weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Jeff Beck

Finam.fm

Jeff Beck
Jeff Beck/Fhoto: flickr.com

Прозвучавшие песни:

1. Beck's Bolero
2. Let Me Love You Baby
3. Lady
4. Freeway Jam
5. Rollin' and Tumblin
6. El Becko

Николай Артюнов рекомендует диски:

Truth - 68
Beck, Bogert and Appice - 73
Blow By Blow - 75
Crazy Legs -93

АРУТЮНОВ: Добрый вечер всем, кто слушает программу «Историческая справедливость» в понедельник. Соответственно тем, кто слушает ее в субботу утром – доброе утро, добрый день. Я Николай Арутюнов, ведущий этой программы. Скажу честно, я уже очень успел по вас соскучиться, несмотря на то, что, казалось бы, совсем недавно расстались. Но просто, наверное, потому, что для меня очень ценные эти еженедельные минуты разговора с вами, и очень надеюсь на взаимность с вашей стороны.

Итак, сегодня мы с вами будем восстанавливать историческую справедливость по отношению к британскому гитаристу, которого зовут Джефф Бек. Вот его знаменитый инструментал «Beck's Bolero».

Song (Звучит композиция «Beck's Bolero»)

АРУТЮНОВ: Итак, мы начали нашу программу, посвященную британскому гитаристу Джеффу Беку с песни, которая посвящена, в свою очередь, ему. Она называется «Beck's Bolero», и написал эту песню его друг Джимми Пэйдж. О Джимми Пэйдже и о группе «Led Zeppelin» сегодня у нас будет пара слов, потому что они одно время были рядом с Джеффом Беком, и эта связь заслуживает нашего внимания. Но пока, в начале, скажу, что сегодня мы будем слушать не только инструментальную, но и вокальную музыку, благо карьера Джеффа Бека крайне насыщена и так же разнообразна с точки зрения его инструментальных составов, которые иногда насчитывали певцов, а иногда и нет, так и с точки зрения музыки, которую он исполнял. То есть, за свою богатую карьеру Джефф Бек был и блюзовым гитаристом, и рокабилли гитаристом, и джаз-роковым, фьюжн гитаристом, и, наверное, еще каким-то, Бог его знает, каким гитаристом. Во всяком случае, Джефф Бек – это человек с очень широкими музыкальными взглядами, которые очень логично уживались в нем с абсолютно непререкаемым и непоколебимым стержнем.

Итак, Джефф Бек. Давайте начнем с исторической справки, которую нам любезно подготовил уже не в первый и даже не в десятый раз Юрий Новгородский.

НОВГОРОДСКИЙ: Джефф Бек – один из ярчайших и наиболее передовых гитаристов современности – тягу к музыке почувствовал уже в детстве. В английском городке Уоллингтон, где Джеффри Арнольд Бек родился 24 июня 1944 года, электроинструменты были, мягко говоря, в диковинку. Да и первую свою акустическую гитару Бек одолжил у соседа. Когда инструмент пришлось вернуть, Джеффри затосковал настолько, что стал пытаться сконструировать гитару сам. Сигарный ящик, доска от забора вместо грифа, куски проводки вместо струн и нарисованные лады – вот как начинался путь к роскошному именному Fender Stratocaster, на котором Бек играет сегодня.

Интересно, что уже тогда Бека привлекала именно электрогитара. Его манили неслыханные по тем временам звуки усиленного инструмента, его завораживали загадочные рычажки и ручки. Тогда же у Бека появился первый гитарный герой – Клифф Гэллоп, гитарист Джина Винсента, чью гитару можно услышать на классическом рок-н-ролльном хите «Be Bop A Lula». Затем последовало увлечение Чаком Берри и Стивом Кроппером, а еще позже Джефф открыл для себя блюз. Однако тот факт, что первой любовью Бека была именно музыка рокабилли, до сих пор ощущается в его манере, выделяя его на фоне других пионеров рок-гитары.

Окончив школу, Джефф Бек, как и многие другие британские музыканты того поколения, поступил в художественный колледж. Студенческая жизнь принесла Джеффу новые полезные знакомства, одним из которых стала встреча с молодым и многообещающим гитаристом Джимми Пэйджем. Спустя какое-то время Пэйдж решил оставить группу «Yardbirds», где играл в середине 60-х, и порекомендовал Бека на свое место. Приход Джеффа Бека совпал с пиком коммерческого успеха «Yardbirds». Такой благополучный старт устроил бы любого, но Джеффа Бека с самого начала одолевали сомнения. С одной стороны, он был непримиримым перфекционистом, с другой – натурой переменчивой и противоречивой. И то, и другое осложняло его отношения с коллегами по группе. Кроме того, в глубине души Бек, похоже, считал «Yardbirds» некоторым компромиссом, движением по инерции, что вызывало у него отторжение как тогда, так и по сей день.

После далеко не полюбовного расставания с «Yardbirds» Джефф Бек оказался на перепутье. Похоже, музыкант не до конца понимал, куда ему двигаться дальше. Так, на сингле 67-го года «Hi Ho Silver Lining», с которого Бек начал сольную карьеру, первая сторона представляет собой поп-шлягер, а вторая – сложнейшую инструментальную пьесу «Beck's Bolero», написанную под влиянием одноименного шедевра Мориса Равеля.

АРУТЮНОВ: Ну да, здесь я забыл сказать, что тогда Равель был, наверное, кумиром всех рок-музыкантов в Англии, как я говорю, самым большим рок-н-ролльщиком. На самом деле, тогда многие рок-музыканты уже начинали слушать классическую, симфо-музыку, авангардную музыку 20-го века, Равель был одним из самых любимых, и этот гипнотический ритм «Болеро» произвел на них неизгладимое впечатление, на пионеров британского рока, и очень многие из них в своих произведениях использовали этот грув «Болеро».

Так же в справке был упомянут вскользь момент расставания Джеффа Бека с «Yardbirds», об этом чуть позже, это, поверьте, стоит нашего внимания, смешной был момент. Сейчас бы я хотел сказать, перед тем, как перейти к следующей песне, что действительно, мы будем, во-первых, говорить о группе «Yardbirds», безусловно, будет отдельная программа, группа, которая знаменита тем, что дала миру трех гигантов гитары – Джеффа Бека, Джимми Пэйджа и Эрика Клэптона. Еще раз, оставляем все это на потом. А сегодня я могу сказать, что в 66-м году, в том году, который провел Джефф Бек в составе «Yardbirds», в конце этого года ему действительно стало творчески тесно. Пока упомянем лишь эту сторону конфликта – творчески тесно. То есть, он перерос обычный формат блюз-роковой команды, и как гитарист уже открывал для себя какие-то новые горизонты, и элементарно ему нужна была новая группа, новый состав для воплощения своих новых идей в жизнь.

Сейчас мы переходим к группе, которая была создана Джеффом Беком после группы «Yardbirds». Группа называлась «Jeff Beck Group». Я думаю, что эта группа требует пристального внимания, но поскольку у нее было всего два лонг-плея и несколько сорокопяток, мы, наверное, не будем посвящать ей отдельную программу. Сегодня постараемся все самое главное сказать об этой команде.

Самое главное – это то, что в этой группе играли три совершенно циклопические фигуры британского и мирового рока. Это сам Джефф Бек, певец этой группы – некто Род Стюарт, причем это был его дебют на большой сцене, хотя Стюарт тоже был достаточно опытным к тому времени музыкантом, но тем не менее в полный рост он запел в группе «Jeff Beck Group». И бас-гитаристом был человек, который впоследствии стал гитаристом групп, как «Faces» и, на минуточку, «Rolling Stones», Ронни Вуд. Ронни Вуд, кстати, тоже пришел туда не с улицы, Ронни Вуд до этого был опытном человеком, играл уже лет пять в команде «Artwoods», в команде своего старшего брата, и был опытным гитаристом, подчеркиваю. Но как-то его Джефф Бек уломал, и Ронни Вуд перешел на бас-гитару, и, в общем, играл на бас-гитаре очень достойно, в том стиле, который набирал тогда рост в британской тусовке музыкальной, в том стиле, который определял наш уже с вами теперь старый знакомый Джек Брюс. То есть, достаточно бегло, виртуозно. Вместе с тем, это все очень подходило к стилю группы «Jeff Beck Group», потому что инструментально это было трио. Хотя там был еще пианист, такой человек, как Никки Хопкинс, тоже не последний человек, а я думаю, что даже в то время первый человек пианистического цеха, который играл и у «Beatles», и у «Rolling Stones», и в «Quicksilver Messenger Service» к тому времени. В основном, конечно, звучание было – такое пауэр-блюз трио. Были разные барабанщики, на басу Ронни Вуд, и на гитаре Джефф Бек, плюс это все, естественно, украшал своим сиплым вокалом Род Стюарт. Вот такая группа «Jeff Beck Group», и о ней чуть поподробнее прямо сейчас.

Сейчас мы вам поставим их песню, песня называется «Let Me Love You Baby», написал ее Род Стюарт. В этой песне есть забавные моменты. В частности, обратите внимание: во втором куплете вокальную партию, которая идет в унисон с гитарой, исполняет уже не Род Стюарт, а Ронни Вуд. Первый альбом Джеффа Бека «Truth», песня «Let Me Love You Baby».

Song (Звучит песня «Let Me Love You Baby»)

АРУТЮНОВ: Это была «Let Me Love You Baby» с первого альбома группы «Jeff Beck Group». А вот скажите мне теперь, дорогие друзья, те из вас, кто достаточно внимательно слушал эту песню: это вам ничего не напоминает? Пожалуйста, напрягитесь, я вас очень прошу. Хорошо, давайте так: если никаких мыслей по этому поводу еще не возникло, то для самых невнимательных давайте еще одну подсказочку, прямо как в телевизионных шоу-угадайках. Еще одна помощь друга, вашего друга Николая Арутюнова, еще одна маленькая подсказочка. Еще один кусочек музыки группы «Jeff Beck Group» со второго альбома, называется «Rice Pudding».

Song (Звучит отрывок песни «Rice Pudding»)

АРУТЮНОВ: Ну а сейчас-то? Конечно, конечно, вы правы. Конечно, все это очень напоминает ранних «Led Zeppelin». Давайте сейчас с этого момента чуть поподробнее. Пикантность в этой ситуации заключается в том, что это для нас сегодня уже все историческое достаточно затерто, и вообще, учитывая особенности развития восприятия рок-музыки в нашей стране, я провокационно сказал, что «Jeff Beck Group» напоминает «Led Zeppelin». На самом-то деле, все было наоборот. Эти два произведения группы «Jeff Beck Group», которые мы сейчас с вами прослушали, были записаны за полгода и за два месяца до начала записи первого альбома «Led Zeppelin».

И в этом была серьезная проблема, что ли – проблема в отношениях между Джеффом Беком и Джимми Пэйджем. Вначале они были друзьями, как уже вы знаете, Джимми Пэйдж – это был тот человек, кто привел Джеффа Бека в «Yardbirds», и одно время они играли там вместе. Потом Джефф Бек ушел, но они были бок о бок, дружили, и помните, да, первое произведение сегодняшней программы, «Beck's Bolero»- это инструменталка, которая написана была Джимми Пэйджем, посвященная его другу Джеффу Беку. Но дружба потом сломалась. Сломалась потому, что Джимми Пэйдж организовал «Led Zeppelin», и на начальной стадии «Led Zeppelin» осознанно, или не осознанно, сейчас никто этого не знает, да и никто в этом не признается, если это осознанно – тем не менее, «Led Zeppelin» ориентировались, очень серьезно ориентировались на группу «Jeff Beck Group», и просто элементарно были на них похожи. Особенно если вспомнить первый альбом «Led Zeppelin», и фрагменты второго альбома.

Джефф Бек обижался на них и в общем, и в частности, потому что, скажем, версия «Led Zeppelin» песни «You Shook Me», песни Вилли Диксона, просто была позаимствована с версии этой же песни группы «Jeff Beck Group». В общем, не очень хорошо. С другой стороны, в историческом контексте, в контексте времен – не времени, а времен – ничего, наверное, страшного в этом нет. Одни музыканты влияют на других, и хорошо, когда те, на кого другие музыканты влияют, используют это влияние в качестве трамплина для развития собственных идей, потому что потом «Led Zeppelin», конечно, стали самостоятельной творческой единицей, да еще и какой. Так что в глобальном смысле ничего страшного не произошло, но Джефф Бек обидку затаил, и они с Джимми Пэйджем поссорились, и, в общем, они общаются, но дружеских отношений уже нет, именно с тех пор.

Однако вернемся к самим «Jeff Beck Group». Выпустив первый альбом, они отправились в большое турне по Америке, как, в общем-то, многие музыканты английские того времени делали. Первые их шоу были в Нью-Йорке, в зале «Fillmore East». И прошли очень удачно, очень горячо. Дошло до того, что «Нью-Йорк Таймс» написала, что «Jeff Beck» – группа, которая задвинула самих «Grateful Dead». Для американцев это была высшая похвала.

Но, перемещаясь из Нью-Йорка в другие веси США, ребята чуть-чуть, наверное, подрастеряли кураж, и настрой, и доехав до «Fillmore West», что в Сан-Франциско, они предстали перед публикой уже немножко по-другому. Вот как писала одна из газет Сан-Франциско об их концерте в «Fillmore East»: «Это было разочарование». Журналиста, который писал эту статью, разочаровал даже некий Хопкинс, человек, которого в Америке в то время очень уважали. Он писал о том, что аранжировки группы сырые – это отчасти было правдой. Я еще раз повторяю, англичане, образовав какую-то новую команду, спешили зарекомендовать себя в Америке, и, наверное, просто не все было как следует отрепетировано. И если шероховатости сходили с рук в первых концертах, там все это покрывалось хорошим настроем, дебютным настроем, то потом, когда все это немножечко стало рутиной, то все проблемы немножечко проступили. Этот журналист заметил не очень хорошие отношения музыкантов между собой. Как он пишет, Джефф Бек постоянно на сцене подходил то к одному, то к другому музыканту, давал какие-то указания. Таким образом, люди тратили энергию не на рок-н-ролл, а на какие-то свои отношения, в общем, были немножко потухшими.

Поскольку мы не были на их концертах, можем с этим соглашаться, можем этому верить. Я бы, например, не стал бы верить тому, что этот журналист написал дальше. Он написал о Джеффе Беке как о человеке, который похож своим стилем на Джимми Хендрикса. Это существенная ошибка, и это очень поверхностный подход. Но простим, рок-журналисты иногда бывают не очень компетентными людьми. Мы с вами это знаем. Больше похоже на правду то, что он писал о личности Джеффа Бека. Он писал, что Джефф Бек достаточно надменный человек, который надменно общается с публикой, и назвал его эго-маньяком. К сожалению, такие мнения о Джеффе Беке можно встретить достаточно часто.

Если мы коснулись темы рок-журналистики, то где-то в Америке с этой группой произошел презабавнейший эпизод, который вошел в анналы истории. Один журналист на пресс-конференции до концерта, приехала группа «Jeff Beck Group», уже тогда достаточно известная, один журналист решил блеснуть эрудицией, подошел к Джеффу Беку, ему, наверное, показали, что это Джефф Бек. Он выразился в том духе, что «старик, у вас великолепная группа, я слышал вашу пластинку, но я тебя должен сказать, что и гитарист у тебя классный». Вы поняли, да, в чем юмор ситуации? Обычно группа называется по имени вокалиста. И он думал, что Джефф Бек – вокалист, и таким образом выдал свою некомпетентность.

Хорошо. Сейчас нужно, чтобы прозвучала вторая историческая справка, она позволит нашему рассказу течь более плавно.

НОВГОРОДСКИЙ: В 67-м году вместе с вокалистом Родом Стюартом, клавишником Никки Хопкинсом и Роном Вудом, игравшем тогда на басу, Джефф Бек собирает группу «The Jeff Beck Group». Ориентированный на соул вокал молодого Рода Стюарта великолепно сочетался с психоделическими соло Бека. В звучании этой команды были и гипнотическая мощь, и тончайшие нюансы.

В основу дебютного альбома группы «Truth» была заложена новая, уникальная формула, в которую входили такие мощные реактивы, как психоделический рок, блюз и фолк. В течение следующих пяти лет по этому рецепту было записано немалое количество пластинок, в том числе и очень именитых групп. Что касается Джеффа Бека, то за ним эта пластинка закрепила репутацию передового, продвинутого музыканта, и впоследствии гитарист не раз оправдывал этот статус.

Выпустив еще один альбом, «The Jeff Beck Group» распались по личным и профессиональным причинам. Со Стюартом Бек планировал работать и дальше, причем в качестве ритм-секции предполагалось привлечь Тима Богерта и Кэрмайна Эпписа из «Vanilla Fudge». Однако в планы Бека вмешалась страшная автомобильная авария, выбившая музыканта из колеи почти на год. За это время неразлучные друзья Род Стюарт и Рон Вуд собрали группу «Faces», а Богарт и Эпис основали «Cactus».

Оправившись после аварии, Джефф Бек решил под старым названием собрать новую группу, и к 71-му году у второго состава «The Jeff Beck Group», куда вошел легендарный барабанщик Кози Пауэлл, был готов альбом. Пластинка была честно названа «Rough And Ready» – «На скорую руку» – и по сравнению с предыдущими работами была более расслабленной и импровизационной. Здесь же проявилась и такая характерная для Бека черта, как эклектизм. Гитарист, казалось, хотел объединить в одном альбоме все известные ему направления и стили.

В 72-м году «The Jeff Beck Group» выпускает четвертый и одноименный альбом. Эта пластинка проникнута влиянием соул-музыки, и даже продюсером здесь выступил легендарный Стив Кроппер. Однако Джефф Бек не был удовлетворен своими экспериментами. По его замыслу, они должны были привести к рождению нового стиля, тогда как в действительности оборачивались несвязной эклектикой.

В поисках новых горизонтов Бек распускает группу и тут же узнает, что за океаном распались «Cactus». Итак, сбывается его давняя мечта поиграть с Тимом Богертом и Кэрмайном Эпписом, сильнейшей ритм-секцией того времени. Группа «Beck, Bogert & Appice», как почти все, к чему прикасался Джефф Бек, была чуть больше, чем пауэр-трио. Ритмически их музыка тяготела к фанка, а мелодически не только к блюзу, но и к джазу. Все это дополнялось виртуозным солированием и экспериментальным подходом к музыкальной форме, и в результате Джефф Бек снова стоял у истоков, на этот раз такого актуальнейшего по тем временам направления, как фьюжн.

В марте 73-го года «Beck, Bogert & Appice» выпускают одноименную пластинку. Кавер на песню Стива Вандера «Superstition» становится хитом. Однако уже через год с небольшим трио распадается, и Джефф Бек решает возобновить сольную карьеру.

АРУТЮНОВ: Вот здесь пересекаются пути-дорожки того, что я говорю, и наших исторических справок. Сейчас мы подошли к группе «Beck, Bogert & Appice», и прежде чем послушать их песню, я хочу обратить ваше внимание: там есть все, что характерно для игры на гитаре Джеффа Бека. Послушайте, пожалуйста, внимательно, как гитарист Джефф Бек отвечает вокальной линии. Практически на каждую вокальную фразу есть свой, не похожий на другой ответ на гитаре. Разными звуками, разными мыслями все это делается, разными подходами, приемами. Короче говоря, Джефф Бек – это тот гитарист, которому было очень много чего сказать как гитаристу.

Мы сейчас с вами будем слушать песню «Lady» с одноименного альбома группы «Beck, Bogert & Appice». 73-й год.

Song (Звучит песня «Lady»)

АРУТЮНОВ: Я сейчас слушал эту песню, песню «Lady» группы «Beck, Bogert & Appice» 73-го года с их первого и одноименного альбома, и подумал вот о чем. Своей этой оголтелостью эта команда напоминает мне наших уже с вами хороших друзей, группу, то же названную по фамилиям музыкантов, «West, Bruce & Laing». Недавно, помните, мы о них говорили. Но в одном «Beck, Bogert & Appice» уступает той команде, «West, Bruce & Laing». У них не было такого крутого певца. Эта группа была, как уже сказано в исторической справке, запланирована еще в 69-м, в 70-м году. Певцом в эту группу планировался Род Стюарт. И знаете, я что подумал – если бы Род Стюарт у них пел, то это было бы уже чересчур. То есть, и так в этой группе всего запредельно крутого полно, и еще если бы такого певца выдающегося, то не знаю, наверное, было бы уже неинтересно другим группам, с этой командой было бы трудно конкурировать.

Ну ладно, давайте не будем сослагательного наклонения употреблять, будем говорить о том, что было. А было вот что: это супергруппа... Супергруппа – естественно, мы с вами теперь это знаем, группа, которая создана из рейтинговых музыкантов. Так же, как «West, Bruce & Laing» считается одним из удачных примеров супергруппы, и так же, как и все супергруппы, она существовала недолго, наверное, года полтора. Записала этот альбом и записала концерт в Японии, который вышел очень ограниченно, только в Японии, двойной альбом, и считается до сих пор среди собирателей винила большой редкостью. Эта супергруппа играла, наверное, то, что и положено было таких командам играть в то время – это пауэр-блюз-трио, они играли тяжелый, очень тяжелый блюз.

Конечно, не дружат между собой инструментал и вокал. Инструментал такой яростный, как я уже сказал, но совершенно оголтелый, там совершенно выдающиеся музыканты в этой команде играли, каждый из них проявлял себя на своем месте просто на пределе возможностей. А вокал такой сладенький, это поют барабанщик и бас-гитарист, Кэрмайн Эппис и Тим Богерт. Они научились такому соул-образному вокалу еще в своей предыдущей группе «Vanilla Fudge». Я не говорю о «Cactus», «Cactus» была команда у них еще до той группы, которую мы сейчас с вами обсуждаем. О «Cactus», естественно, мы будем подробно говорить, без этой команды никуда.

И подозреваю, что причиной распада этой группы, в том числе, наверное, послужил и тяжелый характер Джеффа Бека, что говорить. Это общеизвестный факт, и этот человек, который был способен на очень резкие поступки. Если что-то не по его, то он не стеснялся в выборе средств, чтобы это показать.

Началось это еще в «Yardbirds», совершенно уникальный был случай, когда «Yardbirds» в 66-м году гастролировали в Америке. Джеффа Бека вообще эта команда начинала напрягать тогда уже. И вот представьте себе ситуацию, при которой команда выступает в клубе, народу полно, клуб набит людьми, и с самого начала концерта что-то там у Джеффа Бека не заладилось в его отношениях с окружающим миром, что-то его там не устраивало, и он просто это продемонстрировал таким, я считаю, достаточно интеллигентным способом. Он взял свою усилитель и выкинул его в окно, при всем честном народе.

И в завершение этой темы я могу вспомнить мнение о Джеффе Беке человека, далекого от музыки по своей профессии, мнение знаменитого итальянского кинорежиссера Микеланджело Антониони, который снимал свой знаменитый фильм «Blow-up», и в этом фильме он снимал фрагмент выступления «Yardbirds», как слепок эпохи того времени. И он вспоминает, что это была тяжелейшая работа, и, как и многие другие, он говорил о том, что Джефф Бек – это совершенно невозможный тип, и он уже ждал окончания съемки этого эпизода, и перекрестился, когда все это закончилось.

Возвращаемся к музыке. В справке был легкий намек на то, что Джефф Бек еще в составе группы «Beck, Bogert & Appice» стал нащупывать потихонечку музыку в стиле фьюжн, джаз-рок. Вот сейчас мы как раз переходим к этому моменту уже в полный рост. В 75-м году Джефф Бек выпустил свой первый джаз-роковый, или фьюжновый, как вам больше нравится, альбом, который назывался «Blow by Blow». Итак, 75-й год, пьеса оттуда – «Freeway Jam».

Song (Звучит песня «Freeway Jam»)

АРУТЮНОВ: Это была «Freeway Jam», 75-й год, пластинка «Blow by Blow». Джефф Бек. А теперь я бы, с вашего позволения, от такой серьезной вещи, как джаз-рок, перешел бы к такой несерьезной материи, как имидж, внешний вид Джеффа Бека, да и его друзей.

Мы, когда говорили о группе «Jeff Beck Group», я забыл сказать одну очень смешную вещь. Дорогие друзья, те из вас, кто видел фотографии – может быть, кто-то из вас видел редкие видео группы «Jeff Beck Group» – согласятся со мной, очень смешная команда. Там были три музыканта – Джефф Бек, Ронни Вуд и Род Стюарт – которые были очень похожи друг на друга. Род Стюарт, правда, был блондином, эти были брюнеты, но если бы в тот момент Рода Стюарта перекрасили бы, то наверняка бы публика говорила, что на сцене стоят три брата. Такое ощущение, что они были сделаны на одном конвейере в один момент. Представьте себе троих молодых людей, все тощие, но дело не в этом, головы у них очень похожи. Эта прическа, достаточно длинные волосы, но не до плеч, такой средней длины волосы прямые. Наверху головы этот ежик характерный, который до сих пор, кстати, взъерошенность такая легкая, до сих пор эту прическу носят они все, кстати. И при всем этом из-под этой копны волос на лбу торчит длинный нос. Клянусь вам, просто три брата. Как жалко, что они уже не играют вместе. Но вместе с тем, эти люди дружат между собой – и Ронни Вуд с Джеффом Беком, и Род Стюарт. Очень смешная была команда.

Хорошо, давайте от имиджа перейдем уже к более серьезным вещам. Хотя должен сказать, что сегодня, уже в таком солидном возрасте, Джефф Бек выглядит великолепно. Он очень подтянут, жилист, мускулист и, еще раз повторяю, выглядит реально лет на 15 моложе своего возраста. Молодец. Я уж не говорю о том, что он играет сегодня даже, может быть, чуть лучше, чем раньше.

По поводу его игры. Я думаю, что многие его фишки гитарные и все, что отличает его от других гитаристов, берет свое начало в начале 60-х годов. Тогда в английской бюзовой тусовке было принято играть громко, на максимальной громкости. Гитара звучала очень громко у всех, и зачастую игра на гитаре переходила просто в борьбу с самой гитарой, потому что гитаристы должны были, играя какую-то фразу, еще и учитывать то, что гитара постоянно заводилась, шумела, гудела и тому подобное. И вы знаете, наверное, отголоски этого диалога, что ли, с гитарой слышны в последующем исполнении Джеффа Бека, да и в современном.

У него, кстати, очень нестандартно правая рука стоит, практически параллельно грифу. Он наклоняется, свою эту взъерошенную голову наклоняет над гитарой, зависает над ней, изредка так, исподлобья, где-то снизу посматривает на стоящего рядом с ним музыканта, и потом дальше смотрит на гитару. Вообще он, когда играет, постоянно смотрит на гитару, он в ней. Он с ней, как я говорю, в диалоге, может быть, в споре. Он как бы с ней говорит: «Ах, ты так? Сейчас я вот так!» Отсюда такие длинные паузы – он как бы берет легкий таймаут в секунду, в полторы, чтобы задуматься над тем, что бы выдать в следующий раз.

Его использование правой руки совершенно уникально. Действует принцип «ничего не должно отдыхать, все в работу». Объясняю. Большим пальцем он задевает, как правило, нижние струны, чуть-чуть напоминая при этом игру слэпом на бас-гитаре, указательным и средним пальцем он щиплет струны гитары, дальше. Безымянный палец держит рычаг гитары, что позволяет постоянно его использовать, как только ему это нужно, а нужно ему это очень часто. Мизинец тоже при деле, мизинцем Джефф Бек управляет ручкой громкости. Я думаю, что это невозможно уложить в голове, это держит в голове один Джефф Бек, и даже думаю, что он этого не держит, просто это все интуитивно, в ту же самую тысячную долю секунды он производит манипуляции всеми пальцами правой руки. И отсюда эта совершенная, не побоюсь этого слова, уникальность его звукоизвлечения, уникальность его музыкального мышления, уникальность Джеффа Бека как явления культуры. Поверьте мне, это не преувеличение.

И вы знаете, еще такая интересная вещь. Джефф Бек по инерции приписывается к этой огромной толпе выдающихся британских блюзовых музыкантов, то есть, во всех блюзовых энциклопедиях, да и вообще во всей рок-литературе он причисляется к блюзовому движению английскому. Это правильно. С другой стороны, кроме него и, пожалуй, Джимми Хендрикса все остальные британские блюзовые музыканты так или иначе похожи друг на друга. Я немножко огрубляю, но тем не менее. Джефф Бек как бы в стороне от этого. Для этого есть свои причины, музыкальные причины. Помните, в первой справке вскользь было упомянуто его увлечение музыкой рокабилли? Это, вы знаете, засело у него в крови, на самом деле. Он был большим поклонником рокабилли гитариста Клиффа Гэллопа, гитариста, который сопровождал звезду рокабилли Джина Винсента. И эта рокабилльность чувствуется, вы знаете, чувствуется в его игре, и это не единственный, но один из тех факторов, которые действительно делают Джеффа Бека очень непохожим на других британских блюзовых гитаристов.

Двигаемся дальше. Последняя историческая справка на сегодня.

НОВГОРОДСКИЙ: В 1975-м году выходит первый сольный альбом Джеффа Бека – «Blow by Blow», обозначивший новый виток карьеры музыканта. Теперь его интересует джаз-рок, и верх берет инструментальное начало. В этом ключе гитарист и продолжает работать до конца 70-х и почти все 80-е. Растет количественно и качественно и список его музыкальных партнеров: с Беком играют такие мастера, как Ян Хаммер, Саймон Филлипс и Терри Бозио.

В конце 70-х окончательно формируется и гитарный стиль Джеффа Бека. Бек практически полностью отказывается от медиатора в пользу пальцевой игры, и на всю катушку использует технические возможности своего любимого Stratocaster-а. Такие, казалось бы, привычные элементы электрогитары, как ручка громкости или рычаг вибрато, в руках Бека словно обретают вторую жизнь. В сочетании с подобной гитарной акробатикой его рваные, дразнящие фразы приобретают игровой, почти вокальный характер. Бек – великий мастер паузы, а его феноменальное звукоизвлечение заставляет усомниться, что в руках этого музыканта – обычная электрогитара.

В 1993 году Джефф Бек удивил всех еще раз, записав пластинку «Crazy Legs». Фанаты были в шоке, обнаружив на альбоме 18 песен в стиле рокабилли. Таким необычным образом Бек отдал дань своему любимому гитаристу Клиффу Гэллопу, который умер незадолго до этого. Через какое-то время поклонники Бека все же оценили его смелость, и сегодня эта замечательная пластинка без всякого сомнения относится к хрестоматийным записям гитариста.

Однако в конце 90-х музыкант делает еще один смелый шаг. Бек, которому тогда было под 60, в очередной раз рискнул репутацией и обратился к электронной музыке. Это решение было одним из самых удачных в его карьере. Вышедшие в конце 90-х, начале 2000-х пластинки «Who Else!» и «You Had It Coming» не только вернули имя Джеффа Бека в активный словарь современной музыке, но и обеспечили его творчеству новых почитателей. Эти альбомы сделаны на стыке живой и электронной музыки, блюз тут уживается с брейк-битом, а гитара Бека звучит порой футуристичнее самых продвинутых синтезаторов.

Сегодня на концерте Джеффа Бека можно подряд услышать композицию эпохи «Yardbirds», безумный джем из джаз-роковых 70-х и трип-хоповую балладу. Великолепный бэнд, где на барабанах играет легендарный Винни Колаюта, а на басу очаровательная, гениальная юная австралийка Тэл Викенфилд, позволяет ему обращаться к любому этапу своей карьеры. При всем при этом Джефф Бек определенно не собирается подводить итоги. Уже несколько лет ходят слухи о том, что новый альбом гитариста будет записан с симфоническим оркестром.

Джеффа Бека в разной степени ценят как фанаты, так и профессионалы. Он чаще других упоминается в списках любимых гитаристов своих шестиструнных коллег, от современников до молодых музыкантов, от суперзвезд до любителей. В любви этому неподражаемому британцу признавались не только такие заслуженные мастера, как Эрик Клэптон, Ричи Блэкмор или Джо Пэрри, но и многие современные виртуозы, в частности, Ричи Котцен и Грег Хоу.

На протяжении всей своей карьеры Джеффу Беку удавалось быть своего рода темной лошадкой. Его путь всегда пролегал в обход проторенных дорог, рок-н-ролльных излишеств, штампов и капризов моды. Иногда кажется, что ему недоставало почестей, но возможно именно поэтому на протяжении сорока лет Джеффу Беку удается идти впереди остальных и оставаться великим гитарным волшебником.

АРУТЮНОВ: И сейчас как раз мы послушаем, как Джефф Бек звучит в наши дни. Сейчас будет запись 2001 года с пластинки «You Had It Coming», очень забавная запись. Это абсолютно современная, новаторская и где-то даже парадоксальная версия знаменитого блюза Мадди Уотерса «Rollin' And Tumblin'» в исполнении современного Джеффа Бека и с использованием всех современных приемов.

Song (Звучит песня «Rollin' And Tumblin'»)

АРУТЮНОВ: Это была версия Джеффа Бека «Rollin' And Tumblin'». Пел не Джефф Бек.

К сожалению, мы должны сворачиваться, и очень жаль, что мы не можем рассказать еще о работах Джеффа Бека с другими музыкантами. У него был ряд очень ярких работ с такими людьми, как Донован, еще в 60-е годы, на диске «Barabajagal», он играл с Бадди Гаем на знаменитой пластинке «Damn Right, I've Got The Blues», он разукрасил первый сольный альбом Мика Джаггера «She's The Boss». Так же он играл в группе «Honeydrippers» с Робертом Плантом и Джимми Пэйджем. И со многими-многими другими людьми.

Интересы Джеффа Бека простираются за пределы музыки. Сравнительно недавно он попробовал себя как киноактер, сыграл в каком-то фильме серийного убийцу. Надеюсь, что у него это получилось удачно. Кроме того, Джефф Бек знаменит как коллекционер винтажных спортивных автомобилей. Эта его страсть привела, как вы помните, в 70-м году к серьезной автокатастрофе. И, наконец, ему делает честь то, что он поддерживает знаменитную правозащитную организацию «Human Rights Watch».

Вот такой человек Джефф Бек. Прежде чем закончить, я по своему обыкновению позволю себе кое-что вам посоветовать. Если вам нравится блюз-рок от Джеффа Бека, то вы можете приобрести первую пластинку группы «Jeff Beck Group», которая называлась «Truth», 68-го года. И естественно, вам нужно иметь пластинку группы «Beck, Bogert & Appice», она так и называлась, 73-го года. Если вы, что естественно, цените Джеффа Бека как джаз-рок, фьюжн гитариста, то вам, наверное, имеет смысл иметь в своей коллекции пластинку «Blow by Blow» 75-го года. И, наконец, любителям рокабилли могу посоветовать диск 93-го года, который назывался «Crazy Legs».

Вот и все. Сейчас будет последнее произведение на сегодня, инструментальная пьеса, которая называется «El Becko». Пару слов об этом. В названии этой пьесы, которую, кстати, для Джеффа Бека написал его друг, коллега и партнер, барабанщик Саймон Филлипс, обыгрывается, конечно, имя знаменитого испанского художника эпохи Возрождения Эль Греко. Эль Греко – вы, наверное, сами без меня это знаете – это не настоящее имя этого художника, это псевдоним, потому что он элементарно был греком по происхождению. И вот его прозвали Эль Греко. Так же, наверное, название пьесы, которую мы сейчас с вами услышим, обыгрывает национальность и происхождение Джеффа Бека. Пьеса называется «El Becko», то есть, человек по национальности Джефф Бек.

Вот эта пьеса «El Becko». Я с вами прощаюсь, желаю вам всего хорошего. Я надеюсь, что мы с вами восстановили сегодня историческую справедливость по отношению к Джеффу Беку. С вами был Николай Арутюнов. До следующей субботы!

Song (Звучит композиция «El Becko»)


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин