weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Реклама
worldelectricguitar в вконтакте
Ry Cooder

Finam.fm

Прозвучавшие песни:

1. Crossroads (R. Johnson)
2. Alimony (T.Tucker)
3. Teardrops Will Fall (D.Doo – M. Smith)
4. Smack Dab In the Middle (C. Calhoun)
5. Little Sister (D. Pomus- M. Shuman)
6. Feelin’ Bad Blues (R. Coolder)
7. Inside Job (J. Hiatt)
8. Lord Tell Me Why (R. Coolder – J. Keltner)

Николай Артюнов рекомендует диски:

Into the Purple Valley – 1972
Bop Till You Drop – 1979
Crossroads – 1986
Little Village – 1992

АРУТЮНОВ: Вновь, как всегда, в субботу днем и в понедельник вечером, я с удовольствием приветствую слушателей программы «Историческая справедливость» на волнах радио «Финам FM». Я, автор и ведущий этой программы Николай Арутюнов, предлагаю вам сегодняшнюю тему: американский, иногда поющий, гитарист Рай Кудер

Song (Звучит песня «Crossroads».)

АРУТЮНОВ: Итак, Рай Кудер. Я не просто так дал в начале программы его песню «Crossroads», но это не его песня, а это песня основоположника дельта-блюза Роберта Джонсона, ну, а если быть еще более точным, то это адаптация Робертом Джонсоном народной песни, народного блюза, еще «довторомирововоенного» блюза, но дело не в этом – эта песня одноименна пластинке, которая вышла у Рая Кудера в 1986 году, а пластинка, в свою очередь, одноименна фильму, пластинка и есть саундтрек из фильма «Crossroads» – «Перекресток», и я допускаю, что многие из вас, кто сейчас нас слушают, сформировали свое положительное отношение к блюзу под влиянием этого фильма, фильм произвел, конечно, колоссальное впечатление на людей во всем мире, в том числе и тогда еще в Советском Союзе, в конце 80-х, и также допускаю, что не все идентифицируют человека, который к этому приложил огромную руку, я бы так сказал, то есть он был гитаристом всего саундтрека, ну, не считая, я сейчас апеллирую к тем, кто хорошо знает фильм – не считая тех фрагментов, которые играл Стив Вай, его антипод по этому фильму, музыкальный антипод. Так вот, Рай Кудер записал всю музыку в качестве гитариста, привлек еще и легенду блюза Сонни Терри, еще блюзовую команду, в общем, вот это гениальное совершенно, аутентичное блюзовое звучание этого фильма, которое, повторюсь, повлияло на умы многих во всем мире – оно инспирировано, сделано, вдохновлено Раем Кудером – человеком, о котором мы сегодня с вами будем говорить.

Вы знаете, я даже думаю, что вот этот самый фильм – «Crossroads», «Перекресток», стоял у истоков популярности какой-то уже сто восемьдесят девятой волны популярности блюза, особенно у нас. Я очень хорошо помню этот момент – конец 80-х, все только об этом фильме и говорили, и, кстати, наверное, знаменитая московская группа «Crossroads» имела в виду название фильма, хотя, честно говоря, надо будет у Сергея Воронова спросить, может быть, он имел в виду название блюза «Crossroads». Неважно, во всяком случае, это было на слуху тогда, и вот группа «Crossroads» появилась, как-то все очень удачно сплелось, и я помню, что многие люди тогда стали интересоваться блюзом, и заметил я про себя тогда, больше американским – многие люди стали тогда интересоваться новыми американскими блюзменами, в то время как в 70–80-е годы наша аудитория, блюзовая аудитория, больше слушала британский блюз.

Ну это ладно, я думаю, для начала достаточно, возвращаемся к Раю Кудеру. Этот человек, безусловно, один из самых одаренных, самых глубоких и самых уважаемых вместе с тем музыкантов рок-мира. Как гитарист, он один из самых универсальных исполнителей на этом инструменте, обратите внимание, я вам хочу сказать, что Рай Кудер в совершенстве владеет и электрогитарой, акустической гитарой и слайд-гитарой – то есть исполнением на гитаре со слайдом. Ну, конечно, каждый профессиональный гитарист владеет этими же инструментами, но, если человек является звездой, гитарным виртуозом, скажем, электрогитары, это вовсе не значит, что он так же качественно может исполнять на акустической гитаре или на гитаре со слайдом. Если человек является суперзвездой гитары, электрогитары, это вовсе не значит, что он так же адекватно владеет другими струнными инструментами гитарообразными, там, мандолиной, банджо, добро-гитарой и так далее, а вот Рай Кудер всем этим владел в одинаково превосходной степени. Ой, что я сказал, «владел» – владеет, и будет владеть.

Итак, начинаем путешествие по волнам музыки Рая Кудера, давайте послушаем песню с его первого альбома 1971 года, который так и назывался – «Ry Cooder», песня называется «Alimony».

Song (Звучит песня «Alimony».)

АРУТЮНОВ: Это была песня «Alimony», и можете считать ее и заявкой, в том смысле, что она очень репрезентативна по отношению ко всей музыке Рая Кудера, здесь вам и слайд, и вообще вот этот весь замес, немножко, конечно, такой южнороковый подход чувствуется, ну хорошо, а, с другой стороны, можете считать эту песню намеком на наш будущий разговор о группе «Little Feat», мы, конечно, не можем с вами обойтись без разговора об этой группе, я думаю, что в обозримом будущем мы это сделаем. Рай Кудер и «Little Feat» были большими друзьями, Рай Кудер участвовал на их первой пластинке, очень заметно, и вот этот сорт музыки, который мы сейчас с вами слышали и который услышим у «Little Feat» – они вместе его как бы пестовали и выращивали.

Первая историческая справка Юрия Новгородского.

НОВГОРОДСКИЙ: Один из настоящих героев корневой американской музыки, и один из последних ее хранителей, культовый гитарист и продюсер Рай Кудер, относится к редкой и ценнейшей группе музыкантов-исследователей, музыкантов-историков. Вместе с такими подвижниками корневой музыки, как Тадж-Махал или Алан Уилсон из «Canned Heat», Кудер обеспечил многоголосию американского фольклора место на рок-сцене, и по сей день служит живым напоминанием американской музыкальной культуре о ее великих истоках.

Райланд Питер Кудер родился 15 марта 1947 года в Лос-Анджелесе. Будучи необычайно музыкальным ребенком, Кудер с детства впитывал пестрое многоголосие лос-анджелесских улиц. Страстные песни мексиканских кварталов, блюз и госпел чернокожих гетто, и даже экзотические мелодии Чайнатауна, стали для молодого человека своего рода музыкальной школой, и к шестнадцати годам он, уже серьезно овладев гитарой, решил посвятить себя искусству.

Стремительно растущая музыкальная сцена Западного побережья требовала новых героев, и в середине 60-х интересные группы появлялись там чуть ли не ежедневно. Одной из них и стал первый серьезный коллектив Рая Кудера, при участии еще одного почвенника – Тадж-Махала и барабанщика Эда Кэссиди, был создан проект «The Rising Sons». Тогда эта затея двух будущих столпов американского рока серьезного продолжения не получила, а записанная в 1965-м пластинка была отправлена лейблом в архив, одна выпущенные уже в 1992 году записи «The Rising Sons» свидетельствуют о том, что к середине 60-х и Рай Кудер, и Тадж-Махал были вполне зрелыми артистами.

Что касается Кудера, то его слайд-гитара, мандолина, и отменный музыкальный вкус, быстро стали ходовым товаром на лос-анджелесской сцене, и вторую половину 60-х Кудер провел в напряженной сессионной работе. Всего за несколько лет студийного труда Кудер успел оказать гитарные услуги таким титанам рока, как Вэн Моррисон и Кэптен Бифхарт, и отметиться на многих культовых сегодня релизах, среди которых «Sticky Fingers» и «Let It Bleed» «Rolling Stones», «Twelve Songs» Рэнди Ньюмэна, и одна из версий знаменитой «Willin’» группы «Little Feat». Что касается последних, то, согласно легенде, именно Рай Кудер вдохновил Лоуэлла Джорджа всерьез взяться за слайд-гитару.

АРУТЮНОВ: Ну, видите, кстати, вот и Юра тоже упомянул «Little Feat», ну, без этого невозможно, потому что уж очень так они переплелись, особенно тогда, в те годы – и в музыке, и в жизни.

Ну, и еще давайте пару добивочек к Юриной справке, коротких. Юра забыл сказать, что вот Эд Кэссиди – барабанщик «Rising Sons», через год буквально стал барабанщиком группы «Spirit» – знаменитой группы West Coast-рока. И еще, Юра сказал, что в шестнадцать лет он уже овладел гитарой, а вот вы знаете, во сколько лет он начал этой гитарой овладевать? В три года – я не оговорился, в три года. А когда Раю Кудеру было четыре года, с ним произошел еще один, к сожалению, очень печальный эпизод, который как-то косвенно повлиял на его жизнь: он в результате неосторожного обращения с ножом лишился глаза, и с тех пор, ну, может быть, вы обращали внимание, пристально вглядываясь в его фотографии, там один глаз такой, не очень адекватный, что ли – он со вставным глазом вот с тех пор живет, представляете, какое потрясение перенес этот ребенок? Но, тем не менее, вот вырос гений.

Пользуясь тем, что Юра упомянул Кэптена Бифхарта, у Кэптена Бифхарта Рай Кудер был в составе, он с Бифхартом не был сессионным музыкантом – он был в составе, и он принимал участие в записи первой пластинки «Captain Beefheart & His Magic Band», мы в свое время об этом говорили – «Safe as Milk». Но до всех этих подвигов, уже в начале 60-х, будучи подростком, юношей, Рай Кудер играл в составе знаменитого рок-н-ролльщика Джеки ДеШеннона – это тоже нам с вами нужно знать.

Все, давайте слушать следующую песню, она называется «Teardrops Will Fall» из альбома «Into the Purple Valley» 1972 года.

Song (Звучит песня «Teardrops Will Fall».)

АРУТЮНОВ: Это была песня 1972 года «Teardrops Will Fall».

Давайте еще пару слов о том, о чем Юра упомянул так вскользь – о дружбе с «Rolling Stones». О дружбе с «Little Feat» мы уже сказали, вот у него еще одни были друзья, вот такие. Дело могло дойти до того, что Рай Кудер мог заменить Брайана Джонса в 1969 году, после смерти последнего, но что-то не срослось, насколько я знаю, причина, которая объявлялась при этом – это то, что он энергетически не соответствовал группе «Rolling Stones», это так и есть – у Рая Кудера другой вид энергетики, и мы с вами знаем, что в конечном итоге «Rolling Stones» взяли очень энергичного гитариста – Мика Тейлора.

На самом деле, он играл с ними очень много, он играл действительно на двух пластинках 1969 и 1971 годов – «Sticky Fingers» и «Let It Bleed», вернее, в обратной последовательности. Дело дошло до того, что он все же сыграл фактически в группе «Rolling Stones», речь идет о пластинке «Jamming With Edward!» 1973 года, если мне не изменяет память, это такой блюзовый джем – пространный, длительный, группа называлась по именам участников, и это были «Rolling Stones» без Кита Ричардса – Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Билл Уаймэн, Рай Кудер и пианист Ники Хопкинс. Но, самое главное, самый главный дивиденд, который принесла Раю Кудеру дружба с «Rolling Stones» – это начало его кинематографической карьеры. Да, именно благодаря «стоунзам» он написал музыку к своему первому фильму, это был фильм с участием Мика Джаггера «Performance» 1970 года, и дальше пошло, пошло-поехало.

Так, ну, возвращаемся уже непосредственно к карьере Рая Кудера. В 1970 году он подписал свой сольный контракт с фирмой «Reprise», и на следующий год он выпустил сольную пластинку, одноименную «Ry Cooder», ну, песню оттуда мы уже с вами прослушали. В 1970-м же началась его концертная работа, и он отметился на престижной площадке «Fillmore West», он участвовал там совместно в концерте с группой «Savoy Brown» из Великобритании, об этой группе мы тоже с вами уже теперь все знаем. На первой пластинке Рай Кудер в основном исполнял кавер-версии других авторов, ну, надо сказать, что не только на первой, а на всех последующих, Рай Кудер в основном, ну, не то, что в основном, но всегда очень много поет чужого материала, играет чужого материала, но назвать это кавер-версиями… ну, как-то по-другому хочется выразиться, ну хорошо, ну пусть это будет кавер-версии в варианте Рая Кудера, вот вы понимаете, о чем я говорю? Слушайте, пожалуйста, внимательно, сегодня у нас будут в основном такого рода произведения.

Он заявил о себе, как о музыканте, на этой пластинке, исполняя вот эти самые злосчастные кавер-версии определенного сорта. Он исполнял там корневой, самый настоящий древний дельта-блюз, в частности, вот он пел «Going to Brownsville» Слипи Джона Эстеса, это тоже песня, которая с 1812 года, по-моему, исполняется. Также на этом альбоме он делал песни Лед Белли и Блайнд Уилли Джонсона – это тоже довоенные такие блюзмены, основные, также пел белый фолк – Вуди Гатри, естественно, он пел песню «Do Re Mi», знаменитую его песню, и, между прочим, он спел песню своего друга Рэнди Ньюмэна – «Old Kentucky Home». Все это я говорил о наполнении первого альбома. И все тогда заметили, и отметили, главное – отметили Рая Кудера за такой аутентичный подход к корневым музыкам.

В следующем, 1972 году, Рай Кудер выпустил аж два лонгплея: «Into the Purple Valley» – мы только что слушали оттуда песню, и «Boomer's Story», и эти две пластинки окончательно закрепили за ним репутацию одного из лучших в мире исполнителей на слайд-гитаре.

Четвертый его альбом вышел в 1974 году, назывался «Paradise and Lunch». И это было еще одно подтверждение, ну, наверное, уже такое окончательное подтверждение его самых разнообразных умений и его такого универсального таланта. На этом диске была его регги-версия песни «It’s All Over Now», ну, помните – это песня как бы «Rolling Stones», на самом деле написал Бобби Уомэк, «Rolling Stones» просто эту песню прославили. Кроме того, был такой забавный момент, на пластинке участвовал джазовый пианист Эрл Хайнц.

Ну, давайте немножечко скакнем вперед в наших песнях, давайте послушаем произведение из альбома 1976 года, который назывался «Chicken Skin Music», «Smack Dab in the Middle».

Song (Звучит песня «Smack Dab in the Middle».)

АРУТЮНОВ: Это была песня с альбома «Chicken Skin Music» 1976 года, «Smack Dab in the Middle». Вот на этом альбоме, это уже пятый его по счету лонгплей, Рай Кудер продолжал экспериментировать, он добавил в свой ансамбль вокальное соул-трио под управлением Бобби Кинга – знаменитого соул-певца. Кроме того, на этой пластинке он начал широко задействовать гавайскую гитару, не он сам играл, он пригласил специалиста, и также аккордеон, на аккордеоне играл знаменитый Флако Хименес.

В 1977 году вышла первая концертная пластинка Кудера, она называлась «Live. Showtime», она записана была на концертах в Сан-Франциско с группой «The Chicken Skin Revue», ну, почти одноименное название его пластинки 1976 года. Здесь я вот что хочу вам сказать: все его пластинки, практически все его пластинки 70-х годов, попадали в американские, иногда и в английские хит-парады, но стабильно занимали там места во второй сотне. Но со временем ситуация чуть-чуть улучшится, об этом чуть позже я скажу.

В 1978 году он воссоединился с Кэптеном Бифхартом для записи саундтрека к фильму «Blue Collar». В том же году вышла еще одна крайне любопытная пластинка, то есть вот на этой пластинке, она называлась «Jazz», Рая Кудера швырнуло совсем в другую сторону, хотя, в общем-то, если разобраться, то не совсем уж совсем в другую сторону, и, может быть, даже не совсем и в другую. На этой пластинке Рай Кудер исполнял хиты 40-х годов, хиты знаменитых биг-бендов 40-х годов, звучало все абсолютно аутентично, ничего удивительного в этом нет, если учитывать, что для этой записи Рай Кудер привлек некоторых музыкантов той эпохи.

В 1979 году, пожалуй, самая такая рок-н-ролльная, ритм-энд-блюзовая его пластинка – «Bop Till You Drop». На ней, между прочим, погостила Чака Хан – тогда еще молодая певица из тогда уже знаменитой фанковой группы «Rufus». И вот с этой-то пластинкой Рай Кудер впервые попал уже в первую сотню чартов и американских, и английских.

В 1980 году сразу два фильма с его музыкой – «The Long Riders» и «Southern Comfort». Осенью 1980 года, того же года – большой, первый в его карьере европейский тур.

Девятый диск Рая Кудера назывался «Borderline», и вот он занял уже – еще раз ваше внимание – уже 39-е место в Англии и 43-е в Америке. Я бы обратил ваше внимание еще и на названия его работ. Видите, «Southern Comfort», «The Long Riders», «Borderline» и многие другие – это уже фильмы, да, и пластинки – очень многие из его работ называются как раз в духе вот этого эпоса времен освоения земель Дикого Запада, в духе этого фольклора, самого настоящего американского фольклора. Ну, должен сказать, справедливость требует от меня заметить, что повышение позиций его пластинок в чартах вовсе не вело за собою повышение, элементарно, его заработка, и это его угнетало, но об этом скоро пару слов.

А вот в киноиндустрии дела шли как нельзя лучше, в 1982 году фильм, там был «Borderline», а сейчас «The Border» с участием Джека Николсона, и пластинка того же года вышла тоже, она называлась «The Slide Area», она заняла вообще в Англии 18-е место, но в Америке она продавалась из рук вон плохо, и вот тут Рай Кудер так серьезно заскучал, засел у себя дома в Санта-Монике, и сконцентрировался целиком на написании саундтреков. Так продолжалось практически все 80-е годы, упомяну о двух исключениях, я имею в виду живые выступления Рая Кудера, в 1983 в Нью-Йорке в «Madison Square Garden» в компании с Джеффом Беком, Джимми Пейджем, Эриком Клэптоном и многими другими, он участвовал в благотворительном концерте в пользу Ронни Лейна, ну, Ронни Лейн тогда был тяжело болен, напоминаю, бас-гитарист «Small Faces» и «Faces», и вот его друзья сделали большой концерт, который неожиданно получил большой резонанс, и, слава богу, большую выручку, которая пошла Ронни Лейну.

Вообще в то время он был дружен с Клэптоном, играл у него на «Money & Cigarettes», и его участие в этом концерте, Рая Кудера, совсем не удивительно. На первый взгляд, удивительно его участие в другой компании, но это говорит вот о чем, «это» – это то, что сейчас я скажу: корневые, естественно, чернокожие американские блюзмены, короли блюза, принимали Рая Кудера, считали его наряду с Джонни Винтером и Доктором Джоном, абсолютно своим, принимали его абсолютно как своего, корневого блюзового музыканта. Я говорю о концерте 1987 года, на одном из многочисленных «Грэмми»-мероприятий собралась блюзовая супергруппа: Роберт Крэй, Коко Тейлор, Джуниор Веллс, Этта Джеймс, Би Би Кинг, и вот с ними абсолютно на равных играл Рай Кудер, да, собственно, уже даже не стоит говорить «абсолютно на равных», он – один из них.

Давайте послушаем песню вот с того самого альбома 1979 года, такого ритм-энд-блюзового, который назывался «Bop Till You Drop», песня называется «Little Sister».

Song(Звучит песня «Little Sister».)

АРУТЮНОВ: Это была песня «Little Sister», а сейчас будет вторая историческая справка.

НОВГОРОДСКИЙ: К началу 70-х, несмотря на растущий сессионный спрос и соблазнительные предложения от коллег, среди которых была и вакансия Брайана Джонса в «Rolling Stones», Рай Кудер решил начать сольную карьеру. Формула первых работ была проста и эффективна: значительную часть номеров составляли старинные фолк-блюзовые песни Лед Белли, Блайнд Уилли Джонсона или Вуди Гатри в современных аранжировках, сдобренных острой синкопированной ритм-секцией, точеной гитарой, а порой и струнными. Этот костяк обрамлялся редкими, но изысканными инструментальными пьесами и лиричными кантри - балладами, и в общемузыкальном плане настроение дебютных работ Кудера мало отличалось от первых опытов тех же «Little Feat» или релизов Эрика Клэптона середины 70-х.

Впрочем, с самого начала кудеровские работы выделял своего рода творческий альтруизм: если большинство артистов продвигало собственный материал и почерк, то Рай Кудер на своих альбомах давал слово чужим потерянным и забытым голосам. Так каждая песня превращалась в небольшую музыкальную инсценировку, в своеобразный монолог, и убедительность, с которой молодой тогда еще артист играл и пел от лица контрабандиста времен сухого закона, чернокожего бедняка или пилота ночного бомбардировщика, не имела равных. Впрочем, среднего слушателя-современника опыты Кудера не впечатляли, плохие продажи дебютного альбома будто бы задали нездоровый коммерческий темп всей карьере музыканта, что через несколько лет фактически привело к ее досрочному завершению.

В начале десятилетия, однако, Кудер был еще полон энтузиазма. Со второй пластинки к нему присоединился перкуссионист и барабанщик Джим Келтнер, ставший творческим партнером гитариста на всю жизнь. К середине 70-х стилистическая палитра пластинок Кудера пополнилась такими новыми красками, как текс-мекс, соул и карибская музыка, а пластинка 1979 года «Bop Till You Drop» вошла в историю, как первый официальный лонгплей, записанный на цифровой носитель.

Тем не менее, к началу 80-х карьера Рая Кудера трещала по швам, продажи пластинок падали, а изнурительные гастроли оказывались в итоге убыточными. На этом фоне музыкант стал все больше внимания уделять работе над саундтреками – своей давней страсти, почти отказался от выступлений, и в 80-е о Рае Кудере, казалось, забыли.

АРУТЮНОВ: Вот вы знаете, Юра сейчас упомянул его гастрольную работу, вот тут, конечно, парадоксальная ситуация. Помните, я вам недавно говорил, что его пластинки достигали даже Top-Twenty иногда, концерты вроде бы тоже были регулярными, но, тем не менее, Рай Кудер нес убытки, просто-напросто нес убытки, во всяком случае, он сам об этом вспоминал в своих интервью – он приезжал домой с гастролей, в общем-то, на подъеме, любой концерт удачный доставляет удовольствие музыканту, это очень нужный музыканту энергообмен с публикой, но, извините меня, никто деньги не отменял. А Рай Кудер, в общем-то, выступал всегда с размахом, то есть он возил с собой группу такую, какая была ему нужна – вот это самое трио вокальное, иногда дудки, иногда аккордеон, и многое-многое другое, в общем, группа была не из трех человек, и он, возвратившись с гастролей, часто обнаруживал, что он в минусе, элементарно.

Ну хорошо, вот давайте к более приятной материи – к киномузыке Рая Кудера перейдем. Вот эта его атмосфернейшая слайд-гитара, мне кажется, это идеальная штука для киномузыки. Вот сейчас мы как раз в следующем номере в этом убедимся, я сказал «мне кажется» – да это не мне кажется, это всем тогда казалось, и многие кинорежиссеры обратили на это внимание, услышали, слава богу, они это услышали, использовали Рая Кудера вовсю в своих фильмах, и это, конечно, мне кажется, один из самых занятых музыкантов, я имею в виду, серьезных рок-музыкантов, в киноиндустрии. Давайте прямо сейчас в этом убедимся, давайте еще раз фильм «Crossroads» упомянем, «Feeling Bad Blues», 1986 год.

Song (Звучит песня «Feeling Bad Blues».)

АРУТЮНОВ: Ну, вспомнили? «Feelin' Bad Blues» – вспомнили фильм «Crossroads»? Тут же вспоминается, конечно, историческая фраза из этого фильма: «Blues ain’t nothing, but a good man feeling bad». С этой исторической фразой у меня, как и некоторых других русских блюзменов 90-х годов, связаны не самые приятные воспоминания, потому что нас доставали буквально тогда журналисты нерадивые, нас постоянно пытали этим вопросом: «А скажите, Николай, действительно, блюз – это когда хорошему человеку плохо?» Ну я вас очень прошу, не говорите так о блюзе никогда, ладно? Все это гораздо глубже, сложнее и интереснее.

До фильма «Crossroads» были кинематографические подвиги у Рая Кудера – в 1984 году фильм «Streets of Fire», и, наконец, в 1985 году, это еще до «Crossroads», его первый такой кино-эпик, вестерн Вима Вендерса «Paris-Texas». В том же году еще один фильм, «Alamo Bay» – между прочим, в этом фильме, кроме Рая Кудера, играли музыку знаменитая текс-мекс группа «Los Lobos».

В 1987 году – очередная пластинка после большой паузы, «Get Rhythm», между прочим, одноименная песня на этой пластинке была песней пера Джонни Кэша.

В 1990 году большие туры, как по Англии, так и по Америке, в 1991 году знаменательный момент – Рай Кудер участвует в культовой пластинке Джона Ли Хукера «Mr. Lucky», эту пластинку, я думаю, многие из вас слышали.

Наконец, в 1992 году вышел CD – уже тогда определяющий, главный формат музыкальный – группы «Little Village», мы послушаем песню оттуда вскоре. Это супергруппа вместе с Раем Кудером, там играл Ник Лоу, знаменитый англичанин, Джим Келтнер – его постоянный барабанщик, а также еще одна звезда американской корневой музыки – Джон Хайатт.

Может быть, вам покажется странным следующий факт, для меня, в общем-то, здесь ничего странного нет, все естественно: в 1993 году Рай Кудер участвовал в концертах группы «Aerosmith», ну, просто джемовал с ними. И, в общем-то, «Aerosmith» – это та же самая история, только по-другому, это же тоже, ну согласитесь – тоже корневая группа, просто группа с коммерческим успехом, но коммерческий успех не подрезал их корни, безусловно, ну, может быть, чуть-чуть подрезал.

Дальше началась другая тема у Рая Кудера – он увлекся «world music». Он начал играть с индийскими музыкантами, исполнителями на таких инструментах, как вина, и, естественно, ситар, с западноафриканским гитаристом он играл, в общем, кончилось все это тем, что в 1995 году он получил «Грэмми» по разделу «Лучший альбом world music».

Следующий подвиг Рая Кудера на ниве «world music», я думаю, многим из вас знаком. В 1997 году вышла пластинка «Buena Vista Social Club», это уникальная запись Рая Кудера с лучшими и старейшими кубинскими музыкантами. Некоторым из них на тот момент было от 80 до 90 лет. Ну, на этом кубинская тема Рая Кудера не закончилась. В 2003 году он выпустил свой альбом, который назывался «Mambo Sinuendo» вместе с кубинским гитаристом Мануэлем Гальбаном.

Ну ладно, что-то я заговорился. Давайте слушать песню из альбома той самой супергруппы, которая называлась «Little Village», альбом назывался так же, 1992 год, песня «Inside Job».

Song (Звучит песня «Inside Job».)

АРУТЮНОВ: Это была песня «Inside Job», ее пел ее автор, Джон Хайатт, и, напоминаю, Джон Хайатт был певцом супергруппы «Little Village», в которой играл Рай Кудер, вот песню этой группы мы только что прослушали.

Ну что ж, пришло время последней на сегодня исторической справки, предоставляю ее вашим ушам.

НОВГОРОДСКИЙ: Парадоксальным образом анонимная и малоинтересная широкой публике работа над саундтреками, в 80-е сделала для карьеры Рая Кудера гораздо больше, чем все его релизы предыдущих лет. Уже с выходом культового фильма Вима Вендерса «Paris, Texas» в 1985 году, стало ясно, что саундтрек от Рая Кудера больше, чем саундтрек, а леденящая душу скупая акустическая слайд-гитара за кадром сегодня стала медийным архетипом.

Еще через год сумасшедший международный успех картины «Crossroads» не только дал старт новой волне глобального интереса к блюзовой музыке, но и вдохнул жизнь в сольную карьеру автора и продюсера саундтрека – Рая Кудера. Музыкант немедля выпустил сравнительно успешную пластинку «Get Rhythm», а в начале 90-х вместе с бессменным Келтнером, певцом и сонграйтером Джоном Хайаттом, и ветераном британского рока Ником Лоу, собрал супергруппу «Little Village». От полноценного возвращения к сценической карьере Рай Кудер воздержался даже в благосклонные к нему 90-е.

Впрочем, это десятилетие было ознаменовано для музыканта продюсерскими победами. Громкий успех альбома «Buena Vista Social Club», записанного с ветеранами кубинской музыки, положил начало целой серии культурологических пластинок Кудера, последней из которых стала прошлогодняя совместная работа с группой «The Chieftains». Сегодня, похоже, историко-культурный аспект корневой музыки интересует Кудера прежде всего, его работы последних лет представляют собой своего рода музыкально-исторические реконструкции отдельно взятых эпизодов американской истории. Кроме того, в этом году Кудер дебютировал и как писатель, выпустив сборник коротких рассказов «Los Angeles Stories».

Оставаясь и в наши дни непререкаемым музыкальным и общественным авторитетом, Рай Кудер неустанно бьет тревогу относительно деградации современной американской культуры, ее оторванности от корней и измельчания. Пока звучит его голос и выходят его пластинки, есть надежда, что американский фольклор, как истинный голос народа и неподкупный эталон демократичности, будет жив.

АРУТЮНОВ: Совершенно верно. Ох, кто-нибудь бы забил бы тревогу в самый большой колокол по поводу состояния нашей музыкальной культуры, но давайте здесь остановимся, иначе нас с вами унесет.

Я хочу сказать вот что: Рай Кудер – это уже сейчас я пытаюсь подвести какие-то короткие итоги, сжато – Рай Кудер, это, наверное, единственный музыкант из знаменитых, чей каталог пластинок, наверное, наполовину, а может быть, и более того, состоит из саундтреков. Ну, а что касается музыки, мне кажется, вот только что прозвучавшие слова исторической справки не нуждаются в каком-либо продолжении, расшифровке, комментарии. И в конце нашей программы вот мы с Юрой хотим вам порекомендовать кое-что из произведений Рая Кудера в вашу коллекцию. Пару пластинок непосредственно Рая Кудера, не саундтреков: «Into the Purple Valley» 1972 года и «Bop Till You Drop» 1979 года. Из саундтреков – вполне естественно вам будет иметь в коллекции «Crossroads» 1986 года, и наконец, вот та самая супергруппа, которая называлась «Little Village», пластинка так же называется, 1992 год.

Ну вот закончился наш рассказ о Рае Кудере, вы знаете, у меня такое подозрение, что Рай Кудер нуждается в программе «Историческая справедливость» о себе не только в России, но и, я думаю, у себя на родине, в общем-то, это уходящая натура, это, совершенно точно, один из последних могикан той великой американской рок-музыки, которая была в 60–70-е годы. Ну ладно, американцы и без нас разберутся, а мы вот считали своим долгом о нем рассказать, и очень этим фактом довольны, надеюсь, вы тоже. И в конце программы свежайшая, буквально с пылу с жару работа Рая Кудера – песня «Lord Tell Me Why». Пока, всего хорошего!

Song (Звучит песня «Lord Tell Me Why».)

guitar

V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин