Настоящее имя Джонсон Алонзо (Johnson Alonzo) (8 февраля 1894, Новый Орлеан, Луизиана - 16 июня 1970, Торонто, Канада) - американский блюзовый гитарист-виртуоз, пианист, скрипач, певец.
Придерживаясь в основном блюзовой манеры исполнения, он играл гитарные партии с утонченным вкусом, джазовой свободой логично выстроенных импровизаций и разнообразием исполнительских приемов, беспрецедентных для своего времени. В отличие от большинства звезд блюза второй половины 20-х годов, Джонсон родился в городской семье с хорошими музыкальными традициями. Его первым музыкальным инструментом была скрипка. Еще в детстве он выступал в струнном ансамбле, которым руководил его отец. В 1917 в составе большого ревю отправился на гастроли в Европу. Вернувшись через два года, узнал, что его родители и все родные, за исключением младшего брата, умерли во время эпидемии гриппа. Вместе с братом он переехал в Сент-Луис и никогда не возвращался в Новый Орлеан. Вместе с братом работал в джаз-бэндах, игравших на речных пароходах Миссисипи. Победа в 1925 на городском конкурсе талантов повлекла за собой контракт на запись пластинок от процветавшей тогда фирмы Okeh.
В последующие 7 лет он записал 130 пластинок. В основе его репертуара были блюзы, но он записывал и джазовые пьесы, и эстрадные баллады. Аккомпанировал таким звездам блюза 20-х годов, как Victoria Spivey, Bertha Chippie Hill и Texas Alexander. В историю джаза вошли его совместные записи с ансамблем Луи Армстронга и оркестром «Дюка» Эллингтона. Равный ему по уровню гитарист появился в джазе только десятилетие спустя - это был Charlie Christian.
Замечательны записи Лонни Джонсона в дуэте с белым гитаристом Eddie Long. Великая депрессия 30-х годов значительно задержала его карьеру, но в середине 40-х годов он снова стал записывать пластинки для фирм Alladin и King, ориентируясь теперь в большей степени на популярную эстраду и ритм-энд-блюз. В 1948 большой коммерчес - кий успех получила его баллада Tomorrow Night (в следующем десятилетии ее с успехом исполнил Элвис Пресли). В 1949 впервые начал играть на электрогитаре. Рок-н-ролл снова заставил его покинуть музыкальный бизнес, но с началом «блюзового бума» конца 60-х годов он был заново открыт для фолк - блюзовой аудитории.
В 1969 в Торонто его сбила машина. Он умер год спустя. В 1990 его имя зачислено в Зал славы основателей блюза (Blues Faundations Hall of Fame). Изысканная мягкая манера игры Лонни Джонсона была очень далека от кантри-блюза. Он был образованным городским музыкантом. В этом отношении его вклад в формирование блюза уникален - его влияние помогало сельским блюзменам находить новые оттенки исполнения. Во многих отношениях его лучшие музыкальные записи остаются непревзойденными образцами гитарной музыки.
Влияние Джонсона просматривается в творчестве многочисленных джазовых и блюзовых гитаристов, таких как Ти-Боун Уокер (T-Bone Walker), Лоуэлл Фулсон (Lowell Fulson), Би Би Кинг (B.B. King), Тедди Банн (Teddy Bunn), Эдди Дурхэм (Eddie Durham) и Чарли Крисчен (Charlie Christian).
This is a 1960 photo of Lonnie Johnson taken by me at my Philadelphia apartment