Музыкант-памятник, безмолвный (после нескольких попыток Дерек оставил пришел к выводу: Бог не дал мне голоса), неподвижный на сцене. Даже мимикой Тракс, самый младший из великой команды «Братья Оллмэны», не многим отличается от вечно невозмутимого Будды. Поразительный контраст с его причудливыми соло, напоминающими то звучание Терменво?кса, то крики испуганной птицы. У него собственная группа с 1994, которая, судя по всему, превратилась в семейное предприятие: Дерек, ему 31 год, всё чаще выступает вместе с женой, 40-летней певицей и гитаристкой Сюзан Тадески, а с будущего года их семейный альянс сцементирует профессия – они решили объединить группы и гастролировать вместе. Впрочем супруги убедились, что эта комбинация для них максимально гармонична: они выступали вместе, на ходу назвавшись "Soul Stew Revival" (Возрождение «сборной солянки» в стиле соул). За плечами Тракса 9 альбомов, премия «Грэмми», гигантское уважение коллег, респектабельные профильные журналы занесли его в списке самых выдающихся «эксменов» - гитаристов-виртуозов. Вполне вероятно, правы те, кто расценивают новый концертный альбом Дерека и его группы "Roadsongs", как лебединую песню проекта The Derek Trucks Band. Если это прощание с группой, а также успешным, продуктивным десятилетием, то этот финальный аккорд получился по-настоящему убедительным.
У Сюзан и Дерека двое детей. В 2006 году одному было 4 года, другому – всего полтора. Проводя 300 с лишним дней в году на гастролях, Дерек с тревогой в сердце ощущал, что удаляется от них. В этом состояла главная проблема: да, с Сюзан и мальчиками они регулярно виделись (Тедески возила детей с собой – от одной концертной площадки к другой). Но какая же это семья? Стоило притормозить… Решение на этот счет он фактически принял, когда раздался этот звонок. «Кто, извините?»– переспросил с удивлением Дерек Тракс. «Это Эрик Клэптон», - ответили на другом конце провода с улыбкой. Есть такие предложения, знаете ли, от которых невозможно отказаться. Боги спускаются на Землю (иногда), и делают такие предложения. Великий Клэптон приглашал Дерека поработать в студии – тогда шли сессии звукозаписи, совместные с Джей Джей Кейлом. И Дерек, конечно, бросился в Лос-Анджелес. Он сыграл на нескольких треках этой пластинки и получил другое приглашение. И от него тоже невозможно было отказаться. Клэптон предложил 27-летнему гитаристу занять место в его группе и отправиться в мировые гастроли. «Только у меня одно… условие: жена и дети поедут со мной». «Нет проблем», - кивнул Клэптон.
Таким образом, 2006-2007 годы стали пиком карьеры Дерека Тракса. Он вошел, так сказать, в круг любимцев «Слоу-хэнда», при этом он оставался гитаристом «Де Оллман Брадерс Бэнд» и стоял во главе собственной очень успешной команды – «Де Дерек Тракс Бэнд». Дерек достиг всего, о чем может мечтать артист в 27 лет. Он был богат, знаменит, достиг всех целей и к тому же – счастливый семьянин. Достичь такого потолка еще до 30… Счастье? Вызов? Риск?
У Дерека Тракса есть безотказный ресурс, если не страхующий его, то дающий надежду, что все еще только начинается. Он фанатично предан музыке. Этот фанатизм не написан у него на лбу и обходится без эксцентрики и экзальтации, присущих звездам. От молчаливого блондина с волосами, собранными сзади в пучок, не услышишь лишнего слова. Он словно осторожен, очень спокоен и, как видно, внутренне в абсолютной гармонии со своим делом и немногими окружающими его людьми. Невзыскательность Тракса к внешним искушениям выражается в простых вещах. Он обходится простой одеждой – джинсы и майка, простой едой, играет до сих пор на гитаре, которую ему подарили родители на 15-летие, не носит украшений. Дерек равнодушен, что противоречит истории и философии «Оллманов», к любым стимуляторам и не видит смысла в богатстве и дорогих вещах. «Типичный комплекс миллионера-интеллектуала», - смеется, не скрывая гордости за сына, Крис Тракс. В 70-е годы Крис, младший брат одного из основателей «Де Оллман Брадерз Бэнд», и ныне сидящего за ударной установкой Ватча Тракса, служил гастрольным менеджером «Оллманов». Дерек утверждает, что отец неплохой гитарист и именно он дал первые уроки владения инструментом сыну, и когда мальчик в 9-10 лет освоил азы обращения с инструментом – нанял ему учителя музыки. По преданию (оно же и реальный факт), слайд – стеклянный пузырек от обезболивающих таблеток, которыми пользовался легендарный Дуэйн Оллман, на палец нынешнему виртуозу и своему любимцу надел сам Грег Оллман. Грег, бессменный певец, органист и автор ансамбля собственного имени, сказал при этом: «Держи, малыш. Он принесет тебе удачу». Ну, видите, он оказался прав.
Дерек Тракс. Он рос, путаясь под ногами у величайших музыкантов Америки и, вероятно, у Дерека в каком-то смысле не было выбора, так же как у его младшего брата, Дуэйна Тракса (он играет на барабанах). Им положено было стать музыкантами. Однако даже в этой среде – редкость столь фантастически одаренные отпрыски. Бессмысленно говорить о Дереке Траксе: «Он пошел по стопам своего выдающегося предшественника Дуэйна Оллмана». Бессмысленно, поскольку то, что делал почивший в 71 году великий музыкант, далось нашему герою без усилий. Он может сыграть любую партию Дуэйна с любой пластинки по первому требованию – у него энциклопедическая поразительная музыкальная память и редкая способность в кратких фразах, состоящих из музыкальных терминов, объяснить любой стиль.
Когда началась карьера Тракса? Ответ зависит от того, что вы вкладываете в этот вопрос. Как ребенок-диковина – а ростом он был ровно в высоту своей гитары – Дерек вышел на сцену в 12 лет. Сметливый Крис Тракс рассудил: к чему держать талантище за закрытыми дверями, раньше начнешь – большего достигнешь. Опять же деньги – не последний аргумент. И в один прекрасный день наш герой от выступлений в телевизионных шоу и конкурсах «Мы ищем таланты» перешел к серьезному. Вернее, вышел – вышел в майке с Микки Маусом и взрослым «гибсоном» на сцену вместе с «Де Оллман Брадерз Бэнд». Шел 1992 год.
Soul Stew Revival at Mizner Park. 12/28/07/Fhoto: flickr.com
Сказать, что он не получил никакого образования – не совсем точно. В середине 90-х годов Дерек до такой степени увлекся стилем qawwli, что проучился несколько месяцев в специальном колледже в Калифорнии. Эта музыка пришла из Пакистана и Восточной Индии и хотя она по преимуществу вокальная, там есть и один любопытный музыкальный инструмент, заинтересовавший Тракса. Он называется сарод, многострунный щипковый инструмент, гриф которого лишен ладов. Дерек учился у виртуоза этого стиля, пакистанца по имени Нусрат Фейти Али Хан. Отголоски стиля теперь слышны то тут, то там в соло американца.
Кстати, о влияниях. Всем известно, как прочно блюз связан с церковной музыкой черных баптистов - с госпел. Конфессия по всему миру, а в Америке в частности, дробится на бессчетное множество всевозможных ответвлений, церквей и сект. Одно из течений исповедует свой музыкальный стиль под названием «секрет стил». Главный инструмент здесь – особая слайд-гитара: гриф со струнами, лежащий на специальном столике-подставке. У этой группы протестантов это и аккомпанирующий, и солирующий инструмент. Исполнять госпел не просто слайдом, то есть имитировать голос солиста церковного хора, - в этом смысл стиля «секрет стил». Он вдруг стал необыкновенно интересен широкой публике, получив свою поп-звезду – чернокожего гитариста Роберта Рэндольфа. Роберт выступает на джазовых и блюзовых фестивалях, ездит на гастроли с поп-звездами, учит желающих своей технике. Батч Тракс не только его поклонник, но и хороший приятель.
Хотя это другая история, напомню, что изначально братья Оллманы, прежде всего Дуэйн и его младший брат Грег, все их компаньоны, а также их семьи, подружки, собаки и кошки жили одной хиппической коммуной. Дело происходило в штате Джорджия, на отшибе, в строении под названием «Большой Дом». В отличие от цыганского табора семья Оллманов не перемещалась по земному шару, а жила в гармонии, которой им, особенно женской части коммуны, удавалось достигать при помощи двух эффективных средств. Во-первых, музыки – ею было пропитано буквально все пространство внутри и вокруг этих людей в диаметре не менее 50 метров, - а также при помощи безостановочного кочумания. Вся компания бесконечно торчала – больше, меньше, но почти весь блаженный переход от 60-х к 70-м. В «Большом Доме» тут и там стояли кувшины с «психоделическим чаем», настоянным на галлюциногенных грибах. Этот чай пили… просто как чай. Не говоря уж о конопле, которую тоже можно было учуять в воздухе примерно на таком же расстоянии, как и разносящуюся негромкую музыку. Метров 50-100.
Словом, у всей компании – молодые люди и молодые женщины, некоторые уже с детьми – существовали общие интересы и даже нечто вроде философии.
В какой-то момент в орбиту ее мощного музыкального влияния, ее харизмы залетел порхавший тогда в поисках своего собственного места под музыкальным солнцем Эрик Клэптон. Один из самых известных альбомов классического рока «Дерек энд Де Доминос». К его созданию приложил руку Дуэйн Оллман. Дуэйн играет на этой пластинке, у него был плотный – почти идеальный - музыкальный контакт с Клэптоном. И, как представитель причудливой субкультуры под названием «Братья Оллманы» или «Южный рок», он оставил существенный след в этом проекте.
Дерек Тракс еще не родился, когда происходили описанные события. Вы спросите, имеет ли он с ними связь? не с обложки ли той пластинки, не мудрствуя лукаво, пришло его имя? – точно! Бинго! Именно так.
Еще несколько слов о круге Оллманов, об этой музыкальной семье, которая обросла уже.сотнями персонажей. С 1997 года сам ансамбль вступил в полосу кадровой чехарды. Уходили и приходили разные гитаристы. Когда в 1999 начали подыскивать очередного, Батч Тракс тихо молвил: «А чего тут искать? Дерек – супер. Он у нас на подхвате – сколько? – да лет 10, наверно. И потом (и тут он широко улыбнулся), Дерек же член семьи».
Хотя младший Тракс носит фирменную майку Оллманов с их фирменным знаком на груди, галлюциногенным мухомором, он – без вредных привычек. В жизни он очень разный, хотя по большей части на редкость спокойный и по-тихому радостный молодой мужчина. На сцене – это точно! – действительно словно памятник, настолько он погружен в свою музыку.
Для «круга Оллменов» и для Дерека в частности 2010 год стал годом неопределённости. Подхваченный ещё в 2007 гепатит ЦЕ доконал Грэга Оллмэна – он был поставлен перед выбором: пересадка печени или смерть. Трансплантат, слава Богу, нашелся, в конце июля успешно прошла операция. Даже назначены концерты на ноябрь. Однако осторожное окружение качает головой – не слишком ли Грэг горячится? Это ведь не насморком переболеть…Так или иначе планы – а в них были вовлечены все, включая Дерека – пошли насмарку.
The Derek Trucks Band сейчас притормозился – Тракс пишет музыку, готовится в грядущим гастрольным, когда рядом с ним – на сцене и вне её – окажется жена, миссис Тедески.
Live at the Pompano Beach Amphi-theatre December 29, 2006/Fhoto: flickr.com