Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Carl Perkins

Карл Перкинс (Carl Perkins; полное имя - Карл Ли Перкинс; 9 апреля 1932 - 19 января 1998) - американский певец, композитор, ключевая фигура в становлении жанра рокабилли в середине 1950-х гг.

Карл Перкинс

Carl Perkins

Как бы ни хотел кое-кто принизить роль Карла Перкинса, представляя его как чисто рокабильного музыканта, звезду одного-единственного хита («Blue Suede Shoes») на заре рок-н-ролла, при более пристальном взгляде на его музыку и творческий путь открывается много большее. Да и при беглом взгляде на его песенное наследие обнаруживается, что он - автор таких песен, как «Daddy Sang Bass», написанной для Джонни Кэша (Johnny Cash), «I Was So Wrong» - для Петси Клайн (Patsy Cline) и «Let Me Tell You About Love» для группы «Джаддз» (The Judds). Все они стали крупными хитами и классикой. Его влияние как рокабильного музыканта номер один сыграло важную роль в развитии каждого из поколений рокеров - от Джорджа Харрисона до Брайана Сетцера (Brian Setzer) из «Стрей Кэтс» (The Stray Cats), а также массы кантри-музыкантов. Его манера игры на гитаре - это other twin peak of rockabilly's musical center (наряду с манерой Скотти Мура, ведущего гитариста Элвиса Пресли), причем настолько сейчас распространенная, что современные исполнители машинально переходят на нее, когда их просят представить рок-стиль: они и не подозревают, что копируют аккорды Карла Перкинса - порою нота за нотой. А как исполнитель баллад в стиле «кантри» он не уступает более известным рокерам. Лучшие его произведения пронизаны острым чувством домашнего очага и родных корней, ведущих к самым низам общества.

Карл ПеркинсОн родился в семье издольщиков Бака и Луизы Перкинз и с ранних лет жил, а вскоре уже и трудился на плантации: собирал хлопок. Вся семья - родители, старший брат Джей и младший Клейтон - ютились в хижине. Каждый день Карл бок о бок работал в поле вместе с неграми, и потому неудивительно, что, получив в подарок подержанную гитару, он отправился к соседу - издольщику - учиться играть - и, что называется, из первых рук познал ритмы буги, на которые впоследствии и опирался в своем музыкальном творчестве. Подростком Карл уже играл на электрогитаре и, зазвав братьев (Джей играл на ритм - гитаре, а Клейтон - на контрабасе), сколотил свой первый ансамбль - «Перкинс Бразерс Бэнд» (The Perkins Brothers Band).

Их ансабль (вокальными солистами в нем были Карл и Джей) быстро завоевал себе славу самого забойного в пивнушках Джексона, Теннесси, где публика либо принимала на ура, либо гнала в шею. Здесь-то Карл и начал сочинять свои первые песни с прицелом на будущее. Непрерывно следя за реакцией публики, он переделывал корявые напевы до тех пор, пока не получалась складная песня, которая в конце концов получала письменное оформление. Тогда же Карл уже посылал демо-записи в нью-йоркские компании грамзаписи, но неизменно получал отказ, иногда с комментарием, что такая необычная смесь «кантри» и негритянского ритма не имеет коммерческого спроса. Но услышав однажды выступление Элвиса Пресли по радио, Карл сразу же узнал не только как называется этот стиль, но и к кому обратиться - к тому музыкальному продюсеру, который наконец по достоинству оценил этот стиль и был готов рискнуть вынести его на широкую публику. Это был Сэм Филлипс (Sam Phillips), а фирма называлась «Сан рекордз» (Sun Records). Туда в 1954 году и направился Карл на прослушивание.

Именно тогда, при этом первом прослушивании, состав «Перкинс Бразерс Бэнд» изменился навсегда. Филлипс не проявил ни малейшего интереса к Джею, певшему в стиле Эрнеста Табба (Ernest Tubb), но был сражен наповал голосом и гитарой Карла. Уже спустя 4 месяца он выпустил первый сингл Карла Перкинса с песнями «Movie Magg» и «Turn Around»: обе написал сам Карл. А ко второму синглу в группу влился барабанщик У.С. Холланд (W.S. Holland) - друг Клейтона. Такое нововведение в стиль «кантри» было довольно необычным для того времени.

Филлипс настаивал на том, чтобы Перкинс оставался строго в русле хиллбилли, чувствуя, что, работая в одном и том же музыкальном жанре (Элвиса и рокабилли), эти два музыканта будут мешать один другому. Но когда в декабре 1955 года контракт с Элвисом был продан фирме «RCA Victor», Карл встрепенулся: наконец-то он сможет излить свою рок-душу на следующем прослушивании в студии «Сан». И року, который он исполнил с удвоенным чарующим звучанием, суждено было открыть музыканту дорогу наверх.

Разговор двух подростков на танцплощадке, который он невольно подслушал однажды вечером, и идея песни, которую подсказал Джонни Кэш, вдохновили Перкинса на создание новой вещи - «Blue Suede Shoes», которую он и показал Сэму. Спустя три месяца эта мелодия, в которой слились стили «поп», «кантри» и «ритм энд блюз» возглавили все списки лучших песен. Это была первая пластинка (на ее обороте был другой великолепный рок-н-ролл, написанный и исполненный Карлом, - «Honey Don't»), достигшая такого триумфа, и первый миллионный бестселлер контракта.

Вам прямо сейчас предоставляется возможность послушать в формате Real Audio G2 оба эти бессмертных хита, но (в этом и изюминка!) - не в тех исполнениях, которые разошлись по миру десятками миллионов пластинок, кассет и компакт - дисков. Эти исполнения гораздо более редкие. Внимательный слушатель обратит внимание на то, что в предлагаемой версии (это первая попытка из трех записанных) «Blue Suede Shoes» Карл в первом куплете поет не «Go, Cat, Go!», а необычное «Go, Boy, Go!» Что же касается «Honey Don't», то здесь артист вступает не гитарой, как в распространенной версии, а голосом. Наслаждайтесь!

Чувствуя себя готовыми к выходу в большой эфир, Карл и его ребята отправились в Нью-Йорк, чтобые впервые выступить в телевизионном шоу Перри Комо. Но по дороге их машина врезалась в ехавший впереди фермерский грузовик. Карл и его брат Джей попали в больницу: один с повреждением черепа, другой - с переломом шеи.

В больнице же Перкинс увидел выступление Пресли - с его, Карла, «Blue Suede Shoes». Фортуна ускользнула от Карла: прощайте, слава и признание. Ничего не поделаешь, вздохнул Карл и вернулся в студию «Сан» и гастрольным поездкам, пробуя продолжить начатое.

Последующие песни были во многом лучше его первого хита, но тиражи всего, что вышло после сингла в «Сан», падали, и только с British Invasion и последующим оживлением интереса к рокабилли в начале 70-х широкая публика по-настоящему оценила эту классику, в том числе «Boppin' The Blues», «Matchboх», «Everybody's Trying to Be My Baby», «Your True Love», «Dixie Fried», «Put Your Cat Clothes On» и «All Mama's Children». В то время как Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис (он аккомпанировал на пианино при исполнении «Matchbox») шли от успеха к успеху, Карл всё сильнее разочаровывался в своей судьбе, и этот мрачный настрой усугубили его растущее пристрастие к спиртному и потеря брата Джея - он умер от рака. Но Карл упорно работал, а когда в 1958 году Джонни Кэш сменил «Сан» на «Коламбию», Перкинс последовал за ним. Гонорары были выше, первоклассных песен для записи тоже хватало, но студия «Коламбии» в Нэшвилле практиковала жесткий производственный метод, который убивал всякую спонтанность - а в ней-то и было всё очарование песен, записанных в «Сан».

Карл ПеркинсК началу 60-х, когда «Коламбия» отказалась от Карла, а сотрудничество с «Деккой» почти не имело успеха, он вернулся в пивнушки, подумывая вообще бросить музыку. Но звонок антрепренера в 1964 году, пригласившего его на гастроли в Англию, изменил всё. Дав на время зарок не пить, Перкинз отправился в Англию и покорил ее: его встречали как героя, концерты проходили с аншлагом, а особой похвалы удостоила одна молодая бит-группа, возглавлявшая списки лучших: она называлась «Битлз».

Джордж Харрисон набил руку на записях Карла, сделанных на фирме «Сан» (как и большинство британских гитаристов). В итоге легендарная четверка записала его мелодий больше, чем любой другой музыкант (помимо «официально» выпущенных «Honey Don't», «Matchbox» и «Everybody's Trying To Be My Baby», это были записанные ими на студии Би-Би-Си «Sure To Fall», «Lend Me Your Comb» и «Glad All Over», а позже Джон Леннон уже один записал знаменитые «Blue Suede Shoes»). Благодаря этому британскому турне Карл не только воспрял духом, но и понял, что он превратился - причем без собственных усилий - из «бывшего» в легенду и притом в стране, где он прежде никогда не выступал.

Вернувшись в Штаты, Карл организовал тандем со своим старым приятелем и Джонни Кэшем и стал неизменным участником гастрольных поездок всего последующего десятилетия, окончательно поборов зеленого змия.

Зарю 80-х Перкинс встретил независимым музыкантом и с новой группой: ее членами и спонсорами стали сыновья. В 90-е годы Карл Перкинс, борясь с раком горла и прочими недугами, вынужден был уменьшить рабочие нагрузки, но и тогда он продолжал сочинять, записываться в студии и выступать - неизменно благодарный судьбе за то, что был частичкой музыкального мира и абсолютно уверенный, что займет свое место в учебниках истории.

Умер Карл Перкинс 19 января 1998 года, на 66-м году жизни

Карл Перкинс

Carl Perkins/Wall photo at Sun Studio, Memphis, May 20, 2009/Fhoto: flickr.com

***

Аудио и видео (в целях ознакомления)

Blue Suede Shoes


Say When



Larger than life guitar hangs from the corner of the Sun Records building where Elvis Presley first recorded/Fhoto: flickr.com

Дополнительно

Самый знаменитый "сапожник" рока
Blue Suede Shoes


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин