Стив Хау (Steve Howe, полное имя Стивен Джеймс Хау, англ. Stephen James Howe; 8 апреля 1947, Лондон) - британский гитарист, более всего известен участием в прог-рок группе Yes. Играл также в рок-группах The Syndicats, Bodast, Tomorrow, Asia и GTR, записал более 15 сольных альбомов.
|
Intense soloing from Asia's Steve Howe at the Cambridge Rock Festival./Photo: flickr.com |
Стивен Джеймс Хау (Stephen James Howe) появился на свет 4 августа 1947 года в Северном Лондоне. Его фатум похожа на судьбу Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). И единственный, и прочий считались в начале шестидесятых гитарными вундеркиндами. Оба работали на легендарного продюсера Джо Мика (Joe Meek). Оба играли бит. Хау начал свою карьеру в группе THE SYNDICATS, которую в текущее время никто бы и не припомнил, не будь в ней Стива. В 1963 году в команду входили Хау, бас-гитарист Кевин Дрисколл, вокалист Том Лэдд и барабанщик Джонни Мелтон (Kevin Driscoll, Tom Ladd & Johnny Melton). Играть эти шестнадцатилетки умели. Иначе вряд ли смогли бы без особенной артподготовки (art - в смысле искусство) завоевать неплохое местечко, став постоянной группой клуба "The Swan". Заведение не могло сравниться с "The Marquee" или "Crawdaddy", но было в меру престижным. Мелтон обожал дядюшку Чака (Chuck Berry), посему на фургончике THE SYNDICATS красовалась надпись "Общество почитателей Чака Берри" и материал ими исполнялся соответствующий: американские рок-н-роллы и ритм-н-блюз, помноженные на поп-хиты из репертуара THE BEATLES и иже с ними. Что отличало эту группу от других ей подобных, так это нехарактерные для рокера увлечения гитариста, подбивавшего приятелей сыграть то Лес Пола, то Джанго Рейнхардта (Les Paul & Django Reinhardt).
При отсутствии в THE SYNDICATS ритм-гитариста ребятам приходилось повышать виртуозность: Хау плел гитарные кружева кругом старающегося за двоих Дрисколла, тот, что расширил возможности своего инструмента за счет двух дополнительных струн. Занимавшаяся менеджментом квартета мама Кевина уговорила своих подопечных принять в 1964-м участие в прослушивании у Джо Мика. Новички прошли его без труда.
Подписав с ними контракт, Мик для первого сингла отобрал из репертуара группы две композиции: "Maybellene" Берри и написанную Хау и Лэнгом "True To Me". Не так уж непочатый край найдется людей, способных похвастать тем, что первая сочиненная ими песня безотлагательно попала на пластинку. Со Стивом занятие обстояло как раз так. Второй сингл: на одной стороне - "Howlin' For My Darling", не излишне именитый блюз Уилли Диксона (Willie Dixon), на иной - собственное творение "What To Do". Последним опубликованным произведением квартета стала баллада Бена Кинга (Ben E. King) "On The Horizon". Только в 1995-м, на сборнике ранних записей Стива "Mothballs", стало возможным услыхать не вышедшую по каким-то причинам сорокопятку с известной песенкой "Leave My Kitten Alone" и блюзом "Don't Know What To Do" авторства Хау.
Конец THE SYNDICATS был неизбежен: коллектив зашел в тупик. В июне 1965 года Хау присоединяется к THE IN CROWD, бледной копии THE ROLLING STONES, которая с его приходом стремительно стала культовой командой, то есть в высшую лигу не пробилась, но обзавелась немалым числом поклонников. На щит ансамбль подняли моды.
"Моды" - значит не только THE WHO: свежий коллектив Стива по музыке был ближе к THE FACES, так как обычный ритм-энд-блюз в меру разбавлялся соул. В состав THE IN CROWD, помимо нашего героя, входили ритм-гитарист Джуниор Вуд, басист Бутс Элкотт, барабанщик Кен Лоуренс и певец Кит Уэст (Junior Wood, Boots Alcott, Ken Lawrence & Keith West). К весне 1967-го они выпустили всего два сингла, на которые пришлась только одна песенка, написанная Уэстом, - "You're On Your Own".
Границы популярной музыки к 1966 году существенно раздвинулись; гитара в конце концов стала не легко инструментом, а обзавелась собственным языком. В THE IN CROWD Стив Хау уже не несложно аккомпанировал вокалисту, а пытался с ним конкурировать, так что на практике вместе с тем с Блэкмором в голову Стиву пришла мысля о собственном сингле.
Ричи повезло больше - его творение таки вышло. Две инструментальные композиции же Хау - "So Bad" (она же - "Mothballs") и "You Never Can Stay In One Place" - поклонники смогли услыхать только на "Mothballs". Зарисовки девятнадцатилетнего юноши и сегодня поражают своей изобретательностью. Почему сорокопятка не увидела свет? Наверное, в ее издании не было особого смысла, так как о сольной карьере Хау и не помышлял. Как ни потрясающе, но на этот день занятие обстоит в аккурат так же.
Группа тогда состояла из Уэста, Хау, Вуда и барабанщика Джона Олдера (John Alder). 15 октября 1966 года они приняли участие в мероприятии по поводу открытия контркультурного журнала "IT", а в начале следующего года записали две композиции для "Blow Up" Антониони (Michelangelo Antonioni). В картину заготовки не вошли, хотя вообще-то, свежая думка режиссера дала нам уникальную вероятность узреть фрагмент последнего выступления Джеффа Бека (Jeff Beck) с THE YARDBIRDS.
В 1967-м "Sgt. Pepper" и "Blonde On Blonde" стали барьером, остановившим многих. Изжила себя и мысль THE IN CROWD, в марте трансмутировавших в TOMORROW.
Сейчас о TOMORROW подзабыли, а тогда... Играя в легендарном психоделическом клубе "UFO", квартет основательно соперничал с PINK FLOYD. Поджемовав с ними, Хендрикс (Jimi Hendrix), пораженный мощными риффами фазированной гитары Стива, назвал состав своей любимой группой. Слава о коллективе пересекла Атлантику, и, дабы полюбоваться на сенсацию, в Лондон отправился сам Заппа (Frank Zappa).
Жесткий звук, заданный TOMORROW продюсером Марком Уирцем (Mark Wirtz), отличал их от прочих музыкантов, выряженных в цветастые кафтаны. Ну и песни коллектива в различие от других не витали в наркотических фантазиях, а держались ближе к грешной земле. Первый сингл "My White Bicycle", вышедший в мае, был посвящен бунтам в Голландии. Уирц замыслил план "Teenage Opera", вылившийся в две сорокопятки, вышедших под именем Кита Уэста; за ними последовал сингл TOMORROW "Revolution" (своя песня, не битловская), вдохновленный наркотическим скандалом THE ROLLING STONES. Соавтором композиции выступил Хау.
В феврале 1968-го ансамбль разродился альбомом "Tomorrow". Кроме добившихся некоторого успеха синглов, на пластинке стоит пометить бойкую песенку "Three Jolly Little Dwarves" и ясно чью "Strawberry Fields Forever". Перед коллективом открылась путь к вершине, но в апреле TOMORROW не стало. В середине семидесятых своей версией "Bicycle" о группе напомнили NAZARETH. В 1998-м появился диск "50 Minute Technicolor Dream" с редкими записями. И все, завтрашнего дня у TOMORROW не оказалось.
Следующее пристанище гитариста именовалось BODAST, точнее, CANTO. Под этой "вывеской" была записана песня "Come Over Stranger", вслед за тем чего появился BODAST. О команде, в которой Стив провел полтора года, с мая 1968-го по декабрь 1969-го, не известно на практике ничего. Коллегами Хау в течение этого времени были: гитарист Клайв "Малдун" Скиннер, ударник Бобби Кларк и поющий басист Дэйв Кертис (Clive "Maldoon" Skinner, Bobby Clarke & Dave Curtis). Кертис и Кларк были неудачниками: группа THE ROUNDABOUT, в которую их сначала зачислили, а с приходом больше искусных коллег откель бесцеремонно выставили, сквозь пару дней стала именоваться DEEP PURPLE!
Благодаря инструментальным поливам героя нашего рассказа квартет исполнял то, что именуется "прогрессивным роком", хотя в музыке ансамбля ещё наблюдались следы блюзового прошлого. Несмотря на потенциал состава и сильно увлекательный - в особенности по гитарной части - материал, записанный в 1969 году альбом увидел свет только в 1981-м под названием "The Early Years: Steve Howe With Bodast" (или "The Bodast Tapes"). Стив принял участие в сочинении трех композиций из десяти и независимо написал "Nothing To Cry For". Не реализовав себя в BODAST, музыканты разошлись в разные стороны.
Хау на немного месяцев занялся тем, с чего другие начинали, - сессионной деятельностью. И первым делом украсил своей игрой сингл Кертиса и Малдуна "Warn On A Ridge". Но бывают же люди, не мыслящие себя за пределами коллектива! Стив как раз из таких. Дело было только за коллективом, где он пришелся бы ко двору. И таковой коллектив был, да.
В смысле YES. Британский квинтет как раз расстался с одним из основателей, Питером Бэнксом, сообща с басистом Крисом Скуайром (Peter Banks & Chris Squire) игравшим в THE SYN, которых нередко путают с THE SYNDICATS. Шестиструнной мечтой на практике всех команд прогрессивного толка был Боб Фрипп (Robert Fripp), назло всем не желавший распускать свой KING CRIMSON. Не уговорили его ни YES, ни GENESIS. Ни те, ни другие не прогадали. Вторым достался Стив Хакетт (Steve Hackett), первым - его тезка.
Бэнкс ушел в мае 1970-го, намедни выхода второго альбома группы, "Time And A Word", на обложке американского издания которого красовалась фотография ансамбля с Хау, не сыгравшим на пластинке ни ноты. Стив оправдал доверие новых друзей. Его мысли до такой степени совпали с идеями феноменального певца Джона Андерсона (Jon Anderson), что свежеиспеченный авторский дуэт на практике подчинил своим творческим нуждам остальных музыкантов: Скуайра, органиста Тони Кейя и непревзойденного мастера удара Билла Бруфорда (Tony Kaye & Bill Bruford). Отныне на каждом альбоме обреталась сочиненная Джоном и Стивом развернутая многочастная пьеса.
Первой этакий программой в 1971 году стал "The Yes Album" с эпическими "Yours Is No Disgrace", "I've Seen All Good People" и "Starship Trooper". Финальной частью последней была вещица Хау "Wurm", которую затмевала "The Clap", созданная Стивом под впечатлением от рождения первого сына, Дилана (Dylan Howe): его назвали в честь кумира счастливого отца. Мастерство Хау не осталось незамеченным - он незамедлительно получил приглашение расцветить угрюмый альбом Лу Рида "Lou Reed".
"The Yes Album" вывел YES в лидеры арт-рока. До успеха всемирного масштаба не хватало нимало чуть-чуть. Это "чуть-чуть" звалось Риком Уэйкманом (Rick Wakeman). Монументальные органные полотна сменщика Кейя как не разрешено лучше дополняли звуковые художества Андерсона и Хау.
Два великолепных альбома "Fragile" (1972) и "Close To The Edge" (1973) и концертник того же 1973-го "Yessongs", помноженные на революционное по тем временам лазерное шоу, подняли репутацию коллектива на недосягаемую высоту. Жемчужиной "Fragile" стало фламенко Стива "Mood For A Day", на сцене же гитарист поражал количеством используемых им инструментов. Давно прошли те времена, когда он обходился одним "Gibson 175", на современный день в коллекции Хау - пара сотен гитар; с ними позволительно познакомиться в книге "The Steve Howe Guitar Collection".
Амбиции музыкантов росли: в 1974-м интересующийся разными культурами Андерсон предложил концепцию двойного альбома, посвященного индуизму. Стив вызов принял и на пару с Джоном сочинил программу "Tales From Topographic Oceans". Рик возражал супротив громоздкого проекта и безотлагательно следом записи ушел, освободив местоположение для француза Патрика Мораза (Patrick Moraz); Бруфорда ещё до "Oceans" сменил Алан Уайт (Alan White). "Relayer" (1974) показал, что идей у музыкантов - тьма, но второй двойник публика не приняла бы. Так что по совету Джона все пятеро в 1975-1976 годах, помогая товарищ другу, выпустили по пластинке. На альбоме Стива "Beginnings" (1975) сыграли Уайт, Мораз и Бруфорд, а сам Хау солировал в одной из песен уайтовского диска "Ramshakled".
"Beginnings" показал яркость палитры гитариста: в "Will O' Thе Wisp" Стив продемонстрировал поп, в "Ram" - обожаемый им манера кантри, в "Lost Simphony" - фолк, склонность же к симфоническим формам отразилась в заглавной композиции, исполненной в сопровождении струнных и духовых. Журчащие гитары Хау дополнились его не крайне сильным, но гибким голосом - подпевки в YES пошли на пользу.
Программа YES 1977-го "Going For The One" с участием Уэйкмана стала шедевром уже зрелых мастеров, но вышедший годом позже диск "Tormato" едва подкачал, следующая сессия, проходившая в Париже, вообще не заладилась, и Джон с Риком ушли из коллектива. Стив излил душу в "The Steve Howe Album" (1979): те же Мораз, Бруфорд и Уайт, тот же фантастический художник YES Роджер Дин (Roger Dean), та же стилистика - и такая же классная музыка: чего стоит единственный только фрагмент Вивальди! В кантри "Cactus Boogie", уместно сказать, стучал Клайв Банкер (Clive Bunker) из первого состава JETHRO TULL, а в "Look Over Your Shoulder" пела Клер Хэмилл, сестра Питера (Clair & Peter Hamill).
Стиву все же не хотелось делаться солистом. Альбом YES "Drama" (1980) получился менее живым: в вокалисте Треворе Хорне и клавишнике Джеффе Даунсе (Trevor Horn & Geoff Downes) из THE BUGGLES Стив не ощущал родства душ. Выручил менеджер Брайан Лейн (Brian Lane), подсказавший, что басист и вокалист KING CRIMSON и UK Джон Уэттон (John Wetton) лелеет свежий план, ASIA.
Сочинять вкупе у Хау и Уэттона не получалось, но занятие пошло с приходом ударника Карла Палмера (Carl Palmer) из ELP и Даунса, тот, что и стал соавтором Джона. Дебютный альбом "Asia" появился в 1982-м и моментально "покрылся платиной". Диск 1983-го "Alpha" показал, что таланты Уэттона и Хау уживаются плохо: Джон и Джефф отводили Стиву образ простого аккомпаниатора, заставляя упрощать соло, что отразилось на успехе пластинки. Уэттон ушел, но по просьбе менеджмента вернулся, так что распроститься с ASIA пришлось Хау. В 1992-м, когда лидером ASIA был уже Даунс, гитарист гостил на пластинке "Aqua" (1992) и немного раз принимал участие в гастролях.
Не желая сиживать сложа руки, Стив в 1984 году умудрился подсобить FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD с их "Welcome To The Pleasuredome", а в 1985-м два Стива, сведенные Лейном Хау и Хакетт, сплетя воедино свои несложно узнаваемые гитары, собрали группу GTR и записали под руководством Даунса диск "GTR", которому предшествовал написанный ими при первой встрече хит "When The Heart Rules The Mind". Оба С.Х. включили в пластинку по инструментальному номеру: Хау сочинил нежный "Sketches In The Sun". Большим успехом пользовалось и единственное турне, концерты которого, кроме материала альбома, включали сольные выступления обоих маэстро. Хакетт в различие от Хау уже отвык быть частью коллектива, так что намедни записи второй программы GTR превратились в HOWE AND FRIENDS, а после этого - в NERO AND THE TREND с участием известного клавишника Ричарда Берри (Richard Berry), игравшего с Палмером в 3 (ELP без Эмерсона (Keith Emerson). Дальше демо они не продвинулись; доля подготовленных песен вошла в "Higher You Climb" (1995) вокалиста GTR Макса Бейкона и в сольник Берри.
В 1988 году Стив решил обратиться к стилю, к которому несложно не мог не обратиться, - к нью-эйдж: поначалу попробовал силы в создании альбома "Transportation" клавишника Билли Курри (Billy Currie), а после этого записал совместную со швейцарским пианистом Полем Сутеном (Paul Sutin) программу "Seraphim" - произведение удачное, но не до того яркое, как сольные творения Хау. Партии ударных на "Seraphim" принадлежали Дилану Хау, отныне играющему на каждом сольнике отца.
В сентябре Стивен вставил свою букву в AWBH, то есть ANDERSON, WAKEMAN, BRUFORD & HOWE, серьезных соперников YES под предводительством Скуайра и Кейя. Альбом "AWBH" (1989) стал в единственный строй с лучшими творениями YES; взнос гитариста включал мысли, не востребованные ASIA. Второму диску появиться было не суждено, так как следом записи концерта "The Evening Of Yes Music" AWBH объединились с YES для создания "Union" (1990). Львиную долю номинировавшегося на "Grammy" диска составили произведения не YES, а AWBH, и, обнаружив, что "Union" по сути - большое рекламное надувательство и в них никто не заинтересован, Уэйкман, Бруфорд и Хау вслед за тем гастрольного тура удалились. Бруфорд и его тезка Курри помогли Стиву в записи третьего сольного альбома - всецело инструментального "Turbulence". Программа 1991 года чуть-чуть отличалась от предыдущих пластинок гитариста, будучи больше жесткой, но - не менее интересной. Часть материала была уже знакома слушателю, так как, рассчитывая осесть в YES и не чересчур надеясь на выпуск сольника, Хау использовал в "Union" заготовки "Hint Hint" и "While's Rome Burning".
Чуть прежде, в 1990-м, Хау ненароком встретил своего старого приятеля Брайана Мэя (Brian May), пригласившего коллегу на яхту Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), где Стив услышал наброски нового шедевра UFO. На вопросительный мотив, не хочется ли ему что-нибудь прибавить, он ответил положительно. Так появилось на свет знаменитое акустическое соло "Innuendo", повторенное Мэем в электрическом варианте.
Выпущенный в 1993-м диск "The Grand Scheme Of Things" продолжил линию альбомов Хау семидесятых годов - неужели что в еле-еле смягченном под влиянием нью-эйдж виде. Программу с полным правом разрешено прозвать семейной: барабанил Дилан Хау, на клавишных играли Сутен и второй сынуля Стива, Верджил, а с текстами помогла супруга Дженет (Virgil & Janet Howe).
В 1993 году, в 45 лет, Стив Хау впервой в жизни отважился на сольные гастроли. И не ошибся. Выступая по большей части в небольших залах, он умудрялся налаживать на практике интимный контакт со своей аудиторией. Стив играл и напевал композиции YES и свои собственные, используя всего четыре гитары: три акустические, четвертая - электрическая, но не отягощенная эффектами, посему превосходно звучащий и оформленный Дином концертный альбом, изданный в 1994-м, получил, как и турне, наименование "Not Necessarily Acoustic". Успех побудил его продолжить начатое и в том же 1994 году двинуться в ещё единственный тур, "Pulling Strings". На этот раз музыка исполнялась больше электрическая, к тому же Хау использовал записи партий клавишных и струнных инструментов. Публика принимала ветерана "на ура", узнавая с первых аккордов более того "My White Bicycle" - это разрешено услыхать на "Pulling Strings", записи, вышедшей в феврале 1999-го.
Но Стиву тяжко без компании, посему в 1995 году он опять объединяет силы с Полем Сутеном - для нью-эйджевого диска "Voyagers", приятного, но не больше того. Зато иное сотрудничество оказалось больше интересным: сингл "Lily's In The Field" Хау написал с былой вокалисткой RENAISSANCE великолепной Анни Хэслам (Annie Haslam), с которой выступил на благотворительном концерте в Филадельфии. Обоим понравилось, и следом записи "Ripples" для "Supper's Ready" и "Turn Of The Century" для "Songs From Yesterday", дисков, посвященных сообразно GENESIS и YES, гитарист и певица затеяли сольный план, над которым, держа поклонников в напряжении, неспешно трудятся и по этот день. Не давая себе роздыху, Стив реализовал ещё одну задумку: "Homebrew. Volume I" со своими рабочими записями 80-х, в конечном итоге попавшими на пластинки YES, ASIA и AWBH...
А в 1996-м блудные сыны Хау и Уэйкман воссоединились с семьей YES и начали к записи "Open Your Eyes", за которым в 1997 году последовали частично студийные частично "живые" два двойника, "Keys To Ascension I" и "Keys To Ascension II". И все пошло своим чередом, неужели что среди турне Рик вновь откололся от друзей. В прошлом году, покуда группа расслаблялась, Стив не бездельничал, сперва на пару с сыном Диланом создавая ещё одно инструментальное полотно, "Quantum Guitar" (1998), а вслед за тем - возводя мелодический монумент другому Дилану: "Portraits Of Bob Dylan" - так называется вышедший месяц вспять альбом. Хау не собирался являть гитарные чудеса, а хотел показать себя нетрудно аранжировщиком, но куда там! Казалось бы, ну что разрешено сотворить из песен Боба? Многое, если ты Стив Хау, а тебе помогают отпрыск и друзья, посреди которых Джефф Даунс, Анни Хэслам, Кит Уэст, Макс Бейкон и Джон Андерсон!
Видео
Gibson Steve Howe ES175 Electric Guitar
Body
Species: Laminated Maple Top, Back and Rims
Finish: Vintage Sunburst
Top Binding: Multi-ply
Back Binding: Single-ply
Body Size: 16 x 20.5 x 3.5 inches (W x L x D)
Neck
Species: Mahogany (1 piece)
Profile 175 style
Fingerboard: Rosewood
Scale Length: 24.75 inches
Nut Width: 1.68 inches
Frets: 20
Inlays: Pearloid Split Parallelogram
Binding: Single-ply
Hardware
Material: Nickel
Bridge: Nashville TOM
Tail Piece: 175 style
Tuners: Grover tuners
Electronics
Pickups: 57 Classic humbucking pickups
Controls: 2 volume, 2 tone, 3 way selector switch
Strings
Type: Brite Wires
Size: .010 - .046
Discography (Solo)
Beginnings (1975)
The Steve Howe Album (1979)
Turbulence (1991)
The Grand Scheme of Things (1993)
Not Necessarily Acoustic (1994)
Mothballs Compilation w/Syndicats/In Crowd/Tomorrow/Keith West/Canto/Bodast & Solo Tracks (1994)
Homebrew (1996)
Masterpiece Guitars with Martin Taylor (1996)
Quantum Guitar (1998)
Pulling Strings (1998)
Portraits of Bob Dylan (1999)
Homebrew 2 (2000)
Natural Timbre (2001)
Skyline (2002)
Elements (2003)
Spectrum (2005)
Remedy Live (2005)
Homebrew 3 (2005)
Motif (2008)
The Haunted Melody with the Steve Howe Trio (2008)
Travelling with the Steve Howe Trio (2010)
Homebrew 4 (2010)
Time (2011)
Homebrew 5 (2013)
|