weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Реклама
worldelectricguitar в вконтакте
Незабвенная спутница короля блюза

musicbox.su

Я думаю, большинству читателей знакомо название Gibson ES-355. Эта форма полуакустической гитары широко известна, в том числе под названием Lucille. С этим именем связана целая история, произошедшая с легендой американского блюза – Би.Би. Кингом (B.B.King).

Би Би Кинг

Сразу замечу, что та Lucille, о которой пойдёт речь, вовсе не была полуакустикой упомянутой выше серии Electric Spanish, к которой мы все привыкли.

Гитара, с которой началась история Lucille, была дешёвой тридцатидолларовой акустикой Gibson L-30, первым концертным инструментом Кинга. Но, повторюсь, именно она стала родоначальником всей гибсоновской и эпифоновской линейки Lucille.

История эта берёт своё начало в лохматом послевоенном 1949 году в городке Твист, в штате Арканзас. Райли Би Кингу (Riley B. King), который впоследствии станет одним из величайших гитаристов современности, тогда было всего 24 года, и его путь к мировому признанию только начинался. После подписания контракта с RPM Records группа B.B. KING REVIEW, в составе которой играл и пел Кинг, отправилась в свои первые туры по Соединённым Штатам.

Зимой 1949 коллектив выступил на танцплощадке в городе Твист. Было холодно, и для обогрева в зале установили бочку с горящим керосином. Сейчас мы, конечно, привыкли к современным клубам с их стандартами пожарной безопасности, и подобное нам кажется дикостью. Но в то время это считалось вполне обычной практикой.

Во время концерта в зрительном зале вспыхнула драка между двумя мужчинами, которые опрокинули бочку. Начался пожар, людей с площадки спешно эвакуировали, и, уже находясь на улице, Райли Би Кинг вдруг понял, что забыл свою обожаемую L-30 на сцене. Он бросился в горящее здание и, рискуя жизнью, спас гитару из огня.

«Здание было деревянным и горело очень быстро. Когда я ещё был внутри, потолок начал обваливаться, и я действительно едва не погиб», – вспоминает о событиях того дня сам Кинг.

На следующий день стало известно, что причиной конфликта в зале стала женщина по имени Люсиль, и тогда Кинг принял решение назвать свою гитару «Lucille», как напоминание о том, что не стоит совершать глупые поступки, драться из-за женщин или заходить в горящие здания.

Много позже Би Би Кинг написал песню «Lucille», повествующую об этих событиях, а в центральном парке в городе Твист установили мемориальную табличку, в память о событиях того дня.

Каждую следующую свою гитару Кинг называл Lucille, и однажды обмолвился, что сейчас у него семнадцать гитар с таким именем.

Второй гитарой, получившей имя Lucille, стала Gibson ES-5, Би Би Кинг приобрёл её в 1949 году. На тот момент это была совершенно новая модель с тремя звукоснимателями Gibson P-90. Кинг купил себе белую гитару, с чёрной накладкой на деку.

В 1951 году именем Lucille была названа Gibson ES-125, именно на ней Кинг сыграл незабвенный «3 O’Clock Blues», с которым занял первые позиции в чарте журнала Billboard. И именно в этот период к нему пришла настоящая известность.

В середине 50-х ES-125 заменила Gibson Byrdland, считавшаяся джазовой гитарой. Своё название она получила в честь известных нешвиллских джазовых гитаристов 50-ых годов Билли Бирда (Billy Byrd) и Хэнка Гарланда (Hank Garland). Именно эта гитара стала следующей Люсилью Би Би Кинга.

В то же время Кинг часто выступал с Gibson ES-175, которая до сих пор не снята с производства. Модель ES-175 дебютировала в 1949 году, в качестве основной альтернативы гитар Gibson L-5 и Gibson L-4. Первая модель имела один сингл Р-90 около грифа и резной струнодержатель из палисандра. Её Кинг использовал при записи альбома «BB King Wails».

И только в 1958 году Gibson выпустили ES-335, которая стала прообразом привычной нам Lucille. Би Би Кингу очень понравился новый дизайн, малая глубина корпуса и тонкий гриф, дающий лёгкий доступ к высоким ладам. Именно гитары этой формы стали для Кинга основными, и именно на них он играл большую часть своей музыкальной карьеры. И когда в 1980 году Gibson предложили Кингу создать именную серию гитар, как основу для именной серии Lucille Кинг выбрал именно ES-355. Однако в её конструкцию были внесены существенные изменения. Так, на деке гитары не было резонаторных отверстий. Кинг мотивировал это: «Наличие резонаторных отверстий создаёт сильный фидбэк там, где он не нужен. С моей новой Lucillе я могу выкручивать громкость до упора. Я могу создавать обратную связь, когда это мне нужно, но, когда мне это не нужно, фидбэка просто нет».

Кроме того, гриф Lucille немного шире и тоньше, чем на серийной ЕS-355. А вместе с 3-позиционным переключателем звукоснимателей у модели Custom установлен 6-позиционный переключатель Varitone, позволяющий получить дополнительные звуковые окраски. Плюс ко всему, на модель Lucillе ставится струнодержатель с микроподстройкой Gibson TP-6, при помощи которого можно подстраивать струны за бриджем.

Сам Би Би Кинг начинал играть на модели цвета sunburst, но серийные модели традиционно выпускались только чёрные и вишнёвые. Впрочем, в 2011 году Gibson несколько отступили от традиции, выпустив ограниченную серию подписных гитар в зелёном, синем, красном и белом цветах.

Би Би Кинг

Та, первая L-30, к слову, была не единственной Lucille, с которой связаны весьма интересные события. Ещё одна история произошла в 2009 году в Лас-Вегасе.

Наверняка, любой человек коллекционирующий гитары, когда-нибудь мечтал по дешёвке купить инструмент своей мечты. Подобная мечта стала реальностью для Эрика Дала (Eric Dahl), гитарного коллекционера из Лас-Вегаса.

Как и многие коллекционеры, Дал частенько посещал ломбарды в поисках интересных музыкальных инструментов, которые можно было бы выкупить в коллекцию. Во многих подобных заведениях он оставлял свои визитные карточки, в надежде, что владельцы ломбарда свяжутся с ним, если появится что-то стоящее. Десятого сентября 2009 года Эрику позвонили из ломбарда, торговец сообщил, что у него появилась уникальная Gibson ES-345, которую он и предлагал коллекционеру. Заинтригованный Дал отправился посмотреть на гитару.

«Впервые увидев её, я сразу понял, что это подлинная Gibson ES-345 B.B.King Lucille, – вспоминает Эрик. – Но ни кейса, ни документов у инструмента не было. А больше всего меня разочаровало то, что гитара была изрядно потрёпанной, с большим количеством сколов и царапин. Осматривая, я перевернул её, ожидая увидеть стандартный серийный номер. Удивлению моему не было предела, когда вместо серийника я увидел надпись «Прототип 1?. Естественно, сперва я решил, что держу в руках умело изготовленную подделку, но закрались в мою голову и мысли о том, что гитара могла когда-то принадлежать самому Би Би Кингу, но впоследствии была подарена другу или родственнику».

К счастью для Эрика Дала, оба его предположения оказались неверны. Два месяца коллекционер обзванивал коллег, гитарных историков и даже службу клиентской поддержки Gibson в попытках выяснить, что же за гитара попала ему в руки.

«Все попытки оказались тщетными, – рассказывает Эрик. – Было ощущение, будто я пытаюсь головой пробить бетонную стену». Пока утром 9 ноября ему не позвонил Пэт Фоли (Pat Foley), из мастерской Gibson Custom. Фоли был именно тем человеком, который отвечал в мастерской за общение с музыкантами. И именно он принимал непосредственное участие в создании инструмента, купленного коллекционером.

«Его вопросы показались мне странными. Разговор он начал с вопроса, находится ли купленная мной гитара в Соединённых Штатах? А где ещё я мог хранить свою коллекцию, – рассказывает о тех событиях коллекционер. – И только потом Пэт сказал мне, что в мои руки попала гитара, украденная у самого Би Би Кинга! Этот инструмент был подарком от Gibson мистеру Кингу на его восьмидесятилетие, и последние четыре года Кинг играл концерты только на этом инструментом. Когда летом 2009 года гитара была украдена, легендарный блюзмен заказал ещё одну, попросив сделать её максимально похожей на пропавшую. Сколько Вы хотите за неё? Спросил меня Пэт. Я ответил, что мне не нужны деньги, я просто хочу, чтобы гитара вернулась к своему хозяину».

Думаю, не нужно пояснять, что Би Би Кинг был счастлив, когда узнал, что его любимая Lucille нашлась. Он даже попросил, чтобы Gibson Custom Shop изготовили новую Lucille с автографом самого Кинга, специально для Эрика Дала.

«Мы с встретились с ним в его офисе, здесь, в Лас-Вегасе. Он оказался очень приятным человеком. Он без конца благодарил и жал мне руку, и, казалось, никак не мог поверить, что его гитара вернулась к нему. А я был счастлив, потому как смог при таких невероятных обстоятельствах встретиться со своим кумиром и вдохновителем. Я понимал, что Би Би Кинг будет и дальше радовать своим творчеством фанатов блюза во всём мире. – вспоминает о тех днях Эрик Дал.

Стоит отметить, что на этом история Эрика Дала и Би Би Кинга не закончилась. А встреча эта сильно повлияла на жизнь коллекционера. В прошлом году он, наконец, дописал и издал книгу «B.B. King’s Lucille and the Loves Before Her» (Люсиль и предшествовавшие ей возлюбленные Би Би Кинга), в которой он подробно описал оборудование и инструменты, которыми пользовался легендарный блюзмен на протяжении всей своей карьеры.

Би Би Кинг

На фото: Эрик Дал и Би Би Кинг

Автор: Игорь ТЕРЕХОВ

guitar

V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин