weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Howling Wolf

Finam.fm

Прозвучавшие песни:

1. Built For Comfort
2. How Many More Years
3. Howling For My Darling
4. Romance Without Finance
5. Smokestack Lightning - кавер-версия группа Manfred Mann
6. Little Red Rooster
7. Sitting On Top Of The World

Николай Артюнов рекомендует диски:

Moaning At Midnight - 59
London Sessions - 71

АРУТЮНОВ: Горячий привет всем, кто слушает эту программу. Сегодня ближайший час мы проведем в атмосфере брутального блюза, потому что мы будем говорить о Howlin Wolf'е. Вот «Built For Comfort» – первая песня на сегодня.

song (Звучит песня «Built For Comfort»)

АРУТЮНОВ: Наверное, у некоторых возникает вопрос – почему Howlin Wolf? Я в этом вопросе слышу два смысла. Почему Howlin Wolf, почему так звали этого артиста? Howlin Wolf – это псевдоним, Воющий Волк. Все очень просто – один из самых характерных вокальных приемов этого музыканта очень сильно напоминал, действительно, вой волка в темную ночь. Второй смысл этого вопроса – почему Howlin Wolf, почему мы говорим сегодня о Howlin Wolf'е? Да просто потому что. Если серьезно – потому, что мы воздаем историческую справедливость многим музыкантам, многим направлениям. Мы уже с вами говорили о соул-музыке, фанк, прогрессив-рок, джаз-рок и так далее. Пришла, естественно, пора блюза. И мы будем много говорить о блюзовых артистах. И я посчитал, что будет очень здорово нам блюзовую тему начать именно с Howlin Wolf'а. И не только потому, что он – один из королей блюза, наряду с Альберт Кингом, Мадди Уотерсом, Би Би Кингом и другими. А еще и потому, что, вы знаете, мне всегда казалось, что Howlin Wolf из всех выдающихся блюзменов чуть-чуть чем-то ближе русскому слушателю. Чем-то он роднее. Я даже могу попытаться объяснить, чем, но это чисто мои соображения, мои ассоциации.

Дорогие слушатели, многие из вас, наверное, вспоминают свою молодость, которая у многих из вас пришлась на 70-е, 80-е годы, 60-е годы. Многие из вас, будучи любителями рок-музыки – естественно, я надеюсь, в разумных пределах – но употребляли спиртные напитки, захаживали в винные магазины. И вот однажды со мной лично произошел один эпизод, который впервые тогда меня натолкнул на эту мысль о том, что Howlin Wolf чуть ближе всех остальных блюзменов нам. Как-то я стоял в винном магазине, и обычная история: толпа народу, 70-е годы, давка, все хотят побыстрее. И вот рядом со мной какая-то компания немножко посиневших товарищей стояла, и уже в нетерпении они хотели как-то процесс ускорить. И вдруг один из них завопил таким характерным голосом: «Зина, ну там проворачивайся уже скорее, уже душа горит!» И я в тот момент подумал: «Елки-палки, Howlin Wolf здесь». То есть, настолько этот голос, характерный для наших пьяниц, напоминал мне голос Howlin Wolf'а, что я тогда, наверное, для себя как-то уяснил, что Howlin Wolf... Кстати, один из тех людей, кто не пел сладким голосом. Все блюзмены достаточно сиплыми, как говорят в народе, пропитыми голосами поют. Но уж у него-то это просто было в запредельной степени. И тогда-то мне пришла в голову такая мысль, что Howlin Wolf чуть-чуть ближе нам, чем все остальные. Всех остальных мы тоже любим, тем не менее, сегодня говорим о Howlin Wolf'е.

Сейчас вы прослушали краткую историческую справку по гастрономическому разряду. А теперь я вам предлагаю историческую музыкальную справку.

ЖАРИНОВ: Его настоящее имя – Честер Артур Бернетт. Он родился в Вест-Пойнте, штат Миссисипи, и был назван в честь 21-го президента США. Его отец был фермером, и вместе со своими родителями маленький Честер занимался сельским трудом до своего 18-го дня рождения, пока случайная встреча с Чарли Пэттоном не изменила его жизнь навсегда. Хотя он никогда не вникал в тонкости сложной гитарной техники Пэттона, два основных компонента Вульфовского стиля – Пэттоновский рычащий вокал и тяга к куражу – были заимствованы непосредственно у мастера блюза дельты. Основным источником мощного и ритмичного стиля Вульфовской гармошки стал Алекс Райсмиллер, или Сони Бой Вильямсон, который женился на его единокровной сестре Мэри, и преподал ему основы игры на губной гармошке.

Забросив окончательно сельское хозяйство, музыкальную карьеру Честер Артур Бернетт начал в конце 30-х годов во всевозможных барах и забегаловках. Так продолжалось до 41-го года, до момента призыва в армию. Воевать ему, к счастью, не пришлось, и после демобилизации спустя четыре года, в 1945-м году Бернетт вернулся к фермерству. Однако уже в 48-м году он собрал свой собственный блюз-бэнд, и вновь принялся выступать по близлежащим окрестностям.

Успех к музыканту пришел в 38 лет, когда он уже работал ведущим программы на радио KWEM в Мемфисе. Именно тогда он начал использовать псевдоним Howlin Wolf. Передача оказалась настолько популярной, что Бернеттом заинтересовались представители фирм грамзаписи. Вскоре Вульфа нашел Сэм Филлипс, который привел его на студию, где совместно с Айком Тэрнером был записан дебютный сингл – «Moanin At Midnight»/«How Many More Years». После долгих разборок между лейблами, связанных с успехом пластинки, Howlin Wolf начал работать в Чикаго, на знаменитой «Chess Records».

АРУТЮНОВ: Двигаемся дальше. И я хотел бы сейчас историческую справку разбавить чуть-чуть лирикой. Поговорить вот о чем. Собственно говоря, путь в музыку Howlin Wolf'а очень стандартный для большинства блюзменов его поколения. Он, будучи ребенком, пел в баптистском хоре, это были, наверное, первые уроки вокала. Я, правда, думаю, что в то время у него голос звучал по-другому, иначе бы его в хор не взяли. Тем не менее. Затем он стал осваивать гитару, губную гармошку, как все это мы только что услышали. Все это мы говорим о юге Соединенных Штатов. Тяжелая работа, много братьев и сестер, развод родителей – все это как раз достаточно типичная история. То есть, у Howlin Wolf'а было тяжелое детство – немножко замусоленная фраза, но, тем не менее, это так. Тяжелое, и даже очень тяжелое детство. После развода родителей его отдали на воспитание дяде. Дядя был ужасным человеком. По воспоминаниям одного из друзей детства Howlin Wolf'а, дядя был тем человеком, чье место как раз между землей и адом. Можете себе представить вообще, что пришлось маленькому мальчику пережить, будучи на воспитании у такого человека.

Тем не менее, интерес к музыке был очень силен, и, действительно, все свое свободное время Howlin Wolf посвящал – тогда еще он был Честером Бернеттом – урокам на гитаре, на гармошке, учился у местных блюзменов. И естественно, как у всех детей его поколения, кумиром Howlin Wolf'а был Blind Lemon Jefferson. Вначале он видел его только на фотографии. Собственно говоря, эта фотография, по-моему, сохранилась в единственном варианте, до нас дошла. Но, тем не менее, Howlin Wolf старательно слушал его записи и подражал его имиджу, глядя на эту самую фотографию.

Дальше он начинает знакомиться с блюзменами. И даже здесь нужно отметить обязательно такой факт, что уже до войны он, как мы сейчас говорим, в свободное от работы время выступал в городках и в поселках, расположенных в дельте реки Миссисипи – а собственно, это и было средоточие блюза в то время. Выступал вместе с – обращаю ваше внимание – Робертом Джонсоном и с Вилли Брауном. Роберт Джонсон – это король довоенного блюза, а Вилли Браун – это тоже звезда блюза, если можно так сказать, довоенных лет, и человек, которого Роберт Джонсон прославил в своей песне «Cross Road». «Tell my friend-boy Willie Brown» – помните, там такая строчка.

Идем дальше. Сейчас мы подбираемся к тому моменту, когда в Мемфисе, после успехов на радиостанции, Howlin Wolf сделал запись, которую патронировал Сэм Филлипс. Вначале скажу о том, что действительно на записи на пианино играл Айк Тернер – это будущий муж Тины Тернер и будущая звезда блюза и соул-музыки. Но самое интересное не это. Сэм Филлипс – вот кто нас интересует. Сэм Филлипс – это ключевая фигура в развитии блюза, рок-н-ролла и, может быть, еще чего-либо. Сэм Филлипс – это человек, который курировал все молодые таланты, которые появлялись в Мемфисе и в округе. Сэм Филлипс – это тот человек, который открыл миру Элвиса Пресли, Джерри Ли Льюиса и Карла Перкинса. Громко звучит, да? Так вот, представьте себе, этот самый Сэм Филлипс говорил, что самым большим его открытием был Howlin Wolf. Я думаю, такие слова стоят дорогого.

Сэм Филлипс так же поспособствовал переходу Howlin Wolf'а на крупную чикагскую фирму «Chess Records», которая в 50-е годы была уже доминирующей на блюзовом рынке. И в 53-м году Howlin Wolf переезжает в Чикаго, и здесь-то начинается его карьера в полный рост. Я предлагаю сейчас послушать песню «How Many More Years», а дальше мы вернемся к нашей теме.

song (Звучит песня «How Many More Years»)

АРУТЮНОВ: Вот так, именно так, дорогие мои слушатели, звучала самая экстремальная музыка в 50-е годы. Самой экстремальной музыкой тогда был, как вы уже это поняли, Чикаго-блюз. Мы с вами прослушали запись Howlin Wolf'а, которую он делал уже на фирме «Chess» и в студии «Chess». И обращаю ваше внимание, это самый настоящий Чикаго-блюз-саунд. Я сейчас не буду демонстрировать свою какую-то всепроникающую эрудицию, хотя мог бы запросто, скажем, перед записью этой программы уточнить. Я просто скажу вам так, что практически наверняка на этой песне на пианино играл Отис Спэнн, тоже титан Чикаго-блюза. На барабанах, возможно, Фред Билоу. Практически на 95% не на бас гитаре, а на контрабасе на этой записи, если вообще контрабас там слышно, играл Вилли Диксон.

Вот это нам очень важно знать. Вилли Диксон – это был такой, скажем, home-composer. То есть, записной композитор фирмы «Chess», который писал блюзовые песни для клиентов фирмы «Chess». И самые знаменитые из исполнителей его песен – это, конечно же, Мадди Уотерс и Howlin Wolf. Собственно говоря, и Вилли Диксон сам был великолепным исполнителем своих же песен. Но в случае с Howlin Wolf он в лице Howlin Wolf'а обрел то, что ему было нужно. Они были немного разные – Мадди Уотерс и Howlin Wolf. Мадди Уотерс старался более-менее точно выполнять заветы Вилли Диксона, когда брал его песни. А сам Вилли Диксон вспоминал, что когда он представлял песни Howlin Wolf'у, то он знал, что Howlin Wolf их все равно по-своему, по крайней мере, прочтет в смысле ощущений, в смысле идеи. А возможно и кое-где переделает текст, и уж, конечно же, мелодию. Но все равно, они очень любили друг друга, были очень дружны. И кончилось тем, что до сих пор даже, конечно, нужно поднапрячься, когда говорим о какой-то песне Howlin Wolf'а, нужно напрячь память и вспомнить, песня ли это Howlin Wolf'а самого, или это песня Вилли Диксона, которая написана точно для Howlin Wolf'а. Таких песен, действительно, было очень много, и среди так называемых хитов Howlin Wolf'а там больше половины в оригинале написаны Вилли Диксоном.

А теперь самое время, наверное, мне вам рассказать – тем из вас, кто, возможно, не видел Howlin Wolf'а на DVD, на видео. Немного рассказать, что из себя этот человек представлял внешне. Внешность его абсолютно соответствовала его псевдониму – Howlin Wolf, Воющий Волк. У него была поистине устрашающая внешность. Представьте себе огромного человека, грузного, рост под 190, вес под 130 килограмм. Человека с грубым лицом, с тяжелой челюстью. Многие, кстати, по воспоминаниям современников, многие его при знакомстве боялись просто. То есть, он действительно производил устрашающее впечатление. Здесь мы сталкиваемся с тем случаем, который хорошо описан в классическом советском фильме «Бриллиантовая рука». Как поется в песне из этого кинофильма, есть люди «на лицо ужасные, добрые внутри». Вот Howlin Wolf был именно таким.

На самом деле, во-первых, он не особо злоупотреблял – в отличие, скажем, от своего друга и коллеги Сони Бой Вильямсона. Во-вторых, он был очень ответственным семьянином, любящим мужем, заботливым отцом двоих детей. Такой миддл-класс совершенно персонаж. Да, он, кстати, был ответственным гражданином. Howlin Wolf был волонтером местной пожарной охраны. У него была своя ферма в Арканзасе, куда он, особенно в последние годы жизни, часто выезжал с семьей и с детьми. Вот такая идиллическая картина.

На сцене картина была несколько другая. Но об этом – чуть позже. Сейчас я бы хотел, чтобы вы послушали еще одну историческую справку.

ЖАРИНОВ: К 1956-му году Вульф уже был в ритм-н-блюзовых чартах с хитами «Evil» и «Smokestack Lightnin». Его пластинки редко появлялись в национальных хит-парадах, но при этом хорошо продавались на юге. В это же время Howlin Wolf объединил усилия со штатным автором «Chess» – Вилли Диксоном, и в течение последующих пяти лет он записывал в основном песни, написанные Диксоном.

Волшебная комбинация голоса Вульфа, гитары его гитариста Хьюберта Самлина и мелодий Диксона привели пятидесятилетнего музыканта к процветанию в следующие десять лет. В середине 60-х он регулярно выступал в Европе, а «Smokestack Lightnin» стал хитом № 1 в Англии спустя восемь лет после американского издания.

Конечно, в список лучших достижений Вульфа обязательно нужно вписать «I Aint Superstitious», «Little Red Rooster», «Shake For Me», «Back Door Man», «Spoonful» и «Wang Dang Doodle». Все это – композиции Диксона. В то время, как все они, в конечном счете, стали стандартами чикагского блюза, рок-группы всего мира стали охотиться за каталогами «Chess». Одними из них были «Rolling Stones», чья версия «The Red Rooster» стала хитом №1 в Англии. На пике британского вторжения «Stones» приехали в Америку для выступления в шоу на телеканале ABC-TV. Они согласились выступать только при условии, что Вульф будет присутствовать в качестве особого гостя. С «Rolling Stones», которые сидели у его ног, Вульф исполнил ураганную версию «How Many More Years», и это стало его дебютом на телевидении перед многомиллионной аудиторией. О том, с каким уважением «Stones» относились к нему, Вульф не забывал никогда.

АРУТЮНОВ: И после исторической справки, естественно, в тему будет песня Howlin Wolf'а, которая называется «Howling For My Darling».

song (Звучит песня «Howling For My Darling»)

АРУТЮНОВ: Это был Howlin Wolf со своей песней «Howling For My Darling». Насколько я ориентируюсь в пространстве и во времени, мы сейчас с вами находимся в 60-х годах нашего рассказа, когда Howlin Wolf уже был персоной любимой во всем блюз и рок мире. Этому в немалой степени поспособствовали так называемые американские фолк-блюз-фестивали. Это такие были разъездные мероприятия. В Европе, в Германии, в Скандинавии выступали все ведущие блюзмены того времени, их объединяли в один такой вот фестиваль на колесах, они ездили из города в город и знакомили, фактически, европейцев. Подавляющее большинство европейцев тогда впервые столкнулись с музыкой блюз. Одним из звезд этого мероприятия был, естественно, Howlin Wolf. И это очень сильно сказалось на его дальнейшей популярности.

Так же хотел бы я пару слов сказать о так называемом, что ли, соперничестве Howlin Wolf'а и Мадди Уотерса. Дурацкое совершенно понятие, этого не было в помине. Они были друзьями, на самом деле, и было, наверное, просто элементарное творческое соревнование. Потому что жили они бок о бок, и все это птенцы фирмы «Chess». Говорить о том, кто из них круче – я считаю это верхом глупости. Они оба круче, так скажем. Однако была разница, естественно, и в их музыке, и в подходе.

Многие считают, что Howlin Wolf был лучшим организатором. Я думаю, что здесь имеется в виду организация, так сказать, трудового процесса. Howlin Wolf очень сильно заботился о музыкантах. Он вовремя платил, играл очень много. Причем играл даже в тех местах, в тех клубах, где другие блюзмены, такие, как тот же Мадди Уотерс, в общем-то, играть не соглашались. То есть, может быть, это не самые престижные были места. Но Howlin Wolf просто, еще раз повторю, думал о том, чтобы и самому заработать, и дать заработать своим музыкантам. С точки зрения музыкального продюсинга, наверное, Мадди Уотерс бы чуть-чуть успешнее. Вот что я имею в виду. Я сейчас хочу пояснить сразу. Опять же, «успешнее» – это я грубо сказал. Просто Мадди Уотерс чуть более внимательно подходил к музыкальному продюсингу. К достаточно простым, но, тем не менее, к аранжировкам своих произведений. По крайней мере, когда мы сейчас слышим записи Мадди Уотерса или видим видео тех лет, то, в общем-то, мы можем наслаждаться его голосом. Собственно говоря, это то, что нас больше всего интересует в этом продукте. В то время как, когда мы смотрим или слушаем редкие записи на видео Howlin Wolf'а, то мы не можем не заметить – мне лично всегда это мешало очень. Да, у него был великолепный постоянный гитарист, Хьюберт Самлин, и он считается одним из тоже классиков блюза. Многие белые блюзовые гитаристы у него учились, и было чему, это понятно. Но в концертах, особенно, скажем, во второй половине 60-х годов, в 70-е годы Хьюберт Самлин немножечко – ему, наверное, казалось, что он тоже Джонни Винтер или Джимми Пейдж, или Джефф Бэк. То есть, он хотел играть как белые гитаристы – много и бегло. Не знаю, насколько у него это получалось, но один эффект, по крайней мере, был явно нежелательный. Представляете картину: Howlin Wolf поет, и хочется слушать его голос, и тут постоянно все время пилит гитара. Естественно, тогда еще были весьма приблизительные понятия о балансе, и, в общем, гитара все время торчит, и в конечном итоге надоедает, потому что, еще раз повторяю, основная цель – это слушать голос Howlin Wolf'а.

Но это так, это я немножечко отвлекся на свои личные впечатления. Что касается записей Howlin Wolf'а в 60-е годы, да и в 70-е. Вы знаете, на самом деле, в основном тасовалась одна и та же – опять же, в первом приближении я говорю – одна и та же колода песен. Естественно, были новые песни, но в принципе, если мы зададимся целью вычленить количество очередных пластинок Howlin Wolf'а – очередных, то есть, пластинок с новым материалом – то этих пластинок, навскидку, наверное, было порядка шести-семи, не больше восьми. Все остальное – это компиляции в том или ином виде, тех или иных версий все тех же знаменитых песен. Первый его лонг-плей вышел в 59-м году, на «Chess'е». Это были записи, которые он делал в 50-е годы на этой фирме. И в него были включены все синглы. И дальше очень часто он так поступал.

Что касается его вновь вышедших пластинок, то не все они были сильным продуктом. В частности, у него в карьере был такой эпизод – ну, этот эпизод был и в карьере других блюзменов. Во второй половине 60-х годов некоторые продюсеры вознамерились сделать из звезд блюза – звезд рока. У Мадди Уотерса был такой же опыт. И, кстати, забегая вперед, скажу, что неудачный, тоже неудачный, потому что и опыт по скрещиванию рока и блюза в лице Howlin Wolf'а тоже не убедительный. Это запись 69-го года, пластинка называлась «Message to the Young». Собственно говоря, понятно. что они обращались к молодой аудитории, хотели ее завоевать. Мне кажется, не нужно было ничего делать специально для этого, нужно было просто Howlin Wolf'у петь то, что он умеет и то, что у него получается естественно изнутри. Ему придали каких-то там продюсеров, и звук такой сделали, в духе немного West Coast Rock. Давайте послушаем одну песню из этого диска, которая называется, кстати, очень забавно. Помните, у нас есть такая поговорка – «финансы поют романсы». А сейчас мы с вами будем слушать песню Howlin Wolf'а, которая называется «Romance Without Finance».

