weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Евгений Хавтан: "Звук старой гитары заставляет тебя играть по-другому"

zvuki.ru

Бессменный лидер группы "Браво" Евгений Хавтан рассказал Звукам о своей коллекции гитар, открыл тайну сроков выхода нового альбома, а также о том, на чьи концерты он бы с удовольствием сходил, а у кого – даже бы сыграл на "разогреве".

Евгений Хавтан

Звуки.Ru. Евгений, о Вашей коллекции гитар ходят легенды – мало у кого найдется столь достойная подборка самых разнообразных, а главное – действующих и активно используемых инструментов. Расскажите, как началась эта коллекция?

Евгений Хавтан. Она началась лет пятнадцать назад, когда у меня появилась возможность ездить за границу, покупать там гитары и доставлять сюда. Первой гитарой стала Gretch Chet Atkins Country Gentleman, которую я купил на гастролях в Гамбурге, такая же, как была у Джорджа Харрисона (George Harrison). Мне очень хотелось иметь такую гитару – и как только появилась возможность, я ее купил. А когда я стал на ней играть, то заметил, что она звучит куда лучше, чем все современные гитары, с которыми я до этого сталкивался. В общем, у меня началось помешательство: я стал изучать гитарные каталоги, в каком году издавался какой инструмент, кто на нем играл, на каких усилителях…И сейчас, когда я вижу какую-то группу, то я, как маньяк, смотрю и отмечаю: ага, у этого Gibson, у этого Telecaster, скажем, 60-х годов, - то есть стал таким крупным специалистом в области гитар и гитаростроения (смеется). Ну а дальше я стал покупать не только гитары, но и усилители, и клавишные инструменты – и вот подобралась постепенно такая коллекция.

Звуки.Ru. Но это же не просто коллекция, а вполне рабочие инструменты, находящиеся, что называется, "в действии".

Евгений. Конечно. Все это добро я активно использую и на репетициях, и в записи – ничего лучше аутентичного звука пока не придумано и, если есть возможность играть на инструментах тех лет, через те самые усилители – никакие современные реплики, как бы хорошо они не были сделаны, не сравнятся со старыми инструментами! Самое главное, что если ты берешь, например, Epiphone Casino, включаешь ее в усилитель VOX AC30, то есть выстраиваешь такую же "линейку", как была у The Beatles в 60-е годы – то ты слышишь тот самый звук, который слышали битлы. А этот звук тебя автоматически заставляет по-другому играть.

Звуки.Ru. А инструменты подбираются под какую-то цель, задачу – «снять» определенный звук, или это все-таки коллекционерская страсть?

Евгений. Мне хочется иметь инструменты, аналогичные тем, что использовали те гитаристы, которых я люблю и уважаю. Допустим, у меня есть весь комплект битловских гитар – естественно, не их персональных инструментов, а одногодок. Если это Fender – у меня есть вся линейка 60-х годов. И все олдскульные музыканты – они ведь тоже используют старые инструменты! Это молодежь играет на новых гитарах, а все гитаристы от Чака Берри (Chuck Berry) до Сантаны (Santana) играют на старых гитарах. И на записи это слышно: часть того самого волшебного звука, которым мы так восторгаемся, она складывается именно за счет тех самых старых инструментов.

Звуки.Ru. А как быть на гастролях – неужели весь комплект аппаратуры, включая комбики, ездят вслед за Вами?

Евгений. На гастроли, к сожалению, я комбики взять с собой не могу. Но в Москве я беру старые усилители и играю на них.

Звуки.Ru. Неужели в коллекции нет ни одного "нового" инструмента?

Евгений. Нет, есть один. Это мастеровая гитара – единственная в моей коллекции - работа мастера Дмитрия Писарева, точная копия гитары Selmer, на которой играл легендарный Джанго Рейнхардт (Jango Reinhardt). Дмитрий взял схему этой гитары, точно скопировал древесину – и получился инструмент, по сути, идентичный инструменту 30-х годов. И я сейчас, по сути, учусь на ней играть – манера игры на этой гитаре немного другая, нежели на обычной "акустике". Мы сейчас готовим специальную акустическую программу, в которой не будет ни одного электроинструмента: будет вот эта гитара, аккордеон, контрабас, steel-гитара. И все будет звучать в стилистике 30-х – 40-х годов: немного джаза, немного фолка, немного мануш....

Звуки.Ru. Вы хотите популяризировать мануш? Ведь этот стиль настолько мало известен у нас в стране…

Евгений. Хотелось бы надеяться. Мы, конечно, играем не совсем мануш, это такая его примитивная версия, не столь техничная. Я просто надеюсь, что кто-то, например, придет на наш концерт, увидит какую-то необычную гитару, залезет на YouTube и втянется понемногу…

Звуки.Ru. А как остальные участники коллектива относятся к такому необычному эксперименту со звучанием?

Евгений. Эксперимент, честно скажу, проходит с трудом. Конечно, повлиял на выбор наш новый басист Михаил Грачев. Он играет на контрабасе, играет и джаз, и рокабилли - и с его приходом появилась возможность воссоздать стилистику 30-х годов. Ну и наш клавишник и саксофонист Саша Степаненко уже давно играет на steel-гитаре, стал играть довольно прилично – и мы можем двигаться в новом направлении. Дело в том, что такая ретро-музыка требует не только желания, но и умения играть – и сейчас, как мне кажется, у нас есть все основания попробовать.

Звуки.Ru. Вопрос, который многих беспокоит: в кто же будет петь в новой программе? Вы с недавних пор тоже стали выходить к микрофону наравне с Робертом Ленцем…

Евгений. Я тоже буду петь, да, но у меня не стоит задача петь как можно больше. Мы с Робертом поделили программу примерно пополам – у нас разные амплуа, что-то больше подходит мне, что-то ему.

Звуки.Ru. Итак, новый альбом, как я понимаю, готов.

Евгений. Практически готов. Но сейчас получается такая ситуация, которая, возможно, разочарует наших поклонников, которые довольно давно ждут новой пластинки. Те песни, которые мы записали где-то полгода назад – мне не очень нравится, как они звучат, я хочу попробовать сделать другой звук.

Звуки.Ru. Какой же?

Евгений. Я не очень могу объяснить это словами… Просто – другой. Но, в любом случае, альбом готов и, чтобы никого не томить, могу сказать, что к весне мы его закончим.

Звуки.Ru. Кто писал стихи для нового альбома?

Евгений. Так получилось, что почти половину песен написал Анжей Захарищев фон Брауш из "Оберманекена". Получилось очень необычно: он сохранил свой стиль, но при этом его тексты оказались очень и очень подходящими для "Браво". Мы разные, но смотрим в одну сторону. Два текста написал Дмитрий "Сид" Спирин, а еще один текст написала девушка – Саша Чугунова из группы "Муха". Очень занятно, кстати, вышло – нам девушки до этого никогда текстов не писали. В общем, может получиться весьма и весьма необычно.

Звуки.Ru. А сохранилась ли в новой музыке та самая «чистая романтика», за которую мы и любим группу "Браво"?

Евгений. Года три-четыре назад мне вдруг показалось, что мы занимаемся какой-то полной фигней, поем какие-то сопливые песни про любовь, а сегодня мне кажется по-другому. Мне кажется, что именно сейчас необходимы именно такие песни – светлые, чистые и про любовь. Именно сейчас.

Звуки.Ru. Будет ли новый альбом концептуальным? Вот, в "Евгенике", например, некая концепция, на мой взгляд, присутствовала.

Евгений. Мне, кстати, "Евгеника" не очень нравится. Я люблю другие наши альбомы. Вот "На Перекрестках Весны" - это, я считаю, сильный альбом. Битовые альбомы – "Стиляги Из Москвы", "Московский Бит" - мне тоже очень нравятся. И мне очень хочется записать цельный альбом. Не столько концептуальный, сколько цельный. Драйвовый, в стилистике 50-х. Я не хочу никуда спешить, мне нужно быть о внутреннем согласии с самим с собой – и записать такой альбом, который мне на пенсии будет не стыдно послушать.

Звуки.Ru. Сейчас есть возможность выезжать за границу и записываться там. Вы же предпочитаете записывать пластинки в России. Почему?

Евгений. Мы могли бы поехать на ту же Abbey Road и записаться там. Но это в моем случае не имеет особого смысла – студии ведь предоставляют только помещение и звукорежиссера. А для того, чтобы записать тот звук, который нам нужен, нам придется везти за собой все гитары, все усилители, что просто невозможно. Так что мы записываемся здесь, а сводится и мастерится все за границей, это так.

Звуки.Ru. Сегодня все гранды – те же Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), Нил Янг (Neil Young), да что далеко ходить - сам Лес Пол (Les Paul) незадолго до кончины, все они разродились дуэтами. У вас тоже была пластинка коллабораций "Звездный Каталог". А с кем-нибудь из зарубежных звезд не было желания вместе поиграть?

Евгений. (после долгой паузы) Желание, конечно же, есть. Но это – мое желание, оно нужно мне и только мне, а те, с кем я хотел бы это сделать, будут рассматривать это мое желание как коммерческий проект… Мне, например, очень нравится молодая группа Mumford & Sons – если они приедут в Россию, я бы с удовольствием что-нибудь с ними сделал! Я бы, например, с удовольствием выступил у них на разогреве.

Звуки.Ru. Как думаете, а откуда корни возрастающего интереса к олдскульной музыке – те же Mumford & Sons, Lady Antebellum – все это, в общем-то, исповеданье довольно старых музыкальных традиций…

Евгений. Мне кажется, что есть определенный круг, по которому вращается музыкальная мода. Вот, недавно вновь возникла мода на электроклэш… А сейчас – любому человеку, как мне кажется, хочется поймать то самое ощущение "гитары у костра": это романтично, и во всей этой музыки есть эта романтичность и естественность – нет никаких синтезаторов, искажений и прочего. То есть это честно, натурально и живо – потому и популярно.

Звуки.Ru. А почему же эта музыка не так уж и популярна в России? Может быть, потому, что для того, чтобы играть чистым звуком надо просто уметь играть?

Евгений. В России всегда была проблема хороших музыкантов. Я, конечно, согласен с тем, что хорошие музыканты не всегда делают хорошую группу – можно собрать суперсостав, но группа в целом ничего путного не выдаст. Но при этом мы еще и «проехали» мимо многих стилей – у нас, например, не было кантри, не было толком фолк-рока, арт-рока, джаз долгое время существовал в каком-то диковатом виде. Так что культуры исполнения музыки у нас, в общем-то, особо и не было. Может быть, причина действительно в этом.

Звуки.Ru. А Ваша сегодняшняя публика – она какая?

Евгений. Это вообще шок. Им 20 – 25 лет. Нас, если уж совсем откровенно, нечасто показывают по телевизору, мы особо не светимся, но когда мы играем в клубах – двадцатилетние, студенты приходят! Если судить по нашему форуму в Интернете – там вообще пятнадцатилетние ребята сидят.

Звуки.Ru. Некоторые российские группы обожают издавать каждый свой чих: концерт такой, концерт сякой… Вы же не такие – совершенно не разбрасываетесь по пустякам. Почему?

Евгений. Может, это лень? (смеется) У нас лежит, например, неизданная и необработанная запись нашего юбилейного концерта, где мы играли с ансамблем под управлением Юрия Башмета. Я совершенно четко понимаю, что это, конечно, кому-то нужно – но в первую очередь, мне и небольшой части наших продвинутых поклонников. А массам такая пластинка, наверное, не очень-то и нужна. Это свойственно молодым группам – вот, выпустили они два альбома, третий получился провальным, так что надо концертничек выпустить… Но это не совсем про нас.

Звуки.Ru. И, возвращаясь, к гитарной теме. Я знаю, что у Вас есть Ваш собственный Telecaster, сделанный специально "под Вас"…

Евгений. Да, у меня, как у эндорсера фирмы Fender, есть custom-инструмент, сделанный гитарным мастером Юрием Шишковым. Это классический "телек" 60-х годов, у него есть вибрато Bigsby, а корпус покрыт статьями из старых газет и фотографиями "Браво". Сейчас одна фирма, которая делает в Москве сувениры, взяли у меня ее на время, чтобы сделать маленькие сувенирные гитарки. Кстати, после этого Fender выпустили еще несколько гитар с различными принтами – есть гитара Sex Pistols, например. Но есть и моя! (смеется)

Звуки.Ru. Кто для Вас сегодня музыкант № 1?

Евгений. Сложно сказать. Я могу назвать некоторые современные группы, которые мне нравятся: это Florence And The Machine, это The Temper Trap, я был на их концерте в Сан-Франциско – это очень мощно. Мне очень нравится Николь Аткинс (Nicole Atkins), ну и Mumford & Sons, конечно. Может, их привезет кто-то, я бы с удовольствием сходил на концерт.

Звуки.Ru. Ну и последний вопрос: как считаете, будущее музыки – в Америке или в Англии?

Евгений. Сложно сказать… Вот, например, Роберт Плант (Robert Plant) – он англичанин, а живет в Америке и записывает с Элисон Кросс (Alison Krauss) кантри-музыку. Arctic Monkeys выпустили совершенно нетипичный, не "британский" и не "американский" альбом. Так что, наверное, нельзя сказать, что будущее музыки в Америке или в Англии. К сожалению - точно не в России…

Автор текста: Павел Сурков


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин