|
Steve Vai. Секреты инопланетянина |
John, гитарист группы BESTIA
Фото: Тарас Гончаренко
«Я родился 6-го числа 6-го месяца 60-года.
А в 66-м году мне исполнилось 6 лет!
Правда, это было два часа ночи…
А в Киеве, наверное, было 6?»
Нет сомнений, что весь гитарный мир Украины в последних числах октября был прикован своим вниманием к визиту живой легенды Стиву Ваю, - чародею гитары и фокуснику шести струн. Стив проехался с девятью мастер-классами через весь «совок» - Сибирь, Самару, Рязань… и даже Сыктывкар! И сейчас я попробую Вам рассказать то, чего Вы, вероятно, не могли увидеть и услышать в силу жесткого графика артиста и суровой охраны, преграждающей доступ к телу.
Итак, это был «образцово-показательный» мастер-класс, хотя правильнее было назвать это концертом гитариста под «минус один», сопровождающимся общением с публикой и фанатами. Скажу больше: если не считать пары совершенно чумовых фишек, демонстрирующих сложноразмерные биты, в основном Стив отвечал не все те же всеми давно уже вычитанные в Интернете вопросы, касательно пчел, мотоциклов, Фрэнка Заппы… Короче, я это не буду тут излагать, Вы и так все это давно знаете. А говорить мы будем о том, как же стать совершенным гитаристом. И что об этом думает сам маэстро.
«Я в детстве хотел быть именно тем человеком, каким я и являюсь сейчас. Но я продолжаю над собой работать. Мне есть на кого равняться, вот, к примеру, Джимми Пейдж – очень крутой чувак!»
- Стив, сегодня ты проводишь мастер-класс, но ведь у тебя есть крутое шоу с твоей группой! Есть ли в планах посетить нас всем составом?
Vai: Это одно из моих самых любимых занятий – выступать с группой. Я работаю с совершенно ломовыми музыкантами! В прошлом году мы отыграли концерт в Москве. Но, к сожалению, даже из технических соображений иногда очень трудно собрать всех в тур. Гораздо проще взять гитару и поехать одному. И для меня лично все эти мастер-классы – это возможность побывать в разных странах и местах, где не бывала нога американского музыканта, и проложить дорогу для того, чтоб потом приехать туда с группой. В следующем году я планирую записать альбом с группой и проехаться по всем возможным местам. Я даю себе отчет, что я не поп-звезда, живущая от хита до хита, я – гитарист. И моя аудитория не такая большая. Но везде, в каждом городе есть гитаристы и это очень преданная аудитория! И я действительно балдею, оттого, что могу с ними встречаться. Короче в конце 2009 или начале 2010 я буду у вас с группой. Обещаю.
- Что бы мог посоветовать Стив Вай всем тем, кто пытается найти путь как стать совершенным гитаристом?
Vai: Прежде всего, «Совершенство» - это понятие относительное и зависит глазами кого что-либо созерцается. Сам я считаю, (это может показаться странным) что все, что у нас есть в бытии – совершенно. Просто у нас не всегда есть способность или видение, чтоб это понять. Что касается воспроизведения нами музыки, совершенство - в глазах человека, кто создает эту музыку. Музыка – это искусство, это не спорт, к примеру. Если вы играете в боулинг и набрали 300 очков, то это совершенная игра. Совершенство, глазами музыкантов – это когда им удалось воплотить в реальность то, что они вообразили. Если ты хочешь быть виртуозным гитаристом, ты должен себе четко представлять что такое совершенный гитарист. Если ты не можешь этого представить, то тебе этого никогда не достигнуть. В этом и весь секрет! Все, что ты можешь представить, может воплотиться в реальность. Когда я слушаю свои записи, я проигрываю вещи, которые, может быть, технически не идеальны, но если я их так оставляю на записи – они совершенны! Они совершенны для меня. И даже ошибки! Потому, что это не ошибки по-моему. И когда я заканчиваю песню, то большая ее часть в моем понимании – совершенна. Но все одно это относительно, так как какой-нибудь другой человек в этом мире считает, что это не совершенно.
- Как Вам удается руководить музыкантами во время тура?
Vai: Как лидер группы с годами я понял что надо делать, и чего делать не стоит. Ну, это типа как управлять страной - ты можешь быть диктатором и полным засранцем! Что касается меня, относительно музыкантов – это делать все возможное, что ты можешь, чтоб раскрыть их потенциал, и иметь понятие о возможностях инструментов. Для того чтоб они могли играть твою музыку дать им максимальную возможность. Также дать им понять, по каким правилам жить. Когда мы в туре… Быть везде вовремя…Соблюдать все графики и расписания. И это единственный путь. Хотя нет – есть много путей, но это, думаю, наилучший из всех. Также музыканты должны тебя уважать. А ты уважать их. И если это так, то они всегда в любой ситуации будут действовать так, чтобы проявить себя наилучшим образом.
И ты знаешь, о чем я говорю, т.к. или ты работаешь на кого-то, или кто-то на тебя. И если ты работаешь на кого-то кого уважаешь, ты будешь отдаваться на все сто. Но ты не можешь кого-нибудь заставить себя уважать. Уважение ты можешь заслужить. Уважение ты растишь своими собственными поступками. Должен быть баланс между тем, чтоб иметь скромность, быть лидером, дисциплиной и выражением уважения другим людям. Имею ли я эти качества? Ты должен спросить у членов моей группы. Я не могу ответить. Но я понимаю суть и работаю очень серьезно над собой, чтобы быть хорошим лидером группы. Эта работа в процессе.
- Могут ли чему-нибудь научиться люди, посетившие всего один единственный мастер-класс?
Vai: Я думаю, человек может научиться всему. Все зависит от личных качеств этого человека. Я верю, что есть люди, прочитавшие всего одно предложение мной сказанное, и что-то из этого почерпнувшие! И могут быть люди, которые придут на мастер-класс будут читать, слушать и видеть все. Будут смотреть, как я играю каждый лик, и слушать каждое слово, но не вынесут из этого ничего. И могут быть любые промежуточные варианты.
- Что вдохновляет к написанию музыки? Что вдохновило к песне “For The Love Of God”?
Vai: Если честно, то я не знаю. Это просто происходит. Так, наверное, у всех. По своему личному опыту вдохновение приходит самыми разнообразными способами. Я думаю, что люди гениальные постоянно вдохновлены, а люди, как я обречены ждать вдохновения свыше. Например, я могу быть вдохновлен разными интересными вещами, которые я услышу у других хороших музыкантов. Это или ритмический рисунок, или грув какой … Я могу вспомнить разные ситуации в моей жизни. Например, я прочитал что-то, что кто-то сказал и это вдохновило… Но в общем касаясь именно моего творчества я не могу сказать откуда это конкретно взялось. Это просто получилось и все. Все это было и есть всегда где-то рядом, нам просто нужно вовремя за это ухватиться и воплотить в жизнь. Это действительно удовольствие проигрывать музыку в голове. Наше сознание может создавать различные образы и этим подготавливать почву для творчества. Вы делаете что-то и у вас просто есть идея в голове. Суть в том, что скорость вдохновения намного выше скорости мысли. У вас может сразу в голове появиться вся картина! Творить в голове – это огромная свобода! Создавать в реальном мире – просто сплошной гемор! И чтоб воспроизвести все то, что у тебя в голове возникло в момент со всеми подробностями, тебе нужны иногда месяцы, месяцы и месяцы тяжелой работы. И я думаю иногда: А может это все забросить и просто наслаждаться жизнью?!
Иногда я чувствую себя менее вдохновленным, и я реально напрягаюсь, пытаясь добиться чего-то. Я потратил огромное количество времени, практикуясь игре на инструменте. И иногда я позволяю моим пальцам просто лететь по грифу во все стороны, потому, что это кайфово. Но это часто лишено какого-либо вдохновения. Это просто упражнения. Я думаю, что мои лучшие мелодии получаются (и я не удивлюсь, если и у других так же), когда я просто отсекаю процесс мышления. Я просто слушаю, прислушиваюсь, даю этому просто прийти. Тут невозможно напрячься и получить результат. За годы я осознал этот метод, хотя до того я не понимал, что происходит и как. Метод это заключается в том, чтобы настроить себя на определенную мысль. И, в конце концов, то, что у меня получается музыка, произрастает из семени той мысли, что я посадил в самом себе. Наше сознание автоматически тяготеет к тому, что нас интересует больше всего. В своей жизни я был занят даже больше, чем музыкой тем, что пытался найти духовный баланс. С другой стороны у меня есть техническая информация и способности. Мое сознание берет эти две вещи и перемешивает. И когда Стив Вай прекращает говорить и думать, появляются такие вещи как “For The Love Of God”.
Я помню, как-то сидел в своей студии, и я понял, что что-то происходит в моей голове. Я взял гитару… (обычно лучшие мелодии приходят, когда ты просто слушаешь их в своей голове) я начал играть вот такие аккорды и напевать нечто, типа: «та-та-та-та-та-тадада-да…» (Tender Surrender). Я просто дал этому идти изнутри. Это круто, когда ты можешь просто за это ухватиться!
- А как насчет сочинения во время джема? Или ты всегда приносишь музыкантам полностью готовые партитуры?
Vai: Знаешь, это происходит разными путями. Я не зарубаюсь на том, что это должно происходить только так или сяк. Да иногда я пишу полностью все партитуры и даю им. Иногда я просто представляю что-то в моей голове и оговариваю это с ними. А иногда говорю: «Вот тут такое место, а ты просто поиграй что-то, что тебе кажется в натуре было бы клево, и естественно для тебя», но иногда мы просто джемуем в каком-то месте. Песня может получиться разными путями и их много.
Один из моих любимых приемов сочинять – такой: у нас есть такое правило, когда мы в туре – команда настраивает весь аппарат, группа приходит и делает небольшой саундчек. Потом прихожу я. Все настроено, и я готов просто взять мою гитару и просто сразу играть. То есть, я поднимаюсь на сцену, беру гитару (все это во время саундчека) и мониторный звукоинженер готов записывать все, что мы будем играть. Я не знаю, что буду играть. Никто не знает, что я буду играть. Я беру гитару и начинаю играть. И группа подхватывает и тоже играет. И очень интересно, что из этого получается. Иногда это момент вдохновения. А иногда – просто бредятина какая. Но я всегда записываю это и сохраняю. И иногда я нахожу там что-то, из чего можно сделать хорошую песню. Да, это такой простой путь, и так получаются довольно простые вещи, но большая часть музыки, что я сочиняю – сложная, - все четко расписано. Сложную музыку так уже не напишешь. В любом случае, это очень интересный процесс, и я бы его всем рекомендовал применять в своей группе.
Да, вдохновение может прийти реально по-разному. Я помню, как-то чистил зубы. И когда ты открываешь и закрываешь рот при этом получаются разные тембра и разная высота звука. Ну, типа: Хау-чи-чи, хау-чи-чи, чу-щи-щи-ху-ху… Я прислушался и подумал: «Во, блин, так ведь это афигенный бит!» Потом я перенес его на гитару, играя аккорды в фанковой манере и отрабатывая сложные размеры. Ведь «Хау-чи-чи, хау-чи-чи, чу-щи-щи-ху-ху» это – «раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три-четыре-пять»!
О джеме:
Очень сложно найти музыкантов, которые могут джемовать просто на «раз». Если коснуться джема, то ты должен слушать и реагировать. Это можно сравнить с разговором между музыкантами. Когда вы разговариваете с кем-то, то Вам важно чувствовать, что они слушают тебя, им интересно, что ты говоришь и тебе интересно слушать собеседника. В нашей жизни есть различного рода взаимоотношения: с родителями, с женой и дочерью, с детьми, с подругой или другом, с рабочими... И мы общаемся в рамках этих взаимоотношений по-разному. Когда ты общаешься с музыкантом именно посредством музыки, то это совсем по-другому. Это отличается от всех остальных отношений. Это очень интимные отношения, не в смысле физическом, а ментально – на творческом уровне. Наверное, это самые интимные отношения, которые могут быть с другим человеком. И они реально особенный вид общения. И я очень рекомендую его всем. Тут идет общение на творческом уровне, и некоторые люди имеют слух, позволяющий общаться на этом уровне. Некоторые люди могут его развить. Но некоторым медведь на ухо наступил. Ну и все промежуточные варианты. Я помню, когда выходил на сцену и играл с людьми, которые меня слышали и могли творить посредством джема, но иногда я оказывался посреди людей, которые не могут общаться и потрясает то, насколько люди бывают глухи. Чтобы ты не говорил и не играл, эти люди находятся в своем маленьком мире и не замечают ничего происходящего вокруг.
Совет:
Современные технологии сейчас меняют некоторые вещи. Артисты теперь могут представить свои творения огромному количеству народа, минуя рекординговые компании, или без маркетинговых вливаний. Моя музыка никогда не была на радио. И это нормально, это просто такая категория музыки. И раньше был только один путь узнать что-либо о моей музыке, если я еду в тур. Но теперь рынок очень отличается от того, каким он был. Если у Вас есть какая - то идея, Вы можете ее как-то оформить и выложить в Интернете и представить всему миру.
Setup:
Теперь давайте посмотрим, что там было у Стива на сцене. Это вам не студия и тут все просто до безобразия! Маэстро приехал с гитарой FLO III и сумкой, в которой каким-то образом уместилось огромное количество одежды. На сцене выставили еще пару таких же гитар, которые Вай сам отстроил, отрегулировал высоту датчиков, поставил и больше не трогал. К стати о гитаре. Может кто-то и считает, что гитары Ibanez хороши, да вот реально было печально смотреть на Стива, который после каждого трека и в любой удобной паузе подстраивался по тюнеру. А что делать, ведь фирма платит хорошо за рекламу этого ширпотреба, - приходится играть и говорить, что это круто.
Короче, какие-то бока там с тремоло, пружинами или грифом. На FLO III стоит привычный сустейнер Fernandes Sustainer, поэтому добавлена еще одна ручка интенсивности эффекта сустейна к уже имеющимся громкости и тону. Плюс два мини-переключателя. Один - включение эффекта сустейна, второй,… наверное, перекидка фазы-противофазы, но, не уверен, а спросить забыл. Звучала гитара сама по себе не очень – немного режущая верхняя середина, но зато отлично прослушивалась при игре с фанерой. Сочность давали естественно лампы – два усилителя VAI Legacy фирмы Carvin. Это двухканальные усилители и, несмотря на свою американскую родословную, звучат в духе новых британских (2000 линейка Marshall), хотя, конечно, это грубое приближение. Каждая бошка нагружена на два родных кабинета 4 на 12”. В позапрошлом году был казус на мастер-классе в Киеве, когда в Украине не смогли найти Legacy, и поставили DSL-100. Стив очень расстроился, т.к. не является любителем Marshall, но все проблемы закончились, когда он включился в них. Звук два года назад на DSL-100 был очень похож на Legacy в этом. Видимо, у маэстро ассоциации с «Бритиш» идут от 900 и 800 линеек, которые, конечно не звучат так современно.
Теперь перейдем к эффектам. По кабелю Horizon studio series сигнал от гитары идет прямо в Jemini Distortion – еще один именной девайс Вая. Jemini – это двойная педаль дисторшн. Левый дист идет с такими параметрами: Drive - на 1час, Tone - на пол первого, Level - пол первого. Правый дист: Drive - на пол второго, Tone - на четверть первого, Level - пол десятого. Bright – в положении Save. Как Вы видите, положения далеки от экстремальных, и Стив может использовать дист для подгруза Lead канала усилителя или использования дисторшн директ в канал Clean. Лично меня всегда удивлял факт использования подобных коммутаций и подгрузов, хотя имея хороший прозрачный звук от звукоснимателей, ты просто обречен иметь сигнал слабый (менее 250 милливольт), а желание иметь сочный сольный войс заставляет использовать всяческие преампы и утеплители.
Плюс к этому, рекламируя очередную «припарку», ты получаешь хорошие дивиденды, а для гитаристов, чей доход отнюдь не миллионный, это хороший кусок хлеба. Как следствие, Вай соскочил с Boss DS1, использовавшийся годами. Короче, если решите покупать себе какой-нибудь именной прибор, то не забудьте, что пол его стоимости Вы платите за надпись, к примеру «Vai». Хотя, если Вам нравится деликатный Wah-эффект от Morley Bad Horsie, стоящий у Вая сразу после дисторшн, то почему бы его не купить?! Ведь Стив не дурак, чтоб годами играть в хлам, и к своим сигнатур-вещам относится с трепетом, принимая непосредственное участие в разработке (Bad Horsie – именная модель квакушки Стива). Далее идет еще одна квакушка!
(см. фото Pre-Amp Line)
Это Cry Baby Dunlop, правда, не совсем той модели, что просил Стив, но суть ее не меняется – ее амплитуда эффекта «вау» куда шире, чем Morley. Ну и, наконец, все это по кабелю Horizon идет в один из Legacy. Как я уже сказал, усилители эти звучат прилично сами по себе, и насколько я понимаю, Стив в основном и играл через Lead канал одного из них. А контроллер переключения каналов (Ibanez) использовался лишь для включения разрыва, и кнопки переключения каналов были заклеены скотчем.
(см. фото Boxes)
Настройки башки такие: Lead Channel: Volume 4,5; Drive 7; Bass 6,5; Mid 4,6; Treble 7,2; Presence 7.
Clean Channel: Volume 4; Bass 7; Mid 5; Treble 7,8; Presence 8. Reverb 0
(См. Фото Amp#1)
Далее сигнал разрывается в Effect Loop, т.е. после преампа головы выходит снова на пол к примочкам
(см. фото Loop)
Тут мы видим: Boss Chromatic Tuner, Morley Alligator, Digitech Whammy красного цвета, Boss Chorus Ensemble, - это стерео-эффект, от него идут выходы на два Boss Digital Delay
(см. фото Stereo)
Задержки обе достаточно короткие (одна чуть длиннее) и слышим в основном первый повтор. Между собой приставки соединены немецким Rockmaster Superior Signature Guitar Cable. Ну и теперь от каждой задержки сигнал возвращается в Loop усилителей, т.е. в оконечники. Как Вы поняли, Стив использует преамп первого Legacy, получает стерео-петли, идущие на оконечники первого и второго усилителя. Это все! И никаких больше наворотов!
Дополнительно
Биография - Steve Vai
Steve Vai: на службе у дьявола?
|