|
Gibson ES-295: Возвращение легенды |
MuzTorg.ru
Gibson наконец-то решили переиздать ES-295, культовую полуакустику, иллюстрирующую определенную веху в истории легендарного производителя гитар. Внешне этот инструмент выглядит достаточно традиционно для "гибсоновских банок", однако во всем этом есть свои нюансы.
Во-первых это настоящая "банка", у которой нет центрального блока внутри корпуса. Во-вторых, у нее звукосниматели P90. В-третьих, ее корпус непривычно (для полуакустик) золотой. Мы-то обычно видим в исполнении Gibson санберстовые гитары с эфами. Реже черные, вишневые или натуральные.
Историческое значение ES-295 состоит в том, что она дебютировала на гитарном рынке в 1952 году, который стал одним из водоразделов как в гитарном мире, так и в компании Gibson, поскольку это год, когда вышла первая гитара Les Paul.
Если вы попробуете сравнить два инструмента, то обнаружите очень много общего. "Железо", пластик, оформление, грифы, электроника. По большому счету, разница между ES-295 и 52 Les Paul только в корпусе. Контуры очень похожи, но вот размеры и конструкция ("акустика" и "бутерброд из махогони с кленом") различаются принципиально.
Интересный вопрос, зачем самому мистеру Лес Полу понадобилась цельнокорпусная гитара в 1952 году? Если посмотреть на ту музыку, что он играл (джаз&поп на чистом звуке), то в наше время 99 из 100 музыкантов выберут для нее скорее ES-295, нежели Les Paul. Я вот в принципе не понимаю, зачем он вообще играл именно на Les Paul, хотя и благодарен за то, что этот инструмент существует.
Еще один интересный вопрос, что в гитаре Les Paul было придумано самим Лес Полом, а что компанией Gibson? Глядя на ES-295, получается, что Лес Пол внес в конструкцию гитары исключительно корпус из махогони с кленовым топом. Вроде бы это не так уж и много на фоне всего инструмента, но в историческом разрезе это достаточно революционная вещь.
Кстати, касаясь темы Леса, можно вспомнить, что на личной гитаре его жены (и коллеги по творчеству) Mary Ford стоял "цветочный" пикгард как раз от ES-295. Это был GoldTop версии 1957 года.
Обычно "толстые" полуакустики Gibson имеют насквозь джазовый имидж, и для многих музыкантов понятия "джазовая гитара" и Gibson просто синонимы. Однако в случае с ES-295, уместнее будет термин "рокабилли", который Gibson вполне активно использует в продвижении переиздания. Rockabilly Rebel Reborn, говорят они, как будто речь идет о каком-нибудь Gretsch.
Причина "рокабилльности" ES-295 кроется в том, что самым известным гитаристом, игравшим на этой гитаре, был Scotty Moore, купивший ES-295 в 1953 году. Человек-легенда, игравший у самого Elvis Presley. Невозможно недооценить то, как "преслевские" партии Мура повлияли на армию гитаристов 60-ых, из которых потом вышли самые большие звезды типа Clapton, Page, Richards, Blackmore, Beck, Gilmour, Knopfler и многие другие. Иначе быть и не могло - ведь это были песни, перевернувшие весь мир.
Поэтому Gibson одновременно с переизданием ES-295 представляет именную модель ES-295 Scotty Moore. Этих гитар будет сделано очень мало - всего 82 штуки. Такое число выбрано, поскольку в 2013 году Скотти исполнится 82 года (в декабре). Одна гитара будет лично у Мура, а остальные "восемьдесят и одна" поступят в продажу. Каждый инструмент будет лично подписан звездным музыкантом, что увеличит коллекционную ценность гитары.
Конструкционно версия Scotty Moore будет мало чем отличаться от 1952 ES-295. По сути, Scotty просто поменял на своем инструменте бридж, поставив "гретчевского" стиля "мост" с трапецией. Оригинальный 1952 года бридж признается одним из самых неудачных в истории Gibson, поэтому в такой рокировке нет ничего удивительного. Мур просто взял наиболее удачный на то время бридж.
Гибсоновские фанаты и коллекционеры очень давно ждали выпуска ES-295. Тем более несколько лет назад эта гитара издавалась под брендом Epiphone. Теперь праздник пришел на гибсоновскую улицу - знаменитая гитара с легендарной историей стала доступна не только для охотников за винтаджем.
Автор текста: Сергей Тынку
|