Albert King - один из первых королей гитары Flying V, левша, завоевавший своей оригинальной "манерой игры наоборот" место в истории и признание любителей блюза.
История и влияния
Albert King родился в 1923 в г. Индианола, штат Миссисипи, будучи одного возраста и родом из одного города с B.B. King (но не являясь ему родственником, Albert Nelson взял себе прозвище King в начале 50-х). Подобно большинству увлеченных музыкой подростков сельского Юга страны, Альберту пришлось самому мастерить свои первые инструменты, начиная с "diddley bow" (проволока, натянутая на два гвоздя, вбитых в дверь сарая, по которой водили бутылкой), затем перейдя на инструмент, сделанный из ящика для сигар, пока он не купил себе первую "настоящую" гитару в 1942 за 1 доллар 25 центов. Но даже к стандартному инструменту Альберту пришлось приспосабливаться, так как он был левшой и стал играть, просто повернув гитару в другую сторону, со струнами "наоборот". Также он не пользовался медиатором, находя более удобным цеплять струны пальцами.
Когда Альберт был еще ребенком, его семья переехала в Арканзас, где он впервые услышал игру Blind Lemon Jefferson, что явилось его первым сильным музыкальным впечатлением. Искусная игра Jefferson и гипнотизирующая личность этого гиганта техасского сельского блюза повлияла также и на многих других будущих звезд - T-Bone Walker, который был на порядок старше Альберт Кинга и позже сам оказал на него большое влияние. До того, как Albert начал играть с другими музыкантами, он несколько лет занимался один, пытаясь имитировать игру Blind Lemon, T-Bone, Lonnie Johnson, пианиста Memphis Minnie и других блюзовых легенд того дня. Как и все гитаристы, прославившиеся своим оригинальным стилем, Альберт обратил свое неумение в точности копировать своих кумиров в свою сильную сторону, выработав неповторимую манеру игры.
Профессиональная карьера Кинга начала определяться после его переезда в Оскеолу, штат Арканзас, в 1950 году. Там, постоянно выступая в легендарном клубе Т-99 в составе группы In the Groove Boys в качестве гитариста, певца или даже барабанщика, если требовалось, Кинг познакомился со всеми концертирующими музыкантами округи. Но его первая настоящая работа, в качестве ударника у Jimmy Reed, увела его еще дальше на север в Гэри, Индиана, и позволила бросить профессию водителя на грузовике и бульдозере. Набравшись профессионального опыта, Кинг к 1953 году был готов к своему сольному дебюту, и сделал запись под своим собственным именем на лейбле Parrot в Чикаго. Получившая умеренную популярность вещь "Be on Your Merry Way" с этой записи представляла Кинга гораздо более оригинальным вокалистом, чем гитаристом с его школой сельского блюза и лишь едва заметным намеком на то, как его гитара зазвучит в дальнейшем.
С лейблом Parrot Records трудно было рассчитывать на карьеру в национальном масштабе, и вскоре Кинг переехал в Сент-Луис, где стал выступать на весьма конкурентной местной клубной сцене. Следующая возможность записи у Albert King появилась в 1959 на лейбле Bobbin. Здесь он наконец смог продемонстрировать свой зрелый стиль на его ставшей знаменитой гитаре Gibson Flying V с ее женским именем Lucy, в сопровождении свинговых аранжировок с духовой секцией. Сингл "Don't Throw Your Love on Me So Strong" стал небольшим хитом.
Поворотным моментом в карьере Кинга стал его переход на лейбл Stax в 1966. Контракт с настоящим блюзовым исполнителем был шагом в сторону от основного направления Stax, главного конкурента фирмы Motown в продвижении музыки соул в 60-е. На Stax записывались такие звезды соул, как Otis Redding, Sam & Dave, Carla Thomas в сопровождении сессионной группы музыкантов Booker T and the MGs, которая своим саундом задала стандарт звучания соул. Однако Альберт был готов экспериментировать, и начав записываться с MGs, играл с ними без оглядки. Фанковые ритмы показали игру Кинга в новом свете, способствуя внедрению сыгранных им фраз в репертуар любого молодого блюз-рокового гитариста.
Большинство ранних записей Кинга на Stax выходили в качестве синглов, что было обычным на рынке ритм-энд-блюза в то время. Но белая молодежь покупала альбомы, поэтому, когда в конце 1967 увидел свет Born Under a Bad Sign, составленный из синглов с добавлением еще нескольких песен, Кинг приобрел новую аудиторию слушателей. В то же время приглашение выступить в Fillmore Auditorium в одной обойме с Jimi Hendrix, John Mayall и другими звездами блюз-рока дало Кингу шанс продемонстрировать свою естественную энергетику для аудитории, незнакомой с его предыдущими работами. Такие вещи в исполнении Альберт Кинга, как "Born under a Bad Sign," "The Hunter", "Oh Pretty Woman" стали стандартами, а его фирменная фразировка нашла отклик у молодых гитаристов, до этого ориентировавшихся в основном на искусную приджазованность Т-Боун Уокера и Б.Б. Кинга.
Любой мог выучить "фразу Альберта Кинга", но мало кто мог исполнить ее также мастерски. Одним из удачных подражаний явилась композиция "Strange Brew" группы Cream, где соло Клэптона явно навеяно вещью "Crosscut Saw" Альберт Кинга. Другим более поздним примером аналогичного подхода является игра SRV в "Let's Dance" Дэвида Боуи.
За этим последовало еще несколько альбомов Кинга на фирме Stax, в том числе "Years Gone By" (включающий классический альберткинговский кавер блюза Элмора Джеймса "The Sky Is Crying"), "Live Wire/Blues Power" и "I'll Play the Blues for You." Финансовый крах Stax в середине 70-х вынудил Альберта искать счастья на других лейблах, с переменным успехом. После многолетней гастрольной и студийной работы, начиная с середины 80-х Альберт Кинг стал то и дело уходить из музыкального бизнеса и снова возвращаться в него. Стив Рэй Воэн, Гари Мур и другие в своих высказываниях и в своей музыке отдавали дань уважения фигуре Альберта Кинга. В 1990 Гари Мур пригласил его сыграть на поворотном для своей карьеры альбоме "Still Got The Blues", записывая вещи, ранее исполнявшихся Кингом - "Oh, Pretty Woman" и "As The Years Go Passing By", а также посвятил ему собственную композицию "King Of The Blues" с того же альбома.
Альберт Кинг был возведен в статус "живой легенды" блюза, особенно почитаемой за океаном - несмотря на то, что он никогда не имел такого же коммерческого признания, как его земляк из Индианолы Б.Б. Кинг. До конца своей жизни Альберт продолжал выступать, умерев от сердечного приступа в 1992 г., два дня до своей смерти отыграв очередной концерт. Его альбомы продолжают переиздаваться, сохраняя память о его музыке, а его влияние на блюзовых гитаристов можно увидеть каждый вечер в ночных клубах по всему миру.
Стиль и приемы игры
Возможно, любой, кто за последние 30 лет брал в руки гитару с намерением играть блюз, попытался снять хотя бы одну фирменную фразу Альберт Кинга, и при этом с удивлением обнаружил, что то, что кажется таким простым на слух, так трудно воспроизвести самому. Кинг как-то сказал, вспоминая о своей работе водителем бульдозера, что может поднять ковер с пола, не оставив на нем не единой царапины. Эта же фраза в переносном смысле применима и к его стилю игры, одновременно сочетающему напор и деликатность.
Если рассматривать игру Альберт Кинга в привычных измерениях - ноты, ритмика, динамика и звук, то ноты будут наиболее простым вопросом. Подобно большинству блюзовых гитаристов, Альберт не учился играть гаммы, чтобы потом на них строить свои лики. Он просто пел и воспроизводил на гитаре фразы, которые слышал у других исполнителей, либо у себя в голове. То же самое можно посоветовать и гитаристам, изучающим его стиль. Рассказывают, что Хендрикс мог по памяти напеть многие соло Альберт Кинга.
Однако полезно проанализировать соло Кинга, чтобы понять, как много он делал всего лишь с несколькими нотами, что видно из ПРИМЕРА 1. Его соло в основном строились на минорной пентатонике (1, 3, 4, 5 и 7 ступени), лежащей в основе блюзового лада, которую не трудно освоить даже новичкам. Альберт Кинг качал ноты на сильных долях широким и ритмичным вибрато, как в ПРИМЕРЕ 2. Также он любил передержать ноту, залезая ей на следующую долю, т.е. играя "с оттяжкой". Однако настоящую суть игры Альберт Кинга нельзя передать на бумаге, ее можно понять лишь внимательно прослушав как можно больше его записей.
Главное, что отличает Альберт Кинга от его предшественников, это его манера игры подтяжками, получившая название string squeezing. Альберт часто подтягивал струну на целых два тона (обычно, с третьей ступени до пятой) и варьировал ее высоту, находя "промежуточные" ноты, как при игре со слайдом. Здесь стоит отметить, что его гитара и приемы игры на ней были более чем оригинальны. Помимо того, что, будучи левшой, он играл на перевернутом инструменте, не переставляя струн, так что тянуть их приходилось от себя, а не к себе, также Кинг использовал весьма тонкие струны (первая - .009) и играл в открытой настройке, которая, кажется, никому точно не известна - некоторые говорят, что она была C B E F# B E (от нижней струны к верхней), а другие называют C F C F A D.
Также, Альберт был человеком высокого роста и крупного телосложения, и если он подтягивал струну, то она оставалась подтянутой. Гитаристам-правшам, играющим в стандартной настройке, понадобится немало усилий, чтобы сохранять высоту таких подтяжек, особенно на первой струне, где тембр лучше всего. ПРИМЕР 3 содержит три варианта аппликатуры для типичной альберткинговской фразы. Также Альберт часто подтягивал две струны сразу, создавая настоящую стену диссонирующего звука.
Если же говорить о звукоизвлечении, то его особенности у Альберт Кинга заключались в его руке. Как уже отмечалось, он играл без медиатора, предпочитая атаку просто пальцами. При этом он несколько приподнимал струну и отпускал ее со шлепком, добавляя перкуссионный эффект к высоте звука. Его пальцевый подход позволял звучать не только громче, чем при игре медиатором, но и мягче. Одним из его любимых шоу-трюков было на полной мощности усилителя сыграть несколько очень тихих нот, позволяя почувствовать, сколько еще громкости осталось в запасе.
***
***
***
Гитара и оборудование
Albert King служит примером того, насколько можно пренебрегать наилучшим vintage-оборудованием, имея настоящий талант.
На протяжении своей карьеры у него было несколько гитар, которые называл "Lucy", среди них были Gibson Flying V и ее мастеровые копии.
Играл он на них обычно с переключателем в средней позиции (на обоих хамбакерах).
Подключался Кинг в настоящий монстр, а не усилитель - это Acoustic 270 с двумя 15-дюймовыми динамиками.
В более поздние годы он также использовал эффект MXR Phase 90, который был всегда включен (еще известно, что он использовал Roland JC-120, включая хорус для такого же эффекта).
Для большинства гитаристов такой комплект непременно означал бы заведомо плохой блюзовый звук, однако когда на нем играл Альберт Кинг, то получалось звучание… Альберт Кинга!