Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Молния Бьет Трижды

Источник: rock-archives.ru
Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый
Английский оригинал: Журнал Guitar Player (США) том 27 №277 январь 1993г. автор: Jas Obrecht

Эрик Джонсон

Eric Johnson/Fhoto: flickr.com

Победитель во всех категориях Эрик Джонсон представляет свой новый альбом

Без нового альбома и масштабных туров, тем не менее, третий год подряд Эрик Джонсон завоевал приз "Лучший гитарист во всех категориях", а это самая авторитетная категория в нашем читательском опросе. Суть огромной привлекательности Джонсона скрывается в двадцати композициях альбомов "Tones" и "Ah Via Musicom" и в очень ярких живых выступлениях. Выпущенный в 1986 году, диск "Tones" стал магическим дебютом, коллаж гитарных звучаний от наичистейшего по звуку "Стратокастера" до тяжелой хендриксовской психоделии, от нежного перезвона "кото" (или японская цитра - японский щипковый музыкальный инструмент – прим. пер.), до величественных скрипичных текстур. В начале 1988 года, Эрик планировал собрать своих коллег по группе в одной комнате и записать "Ah Via Musicom" в живую, сделав всего лишь несколько наложений. По прошествие полутора лет, он продолжал работать по 14 часов в день. Однако упрямый перфекционизм Джонсона окупился сторицей, художественным триумфом: Сочетанием огромной эмоциональности с поразительным изяществом, какие-то фрагменты "Ah Via Musicom" можно сравнить с музыкой альбома Джими Хендрикса "Electric Ladyland".

Музыка Эрика призвана развлекать и исцелять. В его композициях нет и намека на гнев, беспокойство, в его каталоге все упорядочено и строго; наоборот каждый его трек выделяется как радостный праздник духа, жизни, и гитары. Как у Хендрикса и Колтрейна, музыка Джонсона обладает редким свойством привлекать и притягивать слушателя с каждым прослушиванием. Мы встретились с этим любезным, вкрадчивым уроженцем Техаса в студии "A&M" в Голливуде, Калифорния, где он продюсировал свой долгожданный третий альбом.

Поздравляю с победой в нашем читательском опросе.

Эрик Джонсон: Спасибо! Это круто. Я удивился, так как сейчас я не так часто выступаю и что-то выпускаю.

Расскажи нам о новом альбоме.

Все идет своим чередом. Сейчас у нас в работе 14 песен, и на данном этапе я занимаюсь записью базовых дорожек.

Как ты готовился к этой записи?

Я начал работать над песнями с (барабанщиком) Томми Тейлором и (басистом) Кайлом Броком, используя небольшую передвижную студию ("Portastudio) и пробуя разные идеи для трэкинга до тех пор, пока нам не понравилось, как звучат все гитары, бас и партии ударных. Мы записали несколько законченных демо, некое факсимиле того, что мы хотим сделать по ходу самой записи. Так что сейчас мы собираемся записать основные дорожки, стараемся разобраться с треками.

Все это новые песни?

В большинстве. Есть несколько вещей, которые мы уже около года играем на концертах. Есть посвящение Стиви Рей Воену, композиция под названием "SRV". А другая вещь имеет рабочее название "A Day For The Earth". Есть у меня и синтезаторный инструментал "Brave And Beatiful", над которым я работаю уже около года. Кайл сочинил произведение под названием "Camel's Night Out", инструментальную композицию по своей атмосфере похожу на "Wired" Джеффа Бека. Почти все остальные песни не игрались на концертах. Еще на новом альбоме будет вещица "Manhattan", над которой мы работаем уже несколько лет.

Ты оставишь в "Manhattan" партию слайд гитары?

Да, наверняка. Однако, мне еще предстоит ее отрепетировать.

Что подтолкнуло тебя к написанию "SRV"?

Вскоре после гибели Стиви, я сидел в репетиционной и вспоминал о нем, и мне пришла в голову мысль сочинить композицию-дань уважения тому, чему я у него научился. Стиви был уникальным, и я многому у него научился. Иной раз, огромный багаж знаний понимаешь только тогда, когда останавливаешься и задумываешься.

И чему же он тебя научил?

Гитарному тону, с каким он играл ритм, мощи, плавному войсингу, который он использовал когда играл с тоном звукоснимателя в грифовой позиции. В этом трибьюте я попробовал донести свое представление о нем. Хендрикс был таким же, а Стиви был продолжателем традиций.

Расскажи о тех песнях, которые ты пока что еще не играл на сцене.

Возможно, мы сыграем песню Стиви Уандера, но я не уверен, что все у нас получиться как надо. У меня есть одна тема, которая классно вписалась бы в кадр фильма, в котором Джеймс Бонд гоняет на спортивной машине – я хочу наложить шестиструнный бас (напевает галопирующий рифф) – чисто в стиле фильма "Golfinger". У нас есть кусочек в стиле Марвина Гая, что для нас весьма нехарактерно. Вообще, мой новый альбом прекрасно сочетает в себе как рок, так и джаз.

Услышим ли мы на новой пластинке принципиально вый исполнительский стиль Эрика Джонсона?

Я стараюсь чаще играть аккордами, вместо частого и простого обыгрывания пентатонического строя. Если играю медленно, то могу сделать это по-своему. Я собираюсь порепетировать по ходу записи, чтобы попробовать усовершествовать свою игру в этой манере.

Тебе придется помучиться над некоторыми фрагментами, как было, когда ты старался записать "High Landrons" для "Ah Via Musicom"?

Да. Смотря, насколько далеко я хочу продвинуться, и впереди меня ждут куски композиций, над которыми придется серьезно поработать. Я хочу сыграть то, что играл вчера. Сыграть в своей манере – и сыграть с легкостью, но потом я хочу пройти дальше и принять вызов, сыграть несколько аккордовых последовательностей и все состыковать воедино. Это всегда такой странный баланс.

Альбом "Ah Via Musicom" начинался с затихающих нот "Tones". У твоего нового альбома будет похожее продолжение?

Да, но у всей пластинки должен быть несколько иной мотив. Я стараюсь совершенствоваться как автор-сочинитель, но вместе с тем хочу, чтобы было много гитар. Стараюсь усовершенствовать вокальные мелодии и общую структуру композиций.

А на акустической гитаре ты что-то сочиняешь?

Иногда. Но чаще всего на пианино. Многие вещи на "Musicom" изначальо сочинялись на гитаре, но "Nothing Can Keep Me From You", "Forty Mile Town" и аккорды в "High Landrons" начинали сочиняться на пианино. Я сыграл на пианино на нескольких песнях "Musicom" - "High Landrons", "Nothing Can Keep Me From You" - но я утопил его в миксе, а для текстур записал гитару. На новом альбоме будет больше партий на пианино, но многие пианинные партии также перекладываются на гитару. "Day For The Earth" была сочинена на акустической гитаре. На самом деле, это была наша дань уважения "Дню Земли", который мы праздновали несколько лет тому назад. Мой друг организовывал благотворительный концерт по сбору денег в фонд охраны окружающей среды, и пригласил меня выступить на этом концерте. Томми и Кайл в этот момент были заняты, поэтому буквально за день до концерта я сел и написал лирику и саму песню. Когда следующим вечером я сыграл ее на концерте, я пел по бумажке, причем с ошибками и по ходу дела домысливал собственный текст (смеется).

Ты сочиняешь музыку строго на определенных гитарах?

У меня такое чувство, что мне больше везет, когда я играю на чужой гитаре. Не знаю, может у меня настрой как-то меняется или я слишком привыкаю к собственному инструменту. У одного моего друга есть прекрасная старая гитара модели "Martin", и если я беру ее в руки, новая песня выстреливает сама собой. Иной раз играю и думаю: "Господи, мне бы надо записать чисто акустическую пластинку, и обязательно именно на этой гитаре", так как песни льются, словно из рога изобилия.

А на новом альбоме, на акустике играть не планируешь?

Я уже отобрал для альбома два акустических произведения, но в том виде, в котором они есть сейчас, наверное, мы запишем первую и вторую часть. Мне хотелось сделать все это за раз, сразу, но многие советуют мне выпустить первую часть, а потом, через шесть-восемь месяцев и вторую. Поэтому, скорее всего, мы запишем много новых песен, и на вторую часть попадет несколько акустических вещей. Я вот думал, может быть, я зря записал "Musicom" с тем же самым мотивом, когда есть акустическая композиция, потом композиция в стиле кантри и потом… мне хотелось записать парочку джазовых произведений, пару поп номеров и что-то роковое, при этом не стараться пройти полный круг. И потом, для второй части, у меня уже написана песня в стиле кантри, и два или три акустических номера.

Как ты сочини тему "Brave And Beautiful"?

На пианино. Тема в стиле Мэтини, произведение в джаз-поповом стиле, тон-текстуровая поэма. Мне хочется активней экспериментировать с гитарным синтезатором, и я использовал здесь определенную подкладку. Если честно, то в этой теме звучит только одна гитара, но подкладка, к которой подключен гитарный синтезатор, активней всего выдает набор конкретных нот войсингов настоящей гитары. Поэтому войсинг меняется в зависимости от того, что вы играете. Это просто классно. Когда слушаешь, кажется, что здесь сделано много наложений, но на самом деле там записана всего одна гитара звучащая по новому.

Поверить не могу, что ты, человек, хорошо разбирающийся в старом аналоговом оборудовании, не так активно используешь гитарные синтезаторы.

Да. Я оказался в тупике стараясь выжать что-то новенькое из аналоговой аппаратуры. До сегодняшнего дня мне так и не удалось найти новый аналоговый аппарат, который помог бы мне делать нечто принципиально новое. В итоге я решил использовать свою старую аналоговую аппаратуру и подключить ее к синтезатору, который не портит гитарный тон. Я подумал, пусть старинная аппаратура останется старинной, но выдаст нечто безумное и потрясающее при подключении к синтезатору. Мне не нравится то направление, в котором развивается технология современных гитарных синтезаторов. На самом деле, я люблю лупцующий гитарный тон, к примеру, когда мощный ритм играют через усилитель с реально металлическим звуком. Это классное звучание, но при этом крайне одномерное. Конечно, если вам хочется записать ритм дорожку, это самое то, что надо. Но для меня это одна клякса краски в палитре настоящего артиста.

Новый синтезатор "Roland", модель "GK-12", очень хорош. Компания-производитель сделала новый дизайн, и улучшила набор гитарных тонов, и трекинг гораздо лучше. Это лучший гитарный синтезатор, который я слышал. И еще он прост в использовании. Меня устраивает предлагаемый набор напольных педалей, потому что я итак часто их использую, и могу подключить их в мою педальную панель. На этом гитарном синтезаторе можно сымитировать звучание звукоснимателя любой гитары, какая вам только нравится. Мне не зачем менять что-то из моей аналоговой аппаратуры; я просто использую этот новый синтезатор, вот и все. Палитра звука на 200 разных звучаний. У всех этих гитарных синтезаторов очень медленный трекинг, поэтому играть с атакой нельзя, звук, слишком запаздывает. Но в этом отношении, эта модель "Roland" самая быстрая, из тех, что я слышал, и естественно это очень помогает композиции. Если честно, то я уже начал сочинять на нем одну-две новые песни, потому что это так меня вдохновляет.

Мне бы хотелось, чтобы гитарный синтезатор стал моей стандартной "примочкой", как еще одно поле для экспериментов. Поставив на гитару MIDI звукосниматель, возможно, мне удастся использовать синтезатор в качестве фузового тона или прибора реверберации. Как только гитарист находит свой тон, он вправе экспериментировать и смешивать его, делая звучание многомерным. И при этом вовсе не обязательно подключать гитару к целому набору других разных примочек, использовать разные другие шнуры, ещё один набор усилителей, когда неожиданно все это буквально гробит ваш тон. К сожалению, мне кажется, что в последнее время никто из гитаристов больше не стремиться сохранить чистоту звучания аналоговых гитар, при воспроизведении.

А ты когда-нибудь приносил с собой чужую музыку как "источник вдохновения" во время записи своего альбома?

Да, у меня целый хозяйственный пакет забит дисками с чужими записями. Есть такой потрясающий скрипач по имени Найджел Кеннели, великолепный английский музыкант. У меня имеется новый альбом Питера Габриэля, которые у меня пока еще не было времени послушать. Есть парочка записей французских музыкантов, мне эти записи подарили, но я их пока еще не слушал. Я принес собой в студию кое-что из старого, старые альбомы Уэса Монтгомери, которые я никогда раньше не слышал. Я прихватил с собой то, что обычно не слушаю, так как меня вдохновляет незнакомая мне музыка.

Какое оборудование ты привез с собой?

Несколько усилителей "Marshall", несколько "Twin Reverbs”, парочку "Dumbles", парочку "Стратикастеров" и гитару "Les Paul".

Кроме "Dumbles", все остальное строго винтажное?

Да, надеюсь. По правде говоря, во время записи этого альбома я часто играю на "Страте" 1965 года выпуска с грифом из палисандрового дерева. Мой "Стратокастер" 1954 года просто развалился, он вообще был хрупким. Мне пришлось потрать определенное время на ремонт и перестановку звукоснимателей повыше, и прочие необходимые усовершенствования. Я почти восстановил эту гитару, но не полностью.

И ты сам всем этим занимаешься?

Да, просто сижу в комнате и собираю все по кусочкам, пока все части не встанут на свои места, а это очень важно. Приходиться калибровать высоту звукоснимателя ориентируясь по струнам, в попытке найти идеальное расположение.

Нашел какую-то хорошую аппаратуру в последнее время?

Да, мне нравится мой "Страттокастер" 1965 года выпуска из палисандрового дерева. Это странно, ведь в принципе я не люблю розовую древесину. Но этот инструмент хорошо звучит. Это гитара с чистым тоном, и звукосниматели оригинальные, сингловые. Я просто в восторге. На этой гитаре стандартный тремоло-бридж, но я поставил на него все струны и нашел классный "Univibe" (фазер с педалями или фазовый переключатель). Мне нравится, так что буду использовать его и дальше. Есть у меня "Electro-Harmonix", то есть графический фуз, классная штука и звучит здорово. У нас есть и необычная тоновая педаль "Foxx", у которой просто неограниченные возможности. Это что-то типа педали громкости, эффекта "вау-вау", четырнадцать разных фуз-тонов. Эту примочку мы периодически отдаем в аренду и это здорово. Послушай, если бы снималось продолжение фильма "Shaft", меня бы наверняка пригласили бы поработать над саундтреком. Представляю себе фигуры в кожаных плющах с высокими воротниками, как они идут по улице в сапогах на платформе.

Мы все были на этой улице!

Да! Это здорово! Скорее всего, я буду использовать эту "примочку" при случае, чисто для дополнительного тона.

Изменилась ли твоя стратегия записи со времен работы над "Ah Via Musicom"?

Я постоянно стараюсь что-то поменять. Пытаюсь пересмотреть свой подход при записи основных дорожек. Что-то меняется, когда ты сидишь рядом со своим усилителем и играешь на гитаре. Меняешь расположение струн над ладами, над звукоснимателем, и настройки на своей гитаре и усилителе, ориентируясь по звучанию собственного усилителя. Часто бывает так, прямо во время записи, вдруг понимаешь, что наконец-то нашел свой звук, идущий из мониторов, подключенных к устройству записи, нашел то, что искал незначительным изменением настроек на усилителе. Или за счет простого изменения расположения мониторов в студии. Бывает так, что попадая в студию, я понимаю, что должен бить по струнам сильнее или менять тоны при дальнейшей записи. Иногда, когда записываешься в живую, гораздо труднее получить окончательный, идеальный трек с группой. Но если все складывается удачно, начинаешь взаимодействовать с аппаратной, и это уже следующий этап, и внезапно ты превращаешься в один, большой и прекрасно работающий усилитель "Twin". Но в ряде других случаев, часто обстоятельства работают против тебя.

Я стараюсь изменить свой записывающий процесс, когда на пленку попадает необходимый мне грув и все записывается с еще более живым звуком. Мы сделали много демо-записей в Техасе, где мне чертовски везло, и многие гитарные соло, которые я записывал в живую получились очень удачными. Сейчас я работаю в студии в наушниках и говорю: "Хорошо, я подправлю эту ритм-партию позднее" или "Я переделаю это соло". При этом я стараюсь вернуться к первоначальному варианту исполнения.

Мне кажется, что это большая проблема на сессиях записи "Ah Via Musicom".

Да, такое редко бывало во время работы над этим альбомом. В конечном итоге, мне пришлось все переделывать. Когда слушаю "Musicom", поражаюсь тому, сколько всего мне пришлось переделать, но некоторые дорожки звучат очень сыграно и цельно. Сейчас я стараюсь сделать тоже самое – добиться желаемого результата, но при этом не отойти от первоначального варианта.

Как на твой взгляд, на новом альбоме хватает спонтанности?

Да, спонтанность есть, она никуда не исчезла. Импровизации хватает.

Твои концерты активно записываются на бутлеги, что бы ты сказал тем, кто приобретает эти записи?

Я сам слушаю эти записи, и многое звучит просто убого. Я понимаю, к чему стремятся все эти бутлегеры, но это, мягко говоря, не радует самого музыканта. В детстве, у меня у самого были в коллекции какие-то пиратские записи Хендрикса, был концертник "Live At The Forum", двойной диск, надо сказать приличного качества. Но мне бы хотелось еще лучше играть на концертах, чтобы и сами живые записи были лучше. Я слышал какие-то записи, на которых я стараюсь нажимать на педали, играть и одновременно петь, и это нечто ужасное.

Но обычно ты говоришь, что на концертах играешь гораздо хуже той оценки, которую дает аудитория.

Ну, да. Лучше, когда я выхожу на сцену и отрываюсь, концентрируюсь на игре в составе группы, а не пропадаю в каком-то своем обособленном мире. Моя главная проблема на концертах состоит в том, что я начинаю спешить. Начинаю выбиваться из ритма, потому что в этот момент забиваю себе голову разными мыслями. Куда лучше, если я в расслабленном состоянии играю в связке с музыкантом.

На недавних фото ты принимаешь награду из рук Би Би Кинга и Лэс Пола.

Да, в Нью-Йорке. Это была награда "Gibson’s Les Paul Horizon Award". Мне было очень приятно стоять на одной сцене с этими двумя музыкантами. Би Би Кинг оказался таким радушным. Мне просто нравится находиться с ним в одном помещении. Я знаю, что его все преследуют и все такое, но он просто прекрасный и сердечный, и к тому же такой джентльмен. Великий человек.

А с кем бы тебе больше всего хотелось бы пообщаться?

Я бы не прочь устроить посиделки с Би Би Кингом. Тогда в Нью-Йорке, я просто был готов упасть на четвереньки. Ты видел один рекламный ролик, в котором парень пытается купить машину в соседнем от "Toyota" салоне, а продавец хватает его за лодыжки и тащит по полу, и при этом причитает: "Не бросай меня, не бросай меня!"? Примерно тоже самое я переживал стоя рядом с Би Би Кингом: "О, пожалуйста, разрешите мне с вами поджемовать". (смеется) Я всегда готов сыграть со Стивом Морсом, а еще хотелось бы поиграть с Пэтом Мэтени. Он – один из моих любимых музыкантов. Он такой влиятельный и элегантный. Пэт реально умеет терзать гитару, но при этом не выбивается из контекста песни, и ещё не бравирует своим гитарным мастерством. На мой личный взгляд, Пэт – первый приемник продолжения наследия Уэса Монтгомери.

А как ты относишься к гитарному героизму?

В общем и целом, надо больше внимания обращать на игру музыкантов, чем на самих музыкантов. Слушатель может по достоинству оценить твою игру, но когда ты все делаешь в стиле "гитарного героя", с таким же успехом можно воткнуть микрофон перед кабинетом "P.A." и пусть гитара фонит бесконечно. У настоящих музыкантов совсем другие устремления. Гитарный героизм превращается в никому не нужный фидбэковый луп. Вместо того, чтобы делать свое дело, вдруг начинаешь задумываться о том, что ты делаешь. Думаешь, насколько это хорошо или плохо, насколько это хорошо со слов других – и все это совершенно ненужно и бесполезно.

Когда тебя поджимают сроки сдачи записи в производство, и ты переживаешь стресс, что помогает тебе сосредоточится исключительно на музыке?

Когда о самой музыке просто не думаешь. Но по большому счету, мы работаем по 12 часов каждый день, очень плотно работаем над музыкой. Лично я жить не могу без медитации. Слава богу, мне позволено делать перерывы и ненадолго отвлекаться от работы.

Сочиняешь что-то прямо во время медитации?

О, как бы я этого хотел! Я только "за". Надеюсь, что когда-нибудь у меня и получится. Было бы здорово, и я работаю над этим. В идеале, хотелось бы иметь возможность сконцентрироваться и забыть обо всем постороннем, что очень непросто. Нас крутит в вихре жизни, и мы строим грандиозные планы, но на самом деле, жизнь диктует нам свои условия. Мы бы с большим удовольствием собрались бы в одной комнате, остановились, и разобрались, как манипулировали нашими желаниями, что у нас есть, а чего нет, от чего мы можем избавиться, и что нам мешает. Нам стоит попробовать разобраться с той манипуляцией, которая влияет на нашу жизнь. Мы можем управлять ситуацией только за счет возможности обретения лучшей и беспристрастной интуиции. Я продолжаю к этому стремиться и это очень трудно делать во время записи, сидеть и отгонять от себя разные мысли, типа: "Интересно, может быть, ради достижения лучшего тона, мне стоит передвину этот микрофон на один дюйм". Настоящее безумие.

И последний вопрос. Как называется твоя новая пластинка?

Если честно, то я пока что еще не знаю. У меня есть несколько рабочих названий: "Frisky In The Night" ("Ночные Игрища"), как тебе такое? Как насчет "Larry In The Night"? "An Antelope Named Larry"? "Lost In Downtown Manhattan"? Нет, на самом деле, в качестве рабочего названия мы используем "An Antelope Named Larry". Ещё у меня было название "Long Past Meadow", но я не уверен.

Eric Johnson

guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин