Слепой Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson), род. ок. 1902 г., в Марлине (Marlin), Техас, ум. ок. 1949 г. в Техасе.
Слепой Вилли Джонсон, по мнению многих, является величайшим и наиболее популярным исполнителем евангелических композиций, записывавшихся в довоенные годы. Его мощный вокал и великолепная игра на гитаре обеспечили ему продажу его записей даже в годы Великой Депрессии.
Называются различные причины слепоты Джонсона, из которых наиболее правдоподобной выглядит та, по которой мачеха Вилли плеснула ему в лицо щелочью во время припадка истерической злобы, когда ему было около семи лет. (Сам он, по утверждению некоторых знавших его людей, настаивал на том, что ослеп из-за ношения непригодной пары очков). То, что в результате потери зрения Джонсон был вынужден заняться музыкой - частый сюжет в истории многих слепых чернокожих музыкантов, но еще раньше Джонсон высказывал свое желание стать проповедником. В результате он сочетал эти два своих призвания, производя выдающуюся по силе воздействия на слушателей музыку религиозного содержания, которую исполнял как уличный музыкант, зарабатывая таким образом себе на жизнь.
Несмотря на его глубокую религиозность, вероятно, что он изредка исполнял и светскую музыку, и якобы даже записал два неизданных блюза под псевдонимом «Слепой Тексас Марлин» (Blind Texas Marlin) на его втором сеансе для фирмы «Коламбиа» (Columbia). Джонсон начал записываться на «Коламбии» в декабре 1927 года, и его первая же пластинка имела успех - было продано свыше 15,000 экземпляров. К этому времени он переехал жить в Даллас (Dallas). К апрелю 1930 года он записал в общей сложности 30 номеров (все на той же фирме грамзаписи), выдерживая уровень качества музыки, поразительный даже по современным стандартам.
Первые исследования жизни Джонсона были проведены Сэмом Чартерсом (Sam Charters), взявшем в конце 50-х годов интервью у жены Джонсона, Энджелин (Angeline Johnson). Полученная картина была дополнена 20 лет спустя исследованиями Дэна Уильямса (Dan Williams), описавшем странствия Джонсона, в том числе небольшой период совместной работы со Слепым Вилли МакТеллом (Blind Willie McTell). Чартерз отметил также влияние, оказанное на вокальный стиль Джонсона забытым ныне певцом более старшего поколения Мэдкином Батлером (Madkin Butler), и его раннее вступление в церковь Господа во Христе.
На многих из записей Джонсона присутствует второй, женский вокал - долгое время считалось, что это его жена Энджелин.
Теперь же более вероятной считается версия о том, что этот вокал принадлежал более ранней подруге (а возможно, и жене) Джонсона по имени Вилли Б. Харрис (Willie B. Harris), являвшейс членом Священной церкви. Записываясь вместе с второй вокалисткой, Джонсон предпочитал петь в грубой, неблагозвучной манере, обычно используя так называемый «ложный бас», а выступая соло, использовал гитару как замену второму вокалу, зачастую дополняя гитарными соло незаконченные вокальные фразы. Он мог играть перебором, но в основном знаменит своей выдающейся техникой игры слайдом.
Джонсон вернулся в лоно баптистской церкви ко времени его женитьбы на Энджелин в июне 1930 года. Последние годы своей жизни Джонсон проживал в городе Бомонт (Beaumont) в Техасе - именно там он пережил пожар своего жилища. Джонсон не пострадал от пламени, но, вернувшись затем в дом, переспал ночь на промокшем матраце, покрытом газетами. В результате он заболел воспалением легких, которое и явилось причиной его смерти.
Вероятно, самой известной сегодня записью Слепого Вилли Джонсона являетс свободная гитарная обработка молельного плача «Dark Was the Night and Cold Was the Ground», оригинальная версия которой была использована в фильме Пазолини «Евангелие от Матфея», и которую Рай Кудер (Ry Cooder) адаптировал в качестве музыкальной темы для фильма Paris-Texas.