weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Перекрестки Блюзового Бога

Jazzquad.ru

Эрик Клэптон
Eric Clapton & Band 14 June 2013 Konig Pilsener Arena, Oberhausen (Germany) Photography Marco van Rooijen - Copyright, All Rights Reserved!/Photo: flickr.com

Вместо предисловия (1), короткое

Так случилось, что я начал делать обзоры для журнала JК с диска Эрика Клэптона Мe And Mr. Johnson. Я никогда не делал этого прежде, и, наверное, не занимался бы этим после. Но, волею случая, судьба связала меня с журналом, а внутренний голос сказал: "Пиши!"

И я написал. Строгий шеф-редактор, прочитав мой опус, снисходительно одобрил, но заметил, что для жур- нального обзора это было слишком много: 1500, от силы 2000 печатных знаков - таков стандарт написания обзора. А меня несло, и я не мюг остановиться, хотелось сказать об Эрике все и сразу. Да, похоже, он меня вдохновил писать и по-иному смотреть на музыку, именуемую белым блюзом.

Вместо предисловия (2), слегка затянутое

В конце 1974 года я уехал в длительную загранкомандировку в одну экзотическую южно-азиатскую страну. Этой страной оказалась так горячо мною любимая Индия. о которой бьшо столько прочитано, пересмотрено фильмов с Раджем и Шаши Капурами, Зинат Аман, Радживом Кумаром, Хемой Maлини и прочими. Старшее поколение прекрасно помнит "Бродягу", "Господина 420", "Сангам" и другие неувядаемые шедевры 50-60-х годов прошлого столетия: в зрительных залах женская половина лила рекой слезы, и даже мужчины украдкой смахивали скупые слезы со своих лиц.

Наша группа переводчиков бьла совсем крохотной по меркам групп там же возводимых гигантов тяжелой промышленности, таких как Бхилаи или Бокаро, где их насчитывалось по нескольку десятков. Но тем более бьло приятно осознавать, что мы оказались любителями современной английской и американской популярной музыки, и кто такой Эрик Клэптон, знали не понаслышке - имели магнитофонные записи, собирали вырезки из периодики, слушали "вражьи" голоса.

Мы жили вдали от цивилизации, практически в лиственных джунглях, где по ночам выли шакалы, бродили лисы и волки, а местные аборигены выживали в этой, в общем-то не такой уж бедной стране, за счет натурального хозяйства и часто питались подножным кормом. Телевидения не бьшо и в помине (вот бы хорошо сейчас иногда не иметь его!), наши газеты приходили с опозданием на 2-3 недели, а журналы на 2-3 месяца, и единственной отрадой были виниловые грампластинки, которые начали собирать для клуба еще венгры, приехавшие за несколько лет до нас осваивать эти места.

Примерно раз в месяц каждый из нас троих, по очереди, выезжал в командировку в Калькутту, которая нахо­дилась в 600-700 километрах от объекта, где мы работали, и должен был по договоренности привозить для нашей дискотеки новые виниловые диски.

Ночь на поезде, и утром ты просыпался в отличном кондиционированном вагоне ACC (air-conditioned coach) в этом многомиллионном мегаполисе, кишащем нищими, крысами, калеками, имеющим специфический запах зловонной клоаки, на все лады кричащими разносчиками чая 'Тцай!", чистильщиками обуви, которые норовили сначала незаметно испоганить ее, а затем тут же предложить свои услуги, и прочей атрибутикой, присущей только этому, самому населенному городу-порту.

40 минут тряски в тогда самом фешенебельном авто местного производства "Амбассадор" по запруженным улицам (метро советские специалисты только проектировали, а строить начали в 77-78 годах), и ты оказывался в Даунтауне, рядом со знаменитым торговым центром New Market, в немного обветшалой, но с претензией на колониальный стиль гостинице Fairlawn, хозяевами которой бьла беженка из Армении в каком-то поколении миссис Смит и ее муж англичанин Роберт, естественно с той же "кузнецовской" фамилией.

Напротив находился приют Армии Спасения, кишевший расплодившимися тогда в невероятных количествах, но уже приходящих к логическому завершению хиппи, которые часто там останавливались в силу дешевизны заведения, пели песни под гитару, maкe love not war, попрошайничали, но вели себя вполне миролюбиво и добропорядочно. С некоторыми из них я заводил знакомство, пытался постигнуть их жаргон,так как зачастую понимал их английский с трудом.

Но самым приятным моментом той поры бьло, немного отдохнув и позавтракав, выйти на улицу и направить свои стопы к музыкальным сторам HMV, (помните песика у граммофонной трубы, слушающего his master's voice - голос своего хозяина), сети граммпластиночных магазинов DUMDUM (крупнейший завод по производству винила, находившийся в Калькутте), парлофоновским магазинам и прочим местам музыкального притяжения.

Глаза разбегались от увиденного изобилия, все это можно было щупать, слушать часами, разглядывать запаянные в целлофане глянцевые конверты, а можно бьло подойти к книжно - журнальной стойке и также часами листать журналы Melody Maker, New Musical Express, Record Mirror & Disc, etc., разглядывать толстенные энциклопедии или фолианты, посвященные отдельным исполнителям и группам.

Если позволяло время, и не было переговоров на фирмах, я там проводил часы и замирал от восторга, ломая голову, что купить (а финансы позволяли это делать, в среднем диск стоил 4,5-5,0 долларов, чуть дороже - книга), чтобы порадовать друзей на объекте.

В том, что в нашей коллекции должны быть диски Клэптона, не бьло никакого сомнения, и он у нас был практически весь, изданный, конечно, на тот момент...

У вас сын, мисс Клэпп

..Долгожданные союзные войска высадились в Нормандии летом 1944 года. Война катилась на запад, и хитрый Черчилль с мудрым Рузвельтом поняли, что с дядюшкой Джо надо считаться и не делать глупостей, а то, чего доброго, весь мир станет коммунистическим.

Среди хорошо вооруженного и сытого воинства волею судьбы в растерзанной Европе оказался и молодой солдат канадский армии по фамилии Фрайер. В том же году он перебазировался на острова ее Величества в городок Рипли графства Саррей, где и познакомился с 15-летней девушкой Патрицией Клэпп. Кровь играла и бу­доражила! Девушка бьша недурна собой, впрочем, солдат тоже, и в результате этой связи 30 марта 1945 года на свет появился мальчик, которому суждено бьло стать мировой блюзовой знаменитостью. Папаша не дождался рождения ребенка и отбыл в Канаду, где его ждала семья.

Увы, похоже, рождение сына вне брака радости юной Патриции не принесло, и вскоре она оставляет его на попечение бабушки с дедушкой и покидает захудалый Рипли в поисках счастья и приключений, кстати, вскоре выйдя замуж за другого канадца.

Что такое безотцовщина, Эрик, слава Богу, не узнал, потому что был усыновлен грэндпа и грэндма, но пре­вратился в Клэптона (слово clap, правда, в написании с одной "р" имеет одно неприличное значение, откройте словарь и посмотрите, но не все и не всегда видят это слово написанным, а в основном воспринимают на слух). До 9-10 лет Эрик был уверен, что бабушка Роза и дедушка Джек-его родители, а Пэт- его сестричка.

Я могу позавидовать Эрику и порадоваться, что он не стал бастардом для окружающих во времена детства. А вот мне пришлось испытать все это, будучи рожденным вне брака на 7 лет позже Клэптона. Тогда многие знали и употребляли такое жуткое и страшное словечко как "байстрюк", (по крайней мере, на Украине, где я жил в свои юные годы). Очень часто оно неслось мне вслед, брошенное после очередной ругани или драки с дру- зьями-приятелями. Со слезами на глазах я прибегал домой и долго плакал, пока мать, придя с работы, уставшая и голодная, не успокаивала и не кормила меня. Разглядывая буклет компакта "Рептилия", я подолгу задерживаю свой взгляд на фотографии юного Эрика, который так напоминает мне меня самого в детстве...

А вот в 60-70-е годы, как, впрочем, и сейчас, многие биографы и очеркисты писали и пишут несусветную глупость и чушь о детстве Эрика. Наверное, это не их вина - правда открылась недавно. Вообще одним из пер­вых, настоящих (как мне тогда казалось) материалов, касающихся биографии Эрика, была встреченная мною статья в одном из индийских журналов, название которого я запамятовал, но автора помню до сих пор - индий­ский журналист Нондон Багчи, а журнал напоминал выходившее тогда в Польше и распространявшееся огра­ниченным у нас тиражом издание Панорама. Мы подготовили тогда сценарий вечера, посвященного кумиру, вот только проводить его не стали, некому было рассказывать о нем.

У врат блюзовой зари

В конце 50-х - начале 60-х острова Ее Величества были открыты ветрам перемен, которые с невероятной силой врывались и насквозь пронизывали своей мощью островное государство на Западе Европы. Владычицу морей все чаще и чаще стали посещать суда из страны дядюшки Сэма, и такое посещение сопровождалось "впрыскиванием" партий музыкального допинга в виде черных пластов с такой же черной музыкой Чака Берри, Мадди Уотерса и совсем не черного, но поющего удивительным голосом и дико вихляющего чреслами юного Элвиса. (Вы не забыли, что ему в этом году исполнилось бы 70? Я отказываюсь этому верить, для меня он, также, как и горячо любимый мною наш Высоцкий, останется навсегда мужчиной, которому чуть больше за 40.)

В 15 лет Эрик получает от бабушки с дедушкой подарок, который определит всю его дальнейшую жизнь. К тому времени он станет студентом художественного колледжа в Кингстоне, где задержится не надолго. Какая там к черту учеба на витражных дел мастера, если вокруг звучит МУЗЫКА, которую хочется слушать и затем нота в ноту повторять услышанное? В 17 лет он оказывается вне стен учебного заведения, и начинаются его музыкаль­ные скитания по пабам, барам и прочим злачным местам. Затем следуют тусовки, на которых он заводит зна­комства с Джеггером, Пейджем и прочими. Сходился с людьми он легко и также легко расходился, но уходил, оставив после себя частичку своего таланта. Это было его удивительное свойство: создать группу, сделать ее до­статочно знаменитой и уйти "по-английски". Так было с Roosters, Casey Jones & The Engineers, Yardbirds, так будет с "реформаторами блюза" Дж Мэйолла и группой Cream и Blind Faith.

Наверное, это было странно, ведь люди приходили на концерты вышеозначенных групп, чтобы послушать именно Эрика, и он дарил им свой щедрый талант, но в разных группах и с разными исполнителями. Об этом можно писать бесконечно долго, а можно ограничиться двумя фразами, что я и предпочитаю сделать и дать совет всем тем, кому не безразлично творчество этого незаурядного музыканта: купите, возьмите у друзей, выудите из Интерната те записи Клэптона и послушайте. Выводы будете делать сами!

Пути и перекрестки одинокого волка

Если в I960 году Эрик очень гордился гитарой за 250 фунтов, то в 1970 году у него их было около 200, а к своему 25-летию он уже был владельцем особняка за 40 тысяч, имел антикварные мотоциклы и автомобили, смазливую подружку из семьи английского лорда. Она была приглашена в качестве дизайнера во вновь приобре­тенный особняк и затем поселилась в качестве girlfriend на некоторое время.

А жизнь Бога круто изменилась, она стала другой, более непредсказуемой. Теперь не надо было зависеть от гас­трольных расписаний и жестких рамок, можно было играть что угодно, с кем угодно и как угодно. Эрик этим вос­пользовался и с удовольствием выступал с Дж Ленном и Б. Диланом, Дж Хендриксом и Дж Харрисоном...

Денег было много, очень много, слава росла и ширилась, соблазны тоже. Мир шоу-бизнеса очень часто не мыслим без наркотического угара. Этому способствовала гибель друзей, в частности уход из жизни великого ву- дуиста Джими в 1970 году, еще через год умирает любимый папа-дедушка, практически на руках музыканта. Именно эти два обстоятельства и стали причиной появления депрессии. Эрик зарывается в панцирь и окутывает себя пеленой недоступности, появляются пагубные привычки, которые и определяют его жизнь и творчество на полтора десятка лет вперед: алкоголь, травка, кокаин, героин - плавный переход к постепенной гибели. Это был смертельно опасный перекресток Когда на наркотик уходит около 3000 зеленых в месяц, ничего хорошего ждать не приходилось...

Однако, в этом угаре Эрик продолжал творить. В 1970 году появился его первый сольный альбом, от которого я и веду свой отсчет любви к музыканту. В 1971 году-знаменитый концерт BANGLADESH, организованный дру- гом-битлом в Нью-Йорке. Друг Тауншенд из The Who в 1973 пытается вовлечь его для участия в благотворительном концерте в зале Рейнбоу, но, увы, он вышел провальным. Эрик располнел, поедал килограммами сладости, в особенности шоколад, и постоянно менял гардероб в сторону увеличения размера.

Я с трудом пытался отыскать сведения о нем - ловил голоса, покупал английские или американские коммуни­стические газеты (только такие можно было купить у нас, да и те издавались на деньги КПСС, а кто платит, тот и заказывает музыку, - они были хороши для обогащения английского, но никак не для познаний мира рок-музыки). Отрывочные сведения встречались, но они были настолько противоречивыми, что не отражали реаль­ной действительности. Какой-то социалистический журнал сообщал о странных взаимоотношениях с битлом Джорджем и уходом его жены Патти Бойд к Эрику, что было правдой. Меня это интересовало в силу челове­ческого любопытства, но все же больше я хотел знать о творчестве любимого исполнителя.

И только к 1974 году, когда я оказался за границей, для меня все более или менее прояснилось. А в том же 1974 году Эрик, кажется, начал потихоньку завязывать с пагубным пристрастием: он расстался с подружкой Эллис, которая вскоре покинула сей бренный мир, и поддался уговорам друга доктора, которая разработала новый метод иглоукалывания для борьбы с наркозависимостью - через мочку уха пропускается слабый ток. Не знаю, помог ли Эрику именно этот метод. Одному из моих знакомых уже в наше время и в нашей стране посоветовали этот метод для похудания. Увы, никакого эффекта не последовало! Однако, на Эрика он подействовал. На что он жил все это время - загадка. Однако, смею предположить, и скорее так оно и было, авторские отчисления от переиздававшихся его прежних работ продолжали поступать исправно, поэтому на паперти стоять ему не приходилось.

Затем появилась новая подружка в лице вышеозначенной мадам Харрисон-Бойд. Какое-то время продолжается эйфория, "молодые" очень привязаны друг к другу, но Эрик - натура творческая и легко увлекающаяся, романы на стороне были неизбежны. Да и подружка, похоже, от него не отставала. Голубки вскоре расстались. Однако, не надолго. Старая любовь не ржавела, Клэптон был по уши влюблен в Бойд, и в 1979 году они стали мужем и женой в городе Тусоне американского штата Аризона. Этому событию была приурочена новая слезообильная композиция Wonderful Tonight. Она исполнялась во время всего полуторамесячного турне по Штатам, в котором его сопровождала Патти. Это было отступлением от правил, обычно жен и подруг Эрик на гастроли не брал.

А настоящая свадьба была сыграна уже после гастролей, в старой доброй Англии, и сие мероприятие происхо­дило в присутствии закадычных друзей Мика, Кита, Элтона, Джона - Пола-Джорджа- Ринго и других.

Жена и друзья решили, что все наладилось. Увы! После свадьбы продолжились гастроли, уже без присутствия дражайшей супруги, и, естественно, Эрик снова сорвался. Гастрольная лихорадка и нормальная семейная жизнь без пьянок-гулянок - вещи несовместимые. Смена героина на алкоголь снова повлекла за собой соответству­ющие последствия.

Tears In Heaven

По совету приятелей и друзей в 1982 году Эрик стал анонимным алкоголиком и долго не прикасался к спирт­ному. Будучи женатым человеком, он продолжал общаться с девушками на стороне, о чем, конечно, догады­валась Пэтти. В результате одной интрижки на свет появилась девочка, которую назвали Рут (Келли по маме). Он встретился с Ивонной Хан Келли на Антигуа, где она вместе с мужем работала на студии Эрика.

У музыканта противоречивые терзания души, он помнит свою безотцовщину, однако не разрешает записывать свое имя в графе "отец" свидетельства о рождении. Но настаивает на том, что девочка должна знать, кто ее отец, и всегда поддерживает ее материально, встречается с нею по возможности и даже сейчас у него прекрасные с ней отношения.

После возвращения из австралийского турне в 1984 году он не застает дома Пэтти, вместе со своими вещами она оставила их дом. Он ее ищет, пытается возобновить супружескую жизнь, но, в результате переговоров, они приходят к выводу, что жить пока следует отдельно друг от друга. Для него это тяжело, он продолжает любить Пэтти несмотря ни на что, а ей такая жизнь надоела. Хотя она и сама - богемная особа, но то, что ей пришлось испытать с Эриком, оказалось "слишком".

Эрик снова уходит в запой, снова знакомится с новой красоткой - итальянской телеведущей Лори дель Сан- то, становится главным персонажем ее передач и, полагая, что Пэтти утеряна для него навсегда, не возражает против рождения ребенка. В 1986 году на свет появляется мальчик Коннор. Это было последней каплей, и в 1988 они разводятся с миссис Клэптон-Бойд. Пэтги, наверное, его простила, она не могла иметь детей, а Эрик ее любил так, что полагал, что ей понравится рождение ребенка, даже от другой женщины. Однако, он сделал больно ей, и она решила уйти от него навсегда.

Это был конец одного из самых знаментых l'amour de trois известных персонажей двадцатого столетия. Что ка­сается госпожи Бойд, то вместе с Барбарой Бах (очередной женой Ринго) и Люси Ферри (супругой Брайана) она учредила благотворительную организацию SHARP для наркоманов и алкоголиков. Судьба бывшего супруга продолжала ее беспокоить. А может обнаружила, что и сама нуждается в такой помощи. С бывшими мужьями она продолжает встречаться, и, наверное, правильно делает. В нашей Советской России в двадцатые было и того круче: Володя, Лиля и Ося вообще жили вместе вплоть до гибели нашего знаменитого поэта. Не нам их судить, судья им - Бог.

Но для Эрика, как и для его возлюбленной итальянки, этот отрезок жизни закончился трагически: он потерял сына Коннора, который выпал из окна нью-йоркского небоскреба, после чего и родилась композиция Tears in Heaven. А может, это случилось потому, что к нему обратились создатели фильма Rush - им нужна была песня о потере самого близкого человека, и у Эрика появилась возможность выстрадать, выплакаться, объясниться этой композицией. Наверное, если бы этого не случилось, он бы снова оказался в алкогольно - наркотическом угаре, в какой уже раз по счету.

Эта песня и акустический альбом Unplugged 1992 года завоевали 6 наград Grammy, а Коннору посвящена еще од­на композиция - The Circus Left Town. Это была песня - реминисценция: воспоминание о посещении с сыном цирка как раз перед его гибелью.

Прошло много лет после трагедии, но эта рана постоянно кровоточит, и будет теребить его душу до скончания. Это его грех, его образ, его вдохновение. Глаза сына постоянно будут перед ним, они будут напоминать ему собственного отца (кстати, от пройдох-журналистов он узнает, что его отец стал музыкантом, всю оставшуюся жизнь играл на фортепиано в барах и пабах, был несколько раз женат и ушел из жизни от лейкемии в середине 90-х). Тогда и появится песня-посвящение My Father's Eyes.

Riding With The King

Пройдет еще десяток лет. Эрик начнет стремительно приближаться к 60-летию. Патлы сменятся короткой стрижкой, он наденет очки, появится щетина, слегка напоминающая бородку. Его внешний вид приобретет ре­спектабельность, гедонизм, еще большую независимость и аристократизм.

"Прогулки" и общения с сильными мира сего продолжатся. Будет написано еще несколько альбомов, среди которых прекрасный диск с блюзовым королем Би Би Кингом. Будет создан альбом-воспоминание Reptile, а последним в обширной дискографии Эрика станет прошлогодний релиз Me And Mr.Johnson. Это будут каверы его любимого учителя и вдохновителя американца- блюзовика Роберта Джонсона, сделанные мастерски и безукоризненно, впрочем, как и все то, чего касалась рука мастера.

Порадует своим творчеством Эрик и российских поклонников - в ходе турне по раскрутке Рептилии он посетит обе столицы.

Жизнь продолжается...

Послесловие (1)

Я хотел написать об Эрике заметки, меньше всего выпячивающие его личную жизнь и неоднозначные этапы его большого пути, с так часто встречающимися перекрестками. Однако, понял: его жизнь и творчество идут рука об руку, они неотделимы друг от друга, их надо рассматривать в контексте всего сложного бытия этого неза­урядного человека.

Можно бесконечно слушать его записи, комментировать их, отмечать достоинства и недостатки. Но у каждого слушателя будет свой Клэптон, каждый будет отмечать что-то свое, близкое ему по форме или содержанию, поэтому нет смысла навязывать свою точку зрения.

А вообще-то БЛЮЗОВЫЙ БОГ в этом, собственно, и не нуждается, он обеспечил себе бессмертие на земном Олимпе, его будут любить и преклоняться, пока существует наша планета и человечество, так любящее музыку, имя которой БЛЮЗ.

Послесловие (2)

Я написал этот очерк и поставил жирную точку в середине января. Однако, по ТВ услышал информацию о му­зыкальном марафоне, организованном американской телевизионной компанией NBC для сбора пожертвований в помощь жертвам цунами, имевшем место в самом конце 2004 года в Южной и Юго-Восточной Азии. Многие американские и английские актеры и музыканты устроили эту акцию, чтобы посредством телемоста собрать средства для помощи пострадавшим. Отрадно было узнать, что и Эрик внес свою посильную лепту в это благородное дело. Спасибо ему за все!

Автор: Станислав Малярчук


Биография - Эрик Патрик Клэптон


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин