weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Реклама
worldelectricguitar в вконтакте
Johnny Winter

Finam.fm

Джонни Винтер
Johnny Winter/Cahors Blues Festival 2011/Fhoto: Flickr.com

Прозвучавшие песни:

1. Self Destructive Blues
2. Still Alive And Well
3. Pick Up On Mojo
4. Tired Of Trying
5. Walking By Myself
6. Rock and Roll

Николай Артюнов рекомендует диски:

Nothing But The Blues - 77
Red Hot And Blue - 78
And - 70
Still Alive And Well - 73
John Dawson Winter 3 - 74

АРУТЮНОВ: Добрый день! Кому-то, наверное, доброе утро, или тем, кто нас слушает в понедельник, соответственно, добрый вечер. Я – Николай Арутюнов, я веду эту программу, программу «Историческая справедливость». И сегодня у нас с вами крайне приятная и, я думаю, достаточно легкая задача – восстановить историческую справедливость по отношению к американскому поющему гитаристу Джонни Винтеру. Почему я сказал, что это легкая задача? Потому что, во-первых, я уверен, что очень многие из вас знают этого музыканта. И, соответственно, те, кто его знают, спросят: «А почему же мы посвящаем ему нашу программу?» Ответ очень прост. Я считаю, что при всей известности и популярности Джонни Винтера, в том числе, и в России, он в нашей стране, на мой взгляд, все-таки недостаточно оценен широкими массами. Вот поэтому сегодня будем говорить о Джонни Винтере.

И чтобы сразу определить степень недооцененности, то есть, разницу между тем его реальным статусом, которым он располагает среди наших слушателей-меломанов, и тем статусом, который мы бы хотели ему придать... Сложно выразился. Давайте попроще. Я всегда задавал себе вопрос: существуют короли блюза общепринятые. Би Би Кинг – никаких возражений, король блюза. Альберт Кинг – ясное дело. Джон Ли Хукер – безусловно, король блюза. Мадди Уотерс – что спорить. Есть король британского блюза Джон Мэйл. Просто это его лэйбл. Никаких вопросов, с этим спорить невозможно, это все правильно, но. Давайте-ка мы будем нашего сегодняшнего персонажа, Джонни Винтера, тоже называть королем блюза, потому что он это заслужил, безусловно, вне всяких сомнений.

Итак, сегодня на волнах «Финам FM» радио – Джонни Винтер. «Self Destructive Blues»

Song (Звучит песня «Self Destructive Blues»)

АРУТЮНОВ: Это был Джонни Винтер, «Self Destruction Blues». И, как обычно мы это делаем, в начале передачи – краткая историко-фактологическая справка о Джонни Винтере.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Американский гитарист Джонни Винтер родился 28 февраля 1944 года в городе Бьюмонте, штат Техас, в семье военного. Еще с самого раннего детства он увлекся музыкой. Его мать пела в местном ансамбле, и когда ее сыну было пять лет, она подарила ему кларнет. Однако самому Джонни больше по душе были струнные инструменты. Вскоре он забросил кларнет, и начал играть на гавайской четырехструнной гитаре, и только потом стал осваивать классический вариант этого инструмента. С самого детства музыкант слышал вокруг себя настоящий негритянский блюз и госпел, и впоследствии именно эти музыкальные направления сформировали собственный стиль Джонни Винтера.

Первый успех пришел к Винтеру в 11 лет. Его выступление дуэтом с младшим братом Эдгаром транслировалось по местному телевидению, а уже через некоторое время двух братьев пригласили на прослушивание в Нью-Йорк.

Первая группа, созданная Джоном и Эдгаром, когда они еще учились в школе, называлась «Johnny (Macaroni) and The Jammers». Поначалу коллектив занимался исполнений кавер - версий хитов известных блюзменов и соулменов, таких, как Би Би Кинг, Мадди Уотерс, Бобби Бланд и другие. Затем музыкантам удалось записать свой первый сингл, который назывался «School Day Blues You Know I Love You». Песня стала местным хитом.

После окончания школы в начале 60-х Джонни Винтер вместе с братом целиком посвятил себя музыке. Он объездил почти весь юг США, давая концерты в маленьких клубах, практически всегда с разными группами.

АРУТЮНОВ: Здесь в нашей исторической справке был упомянут брат Джонни Винтера Эдгар. Я уверен, что придет время, и мы сделаем специальную программу, посвященную музыке Эдгара Винтера, потому что это тоже суперзвезда рок-музыки. Братья Эдгар и Джонни Винтеры – сейчас я употреблю один штамп, а вы потом поймете, почему я это сказал. Это уникальное явление, внимание, не блюза, не соул музыки, не рока, не даже культуры. Вернее, это, безусловно, так, но самое главное, что хочется сказать об этих людях – это уникальное явление природы, и вот почему. Дело в том, что оба этих брата – альбиносы. Это совершенно фантастический, уникальный, единственный, наверное, в своем роде случай, когда в одной семье – причем они не близнецы – в одной семье родились два ребенка, с разницей в три года, и оба они – альбиносы. Вы знаете, что альбиносы – это вообще редкий случай человеческой породы. Примерно на двадцать тысяч населения приходится один альбинос. И вот повторюсь, то, что два человека в одной семье родились – я думаю, что это в мировой истории, в истории медицины случай единственный. Может быть, наверное, где-то еще что-то когда-то было, тысячу лет тому назад.

Так же с уверенностью можно сказать, что братья Эдгар и Джонни Винтеры являются самыми знаменитыми представителями этого славного отряда человечества. Альбиносы – это, напомню, люди, которые страдают от отсутствия пигмента, вот почему их глазная оболочка, их волосы, их кожа бесцветные, не имеют никакой окраски. Это на самом деле, в общем-то, медицинская история, и здесь, поскольку мы об этом заговорили, то мы должны сказать, что, конечно, эти люди, альбиносы, не могут похвастаться богатырским здоровьем всегда. Тем больше наше уважение и любовь к братьям Джонни и Эдгару Винтеру, потому что, безусловно, в некоторых моментах, я думаю, им живется гораздо тяжелее, чем остальным людям. Потому что их кожа требует постоянной защиты, потому что они моментально обгорают. Глаза – ведь скажем, то, что Джонни Винтер практически всегда выступает в шляпах или в каких-то кепках, или в чем-то подобном – это, во-первых, конечно, элемент имиджа, но это еще и такая суровая необходимость.

После того, как я сообщил вам этот, безусловно, важный факт, давайте условимся, о чем же мы с вами будем говорить сегодня. Безусловно, о Джонни Винтере, но я имею в виду вот что. Карьера Джонни Винтера насчитывает уже, наверное, четыре декады. То есть, она началась в начале 60-х и длится, слава Богу, до сих пор. Пятое уже десятилетие пошло. Сами понимаете, что крайне сложно скрупулезно эту всю карьеру нам с вами сегодня пройти. И поэтому я предлагаю сделать сегодня акцент на его записях 70-х годов, но обо всем остальном мы так или иначе, в небольших объемах, поговорим. И я предлагаю прямо сейчас послушать еще одну историческую справку.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Крутой поворот в судьбе музыканта произошел в 1967 году. В это время Винтер окончательно обосновался в Хьюстоне, а в следующем году ему удалось записать свой дебютный альбом. Кроме того, существенно возросла и его популярность. Это произошло во многом благодаря тому, что журнал «Rolling Stone» признал его одним из лучших техасских музыкантов после Дженис Джоплин. После этого Винтер начал с успехом выступать не только в местных клубах, но и в лучших клубах Нью-Йорка.

В 1969 году музыкант принял участие в фестивале в Вудстоке. В это же время он формирует свою группу «Johnny Winter And», которая пользуется солидным успехом. Винтер находится на пике своей формы и популярности.

Но в 70-м году появились проблемы. Всему виной стала наркотическая зависимость, на борьбу с которой музыкант потратил два года. И в 1973 состоялось его триумфальное возвращение. Пластинки Винтера «Still Alive And Well» 1973 года и «John Dawson Winter III» 1974 года пользовались солидным успехом у слушателей.

Еще один важный этап в карьере Винтера начался четыре года спустя. В это время он начал сотрудничать с легендой блюза и своим кумиром Мадди Уотерсом. Вдвоем они записали четыре альбома, один из которых получил «Грэмми».

АРУТЮНОВ: Теперь об этом чуть-чуть поподробнее, и не так сухо. Откатимся еще в 50-е годы, когда подросток Джонни Винтер был, как и, в общем-то, все американские подростки того времени, шокирован, потрясен музыкой рок-н-ролл. Эту музыку он слушал, в основном, благодаря передачам знаменитого техасского радио-ведущего JP Ричардсона. Настоящее имя этого человека – вернее, так, псевдоним, но имя, под которым он известен широким массам – Биг Боппер. Это был один из пионеров рок-н-ролла, и он и пел рок-н-ролл, и пропагандировал его на своем радио. И Джонни Винтер стал одной из многочисленных жертв этой пропаганды.

В пятнадцать лет он создал свою первую команда, в которой на клавишах играл его младший брат Эдгар. Для братьев Винтеров (мы сегодня говорим о Джонни Винтере) самая главная школа – это то, что было вокруг. Не надо забывать, что люди жили в Техасе, в Тексасе, и вокруг Джонни Винтера в основном было чернокожее население этого штата. Это юг Америки – я хочу, чтобы вы представили себе эту атмосферу, особенно в конце 50-х, начале 60-х годов, тогда такой фактор, как расовая сегрегация, в полный рост ощущался. Тем не менее, будет полезно знать, и интересно знать, что Джонни Винтер начал ходить исключительно в черные клубы, где игралась блюзовая музыка, и очень быстро он стал своим в этой среде. Вообще вы знаете, я так просто думаю, что черная публика тоже достаточно замкнутая была в то время, и то, что они приняли Джонни Винтера, безусловно, обуславливалось тем, что он уже тогда прилично играл на гитаре и пел. Наверное, тут сыграло роль и то, что Джонни Винтер был, я бы сказал, анти-белым. Потому что он был слишком белым – мы уже с вами говорили, что он альбинос. И, наверное, этот фактор тоже привлекал к нему людей. Тем более, он парень был, в общем-то, простой, без комплексов, и это нравилось людям. Он уже тогда был угарным, в общем-то, музыкантом, и позволял себе многое. Он знал тогда уже себе цену, и не стеснялся никогда.

Забавный факт произошел 62-м году в одном из клубов в Техасе, на концерте Би Би Кинга. Би Би Кинг тогда уже был звездой блюза, и Джонни Винтер просто захотел выйти на сцену и сыграть с Би Би Кингом. То есть, совершенно ничтоже сумняшеся, он вышел и попросил у Би Би Кинга гитару. Би Би Кинг, конечно, очень смутился. Тем не менее, напор этого молодого человека был так велик, и его внешность была настолько экзотична – это все, в совокупности с просто обалденной поддержкой зала, наверное, заставило Би Би Кинга отдать гитару Джонни Винтеру. Джонни Винтер сыграл, после этого разразилась очень длительная стоячая овация. Джонни Винтер сошел со сцены, Би Би Кинг продолжил концерт. И этот случай до сих пор помнят все те, кто был в этот момент в зале.

Хорошо, давайте сейчас прервемся на песню, а потом продолжим говорить о биографии Джонни Винтера 60-х годов. Сейчас будет песня «Still Alive & Well».

Song (Звучит песня «Still Alive & Well»)

АРУТЮНОВ: Совершенно правильно звучат аплодисменты. Я думаю, что некоторые из вас аплодируют внутри. Это была песня «Still Alive & Well» Джонни Винтера. И кстати, об этой песне у нас сегодня еще будет разговор. Но идем по порядку.

Тут, кстати, важный факт и фактор биографии Джонни Винтера, и фактор становления его как музыканта – то, что он с детства стал коллекционером. Сегодня его коллекция винила, блюзового винила достигает каких-то невообразимых размеров, и это, я думаю, что на ранней стадии ему, безусловно, помогало. То есть, он очень много слушал классического блюза и учился при прослушивании всему тому, что он сегодня умеет. И напоминаю еще раз: он до сих пор является коллекционером, то есть, он, наверное, любит свою музыку, но и не меньше он любит и чужую.

Дальше – мы уже говорили о том, что Джонни Винтер начал свою карьеру, у него появилась своя группа. Одна, другая, третья. Он рос как гитарист. Забавно, но, наверное, это в то время было со всеми молодыми американскими гитаристами в начале 60-х годов, когда люди мало что понимали еще в гитарной технологии. Джонни Винтер постигал азы блюзового исполнения. Он никак не мог понять, каким образом делаются эти подтяжки на гитаре пальцами, на грифе. Он никак не мог понять, как это делается, потому что в его распоряжении были огромные, толстые струны, как корабельный канат. И только потом он понял, что существуют струны толстые, потоньше и совсем тонкие. Многие гитаристы в то время прибегали к таким уловкам, как, например, поставить струны от банджо – то есть, это все было тогда еще очень кустарно. И Джонни Винтер на начальном этапе своей блюзовой карьеры думал, что все эти блюзовые подтяжки делаются с помощью рычага на гитаре. Естественно, потом все встало на свои места, все стало понятно.

Что касается его исполнения на гитаре – вот что я хотел бы сказать. Я вообще заметил: есть такая тенденция, когда люди говорят о поющих гитаристах, то они говорят, в основном, о них как о гитаристах. Тем не менее, он вошел в историю как один из лучших певцов блюза. Чтобы вы поняли, о чем я говорю, вспомните имя Эрик Клэптон. Сразу начинается разговор о гитаре, и почему-то все частенько забывают о том, как Клэптон поет. Таких, поверьте, людей очень много, Джонни Винтер – очень яркий пример этого тезиса.

Я-то думаю, что, поскольку я видел его концерты на DVD в 60-х, начала 70-х годов, я могу с уверенностью сказать, что тогда Джонни Винтер-гитарист уступал Джонни Винтеру-певцу. Тем не менее, уже тогда, уже в конце 60-х годов, он считался образцом, классическим уже блюз-гитаристом, то есть, его репутация как гитариста была очень серьезна. Просто я обращаю ваше внимание на тот факт, что в конце 60-х годов Джонни Винтер как гитарист еще рос, еще было все впереди, а как певец это был абсолютно готовый, великолепный блюзовый певец со всеми понятиями, которые необходимы в этом направлении.

Вкратце о дискографии Джонни Винтера 60-х годов. Существует масса всяких компиляций его ранних записей, начала 60-х, середины. Это период роста, серьезная дискография начинается с одноименной пластинки «Johnny Winter» на фирме «CBS» 68-го года. Затем была «Progressive Blues Experiment», и затем была двойная пластинка «Second Winter». Естественно, он частенько обыгрывал свою фамилию, и название можно трактовать как «вторая пластинка Джонни Винтера», или как «вторая зима». Естественно, это лежит на поверхности.

Эта пластинка жутко любопытная. Она тоже, конечно, еще, скажем так, прото-Джонни Винтер, но интересна она вот чем. Я в связи с этой пластинкой вспоминаю забавный эпизод. Как-то в 70-е годы я пришел в гости к моему незабвенному другу Сергею Мацаканову, известному московскому коллекционеру, и он только что тогда привез, или ему привезли из-за границы пластинку эту самую, «Second Winter». Он говорит: «Слушай, вот двойной альбом Джонни Винтера», показывает мне ее, а потом достает один диск, и на моих глазах проводит ногтем поперек всей пластинки, и на пластинке остается глубокая борозда. Со мной чуть не случился удар, я говорю: «Что ты делаешь?», закричал. Он засмеялся, и дело вот в чем. Это была двойная пластинка, то есть, двойной альбом. Но на втором из этих альбомов музыка занимала только одну сторону, а четвертая сторона – просто люди взяли, нарезали дорожки, как бы сымитировали наличие песен на четвертой стороне. На самом деле, получается, что это не двойной альбом, а полуторный. Это, в общем, тоже уникальное явление. Я, честно говоря, аналогов не знаю. Но это хорошая шутка, тем не менее, и от Джонни Винтера, и от моего друга.

Затем последовала пластинка «And» в 70-м году. Это уже реально серьезная вещь. Нельзя сказать, что это был чистый блюз, это настоящий блюз-рок. После этого – концертный диск «Johnny Winter And Live» 71-го года, потом эта злосчастная пауза, о которой мы слышали только что в исторической справке. И потом начинается период зрелого Джонни Винтера. Сейчас мы к этому плавно подходим. Я предлагаю, чтобы было понятно, о чем идет речь, послушать песню «Pick Up On My Mojo» с альбома 74-го года «John Dawson Winter III».

Song (Звучит песня «Pick Up On My Mojo»)

АРУТЮНОВ: Это была «Pick Up On My Mojo» Джонни Винтера, и я надеюсь, что среди наших слушателей есть искушенные люди, которые помнят великолепный кавер на эту песню в исполнении знаменитой голландской группы «Livin' blues».

Итак, идем дальше. Я вам предлагаю восстановить в своей памяти не эту песню, «Pick Up On My Mojo», а предыдущую, «Still Alive & Well». Потому что это краеугольный камень карьеры Джонни Винтера. Песня «Still Alive & Well», и почти вся одноименная пластинка записывалась в так называемом режиме «живьем». То есть, это когда группа не пишет наложением, а когда группа заходит в студию и, по крайней мере, инструментальную часть своей работы выполняет совместно. То есть, тут же, как на концерте, они играют – басист, барабанщик и гитарист – играют в студии, прямо здесь же, все вместе. Иногда накладываются соло какие-то, но основной массив песни записывается живьем. Я вообще, честно говоря, не удивлюсь, если мне кто-то скажет, что и пел Джонни Винтер тоже тут же, живьем, потому что фантастическая по своей живости и по своему драйву запись.

Хорошо, видите, мы немножко ломаем хронологию. Но, собственно говоря, наверное, так будет сегодня все время. Но основную мысль, я думаю, мы с вами держим. Джонни Винтер – король блюза, напоминаю.

Теперь, что касается его оснащения. Любимой гитарой Джонни Винтера в 70-е годы был «Firebird». К сожалению, потом, в 80-е годы и дальше, он изменил этой гитаре и больше играл на каких-то custom гитарах, сделанных какими-то местными мастерами в Техасе. Я, честно говоря, не понимаю причину, потому что все это, на мой взгляд, звучало не так убедительно, как на «Firebird».

Хорошо. В концертах Джонни Винтер использовал две гитары «Firebird», одна из них, поскольку он не любил перестраивать гитару под игру со слайдом... Слайд – это та фигня, которая одевается на пальчик, или это стекляшка такая, или железяка. Господи, я думаю, что вы это знаете, еще нам не хватало с вами говорить о том, что такое слайд. Так вот, Джонни Винтер в концерте использовал две гитары. Звучало все это, с одной стороны, иногда достаточно традиционно, чисто блюзово, с другой стороны, он с 74-го года увлекся примочками. Вернее, скажем так: всего одной из них. Джонни Винтера впечатлило то, что делал Джимми Хендрикс в свое время. Он использовал для своей гитары эффект Лесли. Это то, что вначале было сделано для органа, это колонка Лесли, которая придавала звучанию органа немножко закрученный, что ли, характер и объемный, плавающий звук получался. Многие гитаристы хотели то же самое проделать с гитарой, у Джонни Винтера это было очень часто и очень, честно говоря, эффектно. Собственно говоря, он использовал специальный комбик для этого, то есть, у него был эффект Лесли, встроенный в комбик, и он просто иногда переключал гитару из одного входа в другой. Тот же эффект характерен для музыки Робина Трауэра. Я надеюсь, что при прослушивании вы понимаете, о чем я говорю.

Не надо думать, что Джонни Винтер так уж совсем прямо и плохо знаком нашим слушателям. Я убежден, что многие из вас любят его музыку и хорошо знают. И хочу вам сказать, что среди наших музыкантов авторитет Джонни Винтера очень высок. Давайте по-простому скажу: просто мы его все очень любим. «Мы» – я, наверное, имею в виду блюзовую тусовку, блюзовых музыкантов русских. И причем это достаточно давно происходит, такое отношение к Джонни Винтеру, и имеет давние очень корни. Еще в начале 70-х годов «Второе дыхание», московская группа, где гитаристом был Игорь Дегтярюк, играла Джонни Винтера, и уровень Дегтярюка в то время уже позволял исполнять музыку Джонни Винтера адекватно достаточно. Но больше всех материал Джонни Винтера играла группа «Удачное приобретение», где гитаристом был Леша Белов, известный всем под кличкой White. Они играли три песни, наверное, уже в начале, в середине 70-х годов, «Cheap Tequila» они играли, «Boney Moronie» и «Rock and Roll, Hoochie Koo». И надо сказать, что Леша Белов, кроме того, что он успешно очень доносил идеи Джонни Винтера своей гитарой, он еще и пел достаточно прилично. Этот характерный рык Джонни Винтера Леше Белову очень и очень удавался. Скажем так, вторая волна русских блюзменов тоже отдавала дань Джонни Винтеру. Это я уже знаю по себе. Я прекрасно помню, как моя первая команда, Господи, в 76-м году это было. Конечно, это было очень смешно, но, тем не менее, уже мы пытались играть песню «Still Alive & Well», которую мы недавно слушали.

Потом, безусловно, манера игры Джонни Винтера как гитариста сильно повлияла на таких гитаристов русского блюза, как Борис Булкин, Сергей Воронов, сейчас Леван Ломидзе. И вообще, я вам могу сказать, что в лиге блюза, тогда еще совсем мы были молодыми, маленькими, для нас Джонни Винтер – это был какой-то святой. И я помню, при произнесении этого имени у всех появлялась улыбка на лице. Переоценить его авторитет просто невозможно. И любовь – главное, этот человек еще вызывает какие-то особые теплые чувство, и я сейчас говорю, и улыбаюсь. Вы понимаете меня.

Сейчас мы с вами готовы слушать очередную песню. Я хотел бы, чтобы вы эту песню внимательно послушали, потому что там уже немножко другая история начинается. Давайте сейчас ее прослушаем, дальше я вам все, что нужно, скажу. «Tired of Trying», Джонни Винтер, 77 год.

Song (Звучит песня «Tired of Trying»)

АРУТЮНОВ: «Tired of Tryin'» Джонни Винтера, и я надеюсь, что вы заметили, как отличается звук этой песни от предыдущих и, наверное, от последующих тоже – вы убедитесь в этом. Уже было сказано нами в исторической справке, что Джонни Винтер записал четыре пластинки с Мадди Уотерсом. Я бы сказал так, дорогие друзья: записано было пять пластинок с Мадди Уотерсом. И объясню, почему. Под вывеской Мадди Уотерса – четыре. А пятая пластинка, пластинка, с которой мы сейчас слушали песню – она в этом же ряду, потому что она записана тем же составом музыкантов. А именно, группой Мадди Уотерса. Вот почему она по звуку абсолютно похожа, эта пластинка Джонни Винтера, на те четыре диска Мадди Уотерса, о которых была речь. Действительно, это очень интересные работы, и я думаю, что саунд чикаго-блюза шагнул вперед очень здорово. И благодаря этим пластинкам Мадди Уотерса, и, кстати, этой Джонни Винтера, появилось новое понятие чикаго-блюза, саунда чикаго-блюза. Напоминаю еще раз, этот диск 77-го года, он называется «Nothin' But the Blues», Джонни Винтер записал с группой Мадди Уотерса, и там на одной песне Мадди Уотерс поет. На пластинках Мадди Уотерса Джонни Винтер был, в первую очередь, продюсером, и во вторую очередь – гитаристом. А самое-то главное, скажем так, в нулевую очередь, то, что они стали друзьями – это мало сказано. Мадди Уотерс называл Джонни Винтера тогда – причем это не было преувеличением – приемным сыном. Наверное, вы понимаете, о чем речь. О том, что это дорогого стоит для белого блюзмена – находиться в таком теснейшим контакте с королем блюза, с отцом блюза Мадди Уотерсом. И, фактически, до самой кончины Мадди Уотерса Джонни Винтер его сопровождал и был рядом с ним в его музыке.

Еще одна нужная нам с вами тема – композиторское наполнение работ Джонни Винтера. Условно можно разделить на четыре части, разновеликие. Огромный пласт – это песни самого Джонни Винтера, он писал великолепные блюзовые песни, и блюз-роковые. Второй пласт, и очень большой, и он до сих пор составляет очень значительную часть его репертуара – это классика блюза. Нет смысла перечислять авторов, которых он исполнял. За почти 50 лет его карьеры этих авторов набралось уже сотни, наверное.

Осталось нам два небольших фрагмента его репертуара. Во-первых, в 70-е годы он увлекся песнями «Rolling Stones», и он их исполнял три, или четыре, по-моему, не помню. «Jumping Jack Flash», и я даже знаю, что «Stones» отдали ему «Silver Train», эту песню из их альбома 73-го года они отдали Джонни Винтеру, он ее записал раньше, чем сами «Stones».

Но самое главное во всей этой теме – это песни, которые писал для Джонни Винтера Рик Дерринджер. Рик Дерринджер – об этом у нас человеке будет тоже разговор, я вам обещаю, это тоже звезда гитарного блюза, блюз-рока, рока. Тем не менее, их свела судьба 70-м году. Дерринджер был вторым гитаристом группы Джонни Винтера, будучи сам виртуозом, кстати. Но мало того, Рик Дерринджер, видя огромный талант Джонни Винтера, этот мотор музыкальный, очень много песен писал специально для Джонни Винтера. За десять я поручусь, я думаю, их было больше.

Среди этих песен нужно отметить некоторые, которые стали просто серьезным локомотивом в карьере Джонни Винтера. Это уже упомянутая «Still Alive & Well». Это «Rock and Roll, Hoochie Koo» – вообще грандиозный хит блюз-рока, который играли очень многие люди – Сюзи Кватро... Давайте так, сейчас об этом не будем. Но эта песня очень здорово сыграла на Джонни Винтера, это безусловно, в 70-м году. Так же он написал «Cheap Tequila». В варианте Рика Дерринджера, самого композитора, это была обычная, застольная такая песенка непритязательная, кантри. Джонни Винтер из нее сделал эпическую балладу, которую включил на альбом «Still Alive & Well». Я сейчас говорил о песне «Cheap Tequila». Они дружат до сих пор, они до сих пор ездят в туры. Сейчас, в последние годы было несколько туров тройных – Джонни Винтер, Эдгар Винтер и Рик Дерринджер.

Сейчас хотел бы, чтобы вы получили легкую порцию чего-нибудь знакомого. Сейчас я вам хочу поставить песню, которую многие из вас знают по варианту Гэри Мура. Но эту песню написал не Гэри Мур, не даже сам Джонни Винтер. Эту песню написал классик блюза Джимми Роджерс. Одну песню мы, по нашей доброй традиции, даем с винила, и сегодня это будет как раз «Walking By Myself».

Song (Звучит песня «Walking By Myself»)

АРУТЮНОВ: «Walking By Myself» в исполнении Джонни Винтера, знаменитого американского поющего гитариста, которого на самом деле зовут Иван Зима. Шутка. Джонни Винтер.

Я хотел бы очень сейчас сделать то, что делается, на самом деле, с большим трудом. Я бы хотел сейчас говорить о том, что нужно видеть, и я поэтому рекомендую вам посмотреть на DVD концерты Джонни Винтера. Конечно, это феерическое совершенно зрелище.

Но в двух словах, тем не менее. Это очень важно – его имидж. Как он выглядел. Кроме того, о чем мы с вами сказали в начале, о том, что природа наделила его, наверное – в нашем случае, наделила – совершенно экстраординарной внешностью, он еще и умел преподносить себя. Особенно это было заметно в конце 60-х, в 70-е годы. Представляете такую картину: высокий, худющий человек с тонкими пальцами на гитаре, пальцы увенчаны, естественно, кольцами всевозможными. Человек в какой-то шикарной шляпе, или в каком-то кипаре, тоже очень стильном. Одевался он тогда, на том этапе своей карьеры, очень здорово обыгрывал свой альбиносизм, что ли. Он же абсолютный блондин, и белокожий. Все это упаковывалось в очень яркие одежды, какие-то яркие цветастые рубашки, балахоны. Он очень любил надевать на шею какой-то длиннющий шарф, или платок. Во всяком случае, я вам хочу сказать, что этот образ Стиви Рэй Вона, который всем нам хорошо знаком, очень сильно срисован с образа Джонни Винтера. Это неудивительно, потому что они земляки, и конечно, молодой, маленький Стиви Рэй Вон, безусловно, перся от Джонни Винтера, и он был его кумиром. Джонни Винтер, естественно, был кумиром Стиви Рэй Вона.

Возвращаемся к образу Джонни Винтера. В конце 70-х он кардинально поменялся. Он стал, я бы так сказал, черно-белым. То есть, красок стало значительно меньше, в основном, это темные цвета, или черные. Тем не менее, хуже от этого не стало, потому что все равно такие краски подчеркиваю его шевелюру абсолютно белую. И скажем так, это человек, который, во что бы он ни оделся, выйдя на сцену, он приковывает к себе внимание, как магнитом, безусловно. Даже сейчас, когда, к сожалению, на сцену он уже выходит с помощью специального человека и играет сидя, и выглядит, как это ни больно говорить, неважно. Тем не менее, все равно, магия Джонни Винтера жива, и будет жива столько, сколько жив он сам. Если говорить выспренним языком, конечно, безусловно, она переживет его, это блюзмен на все времена.

Возвращаясь к теме его внешнего вида, я хочу сказать вот что. Вы знаете, возможно, он, скажем так, пожертвовал какими-то цветами в своей одежде, и стал одеваться, скажем, более аскетично по той простой причине, что основной раскрас свой, своего имиджа, Джонни Винтер перенес на собственное тело. Где-то с конца 70-х годов он начал очень активно себя татуировать. Его татушки – это тоже притча во языцех, и сейчас он просто разрисован с ног до головы. Может быть, поэтому уже он об одежде-то особо не думает. И еще интересная штука насчет его татуировок. Существует в его репертуаре песня, которая называется «Illustrated Man», по-моему, 91-го года выпуска. «Иллюстрированный человек» – песня о его татуировках.

И, уж коль мы заговорили о своеобразном содержании песен, то есть еще одна прикольная песня. Ее написал его второй нынешний гитарист, Пол Нельсон. Песня про Джонни Винтера. Когда мы говорим о том, что музыкант во всех своих произведениях так или иначе выражает себя, рассказывает о себе – это метафора. Здесь же мы говорим о том, что существует в исполнении Джонни Винтера его автобиографическая песня, в которой, в общем-то, вкратце изложена история его жизни, его суть блюзмена. Она называется «I'm A Bluesman».

И, наконец, самое главное. Мы уже подходим к концу, и самое главное – собственно, все, что я сегодня говорил, это и есть самое главное, потому что самое главное – это сам Джонни Винтер. Но, тем не менее, мы все должны знать, что Джонни Винтер в 88-м году включен в Зал славы блюза, первым из белых исполнителей.

Итак, мы подходим к концу сегодняшнего рассказа. Я уже, честно говоря, в последних программах привык в этом месте говорить, что герой сегодняшний программы уже ушел от нас. Слава Богу, Джонни Винтер жив. И, скажем так, второй вопрос, в каком он сейчас состоянии находится, в каком виде, в каком он здравии пребывает. Господи, Боже мой, давайте пожелаем ему и его музыке долгих лет настолько, насколько это возможно. Я бы хотел, чтобы вы его любили так же, как и я, и так же, как его любят очень, очень многие блюзовые музыканты во всем мире и, в том числе, в России. И я буду счастлив, если после сегодняшней передачи те из вас, кто открыл для себя Джонни Винтера, захотите что-либо из его музыки приобрести. На этот случай я вам, если вы позволите, могу дать короткие рекомендации. Тем из вас, кто предпочитает чисто блюзовый этап карьеры Джонни Винтера, я могу посоветовать пару пластинок – «Nothin But the Blues», это 77 год, и «White, Hot and Blue», это 78 год. А тем из вас, кто любит Джонни Винтера блюз-рокового формата, я бы посоветовал приобрести «Still Alive and Well», 73 год, «John Dawson Winter III», 74 год, и можно приобрести пластинку 70-го года «And».

Засим разрешите откланяться. С вами был Николай Арутюнов. Я надеюсь, что мы сегодня... Ну, «восстановили историческую справедливость» по отношению к Джонни Винтеру звучит, может быть, странно, но, во всяком случае, воздали ему дань нашей любви и уважения. В конце – «Rock & Roll», Джонни Винтер.

Song (Звучит песня «Rock & Roll»)

guitar

V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин