лучшие записи расширили понимание того, чем должен быть настоящий блюз, добавив в него звуки r’n’b, соула и фанка. Все менялось, но голос Кинга и гитарные соло, исполняемые на гитаре по имени Люсилль, оставались неизменны. Каждая из этих 10 песен в свое время стала иллюстрацией нового этапа его творчества.
Three O’Clock Blues (1951)
Кавер-версия песни «Three O’Clock Blues» Лоуэлла Фулсона, выпущенная Кингом в 1951 году, не была его первым синглом, но стала его первым большим хитом. Песня занимала верхушку r’n’b-чартов на протяжении пяти недель. Довольно грубо записанная (гитара звучит громче всего остального, в том числе вокала Кинга), она, однако, установила некий шаблон для его карьеры: богатый тембр голоса, перекликающийся с каждым жестко-колким выпадом гитары, и аранжировка, гораздо более приятная, чем в провинциальном блюзе. А еще здесь есть труба.
You Upset Me Baby (1954)
Четвертым треком Кинга, достигшим первого места хит-парада r’n’b, была довольно шаткая конструкция из шести духовых нот, которые прерывались, чтобы освободить место отчетливо-неуверенному гитарному вступлению. Последующие живые исполнения преобразуют оригинальную песню в бодрую спортивную разминку, но студийная версия была пропитана особым шармом и больше подходила Кингу, чья музыка была проникнута настоящей страстью. А то, что он говорит о габаритах своего объекта (36-28-44 в дюймах), свидетельствует о неизбывности поп-песен, посвященных большим задницам.
Every Day I Have The Blues (1955)
Исполнение Кинга могло бы быть превзойдено записанной его противником Джо Уильямсом и Count Basie Orchestra в том же году версией, но, открывая свои выступления песней «Every Day I Have The Blues» в 70-е, Кинг стал эталоном, которым до сих пор поверяют податливые стандарты блюза. Сам он связывал свой успех со старыми мелодиями, которые родились у The Sparks Brothers в 30-е годы и достигли современных форм (если не их вершины) в 1949 в «Nobody Loves Me» Мемфиса Слима, а затем уже превратились в «свежую и спокойную» партию трубы в исполнении аранжировщика Максвелла Дэвиса.
Sweet Sixteen (1960)
После того как Кинг в конце 1950-х перешел на мягкие поп-баллады с целью расширения своей аудитории, его карьера r’n’b-хитмейкера застопорилась: ни один из синглов 1959 года не попал в чарты. Он вернулся к тому, что делал лучше всего, в песне «Sweet Sixteen». Этот номер Биг Джо Тернера Кинг освободил от напористой духовой партии. Каждой жалобе голоса здесь вторит краткий и выразительный гитарный ответ. Строка за строкой песня разгорается, но никогда не достигает кипящего катарсиса - в этом и заключается вся ее сила.
Don’t Answer The Door (1966)
К середине 60-х Кинг достиг зрелости в своем гитарном стиле, характеризующемся острыми вспышками резких, точных фраз, тонко направляемых вибрацией левой руки. Вы можете услышать это здесь, в пропитанной особым настроением песне. На заднем плане ворчит орган, будто аккорд за аккордом ворочает тектонические плиты. Кинг настойчиво завывает, требуя от своей женщины весь день оставаться запертой в доме, вдали от своей семьи. Что стало причиной такой собственнической ярости, неизвестно.
Why I Sing The Blues (1969)
Кульминация альбома Кинга Live & Well» 1969 года, записанного со студийной группой, в том числе Элом Купером на фортепиано, - это недооцененное и яростное перечисление унижений чернокожих людей на протяжении всей американской истории - начиная от времен работорговли и заканчивая современной ему нищетой. В песне также есть строки, в которых Кинг (ему лишь немного за 40) сокрушается о том, что стареет. У сингла более современный грув, чем у многих других его современников. Прежний лейбл Кинга, Kent Records, который Кинг покинул в 1962, продолжал выпускать хиты из оставшегося у них запаса кинговских песен вплоть до 1971 года.
The Thrill Is Gone (1970)
Самый главный поп-хит Кинга - радикальная переработка оригинальной записи Роя Хокингса 1951 года: стенания обиженного мужчины, в котором ярость разбитого сердца сменилась мстительным холодом. Спродюсированный Биллом Шимчиком, который впоследствии работал с The Eagles над их самыми грандиозными записями 70-х, этот трек обладает сдержанным грувом, а умеренные струнные добавляют драматизма и напряженности. Гитарная техника Кинга находится на пике разнообразия: он берет ноты с ледяной, пренебрежительной точностью, а затем пускается в лиричную вариацию партии вокала.
Chains And Things (1970)
После успеха «The Thrill Is Gone» Кинг начал чаще экспериментировать с поп- и рок-аранжировками. Самым успешным из шести синглов с альбома «Indianola Mississipi Seeds» стала эта медленная, пропитанная сожалением песня, чья отличительная манера родилась в результате ошибки. Позже Кинг пояснил, что он просто «взял не ту ноту и выкрутился из ситуации… Из-за этого пришлось перестраивать все струны». Призрачную партию электронного пианино, которая также подчеркивает индивидуальность песни, исполнила Кэрол Кинг.
To Know You Is To Love You (1973)
Стиви Уандер и Сайрита Райт вместе написали медленную заглавную песню для альбома Кинга 1973 года, в работе над которым также приняли участие филадельфийские сессионные музыканты (барабанщик Эрл Янг и гитарист Норман Харрис), которые как раз начинали создавать звучание диско. Получившийся в итоге побулькивающий фанк был далек от прямолинейного блюза Кинга, который тот по-прежнему исполнял на сцене, но расширил границы искусства музыканта еще больше, чем «The Thrill Is Gone», и привел его на передачу «Soul Train».
Never Make A Move Too Soon (1978)
В записи альбома «Midnight Believer» (1978) Кингу помогали The Crusaders, играющие джаз-фьюжн. Переработанная из инструментальной композиции «Greasy Spoon», которую они записали годом ранее, «Never Make A Move Too Soon» была улучшена остроумным и точным текстом о стратегии улучшения отношений, который отсылает к «Got To Give It Up» Мартина Гэя. Песня попала в Топ-20 r’n’b-хитов и благодаря этому стала немного заезженной - каверы на нее делали буквально все - от Бонни Рэйтт до Тони Теннил. Позже Кинг перезаписал песню в дуэте с Роджером Долтри.
Автор текста: Кит Харрис, Дуглас Уокер
|