weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Роберт Плант: Золото, платина, свинец...

fuzz-magazine

Роберт Плант

Сейчас в афишах пишут о нем: «Магический голос LED ZEPPELIN». Странный подход – тем, кто не слышал LED ZEPPELIN, это определение ничего не скажет, а тем, кто слышал хоть раз, не нужно объяснять, что за голос у Роберта Планта.

Пронзительный, обличающий, просительный и сладкий, обольстительный, страстный, разрушительный – каких только определений ему ни давали. И все же невозможно описать, что происходит в душе и теле при первых же его звуках, – взмывающих в стратосферу и падающих в пропасть, то обволакивающих нежностью и теплом, то неистово крушащих барабанные перепонки. Все чувства, желания и сны, которые могут быть спеты, – спеты именно этим голосом. Неповторимо. Незабываемо. Блеск золота, мерцание платины, тяжесть свинца; шелест трав, плеск воды, шепот ветра; крик любви, слезы радости и стон боли – в нем есть все. И еще многое.

И все же человек, которому досталось по воле небес владеть этим голосом, – больше чем его вместилище. Иначе не было бы магии. Наполнить всеми оттенками жизни простую вибрацию голосовых связок под силу лишь творцу, художнику, личности. Плант прошел длинный путь, он уже немолод и, может быть, не так теперь откровенен, даря слушателям то, на что способен лишь он один. Но это не имеет значения. Ничего не имеет значения, – кроме этого голоса и этих песен.

Предыстория

Роберт Энтони Плант родился 20 августа 1948 года в западном Бромуиче, графство Стаффордшир, Англия. К 13-ти годам увлекся музыкой, к 16-ти – отрастил волосы и бросил школу, чтоб полностью посвятить себя музыке: «Я решил, что если к 20 годам ничего не достигну, то брошу ее. Но в глубине души я знал, что в любом случае занятия музыкой не оставлю, – потому что если чем-то увлекаешься всерьез, то финансовый успех не имеет значения». Родители Роберта не разделяли его точку зрения, так что, в конце концов, он ушел из дома и поселился у своей подруги Морин, с которой познакомился в 1966 году на концерте Джорджа Фейма. Пел Плант в то время в местных группах – THE CRAWLING KING SNAKES (где впервые встретился с Джоном «Бонзо» Бонэмом), BLACK SNAKE MOAN, THE DELTA BLUES BAND и пр. – в основном, блюзового толка. Сам Роберт всерьез увлекался нью-орлеанским роком и ритм-энд-блюзом; нутряные вопли американцев ему нравились больше модного тогда в Англии аккуратного клубного фолка, и свою вокальную манеру, соединившую «белый» профессионализм с «черной» экспрессивностью, он выработал, опираясь на заокеанские образцы.

В 1966 году он ухитрился заключить контракт с фирмой «CBS», которая выпустила его сингл с группой LISTEN «You Better Run/Everybody’s Gonna Say» (1966) и сольные «Our Song/Laughing, Crying, Laughing» и «Long Time Coming/I’ve Got A Secret» (1967); все три не имели никакого успеха. Потом подался в группу BAND OF JOY, которая тоже никому не была особенно нужна. Однако, поехав с ними играть в Лондон, Плант познакомился с Алексисом Корнером, бэнд которого послужил трамплином не одному десятку будущих звезд. Корнеру юный вокалист понравился и, когда BAND OF JOY благополучно развалились, Плант перебрался к нему и проработал с ним около года. Они начали запись альбома, который так и не вышел, однако песня «Operator» в 1972 году была опубликована на корнеровском сборнике «Bootleg Him!». Впрочем, тогда Плант уже имел в избытке и деньги, и славу, и гастрольную практику. У Корнера же в группе с заработками было туго. А тут еще женитьба, грядущее отцовство... Плант ткнулся в THE MOVE – безуспешно; снова вернулся домой и, подрабатывая на жизнь где попало, присоединился к еще одной local band – HOBBSTWEEDLE.

История: LED ZEPPELIN

В ней-то и застал Роберта молодой гитарист Джимми Пейдж, искавший новых музыкантов под название его уже развалившейся группы THE YARDBIRDS и контракт на пяток концертов в Дании. Бас-гитарист у Пейджа был – старый знакомец по сессионной работе Джон Пол Джонс. После поездки в Бирмингем на концерт HOBBSTWEEDLE Пейдж и Питер Грант (будущий менеджер LED ZEPPELIN) определились и с вокалистом, а тот порекомендовал на место барабанщика Джона Бонэма. На первой же репетиции все сложилось настолько круто, что уже через 3 недели они (пока под вывеской THE NEW YARDBIRDS) поехали в тур по Скандинавии, а потом, в октябре 1968 года, сразу сели в студию, чтоб записать дебютный альбом – уже как LED ZEPPELIN (название, по легенде, им придумали музыканты THE WHO). Альбом был записан за 30 часов, обошелся чуть более чем в полторы тысячи фунтов и стал, как писали в газетах сразу после его выхода, «поворотным пунктом в истории рок-музыки».

«Led Zeppelin» (17.01.1969)

Пластинка состояла из номеров, которые были обкатаны на недавних концертах; в их числе – блюзы «You Shook Me» и «I Can’t Quit You Baby» Вилли Диксона и авторский, очень красивый «Babe I’m Gonna Leave You», но отнюдь не они привлекали внимание и заставляли газетчиков называть эту работу «лучшим дебютом со времен «Are You Experienced»». LED ZEPPELIN внесли в «белый блюз» кучу новшеств, главными из которых были полиритмия и многочастность композиций, далеких от «куплетно-припевного» стандарта; сочетание жестких, тяжелых, давящих риффов («Dazed And Confused» как вершина метода) с разреженной атмосферой акустических вставок (и целой «Black Mountain Side»); бешеная энергетика соседствовала с тонкой лирикой и юмором (чего стоит якобы биографический рассказ Планта о том, как он стал многодетным отцом, в «How Many More Times»), джаз с фолком, – а «Communication Breakdown» считается предтечей всего хэви-метала. И это все сделала группа двух месяцев от роду!

Диск вышел на американском лейбле «Atlantic Records», которому неутомимый Грант впарил неведомую английскую группу «за глаза», без единого прослушивания. Он же зарядил еще до выхода пластинки тур LZ по Штатам, первый из четырех на этот год. Впрочем, не только в США, но и в консервативной Англии альбом – без единого сингла – к весне попал в топ-десятку, а LZ из разогревающих команд переместились в нишу хэдлайнеров. В Штатах их сразу оценили как мощную концертную группу. И поклонники все прибывали.

«Led Zeppelin II» (22.10.1969)

В перерывах между бесконечными концертами, турами и фестивалями (в том числе джазовыми) в США и Англии музыканты все же успевали сочинять новые песни. Второй альбом записывался урывками в разных студиях, но вышел абсолютно цельным и ровным; его можно назвать образцовым хард-роковым диском, хотя LZ считали, что играют тяжелый блюз. Конечно, блюзовая интонация оставалась – наряду с акустической гитарой, «Thank You» и «Ramble On». Но неважно, как это называется – важно, как это звучит. А «Heartbreaker», «Living Loving Maid» и особенно «Whole Lotta Love» звучали так, что крыши сдувало по обе стороны Атлантики. К ноябрю альбом уступал в чартах место только «Abbey Road» THE BEATLES, а через месяц скинул его оттуда, став последовательно «золотым» и «платиновым». И примером для сотен хард-н-хэви-групп во всем мире, обдирающих «LZ II» по сей день.

«Led Zeppelin III» (5.10.1970)

Пятый американский тур закончился тем, что Плант упал в обморок от усталости прямо на сцене. Бонэм и Джонс вернулись домой, а Пейдж с Плантом отправились отдыхать в Уэльс, в местечко Bron-Y-Aur (не решусь изобразить название по-русски), где, «среди красивой природы и красивых людей» написали несколько песен. Работа продолжилась с помощью передвижной студии в еще одном укромном уголке – поместье Хэдли Грейндж. Альбом, вышедший на фоне очередного американского тура, стал «золотым» еще по предварительным заказам, но прессой был принят прохладно. Все ожидали очередного блока хард-боевиков, а получили диск, который, конечно, открывался ударной «Immigrant Song» (голос Планта здесь сравнивали с воем баньши), но в целом был, скорее, джаз-фолковым, – с легким налетом психоделии, неожиданным прочтением народной песни «Gallows Pole» и изумительным блюзом «Since I’ve Been Loving You», где вокальная мощь и исполнительский драматизм Планта сопоставимы разве что с отдельными песнями Дженис Джоплин.

«Led Zeppelin IV» (8.11.1971)

На самом деле альбом так не назывался. Он не назывался вообще никак, – таково было решение музыкантов, которые даже вместо имен поместили на обложку выбранные ими для каждого магические символы. Но что-то ведь надо говорить продавцу в музыкальном магазине, обозначая желание купить именно эту пластинку! Поэтому в народе, кроме «LZ IV», прижились еще названия «Четыре Символа» и «Альбом Рун».

Записывался альбом тоже в Хэдли Грейндж и был готов еще в начале года, – остальное время заняло решение проблем с его сведением. Он довольно эклектичен – грубоватый «Rock’n’Roll» и тяжелющий, мощный «Black Dog» соседствуют с ироничными прохиппистскими полуакустическими номерами «Going To California» и «Misty Mountain Hop», а урбанистический безумный блюз «When The Levee Breaks» с прозрачной фолк-балладой «Battle Of Evermore» (с подпевками Сэнди Денни из FAIRPORT CONVENTION и мандолиной), – но удивительно красив. И, конечно, жемчужина альбома – «Stairway To Heaven», 8-минутная эпическая вещь, написанная Плантом в порыве вдохновения под впечатлением от книги Льюиса Спенсера «Искусство магии в кельтской Британии». По мнению Пейджа, «Лестница В Небо» максимально выражает суть группы – как коллектива музыкантов, творцов, единомышленников. По мнению всего остального мира, – это просто лучшая песня LED ZEPPELIN. До сих пор она звучит по радио без купюр, и до сих пор с первых же ее звуков перехватывает дыхание. Это вершина. Безусловная.

«Houses Of The Holy» (28.03.1973)

Опять проблемы с выпуском пластинки (впервые названной «по-человечески»), которая была готова полгода назад, – LZ всегда работали быстро, – на этот раз из-за неправильной печати обложки. Другое новшество – саунд: Джон Пол Джонс окончательно освоил орган, звучание которого придало альбому зыбкую, ирреальную атмосферу. Несмотря на удивительный в репертуаре LZ легкомысленный реггей «D’yer Mak’er» и едкую текстовую пародию на Джеймса Брауна «The Crunge», в целом диск идеально описывается названием одной из песен – «The Rain Song». Самая мистическая вещь – «No Quarter», где Плант уже не впервые обратился к образам скандинавской мифологии. Тотальное презрение прессы – и первые места в чартах по всему миру.

«Physical Graffiti» (24.02.1975)

Весь 1974-й год был, как обычно, занят концертами и гастролями (в США группа била все мыслимые рекорды посещаемости и сумм сборов), а также организацией собственного лейбла «Swan Song», на котором, после очередных мытарств с обложкой (раздвижной и вообще во многом новаторской), и вышел этот альбом – первый «двойник» LZ, ставший «золотым» опять только по предварительным заказам. Собственно, идея двойного альбома витала в воздухе давно, – хотя бы потому, что материал к каждому диску всегда записывался с избытком. На этот раз LED ZEPPELIN вытрясли почти все загашники: инструментал «Bron-Y-Aur» лежал со времен «LZ III», «Down By The Seaside», «Night Flight» и «Boogie With Stu» остались после сессий к четвертому альбому, а «Black Country Woman» и «The Rover» – после «Houses...». Пресса неожиданно приняла диск на «ура» («даже худшие песни диска на порядок интереснее любого хард-рокового альбома середины 70-х»), но, честно говоря, он получился слишком затянутым и стилистически разрозненным. Лучшие песни здесь – «In My Time Of Dying» (чумовая версия малоизвестной вещи Боба Дилана), а также поразительный блок «Trampled Underfoot»/«Kashmir»: первая – по-панковски прямолинейный и драйвовый гимн автомобилю, вторая – монументально-симфоническая поэма на восточные темы; обе, в сущности, построены на одном коротком повторяющемся риффе и демонстрируют, насколько нетривиально можно развить идею, заложенную еще в «Болеро» Равеля. Все прочее хорошо по отдельности, но плохо усваивается в комплексе. Хотя сами музыканты диском остались довольны, – хотя бы потому что, как обычно, вкладывались в каждую песню по максимуму.

«Presence» (апрель 1976)

Записи этого альбома предшествовали, во-первых, автокатастрофа, в которую Плант попал с Морин и детьми, отдыхая на острове Родос; во-вторых, вынужденная «налоговая эмиграция» музыкантов, которые, чтоб сохранить каторжным трудом заработанные средства (кто сказал, что трехчасовой концерт с полной выкладкой – это легко?), вынуждены были жить в Англии не более одного месяца в год. Дорвавшись, наконец, до студии в Мюнхене, на нейтральной территории, и истосковавшись по совместной работе, они записали «Presence» за 18 дней, работая по 14 часов в сутки. Все эти обстоятельства сделали альбом наиболее энергетически насыщенным из всех работ LZ. Закованный в гипс Плант пел с такой тоской и трагизмом, что финальный блюз о любви и разлуке «Tear For One» звучал как пророчество вселенской катастрофы, а открывающую диск 10-минутную «Achilles Last Stand» с ее гипнотически-спиральной структурой слушать было просто физически тяжело. Между ними был ряд компактных тяжелых песен в духе, пожалуй, «LZ II», но гораздо более взрослых, что ли.

На обложке, как всегда, была загадка: странный черный предмет, вмонтированный в картинки обывательского быта; символ цельности и непостижимости внутренней творческой жизни LED ZEPPELIN, присутствия магии среди обыденности. В общем-то, этот альбом, ставший «платиновым» по предзаказам и столь же быстро отвергнутый массами, так и остался скрытым сокровищем LZ – самым сильным и самым недооцененным.

«The Song Remains The Same» (18.10.1976)

Это саундтрек к фильму, вышедшему в тех же числах, но снятому еще 3 года назад Джо Маскотом и доделанному австралийским рок-документалистом Питером Клифтоном. LED ZEPPELIN как концертная группа всегда ценились выше собственных студийных работ; несмотря на то, что, по отзывам современников, в фильме запечатлен не лучший концерт LZ, зрелище – потрясающее: вокально-гитарные дуэли Планта с Пейджем, барабанные канонады Бонэма, энергия и мощь, которыми пропитана каждая секунда пребывания музыкантов на сцене... это надо видеть! Фильм также снабжен четырьмя игровыми вставками-клипами – фантазиями на темы характера каждого из музыкантов: Пейдж и его магическое alter ego, Джонс – жестокий ночной волк и добрый семьянин, Бонэм – автомобилист и фермер, Плант – рыцарь-викинг в поисках таинственной девы («по-моему, жизнь – это путешествие, и если цель его достигнута, уходит дальнейший смысл существования. Поэтому моя принцесса в финале исчезает...»).

Диск без видеоряда производит куда менее сильное впечатление, хотя и в нем есть свои пики: потусторонняя получасовая «Dazed And Confused», волшебная «No Quarter» и, конечно, «Stairway To Heaven» – не такая удачная версия, как студийная, но хранящая живое дыхание зала.

Несмотря на то, что пресса диск проигнорировала, а фильм обозвала «самым дорогим хоум видео в мире», хорошо, что они есть. Хотя бы потому, что, кроме бесчисленных бутлегов, нет ничего другого.

«In Through The Outdoor» (20.08.1979)

Фантастические по размаху и исполнению концертные туры – и оборвавшая их трагедия: 27 августа 1977 года пятилетний Карак, сын Планта, скоропостижно скончался от желудочной инфекции. Плант вернулся к семье и не показывался на людях год. Как только он нашел в себе силы продолжить занятия музыкой, группа немедленно отправилась в студию; на этот раз налоговая политика родины загнала их в «Polar Studios», принадлежащую ABBA. За три недели декабря в холодной, трезвой и аккуратной Швеции была записана, как оказалось, лебединая песня LED ZEPPELIN. Несмотря на традиционное для группы ударное вступление «In The Evening», латино-ориентированную вещицу «South Bound Suarez» и лихой рок-н-ролл «Hot Dog», альбом производит впечатление меланхолично-печального, – то ли из-за обильного, в духе времени, использования синтезаторов, то ли под влиянием самой красивой песни на диске – баллады «All My Love», посвященной Плантом погибшему сыну.

Несмотря на то, что хард-рок уже вышел из моды, погребенный под «новой волной», альбом немедленно занял верхние строчки хит-парадов. Был, кстати, момент, когда в Top-200 «Биллборда» находились все 9 альбомов LZ – рекорд, не повторенный ни одной из существующих рок-групп по сей день.

LED ZEPPELIN охотно вернулись к концертной деятельности, играя теперь редко, но метко – на фестивале в Небуорте (с оглушительным успехом), на масштабном концерте «Rock for Kampuchea», организованном Полом Маккартни, – и потихоньку набирая форму для грядущих турне. Все кончилось внезапно и сразу 25 сентября 1980 года, когда Джон Бонэм умер от алкогольного отравления. В декабре было официально объявлено, что LED ZEPPELIN как группа более не существует, – никаких замен, никаких суррогатов. Кода.

«Coda» (1982)

Именно так был назван альбом, составленный музыкантами LED ZEPPELIN из неизданного материала (в основном со шведских сессий) в память о Бонэме. Центральная вещь на альбоме поэтому – «Bonzo’s Montreux», могучее барабанное соло, чуть подкрашенное электроникой, записанное еще в 1976 году. Все прочее – старые блюзы «We’re Gonna Groove» и «I Can’t Quit You Baby», полуфолковая вещичка «Poor Tom», ретро-рок-н-ролльная «Ozone Baby» и интересная по фактуре «Darlene» смотрятся ровно так, как и должны выглядеть ауттейки: неплохо, но не более того. Финал очевидный и окончательный. Казалось, что дальше не будет ничего.

