Guitars Magazine
Что получится, если один фанатик гитары будет брать интервью у другого? Наикрутейшее гитарное интервью, вот что! А если интервьюируемый – это Пол Гилберт, кто справится с этим лучше всех? Бесспорно, Марк Тремонти. Купивший и изучивший в юные годы видеошколу Гилберта «Intense Rock», Марк Тремонти – идеальная кандидатура, что бы распросить гитарного гуру о его жизни и достижениях как одного из самых буйных, влиятельных и прогрессивных гитаристов мира. Но даже зная, что Тремонти и Гилберт – залог нужного результата, кто бы мог ожидать, что интервью затянется на полтора часа! Диалог этих парней дал столько убойного материала, что было бы преступлением пытаться что-то из него вырезать. Отдавая дань безумным талантам Гилберта, Тремонти не оставляет без внимания ни одной мелочи, а ответы Пола охватывают все от некогда кошмарной необходимости работать в закусочной до того, как гитаристы, подобные вам, читатели, вдохновляют его…
(Марк Тремонти): Прежде всего, Пол, я должен сказать, что для меня большая честь выступать в такой роли. Ты всегда был для меня авторитетом.
(Пол Гилберт): Я вижу это, как прекрасную возможность поболтать. Я всегда пересекался с тобой в закулисье секунды на три, а затем нас растаскивало в разные стороны! Давай приступим, и посмотрим, куда нас занесет…
ОК. Итак, оглядываясь на свою карьеру, что ты бы счел наилучшим моментом?
Первое что приходит на ум, это то, что может показаться незначительным, но для меня это было крайне важным. Помню, сижу я в тачке по пути на третий концерт Racer X в лос-анджелесский Troubadour – а мы все свои невеликие капиталы вложили в рекламу шоу - и думаю: «Если никто не придет, то я не знаю, чем платить за квартиру». Мы входим внутрь, а там такая толпа, что мы еле пробрались в гримерку. Тогда я впервые почувствовал, что, может быть, у меня есть шанс зарабатывать гитарой на жизнь. Что эта безумная мечта может на самом деле сбыться! И с того момента у меня всегда был свой кусок хлеба и не было необходимости вставать за газонокосилку. Ну разве что на своей собственной лужайке.
Да, такой момент всегда убойный! Большинство моих любимых гитаристов также в определенный период преподавали. Как ты подался в гитарные учителя?
Прежде всего, я был студентом в калифорнийском Guitar Institute of Technology. Я переехал в Лос-Анджелес, когда мне было 17, и, должен сказать, славное было местечко. На дворе стоял 1985 год: самый расцвет сцены «хайр-метала». Я собирался устроиться в Burger King, чтобы наскрести на оплату квартиры, но тут мне позвонили из GIT и сказали, что у них не хватает инструкторов по хэви-метал, а они знали, что я это играю.
Мне никогда не приходилось работать в Burger King, но такая перспектива меня пугает до сих пор. Всякий раз, как я проезжаю мимо закусочной, я всегда думаю, что однажды, если дела пойдут неважно, мне придется говорить людям «Не возьмете еще и картошку фри?»
Преподавание в GIT, колонки в журналах и запись видеошкол улучшили твою игру?
Да, и поэтому мне всегда нравилось преподавать. В последнее время я черпал вдохновение у своих учеников, начинающих. Поначалу, когда ты собираешься преподавать, ты думаешь: «Я должен учить продвинутых парней, потому что у них можно нахвататься интересных фишек». Но на деле я многому учусь на ошибках и слабых местах других гитаристов, потому что и я допускаю такие же ошибки и имею те же слабости.
Мы все гитаристы и все покоряем одни и те же вершины на одном и том же инструменте. У начинающих этот процесс виден более отчетливо. Такие моменты, как ненужные призвуки, попадание в темп, избегание перебора с дисторшн, фокус на фразировке вместо предельной скорости и так далее… Когда ты играешь много лет, ты можешь многое из этого преодолеть нахрапом и звучать убедительно. Но когда я вижу новичка с плохой фразировкой, это для меня как зеркало: «Да, моя фразировка могла бы быть лучше». Уроки, которые я придумываю, чтобы помочь новичку, работают, когда я поворачиваю зеркало к себе. Я могу эти уроки выучить сам.
У тебя просто бездонный кладезь идей. У тебя они появляются сами по себе или ты слышишь чьи-то наработки и превращаешь их в нечто новое?
И то и другое. Я почерпнул много идей из классики. Разучивание фортепианных пьес Баха – это великолепное упражнение на пассажи. Когда я разучиваю классическую пьесу, я устанавливаю за правило не менять ноты, а в большинстве случаев эти ноты были написаны для пианино, виолончели или скрипки. Приходится работать над аппликатурами, и это может привести тебя к «изобретению» аппликатур, к которым бы ты иным путем не пришел. «The Curse Of Castle Dragon» была создана на основе симфонии Бернарда Хайдена. Это была великолепная идея по фразировке.
Непростая, похоже, работенка!
Еще бы! И это было трудно еще и потому, что по сей день у меня все плохо с чтением нот. По счастью, моя жена – фантастическая классическая пианистка, и для нее читать ноты раз плюнуть. Так что иногда приходится звать ее: «Дорогая, не поможешь ли мне с этим?».
Насколько, по-твоему, важно уметь играть «с листа» по нотам? Лично я думаю, что можно обойтись табулатурой, если только ты не студийный сессионщик…
Мне сложно судить, потому что сам я в этом не силен. Но хотелось бы уметь, потому что это еще один визуальный способ восприятия музыки, что очень полезно, особенно когда ты сочиняешь. Это все равно, что смотреть на гриф гитары и визуализировать гаммы, их структуры, места нот на грифе. Я уверен, что многое из классики того же Баха или Бетховена не было бы написано, не умей они разбираться в нотах.
Моя музыка всегда будет придерживаться определенной простоты, потому что я не силен в нотах. Одно из важных преимуществ нотной записи в том, что это великолепное средство для запоминания, которое разгружает твои мозги. Ты записал нотами свою идею, и больше нет необходмости удерживать ее в голове. Точно так же работает Pro Tools. У тебя появилась тема или мотив, ты их записываешь, освобождаешь память, затем сочиняешь новую тему. Можно слить это все в Pro Tools, затем сесть и отредактировать все без гитары в руках и таким образом сочинять. Поэтому мой совет всем, кто не силен в нотах – либо научитесь нотной грамоте, либо натренируйтесь редактировать в Pro Tools!
Одна из твоих самых популярных видеошкол называется «Intense Rock». Как она появилась?
Перед тем как записать это видео, я уже года два с половиной преподавал в GIT. Так что я просто вместо ученика поставил перед собой камеру. Можно быть великолепным гитаристом, но если ты не удосужился разложить все по полочкам, у тебя мало чему можно научиться. Преподавательский опыт дал мне возможность разбить все по частям, которые были доступны для понимания.
Если бы я в юности не купил «Intense Rock», то мое звукоизвлечение сегодня не было бы на таком уровне. Как думаешь, почему твоя игра вдохновляет столь многих на изучение твоего стиля?
В течение длительного времени, если ученик, приходя ко мне, говорил «чувак, ты мой кумир», он всегда отличался высокой скоростью и ужасным вибрато и фразировкой, из-за чего я чувствовал себя виноватым! В настоящее время в преподавании я уделяю больше внимания вибрато и фразировке и не знаю, во мне ли тут дело, но теперь, когда ученик говорит мне, что я оказал на него влияние, все намного сбалансированнее. Я вижу 12-летних пареньков с отменной техникой и вибрато, убойной фразировкой, и у них убедительные рокерские гримасы, потому что это идет изнутри.
Я был этим пареньком! Я играл так быстро, как только мог…
Ни разу не было, чтобы слушая каких-то гитаристов, я думал: «Они мне не нравятся, потому что недостаточно быстрые». Но миллионы раз я слышал других и негодовал: «Господи, вибрато настолько фальшивое, а играть ровно они попросту не умеют».
Когда ты играешь быстро, это дает тебе определенное ощущение крутизны. Я помню, как полагал, что раз я могу играть быстрые запилы, мне нечего беспокоиться о чем-то медленном. Но как только ты замедляешься, важность каждой отдельно взятой ноты повышается, и тебе надо вкладывать больше души. Великие мастера фразировки определенно имеют что-то, благодаря чему ты их узнаешь. Они воспитали в себе характер. Они играют медленно не потому, что не могут играть быстро. Они играют медленно, потому что этим качают мир.
Недавно я был в музыкальном магазине, и взгляд упал на твой диск «Raw Blues Power». Я почерпнул оттуда немало идей… Откуда ты черпал вдохновение, когда сочинял свой последний на сегодня альбом «Silence Followed By A Deafening Roar»?
Вдохновение берется из разных источников… Я часто сталкиваюсь с безумными дэдлайнами, и порой мне кажется, что помимо вибрато профессионализм заключается еще и в способности создать музыку в короткий отрезок времени. К первому альбому ты идешь 10 лет. А на каждый последующий у тебя уже от 9 месяцев до 2 лет. Когда я был юн, я бы не поверил, что могу отстреляться двумя дисками за год! Но когда лейбл говорит: «Через шесть месяцев нам нужен альбом», это значит, что есть спрос, есть люди, которые хотят услышать мою музыку и поскорее.
То есть ты лучше работаешь под таким давлением?
Абсолютно. Без давления у меня между альбомами было бы по 10 лет, и они не были бы настолько хороши, как материал, который я в панике выжимаю из своего мозга!
Инструментальная музыка, должно быть, сложная штука. Ведь надо, чтобы публике было интересно слушать целый альбом без вокала!
Это один из вызовов. Я думаю то, к чему обязывает инструментальная музыка, серьезно повысило мой уровень как гитариста. В нормальной рок-группе ты будешь преимущественно играть на ритм- гитаре, и иногда у тебя будет 25 секунд на соло. В инструментальном материале ты пашешь всю дорогу. Это также и непростая композиторская задача. Да, ты можешь положить на подклад свой запас трюков, но он быстро иссякнет.
Когда я в прошлом году выступил в туре G3, я увидел, что неплохо играть инструментальную музыку, что у нее есть публика и что это не такая уж опасная отрава, как мне казалось. Но издавна у меня была одна причина не делать инструментальных альбомов.
Я считал, что химия заключается в разговоре между певцом и гитаристом. Джимми Пейдж и Роберт Плант, Дэвид Ли Рот и Эдди Ван Хален, Рэнди Роадс и Оззи Осборн… До сих пор всякий раз, как я слышу великолепного гитариста, я надеюсь, что он сможет найти себе в пару великолепного певца, с которым они развернутся.
Это совершенно верно. Много гитаристов могут разогнаться до дыма из ушей, а как только ты ставишь минус и предлагаешь поблюзовать, они пропали…
Но в случае молодых ребят, которые так одержимы идеей играть быстро, я не считаю должным их останавливать. Они придут к остальному рано или поздно, и все, что подпитывает их мотивацию, к добру.
Но если ты хочешь быть слушабельным и не хочешь, чтобы люди разбегались от тебя с воплями, все это важно.
Если ты хочешь играть с другими музыкантами, ты не можешь только свиповать.
Господи, свипы! Я бы привел такую аналогию – предположим, ты никогда раньше не играл на пианино. Берешь и одним пальцем нажимаешь верхнюю клавишу и делаешь глиссандо вниз. Такое можно услышать в буги и это в целом похоже на свип. А теперь представим себе, что пианист выходит и всю песню гоняет одним пальцем взад-вперед по клавишам как можно быстрее. Скорее всего мы подумаем, что этот человек свихнулся или он не умеет по-настоящему играть…
…Зато он может глиссировать напропалую.
Так дико слышать про молодых гитаристов, которые начинают учиться сразу со свипа… Ага! Я получаю письма, в которых говорится: «Друг, я тут шесть месяцев как играю, сейчас разучиваю новую песню Dream Theater и застрял на свипах». Мне хочется ответить: «Иди и купи диск Ramones!»
Не считал ли ты, что должен как бы петь на гитаре, то есть вести на гитаре мелодии?
Это может сработать, хотя поначалу я этого боялся, потому что я не хотел становиться Кенни Джи на гитаре! Так появляется «музон» - поп-песни, в которых вокал заменяется инструментом – и я до смерти этого боялся. На моем первом инструментальном альбоме я держался в стороне от мелодий и пошел более риффово- роковым путем, но мелодии в итоге появились. К счастью, это не особо похоже на Кенни Джи!
Никоим образом! Я всегда считал, что самой важной частью арсенала гитариста является вибрато и вкус, способность приземлиться после полета по грифу. Ты использовал какие-то упражнения, чтобы выработать хорошее вибрато?
Изобретение флойда успешно решало эти проблемы. Прежде всего, не надо было вырабатывать пальцевое вибрато, потому что можно было просто отработать рычагом. Кроме того, можно было и не беспокоиться о том, какой нотой получше закончить соло, потому что можно было обойтись дайвом или взвизгом при помощи рычага. Я думаю, это причина того, почему многие гитаристы игнорируют эти два важных элемента соло. «Зачем я буду учиться этим штукам, когда я могу просто сделать «уа-а-а-а-а-а!», втопил рычаг и вопрос решен?»
Я перестал активно использовать рычаг в начале 90- х, поэтому мне вдруг сразу понадобилось научиться, как заканчивать соло. Моим основным авторитетом был мой преподаватель, у которого было неважное вибрато, он его особо и не использовал. Он был скорее демонстратор гамм, чем рок-музыкант. Затем я увидел, как играет мой дядя, и у него было убойное вибрато. Первыми на него отреагировали мои уши: «Что это было? Звучит круто!»
А поскольку он сидел с гитарой прямо в полуметре от меня, я мог присмотреться, и тут-то мне и захотелось подтягивать струны. Для меня контролируемое вибрато как ничто другое знак профессионального гитариста. Я помню, как бился над этой техникой. Я научился в основном от прослушивания музыки и подражания всем великим гитаристам 70-х. Было здорово слушать Эйса Фрейли, потому что на первых концертных записях KISS его вибрато просто метрономное, оно звучит в темпе песни. Или слушая Майкла Шенкера, Эдди Ван Халена, Ули Рота или Брайана Мэя, ты всегда знал, кто это. Это такой клевый способ выжать из гитары характер. Когда ты слышишь, как Брайан Мэй подтягивает ноту, это очень отличается от того, как Ангус Янг подтягивает ноту. Это действительно придает индивидуальность звуку гитары.
Раз уж ты упомянул своего преподавателя гитары, было бы интересно узнать, чему ты сам учишь на своих занятиях…
Я стараюсь по возможности вести индивидуальные занятия. С корыстной точки зрения так выгоднее для меня, потому что я могу слушать ученика и джемовать с ним. Я пересмотрел метод своего преподавания. В старые времена я давал небольшие мастер-классы и просто сидел, демонстрируя фишки. Это могло быть полезным, но раз я не оцениваю уровень учеников, не слушаю их, то откуда мне знать, интересно ли им то, что я показываю.
В случае маленькой группы я могу послушать, как они играют, получить представление об их уровне, направлении, в котором они хотят двигаться, и это дает мне возможность подкорректировать урок. Люди, которые приходят ко мне, интересуются моей игрой, поэтому они обычно сфокусированы на скорости. Может, у них есть несколько скоростных пассажей, но им требуется проработать фразировку или научиться контролировать призвуки. Эти два момента сами по себе часто остаются без внимания, хотя они вносят большой вклад в музыкальность вашего звучания.
И, наконец, до меня доходили слухи о том, что в будущем можно ждать новый альбом Racer X. Это правда?
Да, я надеюсь, что будет еще альбом Racer X, потому что я очень люблю группу. Мы собрались, когда мне было около 18, и это была первая успешная группа моей юности. Мы через многое прошли вместе. Racer X приходилось пробиваться, в то время как в Mr. Big мы все были уже состоявшиеся карьерно и моментально получили контракт на запись. Меня с парнями из Racer X связывают общие узы, потому что мы все были в нищей группе, которая тащилась через аризонскую пустыню со спущенной шиной.
Да, никто и не догадывался, как ты любишь этих парней. По-твоему, это будет оригинальный состав?
Не уверен. Пока это не настолько устаканилось, чтобы знать. Но что я скажу, в моем последнем сольном туре со мной играл Брюс Булье. Это было круто, потому что существенной частью саунда Racer X были гармонии, которые играли мы с Брюсом. Было бы круто, если бы он снова играл с нами, потому что когда Racer X возродились в 90-х, и мы записали порядка трех альбомов, это было без Брюса. В то время он не хотел этого, но, думается, сейчас он не против. Но главным камнем преткновения для меня являются хэви-металлические тексты. На дворе 2008 год: о чем писать? Любой типичный хэви - металлический текст сейчас будет звучать как пародия!
К сожалению, я уже достаточно постарел, чтобы обращать на это внимание. Когда ты юн, тебе это по барабану, ты хочешь просто рубить, даже если твой певец голосит про ядерную войну или магов и драконов!
|