Когда-то в 80-е годы в рок-н-рольных тусовках не знать творчество Юрия Наумова , не говоря уже просто о его имени, считалось просто неприличным.
Юрий Наумов - 38-летний музыкант, неофициально носящий титул лучшего блюзового гитариста России, стал живой легендой, благодаря своей виртуозности и глубине музыкальных композиций.
Юрий Наумов родился 3 мая 1962 года в Свердловске. Впервые взял гитару в 8 лет. Еще будучи студентом медицинского института, начал свою музыкальную карьеру. В середине восьмидесятых его песни быстро распространились по всему Советскому Союзу и стали широко известными.
Под давлением КГБ Наумов был вынужден покинуть мединститут за "распространение декандентских западных ценностей". Антироковая кампания середины 80-х привела к почти полному прекращению рок-движения в Новосибирске. Покинув свой родной город, Юрий с гитарой через плечо приехал в Ленинград, а потом перебрался в Москву. Из-за постоянной травли со стороны властей артист кочевал по разным городам, годами был вынужден выступать подпольно. Помимо собственного творчества оказывал помощь в гитарных аранжировках Майку Науменко ("Зоопарк"), Костантину Кинчеву ("Алиса") и Александру Башлачеву. В 1986 году Юрий принял участие в постановке "Мизантропа" Мольера на сцене театра на Таганке (режиссер Борис Юхананов), для которого было специально написано несколько музыкальных композиций.
С годами его популярность переросла в славу уникального блюзового гитариста, внесшего понятие "русский блюз" в историю советского рок-н-ролла.
Наумов играл в больших залах и квартирах, выступал сольно и с группой "Проходной Двор", в которую входили известные российские музыканты - Игорь Чумычкин (позднее гр."Алиса"), Борис Шавейников (позднее гр."Аукцыон") , Петр Трощенсков ("Аквариум").
Были концерты в более чем в 30 городах, участие на ленинградских рок-фестивалях 1988-89 гг., выступления на блюзовом харьковском фестивале в 1989, на акустическом фестивале в Череповце, на байкальском "Роке чистой воды" в 1990-м. В 1990 году Юрий Наумов внезапно уехал в США, на родину блюза...
После иммиграции в США был награжден журналами "Guitar World" и "New Yorker" титулом "человек-группа", который без аккомпонимента и звуковых накладок звучит на записях , как "три одновременно играющих гитариста".
Ровно четыре года о нем практически не было ничего известно, и люди стали забывать о "маленьком гение". И вдруг как гром с неба - гастроли в Москве в 1994-м. Аншлаги. Закулисные сплетни. Пиратская запись с концерта, выпущеная фирмой Фили Рекордз под названием "Московский Буги", и за которую Юрий не получил ни копейки. В 1995-м году вышел великолепный альбом VIOLET, записанный в США с помощью Игоря Абуладзе и американского ударника Рэя Гиэла. С тех пор Юрий регулярно,несколько раз в год, ездит с гастролями в Москву и Новосибирск. С момента отъезда Наумов выступил в 15 городах Америки, а также в Англии, Норвегии, Голландии, Германии, Израиле. Участвовал в 1994 году в фестивале "Ben & Jerry Rock Festival" в американском городе Вермонте и в 1996-м в норвежском блюзовом фетивале "Bergen Blues festival". Предстоящий тур по России пройдет через Москву, Новосибирск, Курск, Челябинск, Питер.
Я познакомился с Юрием Наумовым лично в 1995 году. А через пару лет мы договорились об организации его гастролей в Хайфе.
Концерт прошел при полном аншлаге. Этой весной Наумов приедет в Израиль уже в четвертый раз и фиолетовый технионовский кинотеатр снова будет полон до отказа. Люди, знакомые с творчеством Наумова, приедут со всех городов страны.
Во время его выступления в зале стоит гробовая тишина, воздух наэлектризован серьезными психоделическими композициями, иногда разбавленными заводными буги. Между песнями аудитория взрывается апплодисментами. Но с первыми же звуками следующей песни, зал вновь погружается в фиолетовые краски "Ночи на хай-вэйе", музыка пружинит по крышам "Поролонового города", медленно поднимается в "Kосмос", к звездам, и снова устремляется на землю за мрачным "Катафалком", в "Блюз о недобитом времени". Под конец, как всегда по традиции, "Сказка о Карле, Короле Рок-н-Ролла" , замечательный инструментал "Нью Йорк, 5 -е Авеню", где из сплава блюза и буги выплывают и еврейские "Семь Сорок" и "Мурка", а завершается вечер концертным номером "Театр Станиславского". Иногда Юрий позволяет себе исполнить песню Майка Науменко "Седьмая Глава", которая звучит по-своему, по -наумовски, и нисколько не уступает оригиналу чуственностью и проникновенностью.
Гитарист он уникальный. Как писали американские журналы - так никто не играет. Недаром именно Наумов выиграл конкурс гитаристов, который состоялся в Нью -Йорке в 1993 году. Уникального исполнителя выделяет самобытная техника игры, оригинальность звучания, свои собственные 26 гитарных строя. Его специальная гитара, на которую установлены девять струн, опущенных на четыре тона вниз, сделана известным скрипичным мастером Сергеем Ноздриным. Плюс аккорды и гармонии, ранее невиданные в стандартном блюзе, точное и чистое извлечение звука, плотность которого усилена спецеффектами, а виртуозная игра дает понятие о том, что перед вами действительно человек-группа. Ритм, соло, бас - все в одном инструменте.
Сегодня Юрий готовит к выпуску новый альбом - инструментальный. К сожалению, к майскому концерту в Израиле альбом не успеет выйти, услышать его мы сможем только осенью.
Юрий по характеру одиночка, независимый и самодостаточный человек. Играя на сцене уже лет двадцать, никогда не заводил себе директоров и менеджеров. Сам себе хозяин. Даже новый альбом Юрий предпочел писать дома, а не на студии. Вложив немало денег в профессиональную записывающую аппаратуру, освоив звукозапись, он теперь самостоятельно работает над звуком и аранжировками. Не проходя абсолютно никакой "раскрутки", Юрий все равно остается известным в рок-н-рольных кругах, имеет свою думающую аудиторию, время от времени получает приглашения на телевизионные передачи (в последние годы стал частым гостем в "Антропологии" Д.Диброва).
Будучи абсолютным самоучкой, выросший на "Led Zeppelin" и "Beatles", сегодня Юрий является подлинным мастером русского психоделического блюза. Наумов часто подвергается разнообразной критике, но при этом в "народе" давно признан королем своего стиля.
Статья о Юрие Наумове
Марк "d0c" Игнатовский
Аудио (в целях ознакомления)
Дискография
Магнитоальбомы
1983 - Депрессия
1986 - Блюз в тысячу дней
1987 - Не поддающийся проверке
1988 - Перекати-поле
CD
1996 - Violet (Фиолетовый Альбом)
2001 - Гитарные истории
2011 - LUCIDUS (альбом Алисы Апрелевой, мастеринг - Ю.Н.)
2012 - Two Fates. Второй диск из проекта Вадима Астрахана «Высоцкий на английском» (мастеринг и продакшн - Ю.Н.)
Концертные альбомы
1988 - Алиса. Акустика. Часть 2
1994 - Московский Буги
2004 - Рождён чтоб играть (Диск 1)
2005 - Рождён чтоб играть (Диск 2)
2007 - Russian Blues Live
2008 - Рок как будто блюз