Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Taj Mahal

Генри Сен-Клер Фредерикс (Henry Saint Clair Fredericks; 17 мая 1942, Гарлем, Нью - Йорк), более известный как Тадж Махал (Taj Mahal) - американский музыкант, певец, мультиинструменталист-самоучка, один из выдающихся исполнителей блюза конца XX века.

Тадж Махал

Taj Mahal, is an internationally recognized blues musician with two Grammy Awards to date who folds various forms of world music into his offerings/Fhoto: flickr.com

Его папа, Генри Фредерикс (Henry Fredericks), популярный джазовый музыкант и аранжировщик, был человеком неординарным. Коллеги называли его гением, он говорил на семи языках, до времени начал знакомить сына с лучшими образцами джаза и блюза, оплачивал его уроки кларнета и тромбона. Мать, Милдред Шилдс (Mildred Shields), школьная преподавательница, немало лет пела госпел в церковном хоре. Генри был ещё совершенно ребенком, когда семейство переехала в Спрингфилд, штат Миннесота. Коротковолновый радиоприемник отца открыл ему безбрежный мир музыки, долетавшей в их обиталище из далеких уголков земного шара. Особенной симпатией юного меломана пользовался блюз, как акустический, так и электрический, а следом рок-н-ролл и его первые герои Чак Берри (Chuck Berry) и Бо Дидли (Bo Diddley). Когда Генри было 11 лет, папа погиб в результате несчастного случая. Через два года мамаша опять вышла замуж за уроженца Ямайки Хьюгана Уилльямса (Hughan Williams), благодаря которому Генри научился игрывать на гитаре и банджо.

Чтобы снабдить себе верный ломоть хлеба в будущем, Генри поступил в Массачусетский универ, где изучал сельское хозяйство и животноводство. Но музыка занимала все больше важное местоположение в его жизни. В студенческие годы сообща с такими же аматорами он собрал свою первую группу Taj Mahal & the Elektras. Псевдоним Тадж Махал он выбрал по вдохновению - это имя пришло ему во сне. В начале 60-х коллектив выступает на университетских вечеринках, в городских клубах, а со временем объезжает весь штат Массачусетс. Увлеченный только входившим тогда в моду фольком, Тадж Махал добирается более того до Гринвич Вилледжа и массачусетского Кэмбриджа, колыбели фолька, где знакомится и играет вкупе с родоначальниками движения Бобом Диланом (Bob Dylan), Дейвом Ван Ронком (Dave Van) и Ричи Хэвенсом (Richie Havens).

В 1964 году Тадж Махал, уже дипломированный умелец, прибывает в Лос-Анджелес. Конечно, не для того, чтобы заниматься сельским хозяйством. Попытав удачи в нескольких группах, игравших фольк-блюз, на пару с гитаристом Раем Кудером (Ry Cooder) он собирает команду Rising Sons. Они договариваются о сотрудничестве с лейблом Columbia и записывают дебютный сингл. Но руководство компании не полностью понимает, что ей совершать с этой записью. То, что оформится и станет обычным явлением посредством немного лет, в середине 60-х выглядит чудно и вряд ли может полагать на постижение публики. Подготовленный группой альбом, сплав целого ряда аутентичных американских стилей, лег на полку до лучших времен. Эти времена наступили без малого посредством 30 лет - альбом был издан только в 1992 году.

От коллективного творчества Тадж Махал решил отступиться. Предложение сольного контракта с Columbia поступило как раз уместно сказать. В августе 1967 года практически за пару недель он записал свой дебютный альбом "Taj Mahal", тот, что был опубликован в начале 68 года. Напряженный микс старого и нового блюза, преподнесенный с эдакий непосредственностью и прямотой, ставил тот самый релиз особняком на тогдашней блюзовой сцене. Нашлись проницательные критики, которые приветствовали эту пластинку как основополагающий шаг к возрождению аутентичного блюза. Эпоху "возрождения" продолжил и второй альбом "Natch'l Blues", изданный в конце 1968. В 1969-м году артист подготовил довольно неординарную двойную пластинку "Giant Step", наполовину акустический, наполовину электрический сет.

Эти три альбома создали Тадж Махалу репутацию, с одной стороны, аутентичного, с иной стороны, на изумление современного блюзмена. В то время когда многие ветераны блюза углублялись в психоделию, в основном под давлением лейблов, Махал сохранял верность традиционному блюзу 30-х и 40-х годов, опираясь при этом на новейшие технологии звукозаписи. Изяществу гитарных партий на его пластинках позволительно было только дивиться. Слайд-гитара в руках Тадж Махала творила чудеса, не отставали от него лид-гитарист Джесс Эд Дэвис (Jesse Ed Davis) и ритм-гитаристы Рай Кудер и Билл Боутман (Bill Boatman).

Известность Махала в музыкальных кругах расширялась с каждым днем. За немного лет он превратился в любимого сессионного и концертного артиста, которому довелось записываться и выступать с многочисленными рок-звездами и выдающимися блюзменами. Очень техничный и скрупулезный, он превосходно справлялся с бас-гитарой, пианино, банджо, гармошкой и каждый соло-гитарой.

С началом 70-х Тадж Махал действует в музыке ещё больше рискованно, не страшась самых неожиданных нововведений. Пластинка 1971 года "Happy Just to Be Like I Am", единственный из наиболее эффектных экскурсов музыканта в традиционную этническую музыку, плотно насыщена карибскими ритмами. Хотя ядром саунда остается неизменный акустический кантри-блюз. Двойной концертный альбом 1972 года "The Real Thing" записывается с привлечением тубы под явным влиянием музыки Нового Орлеана. В 1973 году Махал пробует себя в кино, написав строй композиций для фильма "Sounder". А также исследует силовое усилие между джазом и кантри-блюзом на альбоме "Oooh So Good 'N Blues", тот, что попадает в Тор 20 джазового чарта. Еще посредством год в его творчестве становится приметно воздействие реггей. Элементами этого стиля насыщен диск "Mo' Roots".

В середине 70-х Тадж Махал переходит на свежеиспеченный лейбл Warner Bros., для которого записывает три альбома. Все они выходят в 1977 году: "Evolution (The Most Recent)", "Music Fuh Ya' (Music Para Tu)" и саундтрек к фильму "Brothers".

К концу 70-х мелодический климат начинает основательно изменяться и заинтересованность к творчеству Таджа Махала броско падает. Ситуация только усугубляется в 80-е годы, когда на публику обрушивается с одной стороны диско, с иной - хэви-метал. В течение без малого целого десятилетия, оставшись без лейбла, артист на практике ничего не записывает. Он уезжает на Гавайи, где проводит страсть сколько лет, открыв для себя новую музыкальную традицию.

Тадж Махал

Taj Mahal, is an internationally recognized blues musician with two Grammy Awards to date who folds various forms of world music into his offerings/Fhoto: flickr.com

Только в 1987 году Махал возвращается в "цивилизацию" с альбомом нового материала "Taj". Пластинку публикует лейбл Gramavision, заинтересованный в издании таких экзотических записей. Довольно экзотичным выглядел и следующий зигзаг карьеры музыканта: в 1988 году он подготовил цикл занимательных и полностью удачных альбомов для детей. Один из наиболее ярких релизов - "Shake Sugaree": музыкальное турне по Африке, Карибским островам и югу Соединенных Штатов. В некоторых треках звучат ребяческий хоровой коллектив, для которого записывались дети самого музыканта.

В течение нескольких лет его время распределяется между рядом параллельных начинаний. Среди них - музыкальное сопровождение к пьесе "Mule Bone" Лэнгстона Хьюза и Зоры Нил Херстон (Langston Hughes/Zora Neale Hurston), которая считалась утраченной. За тот самый саундтрек в 1991 году Тадж Махал в первый раз номинировался на Grammy.

Только в начале 90-х следом многолетнего перерыва музыкант в конце концов вернулся к регулярной студийной работе и концертным поездкам. Его рекординговым покровителем становится в настоящий момент группа Private Music, которая выпускает строй довольно успешных альбомов. Первым из них стал лонг-плей "Like Never Before" (1991). Чистым, беспримесным блюзом музыкант никак не хотел удовлетворяться. Его следующие релизы, "Dancing the Blues" (1993) и "Phantom Blues" (1996), насыщены пересечениями с роком, поп-музыкой, ритм-н-блюзом. Начиная с "Phantom Blues", финалиста Тор 3 блюзового чарта, все новые диски Тадж Махала неизменно поднимаются в двадцатку лучших блюзовых записей. Популярность неспешно, но неуклонно возвращается к артисту.

По мнению некоторых пуристов блюза, не разделявших излишне разносторонних увлечений Махала, его стилистический коктейль звучал сверх меры академично, а сам музыкант витал в облаках. Во второй половине 90-х творчество Тадж Махала ненамеренно "отомстило" за своего автора, когда целая плеяда молодых блюзменов выбрала для себя таковый же "академический" стезя. Были посреди них и реаниматоры акустического блюза Кеб Мо (Keb' Mo') и Гай Дэвис (Guy Davis), и эклектичные музыканты Кори Харрис (Corey Harris) и Alvin Youngblood Hart.

В 1997 году артист представил свежий альбом "Senor Blues", единственный из самых сильных в его карьере. Во всяком случае, ни в жизнь ещё критики не расточали комплименты с таким единодушием. И более того организаторы Grammy на тот самый раз не смогли объехать музыканта наградой: "Senor Blues" был назван лучшим блюзовым альбомом года. Хотя ни о какой чистоте жанра речь по-прежнему не шла. В этом увлекательном путешествии по владениям классического блюза нашлось местоположение и для ритм-н-блюза, и для соула, и для джазовых вариаций, и для кантри-блюза.

Воображение Тадж Махала продолжают будоражить самые разные музыкальные традиции. Привлекая необычных этнических музыкантов, он записывает оригинальные пластинки, которые выпускает на независимых лейблах. Лонг-плей 1995 года "Mumtaz Mahal" создается с участием классических индийских музыкантов. Релиз 1998 года "Sacred Island" записывается с его новой группой Hula Blues Band, которая помогает передать обаяние загадочной гавайской музыки. Альбом 1999 года "Kulanjan" - это по сути дела дуэт с уроженцем Мали Тумани Даебейтом (Toumani Diabate), тот, что играет на редком инструменте кора. Классика блюза гармонично уживается на альбоме с африканскими фольклорными мелодиями. В 2000 году артист становится обладателем ещё одной награды Grammy в номинации "оптимальный нынешний блюзовый альбом" - за концертный диск "Shoutin' in Key: Taj Mahal & the Phantom Blues Band Live".

В то же году Тадж Махал, деля время между Бременом и Гавайами, лавируя между разными традициями и историческими эпохами, сплавляет воедино аутентичные стили Карибского бассейна, Полинезии, Африки и Америки в своем последнем диске "Hanapepe Dream", тот, что увидел свет в 2003-м. Аккомпанирует ему крупный экзотический ансамбль: три укулеле разного тембра, гавайские гитары, духовые, ударные разных видов, стандартные басы и электрогитары. По сути "Hanapepe Dream" - это иллюстрация сквозного лейтмотива всего творчества Тадж Махала: у всех видов соула и блюза, реггей, джаза и рок-н-ролла отчизна одна - африканская диаспора.

tajblues.com - Официальный сайт

Англ.

Taj joins the Heads Up International label in the fall of 2008 with the worldwide release of Maestro: Celebrating 40 Years. As the title suggests, this twelve-track set marks the fortieth anniversary of Taj's rich and varied recording career by mixing original material, chestnuts borrowed from classic sources, and songs written by a cadre of highly talented guest artists. This anniversary gala includes performances by Ben Harper, Jack Johnson, Ziggy Marley, Angelique Kidjo, Los Lobos and others – many of whom have been directly influenced by Taj's music and guidance.

"The one thing I've always demanded of the records I've made is that they be danceable," he says. "This record is danceable, it's listenable, it has lots of different rhythms, it's accessible, it's all right in front of you. It's a lot of fun, and it represents where I am at this particular moment in my life. This record is just the beginning of another chapter, one that's going to be open to more music and more ideas. Even at the end of forty years, in many ways my music is just getting started."

Тадж Махал

Taj Mahal/Fhoto: flickr.com



Taj Mahal - глобальный блюз
Тадж Махал: «В 1960-е музыку играли, как дышали»


guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин