По материалам: bluesnews.ru
Pee Wee Crayton (Connie Curtis Crayton), выдающийся исполнитель «школы Ти-Бон Волкера». Его примером можно иллюстрировать историю появления самого термина «west coast blues» - близкого к свинговому джазу стиля блюза, возникшего первоначально в Техасе и «мигрировавшего» вместе с перебиравшимися на тихоокеанское побережье исполнителями.
Pee Wee Crayton (Connie Curtis Crayton), выдающийся исполнитель «школы Ти-Бон Волкера». Его примером можно иллюстрировать историю появления самого термина «west coast blues» - близкого к свинговому джазу стиля блюза, возникшего первоначально в Техасе и «мигрировавшего» вместе с перебиравшимися на тихоокеанское побережье исполнителями. Крейтон осуществил сокровенную мечту всех гитаристов блюза своего поколения «Быть как Ти-Бон», но выработал на основе его техники свой стиль во многом родственный джазу, таким его небожителям как Чарли Кристиан и Кенни Баррел.
Pee Wee Crayton родился 18 декабря 1914 в Техасе, в детстве учился играть на нескольких инструментах, включая трубу и банджо, его увлечениями были Duke Ellington и Louis Armstrong. В середине 30-х Pee Wee Crayton перебрался в Калифорнию в поисках более высокого заработка, который предлагала бурно развивающаяся судостроительная отрасль. Профессиональным гитаристом он не был до начала 40-х – зарабатывал сбытом автомобилей, затем трудился на верфи в Окленде. Решающее значение на манеру Pee Wee Crayton оказали Nat King Cole и T-Bone Walker, с которым он познакомился и подружился в 1944.
Во время выступлений в Окленде Волкер почти месяц прожил в доме Крейтона, показывая ему на досуге приёмы игры на электрогитаре. Быстро набирая профессиональную форму Pee Wee Crayton, сделался популярным шоуменом в клубах Окленда, участвовал в записи пластинок пианиста Ivory Joe Hunter. В 1947 Pee Wee Crayton сделал свою первую запись для лосанджелеской компании Four Star Records, однако они не имели успеха.
Реальная карьера Pee Wee Crayton началась, когда в 1948 знаменитые братья Bihari предложили ему контракт на запись пластинок на своём лейбле Modern Records, где во всю расцвела впоследствии карьера Би Би Кинга и других классических «звёзд» ритм-блюза. Первый сингл с песней Волкера "I'm Still in Love with You" не вызвал серьёзного резонанса, зато следующий сделался настоящим шлягером. Pee Wee Crayton переработал песню из репертуара Erskine Hawkins Jazz Orchestra", которая называлась «After Hours», в собственную композицию под названием "Blues After Hours". За попавшей на высшее место в хит-параде ритм-блюза балладой в 1949 последовал ещё один успешный номер – инструментал "Texas Hop".
Начиная с 1950 Pee Wee Crayton разъезжает с эстрадными ревю в качестве хедлайнера. Сделав для Modern Records более двух десятков композиций, в 1951 Pee Wee Crayton покидает лейбл и становится клиентом другой заметной фирмы - Aladdin Records. Его работe с этой компанией сложно назвать продуктивной. Стилистика Крейтона подходила продюсерам не вполне: они стремились использовать его в первую очередь как «крунера», певца сладких баллад, приятных для дамского уха. И с регулярной работой в первой половине 50-х у Pee Wee Crayton случались проблемы.
Если судить по фирмам звукозаписи, в плане успешности карьера Pee Wee Crayton отступала на всё более скромные рубежи. Его очередная компания Dolphin принадлежала торговцу автомобилями, рекламировавшему свой побочный бизнес посредством громкоговорителя, установленного на крыше машины. При такой дистрибуции записи Крейтона продавались мизерными количествами. Поэтому переход на контракт к Imperial Records в 1954 можно считать удачей. Pee Wee Crayton пришлось адаптировать свой стиль к нуждам рынка, где сбывала свои пластинки эта фирма. Его игра стала более энергичной, теперь она следовала в кильватере Guitar Slim, а не Ти-Боуна; она более соответствовала новоорлеанскому саунду, в котором тон задавали наступательная линия фортепиано и агрессивный саксофон. В этот момент Pee Wee Crayton сменил даже инструмент: теперь он использовал не «Эпифон», а красный «Фендер-страт» с более жестким звуком.
В середине 50-х Pee Wee Crayton оставался активно концертирующим музыкантом, его регулярно приглашали в сборные ревю, где он выступал иногда в сцепке с другим гитаристом, представляя номера в форме гитарных «перестрелок», состязаний в виртуозности. В поисках более надёжного заработка ему пришлось переехать в Детройт. Следует контракт с Vee Jay Records, для которой он записал в 1956-1957 примерно полтора десятка пьес, в основном медленные блюзы.
На рубеже 50-60-х Pee Wee Crayton возвращается в Лос-Анджелес, работает шофёром, автодилером и т.д., продолжая записывать песни для маленьких рекорд-компаний. Модерн Рекордз тоже попробовала вернуть Пи Ви на рынок, сделав несколько сессий (в итоге не издав их тогда) и переиздав несколько его прежних композиций в виде компиляции.
Pee Wee Crayton оставался на плаву все 60-е, деля время между нетворческой работой и блюзом. Репутация гитариста остаётся высокой в среде знатоков и меломанов, о чём говорит следующий факт: в 1970 вместе с Johnny Otis Show он приглашен на престижный европейский Monterey Jazz Festival. Этот эпизод привел к сессиям для компании Vanguard, выпустившей в 1971знаменитый диск Крейтона «Things That I Used to Do». Он остаётся в наступившее десятилетие прекрасным инструменталистом, делает изредка записи, играет на фестивалях, участвует в сессиях Big Joe Turner и Big Mama Thornton. Однако конъюнктура складывается не в пользу блюза – звёздные дни Pee Wee Crayton остались в 50-х, когда он сотрудничал с братьями Бихари.
Последние записи Pee Wee Crayton сделал в 1983 году, а выступил последний раз за несколько недель до смерти – в начале июня 1985 на фестивале в Чикаго. Крейтон ушел из жизни 25 июня 1985.
Крейтон осуществил сокровенную мечту всех гитаристов блюза своего поколения «Быть как Ти-Бон», но выработал на основе его техники свой стиль во многом родственный джазу, таким его небожителям как Чарли Кристиан и Кенни Баррел. |
Аудио и видео (в целях ознакомления)
|