weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Гэри МУР: «снова на улицах»

thesound.ru

Звукорежиссёр Крис Цангаридес рассказывает о своей работе с вокалистом-гитаристом Гэри Муром в конце 1970-х.

Гэри Мур

К 1978 году гитарист Гэри Мур (Gary Moore) и вокалист Фил Лайнотт (Phil Lynott) были прекрасно знакомы: десятью годами ранее 16-летний ирландец Мур перебрался из родного Белфаста в Дублин и присоединился к своей первой профессиональной группе Skid Row (не путать с одноимённой американской командой 1980-х). В Skid Row Мур и познакомился с 18-летним в тот момент Лайноттом. Позже в 1973 году Мур перешёл в известную тогда группу Thin Lizzy, в которой заменил Эрика Белла (Eric Bell). В Thin Lizzy перебрался и Лайнотт, совместив функции вокалиста и басиста. В те же годы Мур был сессионным гитаристом в арт-джазовой группе Colosseum II. Thin Lizzy вскоре распались, но в 1978-м собрались вновь и играли на разогреве у Queen во время американского тура.

События 1978 года совпали с записью и выходом сольного альбома Гэри Мура «Back On The Streets» («снова на улицах»). В его записи участвовали Лайнотт, барабанщики Брайан Доуни (Brian Downey) и Саймон Филлипс (Simon Phillips). Именно песня ‘Parisienne Walkways’ с этого альбома стала первым хитом Гэри Мура - №8 в Великобритании – и принесла ему известность как сольному исполнителю.

Песня была написана Лайноттом и является во многом автобиографичной: полукровка Фил Лайнотт рос без отца - тот бросил семью, когда мальчик был ещё младенцем. В 1976 году отец случайно наткнулся в журнале на статью о Thin Lizzy с фотографией сына, и они встретились. Песня ‘Parisienne Walkways’ в том числе и об отце, которого фактически не было в детстве Лайнотта.

«В ней (в песне) не было вокала, пока однажды он (Гэри Мур) не сказал: “Думаю, что она была бы более успешной с текстом. Как ты думаешь?”» - вспоминает Крис Цангаридес (Chris Tsangarides), звукорежиссёр и сопродюсер альбома, - «Когда Гэри впервые прокрутил мне кассетную демо-версию, он сказал, что это называется ‘Parisienne Walkways’. Ну, я думаю, что всё началось с названия, и Фил добавил текст».

Гэри Мур

Уроженец Лондона, Крис Цангаридес (на фото в наши дни в своей собственной студии) в юности играл на гитаре в нескольких группах, но нашёл своё истинное призвание в 18 лет в качестве ассистента звукорежиссёра студии Morgan Studios. Это случилось в 1975 году. Первый звукорежиссёрский опыт Цангаридеса – альбом «Sad Wings Of Destiny» группы Judas Priest, на котором он записывал часть материала. Первый альбом, записанный Крисом полностью самостоятельно – диск «Obscure Alternatives» группы Japan.

Цангаридес: «Я был знаком с Гэри с тех пор, как я ассистировал звукорежиссёру в записях (группы) Colosseum II. Позже, когда он собрался записывать сольный альбом, была зарезервирована студия Morgan и меня попросили поработать звукорежиссёром. Ну и как только мы встретились с Гэри, он сразу спросил, не могу ли я порекомендовать ему барабанщика, и я сразу подумал о Саймоне Филлипсе (Simon Phillips), с которым работал на записи Джека Брюса (Jack Bruce). Гэри связался с ним, и в первый же день записи альбома сказал мне: ты можешь быть продюсером альбома вместе со мной. Мой ответ был: да, конечно, без вопросов. Я думал, он шутит, но он был серьёзен. В общем, так получилось, помню, я говорил классическую фразу: “ты играй, сынок, а я записываю!” После этого он (Мур) позволил мне делать всё, что мне было нужно, потому что у него не было моих навыков (записи и продюсирования). Я знал, за что отвечают разные кнопочки и рукоятки, я двигал ими туда-сюда, и работа шла очень быстро, потому что в те времена вам всего-то и нужно было, что записывать. Как только мы находили нужный баланс инструментов, мы были счастливы, мы могли быть уверены, что следующий дубль будет удачным: да, вот оно!».

Рекорд-лейбл не вмешивался в решение Мура о том, кто будет продюсером альбома.

Цангаридес: «…потому что в те времена продюсеры не были людьми особой важности, как это стало в 80-е и в 90-е. Обычно это был кто-то из рекорд-лейбла, кто мог сказать: ”Время сделать перерыв на обед”, а я, ассистент звукорежиссёра, сидел рядом и думал: “Что это за тип?” Однажды, когда я работал со (звукорежиссёром) Робином Блэком (Robin Black) и этот парень (продюсер) сидел рядом с ним и вышел, я подумал, что он неадекватен. В конце концов я спросил Робина: “Кто это такой?” И он ответил: “О, это продюсер”. Я спросил: “Чем он занимается?” и он засмеялся и сказал: “Заткнись, придержи свой язык!” Так было до 1976 года, когда в нашей студии над своим первым альбомом работал Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) со своим продюсером Бобом Эзрином (Bob Ezrin), и я наконец-то понял, что такое продюсер. Я подумал: “Ого, вот чем я хотел бы заниматься!” Ну и хотя я был приятно удивлён предложением Гэри стать со-продюсером, но уже был готов к этой работе».

В то время лондонская студия 1 Morgan была оборудована пультом Cadac с 24 входами и 16 выходами, 16-дорожечным магнитофоном 3М и мониторами Tannoy Gold. Обработки включали в себя два больших пластиночных ревербератора EMT 140 – один из них находился в соседнем помещении в студии 2, и Цангаридесу приходилось просить разрешение воспользоваться им, если тот не был занят. Так же имелось по паре компрессоров Pye и Urei 1176, флэнджер Eventide и несколько модулей фирм Kepex и Gain Brain. Комната для записи была размером 10 на 7 метров, а аппаратная высотой около 6 метров.

Все музыканты играли одновременно, гитарный и басовый комбики располагались в одной комнате с барабанами.

Цангаридес: «Для всех песен ударные Саймона Филлипса записывались микрофонами Neumann U87 на томах, U47 на бочке, KM84 на рабочем барабане и оверхэдами U67, я использовал для оверхэдов на барабанах Брайана Доуни только три микрофона, совместно с 47-м на бочке и 84-м на малом. Это потому, что у Саймона было восемь томов – комплект Ludwig Octoplus с одинарными пластиками для получения более напряжённого, джазового саунда, и при съёме звука я использовал метод (продюсера Led Zeppelin и Rolling Stones) Глина Джонса (Glyn Johns). Это случилось после того, как (барабанщик группы Fairport Convention) Дэйв Мэттэкс (Dave Mattacks) пришёл в студию после своей записи накануне в студии Olympic и показал нам, как они записывались: микрофон прямо над малым барабаном, второй над басовым томом и направлен на малый барабан, и потом вы панорамируете их строго влево и вправо. Они на равном расстоянии от малого барабана и при балансе вы слышите малый барабан в центре (стереокартины), стереопанорама и баланс томов просто феноменальные. Не забывайте, что записывалось 4 дорожки ударных на 16 каналов – более чем достаточно, должен заметить, что при 24-дорожечной записи у нас было максимум 8 дорожек ударных!»

Бас-гитара Fender Precision Лайнотта записывалась напрямую в линию и дополнительно микрофонами с комбика Ampeg Portaflex с «кабинетом» Marshall.

Гитару Gibson Les Paul Standard 1959 года Гэри Мур приобрёл у Питера Грина (Peter Green) после того как Skid Row «разогревали» тогдашнюю группу Грина Fleetwood Mac. Грин так же помог Муру заключить контракт с лейблом CBS в качестве сольного исполнителя. Гитара Мура включалась в комбик Mesa Boogie 4?12 и записывалась микрофоном Neumann U87.

Цангаридес: «Они (музыканты) могли использовать наушники, если бы захотели этого, но обычно они этим не заморачивались. Они живьём слышали всё, словно это было в репетиционной комнате и было на удивление мало проникновения звука ударных в треки баса или гитары».

Первая кассетная демо-версия песни ‘Parisienne Walkways’, которую услышал Цангаридес, состояла из партий ритм-машины, клавишных и гитары-соло.

Цангаридес: «Всё, что мы до тех пор записывали было похоже на стиль Джеффа Бека (Jeff Beck), такой приджазованный рок со сложной партией двойной бочки и странными размерами, которые играл Саймон Филлипс. Но теперь у нас была эта прелестная маленькая ‘Parisienne Walkways’ – я сразу понял, что это лирика, так же как и ‘Don’t Believe A Word’ и ещё эта панковская песня с названием ‘Fanatical Fascists’, и я тогда подумал: “Что за фигню мы делаем?” Сегодня я бы наверняка сказал: “Ну, может быть вам нужно получше поработать с материалом?” Но тогда мы были наивными и этого не случилось. Это то, что нам приходилось записывать, и мы записывали, и альбом доказательством этого. В ‘Parisienne Walkways’ было гитарное соло, но сама мелодия поразила меня больше всего. К этому моменту я много раз слышал, как Гэри великолепно играл миллион нот – я знал, насколько он был хорош ещё до нашего с ним знакомства, я видел его игру в Skid Row, когда мне было 15 лет, я сидел в первом ряду в зале Country Club, а он стоял (на сцене) прямо в полутра метрах передо мной. Благослови его господь, когда мы встретились спустя все эти годы, я напомнил ему о том концерте, и он сказал: ”О да, я помню!” Это было странно, но это стало началом очень долгой дружбы между нашими семьями. Это было прекрасно».

До того, как Фил Лайнотт написал текст и сделал наложения своего вокала, ‘Parisienne Walkways’ была записана без всяких студийных изысков.

Цангаридес: «Я настроил саунд, и потом “…раз, два, три, запись!” Всё было сделано моментально – один-два дубля, ну может быть три максимум. И что меня удивило – Гэри оставлял паузы для длинных нот и потом вступал заново. Я не мог понять, как он определяет, когда ему снова вступать. Метронома не было. Тем не менее соло, которое вы слышите на записи, записано одним дублем совершенно идеально. Там дабл-трэк и гармония, и ещё я добавил эхо. Невероятно. Для записи наложений Фил притащил аккордеон, и Гэри сыграл на нём, и ещё Фил сыграл интересные ноты во вступлении на контрабасе. Это был элекрифицированный контрабас, нам пришлось разметить маркером его гриф, чтобы было видно, куда ставить пальцы. Не знаю, зачем мы использовали контрабас – просто он был рядом, ну и попытались на нём играть. Гэри играл на синтезаторе струнных ARP Solina, а для имитации звука мандолины – которой у нас не было – он использовал 12-струнную полуакустическую гитару Rickenbacker. Я не подключал её – просто поставил старый (микрофон) Neumann 84 возле f-образного отверстия (в корпусе) и Гэри бренчал на струнах. F-образное отверстие – узкая полоска, и тонкий 84-й (микрофон) сработал очень хорошо. Как бы это ни делалось, для того времени это было великолепно».

После того, как Лайнотт добавил текст и спел вокальную партию, песня ‘Parisienne Walkways’ получила потенциал коммерческого хита. Но Цангаридес не помнит, чтобы Гэри Мур придавал песне большое значение.

Цангаридес: «Думаю, что он (Мур) подозревал, что у Фила (с самого начала работы над композицией) были идеи о вокале. Как бы то ни было, он (Лайнотт) набросал слова, я настроил микрофон, он спел и потом Гэри добавил гармонию. Всё снова записывалось через Neumann U87 и сжималось (компрессором) Urei 1176. Они оба сделали идеальное исполнение – может быть их подтолкнул странный текст, но текста было не так уж много, мы просто создали нужное настроение. Мы моментально получили нужный результат».

Ещё одна композиция с альбома, сильно впечатлившая Цангаридеса - ‘Don’t Believe A Word’ («не верь на слово»). Её ещё в составе Thin Lizzy в 1976 году для очередного альбома «Johnny The Fox» написал Лайнотт, но сперва вещь была отвергнута гитаристом группы Брайаном Робертсоном (Brian Robertson). В тот момент во время студийных сессий Лайнотт несколько дней не присутствовал в студии, а когда вернулся, то узнал, что Робертсон изменил своё мнение и совместно с барабанщиком Брайаном Доуни (Brian Downey) начал записывать песню, сильно ускорив темп. Результат так понравился Лайонотту, что он включил Робертсона в соавторы песни. Во время сессий записи Гэри Мура было решено переписать ‘Don’t Believe A Word’ в первоначальной медленной версии Лайнотта.

Цангаридес: «Мне понравилась простота и «пустота» записанной нами версии. Это было в духе настроения (песни) Питера Грина и Сантаны “Black Magic Woman”. Ирония в том, что Питер Грин, который в то время в очередной раз вернулся в музыку, тоже записывался в (студии) Morgan и как-то раз заглянул увидеться с Гэри. Ну, я прокрутил ему эту песню, он обернулся к своему продюсеру и сказал: “Почему бы нам не сделать такой же саунд?” Помню, мы с Филом переглянулись, я переглянулся с Гэри, и Гэри переглянулся с Филом, всё это с улыбками до ушей, как бы говоря: нам было указание свыше! Это было великолепно».

Во время сведения песен альбома Гэри Мур почти постоянно находился рядом с Цангаридесом.

Цангаридес: «Я просто добавил ревер, увеличивая или уменьшая посыл. Всё уже было сделано (в процессе записи) пальцами Гэри, его сердцем и душой. Сказать честно – если бы у него была (дешёвая) гитара Woolworths, она тоже звучала бы хорошо. Соло было уникальным, и мне нравится, что когда он играет живьём, оно (соло) становится всё длиннее и длиннее. Меня прикалывает длина долгой ноты в середине – можно взять секундомер, чтобы засечь её продолжительность. Работать с ним – просто волшебство. Я имею ввиду, что это потрясало людей типа меня с самого начала работы над его первым альбомом – “Давай, чувак, у тебя всё получится!”, и он верил в меня до самого конца процесса. Что-то во мне его привлекало, и я рад, что получилось так, как он задумал, и запись имела успех».

Альбом «Back On The Streets» вышел 30 сентября 1978 года. Основной же успех Гэри Мура пришёлся на конец 1980-х – начало 90-х: его сольные альбомы того времени четыре раза попадали в лучшую десятку британского хит-парада. Ещё большей популярностью музыкант пользовался в центральной Европе, в России и особенно в Скандинавии, но в Америке известность Мура была значительно ниже, чем в других странах: в США его альбомы не поднимались выше 83-го места в общем чарте альбомов Биллборд. В последующие годы успех музыканта был гораздо скромнее.

В разные годы Крис Цангаридес записывал Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), гитариста Ингви Малмстина (Yngwie Malmsteen), группы Strawbs, Helloween, Killing Joke, Lords Of The New Church, Concrete Blonde, Tragically Hip, Depeche Mode, New Model Army, Black Sabbath и множество других исполнителей. Записанный им в 1991 году альбом “Painkiller” группы Judas Priest номинировался на Грэмми в категории «лучшее исполнение металла».

С апреля 2006 года Крис – владелец собственной студии Ecology Room. Студия находится в сельской местности Англии в пригороде Дувра на берегу пролива Ла-Манш, расположена на участке площадью 50 акров в здании, в котором во время II мировой войны находились армейские службы.

Цангаридес: «Это небольшой бункер. У него бетонные потолки и стены толщиной 12 дюймов, идеально для студии звукозаписи. Хоть она и не поражает воображение, её размеры очень похожи на студию 1 Morgan с длинной узкой контрольной комнатой. Просто невероятно. С естественным дневным светом и с видом на море это просто замечательно, да и комната для записи звучит великолепно».

Студия оборудована 32-канальным пультом TL Audio VTC, мониторами Focal Twin и NHT. Цангаридес пишет в Pro Tools. Крис считает, что в наши дни если у продюсера нет собственной студии, то работа продюсера не эффективна даже при наличии денег. По этим же причинам Цангаридес недавно основал собственный лейбл Dark Lord Records.

Гэри Мур скончался в феврале 2011 года в возрасте 58 лет. Причина смерти – сердечный приступ на фоне передозировки алкоголя.

Автор Вадим Михайлов


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин