weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Легендарный блюзмен Би Би Кинг скончался в возрасте 89 лет

rollingstone.ru

Би Би Кинг

Великолепный гитарист и певец Би Би Кинг, который жил на всю катушку и был готов до скончания жизни возиться с маленькими музыкантами, в минувший четверг скончался в своем доме в Лас-Вегасе. На протяжении 60 лет Кинг по мере сил методично занимался популяризацией электрического блюза. Почти 30 лет назад у Би Би Кинга диагностировали диабет, а в прошлом месяце музыкант был госпитализирован из-за обезвоживания. В прошлом октябре болезнь вынудила Би-Би Кинга отменить восемь концертов тура из-за переутомления и обезвоживания. Представитель музыканта Брент Брайсон подтвердил смерть Кинга нформационному агентству Associated Press.

Несмотря на то что блюзмен находился на пороге 90-летия, он продолжал гастролировать почти круглый год, выполняя функцию международного посла блюза. Его уникальный узнаваемый стиль - густой, немного каркающий вокал, звенящее вибрато, гитара по имени «Люсиль» - будет еще долгие годы вдохновлять музыкантов. Кинг заложил основы электрического блюза - жанра, который очень успешен и по сей день. В коллекции Би Би Кинга 15 премий «Грэмми», в 1987 году он был введен в Зал славы рок-н-ролла.

«Без сомнения, он - самый важный из артистов, которых когда-либо рождал блюз, - писал в своей автобиографии 2008 года Эрик Клэптон. - И при этом он был самым скромным и душевных из людей, которых я встречал в жизни. Я абсолютно уверен, что если реинкарнация существует, то Роберт Джонсон вселился в Би-Би Кинга».

Кинг ни в чем себя не ограничивал. Это касалось и еды, и женщин (он утверждал, что является отцом 15 детей от 15 разных женщин), и азартных игр (он даже поселился в Лас-Вегасе в 1975 году). Его саунд тоже был грандиозен. Говоря о песне «When Loves Comes To Town», записаной с мастером, Боно вспоминает: «Я вложил абсолютно всего себя в тот вопль, который вы слышите в начале песни. Но когда Би Би Кинг открыл рот, я почувствовал себя девчонкой. Мы старались как-то ему соответствовать, но чем больше старались, тем хуже получалось».

Настоящее имя Би Би Кинга - Райли Би Кинг, а родился он в Итта-Бене, штат Миссисипи, 16 сентября 1925 года. Его молодые родители развелись, когда Кингу было пять лет, мать скончалась, когда будущему блюзмену исполнилось девять. В десятом классе Кинга выгнали из школы (несмотря на это, он возвращался к изучению языков и математики до самых почтенных лет), а чтобы заработать на жизнь, он стал собирать хлопок по пенни за фунт и петь госпелы на улице. Первый раз он женился в 17. «Наверное, я просто искал любовь, потому что меня никто не любил по-настоящему, - рассказывал он Rolling Stone в 1998 году о первом из распавшихся двух браков. - У меня с раннего детства были проблемы с тем, чтобы открыться. «Пожалуйста, откройте меня!», «Посмотрите внутрь!» Сам-то я не могу этого сделать. Просто даже не представляю, как с этим быть».

В 1948 году Кинг уже жил в Мемфисе и работал трактористом, и тут ему удалось попасть на концертное радиошоу Сонни Боя Уильямсона. Это помогло Кингу найти постоянный музыкальный заработок в популярном месте в западном Мемфисе. Он зарабатывал 12 долларов за ночь. В Мемфисе он познакомился с такими музыкантами, как Луис Джордан и Ти-Боун Уокер. Там же он и впервые услышал, как звучит электрогитара. «Ти-Боун для меня - это тот звук, который ты слышишь, когда попадаешь в рай», - говорил он.

Свой первый хит номер один Би Би Кинг выпустил в 1951 году. Песня называлась «3 O'Clock Blues». Следом последовало множество других, включая «You Upset Me» 1954 года и «Sweet Sixteen» 1959-го. Однажды в 1949 году Би Би играл на танцах в Твисте, штат Арканзас. Тогда двое мужчин устроили разборку из-за женщины по имени Люсиль, опрокинули керосиновый обогреватель, и весь клуб сгорел дотла. Людей удалось эвакуировать, но Кинг рванул обратно, чтобы спасти свою гитару, которую он впоследствии назвал Люсиль. Кинг был дважды женат, но всегда называл любовью всей своей жизни именно Люсиль. Этим же именем он называл и другие гитары. «Люсиль реальна, - однажды написал Кинг. - Когда я играю на ней, я как будто бы слышу слова и, разумеется, я слышу плач. Если я играю, то иногда начинаю слышать, как она со мной разговаривает. Она что-то мне рассказывает. Устанавливает контакт».

В шестидесятых успех британских команд, который делали ставку на блюзовое звучание, помог и Кингу. Он начал выступать перед «белыми» залами вместе с такими музыкантами как The Rolling Stones и Эрик Клэптон. В то же самое время его саунд начал меняться. Когда Rolling Stone включил Би Би в своей рейтинг 100 величайших гитаристов, Билли Гиббонс из ZZ Top сказал о нем следующее: «У него был важный поворотный момент, когда вышел альбом «Live At Reagal» 1965 года. Звучание Кинга тогда приобрело четкую узнаваемость. Таким мы его знаем и по сей день. И он использует тот же усилитель Gibson, который больше не производится. Теперь, когда мы слышим, как он играет, мы сразу говорим: «А, понятно, это Би Би». Почти все главные альбомы в карьере Би Би Кинга – это концертные записи. Это касается и диска «Live In Japan», и «Live At Cook County Jail», которые демонстрируют его мастерство, подачу, способность к импровизации и навыки блестящего шоумена.

В конце 60-х Кинг переехал в Нью-Йорк и начал работать с менеджером Сидом Зайденбергом, который помог ему умерить игроцкий азарт и отправил работать в студию с хорошими продюсерами. Эффект быстро последовал: появились такие песни как «Paid The Cost To Be The Boss» 1968 года, остросоциальный номер «Why I Sing The Blues» 1969 года, а также кавер на трек Роя Хоукинса 1951 года «Thrill Is Gone». Последний трек принес Кингу «Грэмми» в 1970 году и в конечном итоге занял 183 место в списке Rolling Stone «500 величайших песен всех времен». В песнях Кинга всегда соседствовали немного ядовитый юмор и невероятная душевность, характерная для старых соул-записей.

В семидесятых Кинг также записывал альбомы, причем со своим старым другом Бобби Блэндом. Одно время тот даже работал у Би Би шофером. Его песню 1973 года «To Know You Is To Love You» продюсировал Стиви Уандер. В 1988 году музыкант записал «When Love Comes To Town» вместе с U2 для альбома «Rattle And Hum». Позднее Боно вспоминал одну забавную историю: «Мы начали работу и показали ему аккорды. А он говорит: «Джентльмены, я не играю по аккордам». Я делаю это (изображает соло в стиле Би Би Кинга). Урок был нами хорошо усвоен. Как и Кит Ричардс, он специалист в своей области».

Вот что говорил Кинг: «Блюзовые пуристы никогда не брали меня в расчет. Я особо по этому поводу и не беспокоился. Я так об этом думал: «Когда я записал «Three O'Clock Blues», вас там не было!». Эту мелодию создали люди, которых уже нет с нами. А пуристы от блюза просто строчат об этом статейки. Я играю не для них, а для людей. Именно им я и стараюсь подарить радость».

Стиль Кинга с его звенящим вибрато стал одним из самой узнаваемых манер игры в блюзе. Его имитировали многие: от Клэптона до Бадди Гая. «Мне всегда нравился стил. Я также очень ценю ребят, которые играют горлышком, - рассказывает Кинг. - Но я сам никогда этого не делал. У меня своя манера обращения с инструментом. Но странным образом мои уши устроены так, что я слышу будущую партию примерно такой, какой ее воображают ребята, играюшие горлышком. И я начинаю идти к этому звуку так, как я это слышу».

«Вы редко услышите его рассуждения о собственной манере игры, - рассказывал в прошлом году Rolling Stone Бадди Гай. - Он всегда хочет поговорить о молоденьких девчонках. Это иногда бесит меня, и я говорю: «Эй, мужик, я хочу разобраться, чем ты тут занимаешься!»

В 1991 году в Мемфисе был открыт B.B. King's Blues Club. Очень скоро число «именных» клубов в Америке стало расти. В последние годы своей карьеры Кинг продолжал пользоваться коммерческим успехом. В 2000 году альбом «Riding With The King», записанный вместе с Эриком Клэптоном, возглавил британский блюзовый чарт и дважды стал платиновым. В статье RS за 1998 год автор Джерри Хирши предполагает, что за свою жизнь Кинг сыграл более 15000 концертов. Только на гастроли Би Би потратил 65 лет своей жизни: за год он играл более 300 концертов. Только в последнем десятилетии жизни их число было сокращено до сотни. «Мы рвали задницы с 1963-го по 1966-й, играя без остановки, - однажды сказал Кит Ричардс. - Думаю, за это время мы отдохнули недели две. И потом я рассказал об этом Би Би Кингу. Он и говорит: «Ну у меня так вообще не знаю сколько лет».

Кинг был не только потрясающим шоуменом на сцене, но и с удовольствием общался со своими поклонниками, встречаясь с ними на вечеринках «meet and greet». На этих акциях он мог общаться с юными гитаристами и фанатами до тех пор, пока в зале не выключали свет. «На одном из концертов фестиваля «Crossroads» я должен был играть в первый раз, и у меня практически был нервный срыв, - рассказывал в прошлом году Rolling Stone Гэри Кларк-младший. - Это был важнейший для меня день. Я шел по сцене, а тут Би Би Кинг взял меня за руку, посмотрел на меня и одобрительно кивнул. Это был один из тех моментов, когда ты можешь сказать себе: «Би Би Кинг улыбнулся мне. Все будет хорошо. У меня все получится».

Кинг много и постоянно читал, а также с удовольствием пользовался интернетом. Однажды он даже показал молодому журналисту, как сделать трансфер виниловой дорожки в Mp3-файл. «Господи, я и не знаю, как я жил без этого», - сказал однажды Кинг про персональный компьютер. «Я уже стал медленнее, - рассказывал он Rolling Stone в 2013 году. - Когда становишься старше, у тебя начинают опухать пальцы. Но я пропустил только 18 рабочих дней за 65 лет. Иногда ребята откладывают выступления, чтобы отдохнуть или потусоваться. Я никогда так не делал. Если у меня назначено, то я иду и играю». Также он говорит: «Люди принимают меня как короля. В соответствии с фамилией. Когда я поднимаюсь на сцену, зал обычно встает. Я никогда не прошу об этом, но они так делают. Люди встают и даже представить себе не могут, насколько я рад этому».

Автор текста: Патрик Дойл


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин