|
Бадди Гай: Не дадим блюзу умиреть! |
Источник: progita.ru
В течении более чем пятидесяти лет Бадди Гай (Buddy Guy) создавал поразительно честную и проникновенную музыку. Вместе со своим другом, напарником и наставником, Би Би Кингом (B.B. King), Гай (Guy) заложил основы блюзовой гитары и по своему влиянию превзошел таких парней, как Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Джеф Бекк (Jeff Beck), Джимми Пейдж (Jimmy Page) и Стиви Рэй Воэн (Stevie Ray Vaughan), уже не говоря о сотнях и тысячах других гитаристов.
Гай (Guy) получил пять Грэмми, 23 награды W.C. Handy, награду века журнала Billboard, Национальную Медаль Искусств, врученную прези - дентом Соединенных Штатов, и был посвящен в 2005 году своим старым другом Эриком Клэптоном (Eric Clapton) в «Зал славы рок-н-ролла». Он выпустил множество альбомов, играл для миллионов людей со всего света, и продолжает шокировать фанатов блюза, в то время как большинство его товарищей по цеху ушли на пенсию, и теперь играют свой блюз в домашнем кресле.
В последнее время интерес к блюзу уменьшается, и Бадди Гай (Buddy Guy) один из немногих, кто продолжает давать концерты такой направлен - ности. Он, без тени сомнения один из наиболее успешных блюзовых гитаристов в мире, наряду с Би Би Кингом (B.B. King), с которым он был в туре последние несколько месяцев. Невозможно не узнать звук его винтажного усилителя Fender Bassman или модернового Chicago Blues Box и голос, который звучит как разрывающийся нерв. Его живые выступления можно назвать уроками напряжения и расслабления, громкости и легкости, сладости и ярости, и все это на фоне его таланта и умения превосходно держать себя перед публикой. Это не редкий случай, когда Бадди (Buddy) совершает прогулку сквозь толпу во время своего затянутого соло. Публика, несомненно, остается в восторге. И это происходит вновь и вновь на его шоу.
Давным-давно, во времена сотрудничества с Chess Records, Гай (Guy) проделывал много сессионной работы, чтобы оплатить счета. Хозяин лейбла Леонард Чесс (Leonard Chess) называл игру Бадди (Buddy) слишком шумной и пытался заставить его записать ритм-энд-блюзовые вещи, баллады и инструментальные композиции, то есть то, что выбивалось из стиля Бадди (Buddy). Так продолжалось до тех пор, пока миру не стали известны такие самородки как Хендрикс (Hendrix), Клэптон (Clapton) и Бекк (Beck), после чему ему было разрешено записать свою музыку такой, какой он сам ее видит и чувствует. После тринадцатилетнего перерыва без контракта на запись Гай (Guy) заключил сделку с Silvertone Records и выпустил Damn Right I’ve Got The Blues, альбом, который в 1991 выиграл первую награду Грэмми.
Что побудило тебя однажды взять в руки гитару?
В детстве мою голову будоражила достаточно бурная, как казалось мне в то время, смесь музыки. С одной стороны было кантри и западная музыка таких исполнителей, как Хэнк Вильямс (Hank Williams), Эдди Арнольд (Eddy Arnold) и Рой Роджерс (Roy Rogers). Так же, конечно, Би Би Кинг (B.B. King), Лайтнин Хопкинс (Lightnin’ Hopkins) и прочие блюзмены. Но когда мы всей семьей приходили в церковь на воскресную службу, то там я тоже слышал музыку, которая и являлась второй, неотъемлемой частью смеси, бушующей у меня в голове. Это были госпелы, распеваемые церковными хорами. Я спросил у дедушки, занимался ли кто-нибудь в нашей семье музыкой, и узнал, что никто до меня во всем роду не обладал музыкальным талантом. Тогда у нас не было фонографа. В общем-то, даже электричества не было, но было радио, и мы любили его слушать. Чаще всего по нему передавали комментарии о текущем бейсбольном матче, но когда игры откладывались из-за погодных условий, то из маленького динамика можно было услышать замечательнейший блюз. Первое подобие музыкального инструмента я сделал себе сам. Взяв две струны, я закрепил их на деревянной доске, используя мамины шпильки. Помню, она была очень удивлена, когда они вдруг пропали.
Не реже, чем раз в неделю в моей конструкции что-то ломалось, но я не отчаивался, а продолжал экспериментировать. Представляете, с чего я начинал? В то время на меня очень сильно повлияли T-Bone Walker (T-Bone Walker), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Литтл Уолтер (Little Walter) и, конечно же, Лес Пол (Les Paul).
Я знаю, что Гитар Слим (Guitar Slim) неплохо повлиял на тебя. Расскажи, каким образом он помог тебе сформировать свой собственный стиль игры?
Однажды я отправился на его выступление в Baton Rouge. Он вышел с «золотым» Les Paul, от которого вился длинный шнур. Раньше я никогда не видел ничего подобного. Он был одет в ярко красный костюм, потрясно играл, и обладал причудливыми ужимками, которые свойственны настоящему артисту. Он пришелся по нраву публике. Я многое позаимствовал у этого парня. В целом, я бы хотел выглядеть как Слим (Slim) и звучать как Би Би (B.B. King).
Мадди Уотерс (Muddy Waters) помог тебе, когда ты приехал в Чикаго, не так ли?
Ну, когда меня представили ему, я уже третий день ничего не ел. И тогда я не знал, кто он такой. Но он поинтересовался, голоден ли я, и угостил меня сэндвичем с салями. Затем он помог мне попасть на Chess Studios, где я устроился сессионным музыкантом.
Расскажи про свои ранние записи. Насколько я знаю, братья Чесс (Chess) долгое время не давали тебе записать ту музыку, что ты хочешь. Почему они были против?
Они считали мой стиль игры шумным. И сам материал казался им слегка необычным, чересчур «жарким». И так продолжалось, пока мир не узнал таких парней как Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix). Их стиль был более резок и порой даже ожесточен, в отличие от классического блюза. Леонард Чесс (Leonard Chess) послушал записи Джимми (Jimi) и осознал, что он играет почти то же самое, что я хотел играть все это время. Смекнув, что, вероятно, мои записи тоже будут иметь успех, он дал мне полную свободу.
Расскажи о своей первой гитаре.
Первой моей хорошей гитарой была акустика Harmony, которая стоила тогда 52 доллара. На ней я учился играть. Сейчас она находится в зале славы рок-н-ролла.
Сначала ты играл на стратах, затем на белом гибсоне SG, после этого перешел на Guild Starfire. Сейчас ты опять вернулся к стратокастерам и даже выпустил свою именную модель. Почему все-таки страт?
Сначала у меня был Les Paul, но кто - то проник в мои апартаменты в Чикаго и украл его. Я одолжил немного денег у женщины по имени Тереза (Theresa), которая была хозяйкой бара Theresa’s Blues Lounge, и купил страт цвета санберст. Тереза (Theresa) сказала, что я могу отработать долг, играя в ее баре. Идея пришлась мне по душе. Тот страт по-прежнему у меня. А белый SG я отдал своему племяннику еще давно.
Однажды, я увидел трещину на головке грифа, и понял, что у меня вряд ли когда-нибудь найдется время, чтобы привести его в порядок и понадеялся на подрастающее поколение.
На Guild Starfire я играл, пока не остановили их производство. Первая, которую они мне вручили, была красной Starfire III. Эрик Клэптон (Eric Clapton) тоже получил одну, примерно в это же время.
Что ты можешь сказать про особенности своей именной модели? Ты приложил руку к ее дизайну?
Еще как приложил! Мне хотелось держать в руках ярко выраженный V-образный гриф, и, в то же время достаточно удобный для игры. Я предложил использовать бесшумные фендеровские звукосниматели (Fender Noiseless). Я вернулся к стратам потому, что считаю их самыми долговечными и прочными, им не страшен никакой износ. Больше всего я не люблю, когда что-то случается с моей гитарой и мне приходится покупать новую. Допустим, ты оставишь ее на полу, а кто-то случайно наступит и сломает что-то. Но страт может выдержать все.
И расскажи напоследок про свою polka-dot.
Когда я покидал Луизиану, я сказал матери, что отправляюсь в Чикаго, чтобы найти работу, заработать немного денег и вернуться домой в polka-dot Кадиллаке. Мама очень переживала, что я попаду в какую-нибудь передрягу, буду бедствовать, и, в общем-то, некоторое время дела действительно обстояли именно так. Но все это в прошлом. Сейчас моей мамы нет в живых, она умерла в 1968 году, но я помню, что пообещал ей однажды и сейчас у меня есть черный фендер с белыми крапинками на корпусе. А Кадиллак, по правде говоря, я не хотел никогда.
Я был очень удивлен, когда узнал, что ты используешь электроситар от Jerry Jones. Не хочешь поделиться историей его приобретения?
Я увидел его, когда однажды был в Нэшвилле и не смог себе отказать и не приобрести его. Я не переставал задаваться вопросом, что же будет, если попробовать использовать его в моей музыке? Я поговорил со своей звукозаписывающей компанией, и они были не против того, чтобы я использовал ситар в записи. Вы можете услышать его на моем последнем альбоме.
Расскажи про усилители, которыми ты пользуешься.
Сейчас я чаще всего использую Chicago Blues Box, он сделан на заказ, специально для меня. Он воспроизводит звучание старого фендеровского усилителя Bassman настолько точно, насколько это возможно. Таких больше никто сейчас не делает.
В прошлогоднем каталоге Gretsch я видел фото с тобой, играющим на их гитаре. Ты часто ей пользуешься?
Честно говоря, не припомню такого, что бы я играл на их гитаре. Разве сейчас Fender торгует продукцией Gretsch? Но, так или иначе, теперь у меня слишком много гитар и всех не припомнить, так что я могу ошибаться.
Расскажи про свою именную мартиновскую акустическую гитару.
Сотрудники Martin связались со мной и сказали, что хотят сделать именную акустическую гитару для меня. Я, конечно, согласился, но у меня было условие, что некоторая часть дохода пойдет в фонд бедных. На мой взгляд, самая насущная проблема этой страны – нехватка внимания и помощи беднякам. У государства есть все возможности, но оно не делает почти ничего. Я стараюсь периодически заниматься благотворительностью и жертвую часть своих доходов церкви милосердия.
Большинство наших читателей тратит немало времени и денег, работая над звуком, и иногда это перерастает в одержимость. Что ты думаешь насчет этого?
Старые усилители Bassman дают мне именно тот звук, что мне нужен. Думаю, что я был первым, кто стал использовать гитарный фидбэк. Однажды ночью, отыграв в клубе, я положил свою гитару, а кто-то случайно задел третью струну, и началась обратная связь. Я просто сидел там и слушал, и понял, что это можно использовать в моей музыке. Когда в 1968 году я выступал в Сан-Франциско, ребята из Grateful Dead и некоторые другие гитаристы поинтересовались, через что я играю, настолько понравилось им мое звучание. Я ответил, что это всего лишь старый Bassman. После этого все они тоже начали его использовать.
Так же я был удивлен, что ты не используешь никаких педалей перегруза во время своих выступлений. Экспериментировал ли ты раньше с примочками?
Вся сила в пальцах, дружок. Я учился играть еще тогда, когда всех этих педалей и в помине не было. Конечно, я пробовал различные примочки, но понял, что все это не мое. Намного больше мне нравится на полную выворачивать ручку громкости на моем усилителе и наслаждаться естественным звучанием.
Значит, wah-wah - единственный эффект, который ты используешь?
Да, но и его я использую нечасто, а лишь тогда, когда нужно получить немного звука а-ля Джимми (Jimi).
Ты оказал огромное влияние на таких гитаристов, как Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Джеф Бекк (Jeff Beck) и Стиви Рэй Воэн (Stevie Ray Vaughan). Расскажи пару историй про ваши отношения с кем-нибудь из них.
Однажды, беседуя с Эриком Клэптоном (Eric Clapton), я сказал, что очень люблю его песню, которую они сделали с Cream, “Strange Brew”. Он ответил, «Ну конечно! Там же полным - полно твоих фраз!». И Джеф Бекк (Jeff Beck) и Стиви Рэй Воэн (Stevie Ray Vaughan) рассказывали мне о том, как я на них повлиял. Стиви Рэй (Stevie Ray) - один из моих лучших друзей.
Какими были семидесятые и восьмидесятые для тебя? Кажется, это было суровое времечко для музыкантов, играющих блюз.
Это действительно было тяжелое время, для всех нас. Было почти невозможно заработать хоть сколько-нибудь денег, играя блюз. Миром правило диско и длинноволосый хард-рок. И так продолжалось до конца восьмидесятых, или, даже, до начала девяностых.
Похоже, история движется по спирали, не так ли? Теперь ты признанная звезда, но у других, менее известных блюзменов, не самый лучший период. Все больше тематических блюз-роковых баров разоряется, закрывается и вовсе стирается с лица земли. Публика, интересующаяся подобными вещами, постепенно вымирает.
Да, так и есть, я наблюдаю похожую картину в своем баре в Чикаго. Законы неплохо навредили барам. Нельзя курить, нельзя пить. Если закроется мой бар, то в Чикаго останется всего лишь три подобных места. Это правда, всем нелегко.
Музыкантам всегда было тяжело выжить, а сейчас блюзменам тяжелее всего, из-за острой нехватки мест, где можно выступить. Целое поколение выросло на музыке Стиви Рэя (Stevie Ray), но сейчас все они переросли, изменились, и их интересы изменились вместе с ними. Когда я не на дороге, то стараюсь каждую ночь хотя бы пару часов провести в своем баре. Вы очень долго были в туре вместе с Би Би Кингом (B.B. King). Расскажи, как он прошел?
Все было просто потрясающе. Мы с ним давно знакомы и совместная работа приносит нам не мало удовольствия. Завтра у нас очередной концерт, после которого мы уходим в отпуск до февраля, а затем, надеюсь, вновь возобновим концертную деятельность.
Я ожидал услышать ваш совместный джем, но этого не произошло.
Ну, человек предполагает, а Бог располагает. Автобус Би Би (B.B.) припозднился, когда он прибыл, я уже отыграл свою программу и покидал площадку. Думаю, что во время зимнего тура нам удастся состыковаться и порадовать тебя и остальную публику.
Есть ли какие-нибудь молодые современные блюзмены, которые тебе по душе?
Да, например, один из моих лучших друзей – Джон Майер (John Mayer). У него в репертуаре немало поп песен, но в душе он любит блюз. Он играл на моей последней записи, вместе с Дереком Траксом (Derek Trucks) и Сьюзан Тедеши (Susan Tedeschi). Еще есть десятилетний парень по имени Квин Салливан (Quinn Sullivan), который превосходно владеет гитарой. Прямо сейчас мы записываем его первый материал. Однажды ночью мы играли вместе, он сидел рядом с Би Би (B.B.) и мы все прекрасно чувствовали друг друга. Ты обязательно должен услышать этого парня
Не хочешь дать пару советов, подрастающему поколению гитаристов?
Никогда не убирайте далеко свою гитару, играйте как можно больше. Иногда, когда я устал или расстроен, я ставлю гитару в угол и просто смотрю на нее. И, в конце концов, неизменно вновь беру ее в руки и продолжаю играть. Никогда нельзя сдаваться. Если ты веришь в себя и в музыку, то нужно продолжать трудиться пока не добьешься того, к чему стремишься.
Ты вырос в Луизиане, отправился в Чикаго, долгое время голодал и бедствовал, но вытерпел все невзгоды и теперь ты уважаем, и живешь в достатке. Ты никогда не думал, что события твоей жизни могли бы сложиться как-то иначе?
Нет. Я никогда не заглядывал далеко вперед. Мне очень повезло, что все так успешно сложилось. Если у тебя есть сердце, душа и вера в то, что ты делаешь, то продолжай делать это! Раньше я думал, что найду работу, поиграю сессионным музыкантом, когда-нибудь уволюсь, найду другую работу. Очень смутно все себе представлял. Но оказалось, что, играя на гитаре, тебя может ожидать большое будущее. Все сложилось так, как я не планировал, и стало делом всей моей жизни.
Оборудование Бадди:
Гитары:
Fender Buddy Guy Signature Custom Shop Stratocaster, blonde finish, Fender Noiseless pickups, serial number 0042
Fender Mexican black and white Buddy Guy Signature Polka Dot Stratocaster, Fender Noiseless pickups
Jerry Jones Electric Sitar
Martin JC Buddy Guy Signature acoustic prototype
Так же, изредка, Бадди (Buddy) пользуется телекастером.
Усилители:
Два именных усилителя Chicago Blues Box, в точности копирующие звучание и дизайн винтажного Fender Bassman, используемые с десяти дюймовыми динамиками Jensen и микрофонами Groove Tubes. Бадди (Buddy) задирает все ручки вверх по максимуму, кроме баса, который опущен вниз. Так же он использует Fender Vibroverb, Twin Reverb и повторно выпущенный Bassman.
Эффекты:
Dunlop Buddy Guy Signature Wah
Shure UR-4D Wireless
Radial JD-7 Signal Splitter
Аксессуары:
Струны Ernie Ball .011–.048
Треугольные медиаторы Dunlop средней толщины с надписью «Buddy»
Гитарные ремни Jodi Head
Барабанные палочки Vic Firth 5A (используемые для эффекта щебетания птиц на струнах).
|