Finam.fm
АРУТЮНОВ: Добрый день, дорогие любители классического рока, вы слушаете программу «Историческая справедливость» на радио «Финам FM», добрый день – естественно, если вы это делаете в субботу, а если вы это делаете в понедельник вечером, соответственно, вам – добрый вечер. Я – Николай Арутюнов, автор и ведущий этой программы, объявляю сегодняшнюю тему: поющий гитарист из Америки Рик Дерринджер.
(Звучит песня «Still Alive and Well».)
АРУТЮНОВ: Рик Дерринджер, напоминаю, поющий американский гитарист, выдающийся американский гитарист, сегодня будет объектом нашего с вами пристального внимания. И я бы посоветовал тем из вас, кто незнаком с этим человеком, сегодня навострить ушки, потому что есть что послушать, и немного есть, о чем поговорить, соответственно, у меня для вас.
Рик Дерринджер – это, вы знаете, славный представитель не менее славной плеяды маленьких гигантов большого рока. Ну, то есть я имею в виду, этот симпатичный всем нам отряд музыкантов, который не отличался крупными габаритами, но отличался недюжинным музыкальным талантом, отличался и отличается. В этих рядах такие славные имена, как Энгус Янг, Марк Болан, Питер Фрэмптон, Стив Мэриотт, и многие-многие другие доблестные, но, к сожалению, не очень высокорослые представители рок-музыки, и Рик Дерринджер, безусловно, в этих рядах. Я не думаю, что кто-то из перечисленных только что музыкантов смутится, если мы поставили Рика Дерринджера рядом с ним, потому что Рик Дерринджер, помимо народной любви, пользуется еще и очень и очень серьезным уважением коллег по рок-цеху.
Кроме того, Рик Дерринджер, если уж так оперировать образами, один из такой знаменитой троицы, ровно одна треть – две остальных трети составляли славные братья Эдгар и Джонни Винтеры, ну, и составляют, дай бог им здоровья – то есть они дружили всегда, ну, «всегда» – это с тех пор, как они все прославились, сотрудничали постоянно в тех или иных сочетаниях, или все вместе, как они это делают в последние годы – в последние годы они очень любят делать совместные туры, концерт, состоящий из трех как бы отделений.
И еще одна вещь, о которой я бы хотел вам сообщить – это такая, важная очень информация о Рике Дерринджере, я сейчас, вы видите, вам говорю какие-то такие, базовые вещи о нем, базовые какие-то соображения. Так вот, Рик Дерринджер – это один из первых быстрых гитаристов в истории рока. То есть это один из тех людей, один из тех гитаристов, кто взял, что ли, за принцип, беглое исполнение ну если не с самых первых шагов, то, по крайней мере, с конца 60-х. В то время в Америке такой дорогой пошел его друг Джонни Винтер, и в Англии, мы знаем, этот подход к гитарной игре начали проповедовать Джимми Пейдж и особенно Элвин Ли.
Ну, вот так, а теперь, я думаю, вы чуть-чуть подготовлены к первой исторической справке, и готовы встретить ее с посильным вниманием.
НОВГОРОДСКИЙ: Рик Дерринджер – одна из ключевых для гитарной героики 70-х фигур. На пике своей карьеры этот музыкант уверенно выступал в одной весовой категории с Джонни Винтером, Джимом Маккарти или Джо Уолшем, а сегодня остается одним из немногих хранителей идеалов классического блюз-рока.
Рихард Зерингер родился 5 августа 1947 года в семье обосновавшихся в Огайо немецких эмигрантов. Заболев рок-н-роллом в подростковом возрасте, к пятнадцати годам Рихард уверенно играл на гитаре, и возглавлял собственную группу. На барабанах гитаристу - вундеркинду аккомпанировал его брат Рэнди, а место басиста занял Рэнди Джо Хоббс, и так собрался состав, записавший 10 лет спустя классические пластинки Джонни Винтера.
Примерив такие названия, как «The Rick Z Combo» и «Rick and the Raiders», молодые люди остановились на «The McCoys», и заиграли довольно ожидаемую смесь гаражного рока, бита и ритм-энд-блюза.
Тогда же Рихард Зерингер взял псевдоним Рик Дерринджер, как гласит легенда, вдохновившись названием старинной модели пистолета.
Рику было всего семнадцать, когда «McCoys» записали сингл «Hang on Sloopy». Сорокапятка вышла осенью 65-го, и произвела в американских чартах настоящий фурор, в считанные дни ворвавшись на верхние строчки. Рекордные продажи как сингла, так и дебютного альбома «McCoys», принесли Дерринджеру и его команде всенародную славу, и уже год спустя группа играла на разогреве у «Rolling Stones».
Что касается песни «Hang on Sloopy», то с легкой руки «McCoys» сегодня она является официальной рок-композицией штата Огайо, университета Огайо, а также гимном бейсбольной команды «Cleveland Indians»
АРУТЮНОВ: А также она прямо сейчас и прозвучит. Итак, начинаем нашу программу, посвященную Рику Дерринджеру, с песни его первой группы, группа называлась «McCoys», песня называется «Hang on Sloopy», 1965 год.
(Звучит песня «Hang on Sloopy».)
АРУТЮНОВ: «Hang on Sloopy», группа «McCoys», в которой пел и играл Рик Дерринджер. Это еще такие юношеские, незрелые опыты, но, тем не менее, вот этот самый опыт, вот эта песня – она торчала безвылазно на первых местах в американских чартах в конце 1965 года очень долго.
Ну, давайте пару слов о группе «McCoys», в которой верховодил совсем тогда еще юный Рик Дерринджер. Группа «McCoys», по моему разумению, ни больше, ни меньше – родоначальники или одни из родоначальников такого славного и почетного направления в рок-музыке, как бабблгам-рок. Во всяком случае, этот термин появился позже, чем группа «McCoys» – термин появился где-то в 67-68 году, и применялся к землякам Рика Дерринджера – группе «Ohio Express». К этой когорте примыкали такие славные имена, как «1910 Fruitgum Company» и «Kasenetz-Katz Singing Orchestral Circus». Ну, во всяком случае, сейчас, конечно, это такие, полузабытые имена, и их названия звучат весьма и весьма наивно, а вот тогда очень большой части аудитории эти музыканты были нужны. Это группы, которые играли, ну, судя по названию, бабблгам-рок – они играли вот такой вот рок, предназначенный тем слушателям, кто привык жевать жвачку во время прослушивания музыки, то есть подростковый рок, элементарный подростковый рок. И вот там, скажем, научно если определять музыку «McCoys», то это был такой, правильно Юра сказал, смесь гаража с битом, но с точки зрения целевой аудитории все это определялось, как бабблгам-рок. Этот термин родился в Америке, и в Америке, в общем-то, вот это вот направление было таким, достаточно кристальным уже тогда – в конце 60-х годов, но славное знамя бабблгам-рока подхватили в Англии музыканты славного ансамбля «Bay City Rollers». Вот так.
Ладно, не будем больше о бабблгам-роке, тем более что и «McCoys», в общем-то, скоро с ним завязали, с этим бабблгам-роком. Их первая пластинка была выдержана в этом стиле, она вышла в 1966 году, она называлась, естественно, «Hang on Sloopy», как тогда было положено – лонгплей называть по названию главного хита, а вторая пластинка вышла в 1968 году, вторая пластинка группы «McCoys» называлась «Human Ball», и она была другой по музыке.
Главное отличие было вот в чем: во-первых, на первом диске 1966 года группа исполняла чужой материал – ну, это такая подростковая была, юношеская группа, так сказать, «сделанная», что ли, определенным продюсератом, и им просто говорили, что играть, и, наверное, даже как это делать. К 1968 году ребята немножечко так заматерели, и поняли, что они хотят сами рулить. Поэтому материал на этой пластинке 1968 года был в основном свой, и главное – музыка была другая, ну, это такой обычный психоделический рок, может быть, не самый крутой по тем временам, однако, там уже какие-то блюзовые черточки проявились, и должен вам сказать, что была очень и очень приличная версия (на которой, естественно, играл на гитаре уже получше, и пел тоже получше, сам Рик Дерринджер) знаменитого блюзового стандарта Ти-Боун Уокера «Stormy Monday Blues».
Но долго группа «McCoys» не просуществовала, выпустив два альбома, она закончилась, и ее состав, за исключением клавишника, плавно перекочевал к Джонни Винтеру – в 1970 году почти все «McCoys», три человека, составили вместе с Джонни Винтером его проект, его группу, и записали с ним его этапную работу – «Johnny Winter And…». Этот альбом 1970 года наверняка знаком всем любителям блюза, блюз-рока, и наверняка Джонни Винтер всем знаком – не может быть незнаком тем, кто слушает программу «Историческая справедливость», поскольку программа о Джонни Винтере была у нас одна из первых, и я подробно рассказывал вот об этом диске «And…», и, кстати, упоминал Рика Дерринджера, и упоминал вот о чем: очень хорошо помню, что я говорил о том, что Рик Дерринджер является одним из любимейших и основных композиторов Джонни Винтера, по крайней мере, на том этапе.
И вот что я вам скажу: именно с этого диска «And…» Рик Дерринджер стал играть с Джонни Винтером, и именно с этого диска он начал, так сказать, композиторское обслуживание Джонни Винтера. Достаточно сказать, что на этой пластинке, «And…», было – внимание! – пять песен Рика Дерринджера, тогда еще Рик Дерринджер был, ну, почти никем – Джонни Винтер тогда уже был звезда, а Рик Дерринджер начинал, по крайней мере, как композитор, и Джонни Винтер поверил в него. И правильно сделал – одной из этих пяти песен была «Rock’n’roll Hoochie Koo» – ну, вот это словосочетание будет звучать в нашей программе не один раз, я вас уверяю.
Но там были еще четыре очень качественных песни, не откажу себе в удовольствии их упомянуть: «Am I Here?», «Look Up», «On the Limb» и «Funky Music». Кроме этих песен, на пластинке Джонни Винтера «John Dawson Winter III» была великолепная песня «Roll With Me». Однако, естественно, выделяются три произведения, которые написал Рик Дерринджер для Джонни Винтера. Одну из них я уже упомянул, и, как вы догадались, эта песня будет завершать нашу программу, в исполнении автора, два других сейчас упомяну – это песня «Still Alive and Well», которая начинала нашу программу, и песня «Cheap Tequila». Вот это три, не побоюсь такого определения, гениальных совершенно блюз-роковых произведения, которые украшают и каталог Джонни Винтера, и список композиторских доблестей Рика Дерринджера. Но здесь такая интересная штука – все это писалось для Джонни Винтера, но когда Рик Дерринджер начал сольную карьеру, он, естественно, не мог не исполнять свои шедевры, и две из этих песен он исполнял почти, ну, может быть, даже и не почти, а просто на уровне самого Джонни Винтера. Он великолепно исполнял «Still Alive and Well», в этом вы убедились, и в конце программы убедитесь, как здорово он исполнял «Rock’n’roll Hoochie Koo». Но вот одну из этих песен, а именно – песню «Cheap Tequila», Дерринджер, на мой взгляд, исполнял не так круто, как Джонни Винтер. И я предлагаю не отказать себе в удовольствии сейчас послушать песню Рика Дерринджера «Cheap Tequila» в исполнении человека, для которого он ее написал – в исполнении Джонни Винтера.
(Звучит песня «Cheap Tequila».)
АРУТЮНОВ: Это была написанная Риком Дерринджером песня специально для Джонни Винтера и в исполнении последнего, с его пластинки «Still Alive and Well» 1973 года, песня называется, напоминаю, «Cheap Tequila». Ну, согласитесь, это шедевр рок-лирики. Хотя, ну, можете и не соглашаться. А я сейчас оглашу вторую справку.
НОВГОРОДСКИЙ: Со второй половины 60-х Дерринджер и его команда стали понемногу трансформировать свой задорный гаражный поп в более актуальный психоделический блюз-рок, однако повторить успех дебютного сингла у «McCoys» не получалось. Тогда Дерринджер, обладавший, помимо композиторского таланта и не по годам взрослой технике, врожденным продюсерским чутьем, решился на смелый, но полностью оправдавший себя шаг: познакомившись с восходящей звездой белого блюза Джонни Винтером, таким же, как он сам, вундеркиндом, Дерринджер принял предложение техасского метеора поработать вместе, и так «The McCoys», за вычетом клавишника, стали группой Джонни Винтера.
Впрочем, роль Дерринджера и его музыкантов в этом симбиозе, ни в коем случае не сводилась к функциям обычного аккомпанирующего состава. Во-первых, Дерринджер, которому на тот момент было немногим больше двадцати пяти, самостоятельно продюсировал почти все пластинки Джонни и Эдгара Винтеров первой половины 70-х; во-вторых, именно он написал песню, ставшую в 70-х своего рода визитной карточкой Джонни Винтера – «Rock’n’roll Hoochie Koo». Наконец, его игра с обоими Винтерами, как на сцене, так и в записи, сегодня относится к гитарной классике 70-х.
Уже в начале 70-х Дерринджер становится и востребованным сессионным гитаристом, отметившись на пластинках таких звезд, как Элис Купер, «Steely Dan» и Тодд Рандгрен.
АРУТЮНОВ: Ну, пару слов вот об этой сессионной деятельности Рика Дерринджера. Когда он пришел к Джонни Винтеру в 1970 году, он уже был реально сильным гитаристом, беглым, как мы уже говорили, и я бы сказал, в чем-то даже более разнообразным, чем Джонни Винтер. Джонни Винтер – это чисто блюзовый гитарист, Рику Дерринджеру уже тогда были подвластны многие смежные районы, и даже, может быть, весьма далекие.
И вот список его клиентов, которых он обслуживал, как сессионный музыкант, эту мысль и подтверждает. Тодд Рандгрен – это человек вообще как бы, по-хорошему, не имевший своего стиля, то есть попробовавший уже тогда практически все направления рок-музыки, и даже не только, и группа «Steely Dan» – сегодня это общепризнанные классики джаз-рока, такого, я бы сказал, эзотерического, и конечно, чтобы озвучить их музыку (Дерринджер играл, по-моему, на первом и втором их альбомах в качестве сессионного, приглашенного гитариста) нужно обладать не только определенным мастерством, но и, мне кажется, эрудицией, и даже умением перейти в какое-то другое состояние – сами понимаете, я обращаюсь к тем, кто хорошо знает «Steely Dan» и Джонни Винтера – одно дело играть с Джонни Винтером такой ломовой блюз с шашками наголо, а другое дело – со «Steely Dan» их такой, весьма и весьма авторский, вариант джаз-рока.
Но эти-то музыканты хотя бы указывали Рика Дерринджера на обложках своих пластинок, а были люди, которые и этого не удосуживались делать, вот там был упомянут Элис Купер – нигде вы не найдете славное имя Дерринджера на обложках пластинок Элиса Купера, а между тем, он сыграл, ни больше, ни меньше, на песне «Under My Wheels» с его знаменитой пластинки «Killer» 1971 года. Были еще одни такие ребята, «скромные», которые «поскромничали» Дерринджера указать – ансамбль «Kiss», он исполнил песню «Exciter» на их знаменитом альбоме 1983 года «Lick It Up».
Ну ладно, теперь вернемся к живой и студийной работе Рика Дерринджера. Пробыв у Джонни Винтера, он ушел в такой отпуск долгий, потому что сам Джонни Винтер ушел в долгий отпуск в 1972 году, там, в общем, здоровье его тогда серьезно пошатнулось, мягко говоря, и между нами говоря, сами понимаете, почему, и Дерринджер плавненько перешел из рук одного брата в руки другого брата – к Эдгару Винтеру, но тут, собственно, никакого такого резкого перехода не было, поскольку он и с Эдгаром Винтером записывался на его пластинках – 1970 года, 1971, 1972, он играл на его «Roadwork» – на знаменитом концертнике Эдгара Винтера. В общем, я еще раз повторю, это как три сообщающихся сосуда, там уже трудно было понять, кто у кого играет в основном составе, кто сессионный, и вообще, кто брат там, я не знаю, слушайте, по-моему, Рик Дерринджер – их третий брат, ей-богу, только сейчас меня осенило.
Ну ладно, идем дальше. Значит, он пришел к Эдгару Винтеру, играл у него три года в середине 70-х – ну, это светлая страница биографии Рика Дерринджера, это была одна из лучших групп, это был один из лучших составов Америки – группа Эдгара Винтера. Не «White Trash», а просто это называлось «The Edgar Winter Group», и даже одна из пластинок называлась «The Edgar Winter Group with Rick Derringer», и, кстати, с этой пластинки мы сейчас послушаем песенку. Я хочу только обратить ваше внимание вот на что: во-первых, музыку уже Дерринджер играл немного другую – если у Джонни Винтера это был чистый блюз-рок, то у Эдгара это такой, не менее чистый, но блюз-фанк-соул-рок, мы об Эдгаре Винтере, конечно же, поговорим. А сейчас я бы хотел сказать, что, в отличие от Джонни Винтера, вот про музыку сказал, его брат, Эдгар – другой, братья очень отличаются Эдгар – более мягкий человек, более лояльный, и у Эдгара Винтера Дерринджер пел, у Джонни Винтера он этого не делал, и Дерринджер пел у Эдгара Винтера – это делает честь Эдгару, учитывая, что Эдгар – это совершенно выдающийся вокалист, и Дерринджер, конечно, как вокалист рядом с Эдгаром, ну, так, стоит, но… Короче говоря, все всё понимают, это, скорее, дружба, но, тем не менее, вот Эдгар молодец, давал Дерринджеру петь, Дерринджер там пел в основном свои песни, и вот один из таких примеров сейчас прямо перед вами. Давайте послушаем песню группы «The Edgar Winter Group with Rick Derringer», кстати, так и пластинка называлась 1975 года, а песня называется «Modern Love», поет сам автор – Рик Дерринджер.
(Звучит песня «Modern Love».)
АРУТЮНОВ: Это была песня «Modern Love» группы Эдгара Винтера вместе с Риком Дерринджером, пел Рик Дерринджер. Конечно, я считаю, прекрасная фанковая песня, такая забойная, а главное – вокал Дерринджера здорово стоит здесь, правда, согласитесь – есть что-то в этом? Конечно, это не такой певец, как Эдгар Винтер, но так тоже надо уметь петь – это такой, вы знаете, подростковый голос такой, на пределе сил когда человек поет, и таким образом, таким тоненьким голосом передается ощущение искреннего, действительно, из последних сил исполнения, это всегда подкупает.
Ну, дорогие друзья, вы знаете, вам скажу, как родным, как говорил незабвенный Михаэль Самуэлевич Паниковский, уж очень хочется мне вам рассказать одну смешную штуку из моей жизни, связанную с Риком Дерринджером, ну так, просто хочу вас позабавить. Рик Дерринджер был у меня дома, и не один раз – такая затравка.
Много лет назад что-то у нас в сантехнической системе моей квартиры произошло, и мы вызвали сантехника из нашего ЖЭКа. Пришел парень к нам, такой, маленький, ну, как положено, слегка поддатый, он что-то там ковырялся, сделал, хорошо сделал, и потом несколько раз после этого еще приходил, мы его вызывали. Потом, придя как-то однажды, он сказал, что он, наверное, последний раз у нас – он уезжает в Америку. Так вот, я думаю, что он уехал в Америку, чтобы вселиться в свое настоящее тело, это был Рик Дерринджер. Что я имею в виду? Вот когда он к нам пришел в первый раз, он сделал свою работу, ушел, получил гонорар, я буквально остолбенел, когда его рассмотрел – в то время у меня в доме была пластинка, это был первый сольный альбом Рика Дерринджера, он на обложке такой, вернее, там внутри так шикарно был изображен, такой глэм-рок – блестящий, а главное, очень хорошо было видно лицо. Вот когда этот наш слесарь-сантехник закрыл за собой дверь, я вытащил пластинку и показал жене. Я помню, как она долго смеялась, но вы не поверите – одно лицо. И с тех пор, когда у нас что-то там происходило по сантехнической части, я жене говорил: «Вызывай Дерринджера». Ну, ладно, я думаю, вы меня простили за такое шутливое отклонение от нашей, конечно же, серьезной, и, я бы сказал, научной беседы. Давайте мы ее продолжим.
В 1973 году Рик Дерринджер выпустил свой первый сольный альбом, этот альбом назывался «All American Boy», и был, я думаю, очень заметным событием в рок-жизни того времени, это очень сильный, разнообразный альбом, с шикарными аранжировками и качественными, разноплановыми песнями, ну, естественно, основная идея была рок-музыка, но со всеми такими ответвлениями, которые Рик Дерринджер к тому времени освоил очень уверенно. Во главе этого альбома, естественно, была «Rock-n-roll Hoochie Koo», и, как вы догадались, мы именно эту версию и послушаем в конце программы. На альбоме были очень сильные гости, друзья Рика Дерринджера: естественно, Эдгар Винтер – без него никак; Джо Уолш – знаменитый гитарист из «James Gang», впоследствии «Eagles»; Тодд Рандгрен – естественно, такой достаточно постоянный в то время партнер Дерринджера: и необычный гость – в одной песне на хроматической губной гармошке сыграл легендарный исполнитель Тутс Тилеманс. И еще забавная вещь, одну песню, а именно – песню «Hold» Рик Дерринджер написал в соавторстве с Патти Смит – ну, эту женщину мы все с вами любим и уважаем.
Кроме того, нужно отметить, что, естественно, все гитарные партии записал Рик Дерринджер, а вот он еще и записал все партии бас-гитары, то есть это был такой в полном смысле слова сольный альбом. И вот к счастью, сегодняшняя программа такая, что ли, параллельная во всем – параллельно иду я, параллельно иду с Юриными справками и с набором музыкального материала. Вот я сейчас начал разговор о первой пластинке Дерринджера, сольной, и прямо сейчас мы послушаем песню оттуда, это, я считаю, выдающаяся баллада, которая называется «Teenage Queen», 1973 год, «All American Boy».
(Звучит песня «Teenage Queen».)
АРУТЮНОВ: «Teenage Queen», 1973 год. Вообще, вот эта тинэйдж-тема начинала опять тогда занимать Рика Дерринджера, была еще одна песня с этого альбома, которая называлась «Teenage Love Affair». Н, то есть, тогда тема подростковой субкультуры интересовала Рика Дерринджера, и вскоре она его заинтересует, на мой взгляд, чрезмерно.
Вторая пластинка, сольная пластинка Дерринджера, вышла в 1975 году, называлась она «Spring Fever», хорошая пластинка, помягче первой, но вот после нее как раз началось, на мой взгляд, не самое удачное время Рика Дерринджера, хотя оно было очень насыщенно музыкально. В 1976 году Рик Дерринджер создал группу имени самого себя, это был квартет, который назывался «Derringer». За три года своего существования эта группа выпустила пять лонгплеев, два из которых были концертными. И вот это такой, самый настоящий пауэр-поп, ну, что такое пауэр-поп? Яркий пример этого направления – группа «Cheap Trick». В двух словах поясню: это хард-рок, в котором очень и очень заметно влияние поп-музыки, такой вот симпатичный, что ли, иногда сладковатый хард-рок. Так вот, этот пауэр-поп во второй половине 70-х Рик Дерринджер преподносил сообразно времени, то есть в его варианте пауэр-попа, наряду с элементами хард-рока и поп-музыки, явно прослушивались и влияния музыки нью-вэйв – тогда она уже становилась мэйнстримом, иногда даже это напоминало группу «Cars», и даже иногда такой, что ли, пионерский панк а-ля «Ramones», иногда это слышно, да, такие вот влияния, а на выходе, я не знаю, как бы это сказать, совсем невзрослый материал, такие песенки.
И мне кажется, что единственное, что в исторической перспективе положительного дал самому Рику Дерринджеру этот проект, который назывался «Derringer», так это начало дружбы со славной барабанной семейкой Эпписов, вот в этой группе играл Винни Эппис – младший из братьев Эпписов, и со временем, я думаю, через Винни Эпписа, Рик Дерринджер познакомился и со старшим – Кэрмайном Эпписом, который нам с вами хорошо знаком по группе «Cactus», но сам Винни Эппис тоже, вот тогда он начинал свою великолепную хард-роковую карьеру, потом он играл в «Black Sabbath» и у Ронни Джеймса Дио, в общем, любители хард-рока очень хорошо знают этого музыканта.
Когда закончилась группа «Derringer» в конце 70-х, продолжился сам Рик Дерринджер – он продолжил выпускать сольные пластинки, слабые – говорю, как есть. Первая такая полноценная, хорошая пластинка его сольная, датируется, на мой взгляд, 1983 годом, она называлась «Good Dirty Fun», и вот тогда же он сделал проект с тем самым Кэрмайном Эпписом, со старшим из барабанщиков. После этого сольная карьера Дерринджера так чуть-чуть заглохла, дело кончилось тем, что в конце 80-х в начале 90-х долгое время, лет пять, он был штатным гитаристом и продюсером Синди Лопер – ну, я надеюсь, знаете вы эту почетную женщину, и, наконец, в начале 90-х он вернулся в блюз. Ну, так я вот сказал – «вернулся», а потом подумал: «А что это вот он вернулся?» Он особо никогда там так основательно-то и не был, это учитывая, что музыка блюз – в основе его исполнения, в его подходе к гитарной игре, и он играл, конечно, блюзовые произведения, но, будучи музыкантом Джонни Винтера, а сольно Рик Дерринджер до этого времени блюз не записывал.
И вот в 1993 году вышла великолепная пластинка, которая называлась «Back to the Blues» – это такой идеальный образчик тяжелого блюза, Дерринджер вообще, конечно, особенно начиная с 90-х годов, предпочитает мощный такой, пробивной, зубодробительный звук, независимо от того, что он играет – или блюз, или хард-рок. В следующем году, 1994, еще одна блюзовая пластинка – «Electra Blues». Вот с тех пор он как-то так вот плавно переходит от блюза к тяжелому року и обратно, и все чаще и чаще вот это вот движение обратно с ним и происходит.
Давайте как раз послушаем сейчас песню с этой самой пластинки «Back to the Blues», и должен сказать, что здесь, на этой пластинке, Дерринджер сделал обратный ход относительно того, о чем я недавно говорил. Помните, я говорил о том, что он был штатным композитором для Джонни Винтера, и написал для него около десяти песен. Так вот, на пластинке 1993 года он сам исполняет песню Джонни Винтера – знаменитую песню «Mean Town Blues», но сейчас мы будем слушать авторское произведение Дерринджера, песня называется «Diamond».
(Звучит песня «Diamond».)
АРУТЮНОВ: Это была песня «Diamond», 1993 год, блюзовая линия продолжалась у Рика Дерринджера в 90-е годы, слава богу, в 1998 году – пластинка «Blues Deluxe», в 1998 же году он выпустил концертный CD, назывался он «Rick Derringer & Friends», естественно, кто бы вы думали, там в числе друзей? – естественно, Эдгар Винтер, а также Доктор Джон – свежи воспоминания, я надеюсь, об этом музыканте, и тоже есть воспоминания о следующем госте на этой записи – о вокалисте «Mott the Hopple» Иэне Хантере.
Миллениум Дерринджер встретил на трудовой блюзовой вахте, пластинка в тот год называлась «Jackhammer Blues». В 2001 году появилась группа, супергруппа, она так и назвалась по фамилиям людей: «Derringer Bogert Appice» – ничего вам не напоминает? Было уже трио «Beck, Bogert & Appice» вот эти двое, бас-гитарист и барабанщик – Тим Богерт и Кэрмайн Эппис, мы с вами знаем их по группе «Cactus», очень всегда стремились быть частью такого тяжелого блюзового трио, с Джеффом Беком они это опробовали в 1973 году, и, собственно, нынешний «Cactus» звучит, как тяжелое блюзовое трио, там просто певец освобожденный. А вот в 2001 году они скооперировались с Риком Дерринджером, пели все втроем в равных примерно пропорциях, хорошая пластинка, но там характерное для Богерта и Эпписа прочтение блюзовой музыки приводит к тому, что тут уже непонятно – то ли это тяжелый блюз, то ли это тяжелый рок. Скоро вы в этом убедитесь, ну, а работа, повторюсь, очень хорошая, очень качественно и актуально для тяжелой музыки она тогда была записана.
Вообще, надо сказать, что в 90-е годы, да и, собственно, по нынешнее время, Дерринджер встряхнулся, возродился, и находится в очень хорошей концертной и студийной кондиции. Он очень любит, во-первых, ездить в Японию – дело в том, что в Японии его концерты с Эдгаром Винтером всегда принимались «на ура», это одни из самых любимых исполнителей в Японии, и существует, по-моему, даже два DVD по материалам их японских концертов.
Кроме того, в последнее время, я уже, по-моему, вскользь об этом говорил, он принимает участие в длительных турах со своими друзьями – братьями Эдгаром и Джонни Винтером, и лет пять назад это сделали, по-моему, два года назад, во всяком случае, это очень удобная формула, учитывая, что Джонни Винтер сейчас, скажем так, не самый здоровый человек, да и Дерринджер, честно говоря, может быть, ну, уже не такой, естественно, как он был тридцать лет назад, но, тем не менее, Эдгар Винтер-то огурец – с этим человеком вообще вопросов нет, а вот когда они выступают втроем, все это как бы сглаживается, нивелируется, и зрители выходят счастливые. Мой приятель звонил мне однажды поздно ночью в восторге из Берлина, вот он только что был на концерте Дерринджера, Джонни и Эдгара Винтеров, и взахлеб буквально рассказывал – наконец он их увидел всех втроем, тем более.
Ну что ж, давайте потихонечку заканчивать, последняя на сегодня историческая справка.
НОВГОРОДСКИЙ: При том, что фактически сольная карьера Рика Дерринджера началась в 1973 году с лонгплея «All American Boy», полностью сосредоточиться на собственном творчестве у музыканта получилось только во второй половине 70-х. К тому времени гитарный блюз-рок понемногу утратил свою мэйнстримовую актуальность, однако для любителей жанра имя Рика Дерринджера и сегодня остается синонимом вкусной игры, мощного продакшна и рок-н-ролльного духа.
В 80-х Дерринджер оставался не только уважаемым музыкантом, но и серьезным продюсером, и в частности, немало поспособствовал успеху Синди Лопер и популярнейшего сегодня американского пародиста Эла Янковика.
Сегодняшние проекты Рика Дерринджера поражают своим многообразием. Оставаясь одним из авторитетов тяжелого блюз-рока, на последних сольных работах неутомимый гитарист не боится экспериментировать с джазовыми мотивами, а кроме того, возглавляет госпел - квартет, куда входят его жена и дети. Последние полтора года Рика Дерринджера можно услышать в составе «All-Starr Band» Ринго Старра, а сольный гастрольный график музыканта, как обычно, расписан на год вперед.
АРУТЮНОВ: Здорово. А вот прямо сейчас Рика Дерринджера можно услышать в составе мощного трио, которое так и называлось – «Derringer Bogert Appice». Это пластинка 2001 года, она называлась «Doin’ Business As Derringer Bogert Appice», песня называется «Boys Night Out».
(Звучит песня «Boys Night Out».)
АРУТЮНОВ: Ну вот вроде бы и все из того главного, что я хотел вам поведать по поводу музыки Рика Дерринджера, и его историзма, как гитариста.
Вот вдумайтесь, пожалуйста, много ли вы знаете людей, кто на сегодняшний день может похвастаться почти пятидесятилетней карьерой? Очень мало, ну, во-первых, к сожалению, многие уже ушли, и вообще, это большая доблесть – пятьдесят лет держаться в серьезном шоу-бизнесе, а Дерринджер практически без существенных перерывов вот уже почти пятьдесят лет месит на своей гитаре на радость всем нам. Я почему сказал «месит» – потому что этот музыкант вызывает неподдельную симпатию – маленький такой, до сих пор он выходит на сцену, такой живчик, хотя, конечно, может быть, не может похвастаться таким же здоровьем, как много лет назад, но все равно – обаятельный такой, я бы сказал, немного смешной человек, смешной – потому что он любит одеваться до сих пор в какие-то немыслимые жабо, какие-то лапсердаки, в общем, да это-то не главное, самое главное – его игра на гитаре, пение такое – ох, лихое! – и игра на гитаре – беглая, напористая, я бы сказал, даже наглая. Все это не может не нравиться.
Сейчас будем слушать песню «Rock’n’roll Hoochie Koo», естественно, в конце нашей программы – это одна из лучших, одна из самых любимых для исполнения песен в рок-мире. Я должен сказать, что исполняли ее очень многие, назову такие славные имена, как, естественно, Джонни Винтер – эта песня была написана для него, затем эту песню записывали Джо Линн Тернер, голландская группа «Livin’ Blues», Сюзи Кватро, повторюсь, очень многие и многие другие люди. Сейчас мы будем слушать эту песню в исполнении автора, а до этого хочу сказать, что стоит вам послушать пару-тройку пластинок Рика Дерринджера. «All American Boy» – 1973 год, так, забавно получилось, каждое десятилетие, третий год. «Good Dirty Fun» – 1983 год, и «Back to the Blues» – 1993 год.
Я закрываю нашу сегодняшнюю программу, и хочу, чтобы музыка Рика Дерринджера не была закрыта вообще никогда. «Rock’n’roll Hoochie Koo»! До свидания.
(Звучит песня «Rock’n’roll Hoochie Koo».)
|