song (Звучит песня «Romance Without Finance»)

АРУТЮНОВ: Вот вам, дорогие друзья, пример. Мы сейчас слушали «Romance Without Finance» – пример того, как любую эклектичную и слегка занудную запись может сильно-сильно оживить вокал Howlin Wolf'а. Кстати, там в конце песни прозвучал тот самый прием воющего волка. Слава богу.

Теперь я бы хотел с вами немного поговорить о том, что же собой представлял Howlin Wolf на сцене. Очень тяжело говорить о том, что, конечно же, надо видеть. Я надеюсь, что у многих из вас появится желание приобрести DVD. Но некоторые, наверное, видели это, я просто освежу в памяти, вашей и своей. И просто, наверное, расскажу самые общие вещи для тех, кто этого не видел.

Безусловно, это шоу, это театр одного актера – Howlin Wolf'а. Надо вспомнить о том, что частенько он начинал шоу таким образом: оркестр уже стоит на сцене, Howlin Wolf не выходит. Он выскакивает на четвереньках из-за кулис – то есть, он же Howlin Wolf. Он выбегает, свирепо вращая глазами, вокруг, он садится на стул, начинает что-то петь, потом вскакивает, взъерошенный такой, начинает мерить сцену своими широченными шагами, потом опять садится. За этим следует совершенно обезоруживающая улыбка. Это все, весь этот набор, конечно, создает такую атмосферу, и такую картину, которую, в общем, нигде не встретить. И в то время нельзя было встретить, и сейчас – тем более. То есть, это совершенно штучный был артист. Я уже оставляю за скобками его пение и, собственно, материал весь.

Howlin Wolf – человек, который, конечно, оказал решающее влияние на развитие блюза, рок музыки. Можно очень долго говорить о тех людях, кто исполняли его песни и были под его влиянием. Давайте так вот, навскидку, вспомним, что его песни – я сейчас обращаю ваше внимание, что не песни Вилли Диксона, написанные для Howlin Wolf'а, а именно песни самого Howlin Wolf'а пели «Fleetwood Mac», Дэвид Клейтон-Томас – это будущий вокалист «Blood, sweat and tears», на своей первой сольной пластинке. Гиганты блюза тоже пели. Фредди Кинг пел его материал, Альберт Кинг великолепно исполнял «Spoonful», по-моему, или «Killing Floor». «Kennet Hit», естественно, очень много песен Howlin Wolf'а делали. Винс Вебер, немецкий пианист, Джордж Торогуд, современный герой блюза. Классики британского блюза – Савой Браун, Screaming Jay Hawkins, кстати – это не классик британского блюза, это вообще отдельный человек, он тоже пел. «Cream», естественно, их версия «Spoonful» фантастическая. Стиви Рэй Вон – сами, понимаете, и нам без Стиви Рэй Вона никак, и Стиви Рэй Вону никак без Howlin Wolf'а. «Cactus» великолепно пели «Evil». «Steppenwolf» приходит мне на память. Это, на мой взгляд, лучшая версия песни «Howling For My Darling». «Led Zeppelin» в открытую не заявляли, у них была песня «Lemon Song» на втором альбоме. На самом деле это, фактически, «Killing Floor» Howlin Wolf'а. Они впопыхах забыли указать автора песни оригинального. Но с ними иногда это происходило. «Yardbirds», естественно, пели песни Howlin Wolf'а, «Electric Flag», Джонни Винтер, конечно, Джонни Винтер. Давайте я остановлюсь на этом. Просто я бы хотел, чтобы вы понимали масштаб личности Howlin Wolf'а. И чтобы вас в этом понимании окончательно просто добить, я хочу, чтобы вы послушали «Smokestack Lightning».

song (Звучит песня «Smokestack Lightning»)

АРУТЮНОВ: Правильно, правильно, это не Howlin Wolf пел, дорогие друзья. Вы начеку, и это здорово, я горжусь вами. Это была иллюстрация того, о чем я только что говорил, когда рассуждал о том, сколь много музыкантов исполняли его материал. Я, во-первых, надеюсь, что кое-кто знает, кто это пел. А многих это повергнет в изумление. Это песня «Smokestack Lightnin» была исполнена только что группой «Manfred Mann». Группа «Manfred Mann» имела три реинкарнации. Еще до того, как они были «Earth Band», они в начале 60-х назывались просто «Manfred Mann», и играли ритм-н-блюз. Вот такая версия, мне она очень нравится. Это очень характерный подход для белых блюзменов. Конечно, дикости там не хватает, по сравнению с оригиналом, зато все очень культурно, здорово, доходчиво и, в общем-то, с драйвом, убедительно. Вы знаете, вообще тяжело тягаться с Howlin Wolf'ом, когда делаешь его песни. Тяжело с ним тягаться в этой необузданной совершенно дикости и драйве. Это не под силу – наверное, черным-то больше музыкантам не под силу, да и белым тем более. Но вы знаете, я знаю одного человека, который явно, как вокалист, развивался под влиянием Howlin Wolf'а – и начинал он тоже как блюзмен. Потом он стал играть совсем другую, мягко говоря, авторскую музыку. Создал целый свой мир. Этот человек – это великий Captain Beefheart, и я надеюсь, те из вас, кто его знает, те со мной согласятся. Конечно, очень сильно, особенно на раннем этапе, он напоминал Howlin Wolf'а. Безусловно, он просто брал у того заочные уроки вокального мастерства. Так хорошо, гладенько я сказал.

Хорошо, идем дальше. Лучший диск Howlin Wolf'а, на мой взгляд – это пластинка, которая называется «London Sessions». Она была записана, как вы поняли, в городе Лондоне, Великобритания. Это, опять же, в русле моды того времени, конца 60-х – начала 70-х годов, когда английские продюсеры приглашали на запись в Англию, в Лондон звезд черной музыки, звезд блюза. Практически каждый выдающийся блюзмен того времени имел такую пластинку, то есть, с белыми музыкантами, записанную в Англии. Тут и Би Би Кинг, и Мадди Уотерс – понятно, что практически каждый. И Champion Jack Dupree. Вот пластинка Howlin Wolf'а, я считаю – лучшая в его каталоге, и я считаю, что это вообще одна из лучших пластинок в истории блюза. Она была записана с очень сильным составом. Здесь сыграла свою роль его дружба «Rolling Stones». На этой пластинке в качестве ритм-секции он использовал ритм - секцию «Rolling Stones», то есть Билла Уаймена на бас-гитаре, Чарли Уоттса на барабанах, и Йена Стюарта, внештатного пианиста «Rolling Stones», тоже. Так же клавишником этой записи был Стиви Винвуд, понятно, вы его знаете по «Spencer Davice Group» и по «Blind Faith», и по «Traffic». И гитаристом был некто Эрик Клэптон. Вот такой замес дал великолепный результат.

Я бы хотел сейчас, естественно, чтобы вы послушали песню из этой пластинки. Это будет песня «Little Red Rooster». Кстати, ее-то написал Вилли Диксон для Howlin Wolf'а, и потом, кстати, ее каверировали «Rolling Stones». Это был первый их хит, один из первых хитов «Rolling Stones». Я бы хотел обратить ваше внимание, что сейчас вы услышите и саму песню, и подготовку к ней. Музыканты сидят в студии, это все игралось, естественно, все вместе, без особых наложений. И Howlin Wolf начинает играть, потихонечку на слайд акустической гитаре, что-то напевать, потом останавливается, может быть, в нерешительности, а ребята ему говорят: «Старик, давай, двигайся, мы будем двигаться за тобой». Там Клэптон, слышен голос Клэптона, голос Билла Уаймона. Им удобнее, безусловно, записывать такую музыку, идя в фарватере фронт-мена. В общем, такой там немного рабочий момент в начале. Все это вы сейчас услышите – они обсуждают, как они будут играть, кто за кем пойдет, и так далее, и тому подобное. А потом начинается сама песня «Little Red Rooster». Пожалуйста.

song (Звучит песня «Little Red Rooster»)

АРУТЮНОВ: Это была «Little Red Rooster» Howlin Wolf'а при маленькой поддержке Билла Уаймона, Чарли Уоттса, Стива Винвуда и Эрика Клэптона. Больше чем уверен, что те из вас, кто не слышал раньше Howlin Wolf'а – вы потрясены его и вокалом, и разговорным голосом. То есть, в принципе, это одно и то же. Человек фактически пел так же, как и говорил. И еще одно: вы там случайно не расслышали в только что прозвучавшей песне легкое потрескивание винила? Правильно. Мы дали эту песню с виниловой пластинки «London Sessions» Howlin Wolf'а. Потому что мы вам обещали, что мы будем стараться по возможности в каждую программу вставлять хотя бы одну песню с винила. Мы хотим таким образом немножечко больше атмосферы, соответствующей той музыке, о которой мы с вами говорим.

Сейчас мы уже скоро будем заканчивать нашу программу. Пока – еще одна историческая справка.

ЖАРИНОВ: В 70-х годах появилось ощущение конца пути. К этому времени Вульф уже был тяжело болен и перенес множество сердечных приступов. У него были повреждены почки – это результат автомобильной катастрофы. Руководитель его группы, Эдди Шив, поставил ему жесткие нормы – не более полдюжины песен за один раз. Однако былой огонь еще горел, хорошо заметный в последних записях и на живых выступлениях. Вульф по-прежнему мог трогать сердца и потрясать умы.

В 1976-м году он лег на операцию в больницу. Однако пережить ее не смог, и умер 10 января того же года. Howlin Wolf'у посчастливилось быть признанным при жизни. Его слава не меркнет до сих пор. В Чикагском парке была установлена его статуя в натуральную величину. Эдди Шив хранил память его музыки, продолжая работать с его группой «The Wolf Gang» в течение нескольких лет. Его именем был назван центр детского образования в Чикаго. А в 1980-м году он был избран в основатели залы славы блюза. Спустя 10 лет Вулфа зачислили в зал славы рока, а в 93-м году в США была выпущена почтовая марка с его портретом.

Сегодня Howlin Wolf – часть истории американской культуры.

АРУТЮНОВ: Не хочется заканчивать нашу сегодняшнюю беседу как-то грустно. Хотя я сам чувствую, что я погрустнел. Дело в том, что мне лично его до сих пор не хватает, и будет не хватать всегда. Просто ко всему сказанному я хочу добавить вот что. Был один очень трогательный момент, это был фактически его последний концерт. Это было в ноябре 75-го года, это известный факт истории, об этом очень много писали. Был такой сборный концерт, как мы называем, блюзовый сборный концерт в Чикаго, в столице блюза, в зале «Амфитеатр», это очень большой зал. Люди, наверное, уже знали – сейчас как-то хочется избегать каких-то штампов, тем более, печальных. Одним словом, после его короткого выступления публика встала, и разразилась стоя очень долгой овацией. Люди как бы прощались с Howlin Wolf'ом, и этот момент, наверно, высекал слезу тогда у многих, и высекает слезу у многих из тех, кто это помнит до сих пор.

И в завершение я, наверное, должен подвести итог и охарактеризовать Howlin Wolf'а, сказать какие-то слова, к сожалению, дежурные, что он великий, выдающийся, и без него никак, и так далее, и тому подобное. Вы знаете, так: давайте считать, что я этого ничего не говорил. Я просто вам хочу сказать вот что. Да, иногда нужно – это правильно – давать характеристики музыкантам, говорить, хвалить их, говорить какие-то хорошие и правильные, и справедливые слова. Но вот в случае с Howlin Wolf'ом я хочу сказать вот что. Ничего, никаких слов не нужно. Достаточно просто включить любую его песню, и чуть-чуть послушать его голос, чтобы понять вообще все. Это – Howlin Wolf, это мир Howlin Wolf'а.

Засим прощаюсь. Я, Николай Арутюнов, до встречи в следующей программе «Историческая справедливость». И в конце – «Sitting On Top Of The World», Howlin Wolf.

song (Звучит песня «Sitting On Top Of The World»)


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин