|
Энвер Измайлов и его гитара |
1k.com.ua
Не правы те, кто заявляет, что музыкант Энвер Измайлов, завоевавший едва ли не мировую славу, неизвестен или малоизвестен в Крыму. Это достаточно сомнительный пассаж. Измайлова и его гитару в Крыму знают давно и хорошо. Он давал много концертов в небольших клубах, куда приходили самые-самые лучшие и верные друзья. Другое дело, что большой концерт на сцене Крымского украинского музыкального театра действительно первый. И зрители впервые приветствовали своего любимца в качестве народного артиста Украины. Вместе с ним на сцене работали другие музыканты - группа «Бельбек», певец Юрий Лопушанский, джазмен С. Манукян. Звучала самая разная музыка - от «Биттлз» до Альфреда Шнитке…
Представим нашего героя. Энвер Измайлов родился в Узбекистане. Семья его была выслана из Крыма в дни печально известной депортации.
Окончил училище искусств в Фергане по классу фагота. Гитару освоил самостоятельно, сначала играл рок-музыку, а в середине 70-х годов обратил внимание на джаз. Измайлов изобрел тэппинг - технику игры, при которой звук извлекается прижатием струн к грифу. В 80-е годы играл в джаз-группе «Сато», выступал на всесоюзных фестивалях. В начале 90-х переехал в Крым. В 1991 году записал альбом At Fergana Bazar. В 1993 году вышли еще две записи: Easten Legend и Black Sea.
Первые заметные выступления музыканта прошли в Таллине, Германии и Финляндии. Измайлов много гастролирует по миру, участвовал в ряде музыкальных проектов в Восточной Европе, был лауреатом I Европейского конкурса гитаристов.
Жена Энвера - Мевиде - не чуждый музыке человек, преподавала в музыкальной школе, превосходно играет на фортепиано и поет. В семье выросли две дочери - Ление и Гульмира, обе музыкально одаренные. Гульмира решила не связывать себя с музыкой профессионально, они с мамой, так сказать, в тени. А вот Ление стала популярной джазовой певицей.
За этими достаточно сухими строчками биографии скрывается очень обаятельный и симпатичный человек, творческая личность, в которой прекрасно уживаются талант и простота. На пресс-конференции в Симферополе Энвер не только рассказывал о себе, но и играл на своей замечательной гитаре, предварительно придирчиво настроив ее так, как надо, как понимает он сам. Интересно было услышать его гитару. Интересно было услышать его самого.
Энвер Измайлов считает, что крымская публика самая требовательная, избирательная. Можно расценить это как комплимент, долг вежливости. Но можно и поверить - для Энвера это действительно так. Слишком много связано с Крымом, который какое-то время оставался для Энвера далекой мечтой.
В чем секрет его дарования? В особой шапочке, в волшебной повязке на голове? Или в неповторимой гитаре?
Музыка волновала Энвера с детства. Но когда он окончил школу, то, как и большинство других юношей, пошел работать на стройку, и звуки, которые он слышал, по большей части были звуками бетономешалки и забивающего сваи молота. Но однажды, когда мальчику исполнилось 14 лет, его дядя принес домой 7-струнную гитару. И все началось, началось достаточно прозаично. Очень быстро Измайлов влюбился в музыку, влюбился в гитару. Неслучайно все время сравнивает гитару с женщиной - недостаточно знать о ней что-то, нужно познать, почувствовать ее.
На вопрос, сколько у него гитар, Измайлов отвечает: «Не считал. Я же их не собираю, а играю на одной-двух. Остальные использую иногда. Бывает, хочется попробовать другой инструмент. Да и те гитары, что у меня есть, дарили мои поклонники, друзья. Я знаю людей, у которых по триста гитар. Но они не музыканты, а бизнесмены».
Энвер Измайлов любит играть фольклорную музыку, считает, что фольклор - это главное, вся великая классика вышла из этого самого фольклора, и Моцарт, и Бах с Бетховеном. Все великие черпали вдохновение в народной музыке. Наверное, это действительно так.
Его музыка нравится многим известным людям. Конечно, тем, кто в этом действительно разбирается. Измайлов рассказывает, что его игра буквально заворожила бывшего мэра Нью-Йорка. Это было в Киеве, на каком-то мероприятии во время предвыборной кампании. Он шел мимо Энвера, остановился, минут 15 не отходил, слушал. Создалось такое впечатление, что он был поражен. Потом допытывался, что да как. Маститые коллеги тоже давно признали Измайлова. Недавно он играл с Бобби Макферрином - Боб пригласил его на свой концерт в Киеве. Измайлов считает, что Макферрин самая яркая вокальная звезда в мире, человек, который может делать голосом все.
Любопытно ответил Измайлов на вопрос: чего бы вы никогда не стали делать? «Трех вещей, - сказал Энвер. - Не буду делать татуировки. Если в молодости не сделал, то сейчас точно не буду, потому что человек с возрастом становится мудрее. Не буду играть на фаготе, хотя я этому учился в музучилище. Фагот - инструмент специфический. У него есть неповторимый звук, но один. А найти работу с ним сложно. В большом оркестре работают один-два фаготиста, а им по 20 - 30 лет, и ты должен ждать, пока они или на пенсию уйдут, или… И еще я никогда не стану барабанщиком». Это признание, однако, не помешало Измайлову прекрасно и даже вдохновенно отбивать ритм во время музыкальных номеров.
Вместе с Энвером на сцене работает его дочь, Ление. Измайлов считает, что выступать с дочерью - огромная ответственность, рядом с ней он не имеет права на ошибку. Ление изучала иностранные языки, хорошо владеет языком Шекспира, но музыка захватила ее давно и надолго. Сейчас она рядом с отцом, они не только любящие родные люди, но и тонкие творческие партнеры. Что может быть прекраснее?
Сергей Пальчиковский
|