Новая история: Плант

Не случайно, рассказывая об истории LED ZEPPELIN, я почти не выделяю Роберта Планта, – в составе группы он был одним из равных. Хотя, конечно, именно он был автором большинства текстов, фронтмэном LZ, их лицом и душой; именно его год за годом признавали лучшим вокалистом мира; именно этот статный белокурый красавец разбил сердца не одной тысяче поклонниц. Но все это могло бы остаться в прошлом, если б не желание творить, которое не оставило Планта и после распада LED ZEPPELIN. Отойдя от пережитых трагедий и попутешествовав с семьей по арабским странам (первая авантюра такого рода была предпринята еще в 1975 году в компании с Пейджем), Плант почувствовал вкус к написанию нового материала – впервые не для группы, а только для себя. Собрав состав сессионных музыкантов-друзей, он приступил к записи, ни на что особенно не претендуя. И получился альбом, который по выходу внезапно (для Планта) стал более чем популярным. Случайно ли?

«Pictures At Eleven» (июнь 1982)

Как писали обозреватели, Плант, «оставив позади LED ZEPPELIN и выбрав индивидуальное направление в творчестве, все же сохранил свою неповторимую вокальную манеру» – которая кружит голову в балладах «Moonlight In Samosa» и «Like I Never Been Gone» и убивает наповал в «Slow Dancer» (самой «процеппелиновской» из восьми вещей альбома) и «Mystery Title». Конечно, все ожидали чего-то привычного, в духе LZ – и получили именно дух, но не букву. Индивидуальная же манера гитариста Робби Бланта, барабанщиков Кози Пауэлла и Фила Коллинза и вовсе уводит слушателя от старых наработок в новый мир, – пока еще странный и непривычный, но уже интригующий и прекрасный.

«Principle Of Moments» (июнь 1983)

Опыт повторился годом позже (уже на собственном лейбле «Es Paranza», то есть «Надежда», что симптоматично), углубился и расширился: да, снова мистические знаки, присвоенные каждому участнику группы и вынесенные на обложку... но в музыке никакого ЦЕППЕЛИНА. Неизменной осталась разве что тяга к эксперименту: как у LZ в блюзах проступали джазовые импровизации, баллада взрывалась хардовыми риффами, а посреди жесткого хард-номера прорезалось маленькое акустическое соло, – так и здесь замысловатая по ритмике «Stranger Here...Than Over There» органично перетекает в чудную балладу «Big Log»; ударную «Other Arms» уравновешивает задумчивая «In The Mood», – не говоря уж о беспокойной «Horizontal Departure» или безжалостной «Wreckless Love» с ее цветисто-ориентальной клавишной кодой, подхватывающей пронзительный вокализ. Журналист «Rolling Stone» Дэвид Фрайк назвал альбом «декларацией независимости Планта от прошлого». Сам Роберт охарактеризовал эту работу как «уход» – не от прошлого, которое вызывало у него только счастливые воспоминания, но от заданности избранного пути. «Что хочу, то и делаю» – такой вот генеральный курс.
И, кстати, он постригся.

«Honeydrippers Vol. 1» (октябрь 1984)

Порция музыкального хулиганства. Группу с таким названием и намерением играть рок-н-ролльные стандарты 50-х Плант собрал еще в 1981 году вместе с Робби Блантом, но потом сольные альбомы отвлекли его от идеи, которая возродилась уже как звездный междусобойчик – Джимми Пейдж, Джефф Бек и Нейл Роджерс на записи, Брайан Сетцер (STRAY CATS) на сцене... и все в таком духе. Диск являет собой EP из пяти песен, в числе коих «Sea Of Love» Фила Филлипса и «Rockin’ At Midnight» Роя Брауна, а «I Got A Woman» в свое время пели Рэй Чарльз и Элвис Пресли. После короткого тура в 1985-м идея себя исчерпала, – но прецедент еще даст свои всходы лет через 15.

«Shaken’N’Stirred» (май 1985)

Самый экспериментальный из Плантовских сольников – то ли благодаря нестандартной игре барабанщика Ричи Хейворда (LITTLE FEAT), то ли за счет стремления как можно дальше уйти от стереотипов. Итог: ни одного блюза, ни одной баллады («Little By Little» таковой можно назвать с трудом) – стремительные, нервные вещи, скрытая красота которых усваивается далеко не с первого прослушивания. И сравнивают их уже не с LZ, а с POLICE (особенно «Easily Lead») и TALKING HEADS. Впрочем, тут есть и мелкие, словно в насмешку, цитаты из LED ZEPPELIN. Планту нравится музыка, которая звучит вокруг, он ловит идеи чутким ухом – и странная смесь любовной лирики, хип-хопа, world music, ретро-подпевок, синтезаторов и Бог знает чего еще получается очень непривычной, очень органичной и очень интересной.

Тем не менее, после выхода этой пластинки Плант распустил свой концертный состав и около двух лет появлялся на сцене очень редко.

«Now & Zen» (март 1988)

Три года – не главная разница между этим и предыдущим альбомами: «Now & Zen» оказался самым традиционным (чтоб не сказать заурядным) из Плантовских сольных дисков. И в связи с этим самым коммерчески успешным – особенно это касается «Ship Of Fools», очень, конечно, красивой и отлично спетой балладе, которой все же чего-то не хватает. Музыка: клавиш (Фил Джонстон, он же автор открывающей альбом «Heaven Knows») больше, чем гитар, Джимми Пейдж в «Tall Cool One» (в том же году Плант в качестве ответного жеста сочинил и спел одну песню для сольника Пейджа «Outrider»), практически весь материал – вполне radio friendly. Задним числом Плант говорил, что альбом вышел чересчур прилизанным, и большую часть его никогда не исполнял на концертах. Что говорит о многом.

«Manic Nirvana» (март 1990)

В каком-то смысле это возвращение, но на новом качественном уровне: никакого попса, но и никаких высоких технологий – отвязный, мощный, взрывной альбом доказывает, что просто рок тоже может быть живым и актуальным. Молодые музыканты – Дуг Бойл (гитара), Крис Блэкуэлл (барабаны), Чарли Джонс (бас) и установка типа «давайте врежем как следует». Они и врезали – с «Hurting Kind» и до конца. Плант забавляется: песни про экс-модельку «Плейбоя» и про секс в самолете, сэмпл Джеймса Брауна в «SSS & Q», рокабилли-кавер «Your Ma Said...» c цитатой из «Black Dog», фрагмент пафосной Вудстокской фонограммы в «Tie Dye On The Highway»... И рядом – две песни о болезненном разводе с Морин, и слова «у меня еще есть время, а у тебя его не осталось, ты возвращаешься к уверенной леди» (которая, как известно, купила лестницу в небо) в «Liar’s Dance»... Что не убивает, то делает сильнее?

Альбом, по словам Планта, должен был встряхнуть тех, кто уже вырос из любви к радиохитам и не хочет новой музыки. Ведь даже в старые мехи можно влить свежее вино. «Manic Nirvana» – отличный хмельной напиток, который способен зарядить энергией не только покрытых плесенью хиппи.

«Fate Of Nations» (апрель 1993)

Полная противоположность предыдущей пластинке: мягкий, арт-фолковый альбом, где вполне уместен и кавер кантри-баллады Тима Хардина «If I Were A Carpenter», и прозрачнейшая «Come Into My Life» (на подпевках – Мари Бреннан). Тем не менее, никакой слащавой сентиментальности – даже новое посвящение покойному сыну, «I Believe» звучит светло и жизнеутверждающе, а «29 Palms» можно смело назвать одной из самых динамичных любовных серенад (по слухам, рассказывается в ней не столь о городке в Калифорнии, сколь о романе с канадской певицей Аланой Майлз). Удивительно, что среди всей этой красоты оказались чуть не единственные в репертуаре Планта политические песни: «Network News» (решенная в духе, как ни странно, «Heartbreaker») – о войне в Заливе, и «Great Spirit» – вообще о конце света, полном оружия (см. обложку).

На этом сольная карьера Роберта Планта приостановилась, и причины на то были уважительные.

Новая история: Плант + Пейдж

Распустив LED ZEPPELIN по взаимному согласию, участники группы, естественно, не только не стали врагами, но и поддерживали дружеские и творческие отношения. По паре раз в год все трое играли вместе – на мемориальных концертах, полусемейных джемах... Не ради денег (к воссозданию LZ никто из них не стремился, хотя суммы предлагались фантастические), а либо для удовольствия, либо из чувства долга. Правда, Джон Пол Джонс со временем продюсированием увлекся более, нежели исполнительством, зато Плант с Пейджем все чаще подумывали о совместном проекте.

«No Quarter: Jimmy Page & Robert Plant Unledded» (8.11.1994)

Удобный момент представился, когда в конце 1993 года «MTV» предложило им сыграть концерт в рамках проекта «Unplugged». Весна и лето прошли в репетициях (с Чарли Джонсом, Порлом Томпсоном и Майклом Ли) и натурных съемках. В октябре вышел фильм, месяцем позже диск, – и в этом случае, как и с «The Song Remains The Same», тоже лучше смотреть видео. Не потому что альбом плох, вовсе нет – просто «Nobody’s Fault But Mine» будто создана звучать среди серых скал Уэльса, «City Don’t Cry» и «Yallah» – новый материал – органичнее всего воспринимается на фоне двориков и смуглых жителей Марракеша, а «Since I’ve Been Loving You» и «Kashmir» в сопровождении симфонического оркестра производит неизгладимое впечатление в том числе и видеорядом. Плант с Пейджем в отличной творческой форме и никак не похожи на старперов, стригущих купоны с былой славы. Они играют то, что душа просит, что им кажется интересным и современным. Результат – великолепен. Успех – оглушителен.

Не удивительно, что далее последовал годичный мировой тур (115 концертов!). И, поскольку от нового материала было никуда не деться, – студийный альбом.

«Walking Into Clarksdale» (21.04.1998)

Новые песни, новый звук (в технике Стива Альбини, которого уж никак нельзя назвать старомодным), новый подход к записи, – все это должно было дать в сумме нечто ошеломительно яркое. А получился неброский, акварельно-размытый, усталый альбом, где, за исключением отдельных песен вроде «Most High» или «Burning Up», все – на полушепоте, полутонах, полунамеках. Ни одного головокружительного вокализа или соло; все очень спокойно, взросло... и недоделанно. Впечатление такое, что Плант с Пейджем охладели к альбому уже в процессе его создания. Как профессионалы они вложились в эту работу ровно настолько, чтоб совесть осталась чиста. Как творцы они реализовались в лучшем случае наполовину. Поэтому альбом, не лишенный своеобразной прелести и, конечно же, исторического значения, оставил неудовлетворенными поклонников и, кажется, самих музыкантов. Во всяком случае, двухэтапный концертный тур по Европе (с заездом в экс-соцлагерь и смутными намерениями появиться в Москве) и Америке закончился отказом Планта его доигрывать. На этом его творческие отношения с Пейджем завершились. Пока?

Сборники

Похоже, песен LED ZEPPELIN не перепевали, переигрывали и передирали разве что попсюки да особо завернутые авангардисты. От неприкрытого подражательства (KINGDOM COME) или пародий (DREAD ZEPPELIN) до действительно оригинальных версий Лидии Ланч, Перри Фаррелла, Фрэнка Заппы, Кристин Херш (оцените разброс!) и сэмплов BEASTIE BOYS и Паффа Дэдди, – отметились все. Как курьез можно вспомнить и диск «Kashmir: The Symphonic Led Zeppelin»(1997): скучное исполнение – Лондонский Симфонический Оркестр, но продюсер, что любопытно, – Филип Гласс.

Количество концертных бутлегов LZ исчисляется сотнями, число «рок-антологий» и прочих солянок – ими же. Но сами экс-цеппелиновцы не слишком рвались нарезать ломтями свои девять «классических» альбомов. Однако было все же несколько авторских компиляций; ими занимался, в основном, Пейдж – как составитель и иногда саундпродюсер. Тут следует упомянуть, во-первых, «Remasters» – сборник отмастеренных им хитов LZ, вышедший в нескольких вариантах; два бокс-сета, незатейливо названных «Led Zeppelin» (1990 и 1993 гг. издания), а также монументальную коробку «Complete Studio Recordings» (1993), содержащую все 9 альбомов (без ремастеринга), офигительный буклет и сравнительно редкие ранние песни: «Baby Come On Home», «Traveling Riverside Blues», «White Summer» и «Hey Hey What Can I Do» (впрочем, они были и на упомянутых бокс-сетах). Того же пошиба и недавний двухтомный сборник бестов «Early Days» (1999) и «Latter Days» (2000): истинный поклонник позарится в них разве что на буклеты и концертное видео («Communication Breakdown» и «Kashmir» соответственно), потому что привык слушать LED ZEPPELIN, как и задумывалось изначально, альбомами – недаром LZ за свою историю выпустили считанное количество синглов. Но некую популяризаторскую миссию эти компиляции, видимо, выполняют.

Самое интересное в этом плане издание вышло в 1997 году – двойной CD «BBC Sessions», почищенные Пейджем сессии для радио, которые отрывками ходили по рукам уже давно (благо, записывалось это все в 1969 и 1971 годах). Голод на нормального качества концертные записи LZ этим двойником удовлетворяется вполне: дело даже не в редких каверах (ну, например, «Something Else» Эдди Кокрэна), а в неподражаемом драйве, который фонтаном брызжет из каждой песни. 2,5 часа чистого восторга для слушателя и образец для любой современной группы – как надо играть концерты. Впрочем, чтоб играть их так, надо быть Плантом, Пейджем, Джонсом и Бонэмом.

Трибьюты

Единственный (что странно) трибьют LED ZEPPELIN вышел в 1995 году. Назывался он «Encomium» и включал довольно пестрый набор артистов: Генри Роллинз, Шерил Кроу, DURAN DURAN, STONE TEMPLE PILOTS, 4 NON BLONDES и пяток новичков. Получилась, в общем, ерунда, но стоит отметить, что одну песню, «Down By The Seaside» тут исполнил сам Плант в дуэте со своей давней поклонницей Тори Амос.

Пластинка с кошмарным названием «In the Name Of My Father – The Zepset: Live From Electric Ladyland» (1997) – тоже трибьют, но, можно сказать, семейный, поскольку записал ее Джэсон Бонэм, отдавший дань уважения отцу как сын и барабанщик. Материал весь цеппелиновский, но никто из LZ в работе над альбомом не участвовал.

Роберту Планту довелось еще поучаствовать в нескольких трибьютах другим музыкантам, – как правило, он откликался на подобные просьбы или даже сам предлагал свою помощь. Можно вспомнить трибьют Артуру Александеру «Adios Amigo» (1995, – Плант спел его песню «If It’s Really Got To Be This Way»); в 1997 году он вместе с Пейджем записал номер «Rude World» для пластинки «The Inner Flame» в пользу своего больного раком друга, гитариста и певца Райнера Птацека, а также песню на музыку Птацека «21 Years»; в 1999-м на диске «More Oar», выпущенном в честь 30-летнего юбилея альбома «Oar» Александра «Скипа» Спенса, британского фолк-психоделика, исполнил песню «Little Hands»...

Проекты

Все вышеперечисленное хорошо, но все же слегка отдает мертвечиной. А Планту всегда было интересно нечто новое и живое. Поэтому было б странно, если б он не вписывался периодически во всякие проекты. Если песня «Far Post» для альбома Фила Коллинза «White Nights» (1985) вполне естественна, – они тогда работали вместе, участие вместе с Пейджем в бэнде Джимми Роджерса (пластинка «Blues, Blues, Blues», 1998) объясняется жанром и хорошей компанией, а запись вместе с AFRO CELT SOUND SYSTEM для их диска «Volume 3: Further In Time» в прошлом году («Life Begins Again», выходила также синглом) – постоянным интересом к world music в самых разных ее проявлениях, то каким образом его занесло этим летом к PRIMAL SCREAM – одному Богу известно. Однако ж тут он играет на губной гармошке в «The Lord Is My Shotgun». А еще были появления с каверами в фильмах «Месть Порки» и «Мир Уэйна-2» и нескольких других, а также менее заметная помощь многим артистам... Когда, спрашивается, он успевает спать, есть и пить?

Новейшая история

А ведь есть еще и своя группа. После мировых турне под вывеской «Плант + Пейдж» Роберту окончательно надоели стадионные шоу: «Я хочу видеть глаза людей, которым пою». Решение было простым и кардинальным: собрать группу, участники которой разделят его желание выступать в небольших клубах, – когда хочется, где хочется и с тем материалом, который пришло в голову исполнять здесь и сейчас. Первая попытка воплотилась в группе PRIORY OF BRION, где все музыканты были студентами (или преподавателями) Киддерминстерского колледжа и из скромности взяли себе чудовищные сценические псевдонимы; в их числе был Кевин Граммонд, знакомец Планта еще по BAND OF JOY. Пару лет они ездили на локальные гастроли, исполняя материал Нейла Янга, LOVE, THEM, Дилана, Хендрикса, Донована и Лу Рида (хороший набор) и даже не планировали записываться. К 2001 году музыканты рассосались кто куда, но желание продолжать такого рода музицирование у Планта не пропало. Он ангажировал неизменного басиста Чарли Джонса, недавнего знакомого Порла Томпсона (гитара, экс-THE CURE), Джастина Адамса (гитара), а также Клайва Димера (барабаны) и Джона Бэггота (клавиши) из PORTISHEAD – и в новом составе, названном STRANGE SENSATIONS, продолжил в том же духе: каверы и иногда, по желанию, немножко LED ZEPPELIN. Круг замкнулся? Но если 35 лет занимаешься тем, что любишь, и что умеешь делать лучше всех, – почему должны возникать вопросы, где и как ты делаешь это? Право на рок, право на блюз, право на фолк... глупости какие.

«Dreamland», недавний альбом, лишний раз подтвердил аксиому: магия этого голоса неизменна. Дай Бог, мы скоро услышим его живое дыхание; Россия – чуть не единственная страна мира, никогда не видевшая Роберта Планта. Это надо исправить. Это должно случиться.

Екатерина БОРИСОВА
FUZZ 11 2002


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин