Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Charlie Patton

Чарли Пэттон на протяжении двадцатых-тридцатых годов XX века царил в дельта-блюзе. Пэттон оказал мощнейшее влияние на Хаулина Вулфа, Бакку Уайта, Джона Ли Хукера.

Чарли Пэттон  
Patton's official studio portrait, c.1929  

Сейчас трудно вычислить точные тиражи его граммофонных пластинок, но историки музыки утверждают, что в начале 30-х годов их можно было услышать по всему американскому Югу.

«Послушать его пластинки, его гитару и голос – так можно подумать, что ему все 66 лет и весит он фунтов 250. А на самом деле все свои записи он сделал на третьем десятке. Внешне щуплый, курчавый паренек пяти с половиной футов ростом и едва-едва 140 фунтов весом. Настолько светлокожий, что многие принимали его за мексиканца. Величайший блюзмен в мире – и при этом почти белый!» - так описывал Пэттона один из историков блюза Gayle Dean Wardlow.

Пэттон родился на юге штата Миссиссиппи, на плантации неподалеку от городка Edwards. Дату рождения никто точно не знает. Одни говорят – 1881-й, другие – позже, например, 1887, а по данным британской Encyclopedia of Popular Music дата рождения Пэттона – 01.05.1891.

Семья Пэттонов в 1887 году переехала севернее, к Кливленду, и обосновалась на ферме Уилла Доккери (Will Dockery), которую многие современные историки музыки называют не иначе как «колыбелью блюза». Родители и старшие родственники Чарли Пэттона отличались благоразумием, набожностью, чего никак нельзя сказать о самом Чарли. С раннего детства он отлынивал от работы, церкви предпочитал вечеринки. Известно имя первого учителя «по классу гитары» Чарли – Henry Sloan (по другим данным - Earl Harris). Юный Пэттон быстро совершенствовался не только как гитарист, но и как поэт.

Незначительное время спустя у Чарли уже сформировался собственный весьма обширный репертуар. Анализируя блюзы Пэттона, исследователи заметили, что в них отражена реалии Юга: крупная засуха ("Dry Well"), наводнение 1927-го года ("High Water Everywhere"), подвиги местного шерифа ("Tom Rushen Blues"), зарисовки повседневной жизни ("Down the Dirt Road Blues") и будни соседней железнодорожной ветки ("Pea Vine Blues"). Как писал Уордлоу: «Если рассматривать блюзменов как рассказчиков, в этом Чарли нет равных».

Один из младших товарищей Пэттона Booker Miller, путешествовавший с «патроном» в течение 4-х лет, рассказывал: «Чарли сказал мне: «Сынок, в песне должны встречаться имена и названия, которые люди будут узнавать. Если они услышат нечто знакомое – они купят пластинку».

Вот фрагмент "High Water":

….разлилась вода по всему Sumner'у,
Бедному Чарли некуда податься,
Надо переезжать куда-то на возвышенность…

Ну вот, я уже в Lelalnd'е.
Тут тоже река вышла из берегов.
Перееду в Greenville.

Ну, а в Greenville'е не лучше, чем в Lelalnd'е,
Поднявшаяся вода сломала все плотины,
О боже, придется переезжать в Rosedale…

Чарли оказался весьма незаурядным шоуменом. Многие трюки современных гитаристов, изобретение которых приписывают, как правило, Джимми Хендриксу, использовались Пэттоном. Обратимся к воспоминаниям Хаулин Вулфа. Еще совсем парнишкой он увидел выступление Пэттона, во время которого Чарли «…по всякому вертел гитару, … он играл, держа её и перед собой, и за спиной, то клал её на плечо, то опускал совсем в ноги, то подбрасывал над головой…»

Вот несколько слов из уст блюзменов, которые многократно признавались в том влиянии, которое на них оказал Чарли Пэттон.

Хаулин Вулф: «Если бы не музыка Пэттона, я сам никогда не стал бы блюзменом. Однажды я спросил его, не согласится ли он меня учить. Он согласился, и в тот же вечер я уволился с работы и ушел с Чарли».

Джон Ли Хукер никогда не видел выступление Чарли Пэттона, но «…мой отчим Уилл Монро (Will Monroe) был одним из аккомпаниаторов Пэттона в 20-е годы. Они играли вместе, просто в две гитары, на танцах, на вечеринках. Я так и не побывал ни на одной из них – слишком мал был тогда. Но я так хотел их услышать! Уже позже я раз за разом слушал "Catch My Pony…". Эту песню отчим играл мне, и он научил меня этой песне…».

Вообще многие музыканты, хоть раз слышавшие и видевшие выступление Пэттона вспоминают его как личность легендарную. Sleepy John Estes, например, утверждает, что мощное пение Пэттона было слышно за 500 ярдов от концертной площадки.

Трудно отделить истину от преувеличений, но общеизвестный образ Пэттона представляет собой как раз квинтэссенцию плейбоя-блюзмена, хучи-кучи-мена: щегольски одетый, с гитарой в чехле, слегка навеселе, постоянно в окружении женщин и т.п.

Его отношения с женщинами известны в пересказах очевидцев еще по плантации Доккери. «Бабник он был еще тот, - вспоминает один из современников Пэттона Hayes McMullen.- Если девушки ему нравились, он прилагал огромные усилия, чтобы завоевать их. А уж когда они ему надоедали, ничто не могло удержать его. Он просто брал гитару и уходил. Я знал одну из его подружек, Lizzie её звали. Так вот, она рассказывала, что одним утром он просто ушел из дома – без всяких причин, не было ни ссор, ни выяснения отношений. Она потом, правда, всем рассказывала, как плохо он с ней обращался. Но мы-то все знали, что она до самой смерти хранила фото Пэттона»… Пэттон проехал, наверное, по всему Югу. Почти на каждом новом месте он обзаводился одной или несколькими «женами», так что проследить полную историю его браков и разводов сейчас просто невозможно.

Огромные тиражи пластинок способствовали распространению его стиля, новаторских приемов. Во-первых, мощный вокал, настолько не соответствовавший внешним данным обладателя. Пэттон пользовался одним интересным вокальным приемом: в некоторых песнях он долго тянул последнюю гласную каждого куплета, так, что она «перекрывала» первую музыкальную строку уже следующего куплета. Во-вторых, весьма искусный аккомпанемент. Из нечасто встречавшегося в то время – длительные вступления и проигрыши, до 35-40 секунд, практически треть песни идет инструментал.

Пэттон одним из первых применил некоторые приёмы: настройка гитары выше стандартного строя; оригинальная «ударная» игра на басовых струнах, ставшая стандартом в исполнении фанковых гитаристов 50 лет спустя; игра слайдом не только с помощью бутылочного горлышка, но и любыми подручными средствами, перочинным ножом, например. Чарли активно использовал гитару и ноги в качестве перкуссии, задавая ритм, причем иногда Пэттон отбивал весьма своеобразный контр-ритм, уже что-то на грани джазовых вариаций. Он ввел четкий, пульсирующий ритм в композиции, которые до этого традиционно исполнялись напевно, протяжно; многие госпелы и спиричуэлы в каверах Пэттона звучат совершенно по-новому. Ну а буги-стиль Хукера многие историки блюза считают прямым «потомком» пэттоновских экзерсисов. Многие фрагменты биографии Пэттона спорны. Например, в 1916 году W.C.Handy якобы предложил Пэттону место в своем оркестре и вроде бы тот отказался. Если таковое и имело место, то легко объяснимо: зарабатывал Чарли прилично, все время сам себе хозяин, а оркестр – это дисциплина, прежде всего.

К концу 20-х годов слава Пэттона достигла города Джексон. H.C.Speir, белый владелец мебельного и музыкального магазинов, по совместительству рекрутёр кантри- и блюз - талантов для Paramount Records, сумел организовать для Пэттона прослушивание и запись.

В июне 1929-го года в Ричмонде, штат Индиана, Пэттон записал 14 песен, среди которых "Pea Vine Blues", несколько госпелов. С первых же релизов Пэттон стал одним из самых продаваемых блюзменов. Paramount выпустил 13 пластинок Пэттона. Со временем Чарли сумел воспользоваться своим авторитетом и организовал первые сессии для Willie Brown, Son House, своей последней жены Bertha Lee. Некоторые блюзмены Юга составляли компанию Пэттону в различные периоды его карьеры. Часто упоминаются Уилли Браун, аккомпанемент которого зафиксирован на многих записях Пэттона, а также представители многочисленной музыкальной семьи Чэтманов, участников группы Mississippi Sheiks.

Через несколько месяцев в Графтоне, штат Висконсин, состоялась самая значительная сессия Пэттона, во время которой он записал "Heart Like Railroad Street", "I Shall Not Be Moved", "High Water Everywhere" и еще более 20 композиций. Известно, что в те дни Пэттону аккомпанировали скрипач из Дельты Henry ‘Son' Sims, уже упоминавшийся гитарист и друг Уилли Браун и пианист Louise Johnson. Известна еще одна его запись для Paramount в мае 1930-го и несколько сессий для Vocalion Records. Обычно после каждого из долгих путешествий Пэттон возвращался на родную плантацию Доккери или куда-то рядом, так что мог приехать и повидаться с родственниками и друзьями. Биографы насчитали пять таких возвращений.

В 1934-м очередной «охотник за талантами» W.R. Calaway пригласил Пэттона в Нью-Йорк на запись для American Record Company. За три январских дня Паттон записал 29 песен (по другим данным – 26). Кстати, на пути в Нью-Йорк в январе 1934-го Пэттон незначительное время провел в тюрьме за дебош. Тюрьма Белзони сейчас место знаменитое благодаря одному из своих узников.

Всего через три месяца, 28-го апреля 1934-го года Пэттон умер в доме приятеля на плантации Heathman-Dedham в окрестностях города Индианола, штат Миссиссиппи. Как выяснил все тот же Уордлоу, то ли от инфаркта, то ли митральный клапан отказал. Местом последнего упокоения Пэттона стало кладбище Longswich. Благодаря усилиям энтузиастов его могила найдена, а строки надгробия воздают должное вкладу Пэттона в развитие блюза и американской музыки вообще: «Голос Дельты, самый выдающийся исполнитель раннего миссиссиппского блюза, чьи песни стали краеугольным камнем американской музыки».

Rosetta Patton Brown,
Duncan, MS, 1996

Rosetta Patton Brown, the last surviving child of early blues legend Charlie Patton, stands in the front yard of their home in Duncan, MS with a copy of the only known photo of her famous father. Patton, a slight man with a booming voice that belied his size, was the first star of the Mississippi country blues, recording dozens of sides for Paramount and Vocalion records in the 1920's and early 30's.

Rosetta Patton Brown

Fhoto © Bill Steber

His flamboyant performing style and brilliant guitar technique were precursors to later stars like Jimi Hendrix and the rapid sale of his records, along with those of Blind Lemon Jefferson in Texas, set off a wave of talent searches and recordings of other rural black artists throughout the South, thereby assuring rural blues' place in the catalogs of the fledgling music industry. Patton was arguably the most important and influential Mississippi blues man of his time.

Charley Patton Revisited

Charley Patton Revisited/Patton was the first prominent Delta blues musician. He is buried here in Holly Ridge./Fhoto: flickr.com


Charley Patton/Fhoto: flickr.com

Аудио (в целях ознакомления)

***

Going To Move To Alabama



Pony Blues



Дискография

1929, Richmond

"Pony Blues"
"Mississippi Boweavil Blues"
"Screamin' And Hollerin' The Blues"
"Down The Dirt Road Blues"
"Banty Rooster Blues"
"Pea Vine Blues"
"It Won't Be Long"
"Tom Rushen Blues"
"A Spoonful Blues"
"Shake It And Break It (But Don't Let It Fall Mama)"
"Prayer Of Death Part 1 & 2"
"Lord I'm Discouraged"
"I'm Goin' Home"

1929, Grafton

"Going To Move To Alabama"
"Elder Greene Blues"
"Circle Round The Moon"
"Devil Sent The Rain Blues"
"Mean Black Cat Blues"
"Frankie And Albert"
"Some These Days I'll Be Gone"
"Green River Blues"
"Hammer Blues"
"Magnolia Blues"
"When Your Way Gets Dark"
"Heart Like Railroad Steel"
"Some Happy Day"
"You're Gonna Need Somebody When You Die"
"Jim Lee Blues Part 1"
"Jim Lee Blues Part 2"
"High Water Everywhere Part 1"
"High Water Everywhere Part 2"
"Jesus Is A Dying-Bed Maker"
"I Shall Not Be Moved"
"Rattlesnake Blues"
"Running Wild Blues"
"Joe Kirby"
"Mean Black Moan"
"Farrell Blues"
"Come Back Corrina"
"Tell Me Man Blues"
"Be True Be True Blues"

1930, Grafton

"Dry Well Blues"
"Some Summer Day"
"Moon Going Down"
"Bird Nest Bound"
1934, New York City
"Jersey Bull Blues"
"High Sheriff Blues"
"Stone Pony Blues"
"34 Blues"
"Love My Stuff"
"Revenue Man Blues"
"Oh Death"
"Troubled 'Bout My Mother"
"Poor Me"
"Hang It On The Wall"
"Yellow Bee"
"Mind Reader Blues"


guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин