weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
«Перед джазом в эпоху интернета открываются широкие возможности»

Izvestia

Гитарист Ли Ритенаур - о неожиданных вибрациях, исчезнувших записях и любви к хип-хопу

Ли Ритенаур

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Триумф джаза»

В рамках московского международного фестиваля «Триумф джаза» в Московском международном доме музыки сыграет выдающийся фьюжн-гитарист Ли Ритенаур, прозванный поклонниками за виртуозность «Капитан Пальцы». В преддверии фестиваля корреспондент «Известий» поговорил с музыкантом.

- На вашем последнем альбоме Rhythm Sessions собран невероятный состав участников - Чик Кориа, Стэнли Кларк, Джордж Дюк, Маркус Миллер, Кристиан МакБрайд.

- К моему счастью, я знаю их в течение многих лет. Они участвовали в записи моих альбомов, я помогал им. В общем, личные отношения и взаимное уважение к творчеству каждого позволили мне собрать такой звездный состав. Надеюсь, им было приятно помочь моей гитаре звучать так, как она звучит сегодня.

- Вы не замыкаетесь в джазовом кругу. На альбоме помимо прочего звучат ваши интерпретации небанальных для джаза песен классика фолк-музыки Ника Дрейка и даже группы Stereophonics.

- Послушайте, но хорошая музыка - это хорошая музыка вне зависимости от жанра. Почему я должен лишать себя удовольствия от интерпретации прекрасной мелодии? Какая разница, джаз это, рок, этно, что угодно? Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.

- Если возвратиться к началу, почему вы выбрали гитару?

- О, это было очень давно (смеется). Ну, мне было лет восемь, наверное, а то и меньше. Вы не поверите, но все было хрестоматийно - я натягивал резиновую ленту на палку от швабры, дергал ее и слушал звук, и он заставлял меня повторять это действие снова и снова. И вибрация струн. В ней было что-то невероятно волшебное. Потом, гитара в ту пору была невероятно популярна. Смотрите сами: Элвис, Чак Берри. Мир вокруг менялся, и в этом новом мире все играли на гитарах. Гитара, короче, была инструментом социальным, ну и я мгновенно в нее влюбился. Вот и вся история.

- Вы работали с разными музыкантами и в самых разных жанрах, играли на акустических и электрогитарах. Но, кажется, главным для вас является фьюжн.

- Наверное, я более всего ассоциируюсь именно с этим стилем, в котором сочетаются самые разнообразные музыкальные элементы. Сегодня, конечно, фьюжн претерпевает изменения - я, например, сталкивался с сочетанием традиционного джазового рояля и хип-хопа, и это тоже был фьюжн.

- Правда ли, что ваша первая студийная работа была с американской легендой 1960-х - группой The Mamas & The Papas?

- Это чистая правда, и забавная история. Мне было лет пятнадцать, я играл в группе, и лидер группы был знаком с Джоном Филипсом из The Mamas & The Papas. У него была студия в Беверли-Хиллз, и мы пришли туда с демозаписью - показать ему. Ну, про запись он ничего толком не сказал, но меня попросил остаться и поиграть с его группой. Именно после этой сессии все пошло как по маслу. Кто-то бросил в музыкантской компании: «Этот Ритенаур, он играл с The Mamas & The Papas» - и меня стали всюду приглашать.

- В вашей музыке всегда присутствует некая латинская нотка. Чем вызвана такая страсть?

- Наверное, это еще с подросткового возраста, когда я начал слушать бразильцев - Жобима со Стэном Гетцем. А потом мне довелось встречаться с Иваном Линсом, Каэтану Велозу, Джаваном, и эти парни буквально погрузили меня в стихию бразильской музыки; сотрудничать с ними было невероятным удовольствием. Надо бы, кстати, съездить в Бразилию, давно я там не был. Но у меня жена бразильянка, сын наполовину бразилец, выходит, что Бразилия у меня уже в крови.

- Вы часто слушаете новую музыку?

- Да все время! Я так открыл для себя пианиста Брэда Мелдау, еще когда его мало кто знал. Слушаю джаз, рок, хип-хоп. С большим интересом и временами - с удовольствием.

- Что вы можете сказать о современном состоянии американского джаза?

- Мне кажется, что молодым джазменам приходится туговато: рекорд-компании не сильно-то заняты их промоутированием, так что многие уезжают в Европу. Однако при всем этом джаз, как музыкальный язык, не связанный с языковыми границами, в эпоху быстрого интернета не просто перспективен - перед ним должны открыться куда более широкие возможности, чем раньше, и они уже открываются.

- А в России вам доводилось когда-нибудь бывать?

- Нет! И я несколько опасаюсь - как любитель Бразилии и Ямайки - знаменитых русских холодов. Я хотя и поверхностно знаком с русской культурой, мне периодически приходят письма от российских поклонников, так что внутренне я восхищен возможностью побывать у вас в гостях. Но вот холода... Мерзнуть все-таки очень не хотелось бы.

- Надеюсь, что к вашему приезду потеплеет.

- Спасибо. Надеюсь на теплую встречу с русской джазовой аудиторией.

Артем Липатов


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин