Харви Мандель родился в Детройте в 1945 году. В середине 60-х перебрался в Чикаго, где начал оттачивать свое гитарное мастерство, играя у такого прославленного гармошечника как Charlie Musselwhite и Barry Goldberg. Помогал в записи альбомов знаменитостям типа Duane Allman и Mike Bloomfield. Участвовал в создании одноименной пластинки замечательной и давно позабытой группы Pure Food and Drug Act. Биография этого музыканта поистине удивительная: наверное, легче перечислить тех, с кем Харви не играл, в чьих проектах не участвовал.
Вот лишь некоторые штришки к многогранной и плодотворной деятельности этого выдающегося гитариста: - выступление в Woodstock c Canned Heat (и последующие гастроли с группой в течение целого года); - запись альбома Джона Мэйолла "USA Union"; - участие в работе над альбомом Мэйолла "Back To The Roots" совместно с Эриком Клэптоном и Миком Тэйлором; - запись первого альбома группы A. B. Skhy ; - участие в создании целых двух альбомов группы Crowfoot - работа с такими исполнителями и группами как Том Фоггерти, Стю Кук, Норман Гринбаум, Don "Sugarcane" Harris - запись альбома The Ventures "Rock'n'Roll Forever" - 72; - Rolling Stones "Black & Blue" - не больше и не меньше - Peter Green (tribute) "Rattlesnake Music" - Canned Heat "Internal Combustion" – 94. Этот список можно продолжать до бесконечности: я лишь перечислил наиболее знаменитых людей и группы, где приложил свою руку Mandel. Удивительное дело, но сам музыкант почему-то всегда находился в тени, несмотря на просто отличное сольное творчество - в период с 1968 по 1975 годы он выпустил целых 8 пластинок отменного музыкального качества.
Уникальное звучание гитары Манделя невозможно спутать с кем-нибудь другим. Кислотно - блюзово-психоделический саунд, очень четкий, ясный и прекрасно запоминающийся. Акцент делается, в основном, на саунд, а не на скорость пальцев. Нет желания поразить слушателя зубодробительными соло, а лишь увлечь музыкой - простой, доступной и очень вкусной.
Практически все альбомы Манделя инструментальные. Это смесь джаза, рока и ритм-энд - блюза, выдержанной в той или иной пропорции. Некоторые слушатели упрекают Харви в некоторой однообразности подходов к комплектации своих альбомов: одинаковая продолжительность (минут по 35), примерно одинаковая длина треков, даже ритмичность отдельных пластинок выдержана в едином ключе. Именно поэтому очень трудно выделить худшую или лучшую пластинку. Мне кажется, что причина здесь кроется в другом - высокая требовательность к себе и музыкантам группы, нежелание затягивать композиции, четкая оформленность и завершенность каждого трека, простота и ясность изложения музыкальной мысли. Интересны и воспоминания современников о Манделе, который никогда ни с кем не спорил, не ругался, ничего не требовал, а вообще слыл тихоней и неразговорчивым человеком. На все вопросы (нравится - не нравится, будешь - не будешь, сыграешь - не сыграешь, хорошо или плохо, много денег или мало) всегда отвечал одно и то же: "Sure".
Не побоюсь утверждать, что музыкант выработал свой собственный блюзовый стиль, свою собственную музыкальную концепцию и с полным правом пользовался ими на каждом из альбомов. Тем не менее - не могу назвать Манделя закоснелым, прямолинейным блюзачем, полагавшимся только на скорость своих пальцев. Гитарист был однозначно прогрессивен. Прогрессивность эта заключалась не в революционной навороченности, а именно в абсолютно своем саунде, о котором он безусловно беспокоился в первую очередь. В этом плане я ставлю его в один ряд с такими ребятами как Тони Хилл (High Tide), Мик Хатчинсон (Clark Hutchinson), Duhig (Jade Warrior). Уже за один лишь нетипичный, присущий только им гитарный саунд можно причислить эти команды к прогрессивным.
Хотелось бы вкратце пробежаться по альбомам этого выдающегося гитариста: Cristo Redentor - 68 Сразу же был принят на "ура" критиками и слушателями, несмотря на огромное количество качественной музыки, выпускавшейся в то время. Альбом крепкий, блюзовый с элементами психоделизма и андеграунда. Righteous - 69 Этот значительно отличался от своего предшественника. Больше джазовых ходов, джаз-блюза и латин-рока. Есть даже определенная схожесть с первым альбомом Сантаны, хотя дебютная пластинка последнего вышла лишь несколько недель спустя. Вторая сторона представляет более прямолинейные хардблюзовые композиции. Games Guitars Play - 70 Этот альбом продолжает линии первых двух - джаз структуры чередуются с ритм-энд-блюзом. Но это и понятно, ведь музыканту помогают участники Canned Heat, с одной стороны, и джазмены - с другой. Саунд гитары - как всегда кислотный с этаким андеграундным душком.
Все же сами композиции и аранжировки у него стояли на первом месте, а уж потом скорость пальчиков, что практически выбросило гитариста на обочину в технологические 80-е. Лишь в 90-е в период возращения к музыке 60-70-х о Манделе вдруг вспомнили, наградили всякими статуэтками, позволили записать пару-тройку саундтреков к фильмам, устроили пару сейшенов со старыми знаменитостями (например Барри Голдбергом). Сообщают о выпуске пары студийных альбомов в самом конце 90-х (которых почему-то никто и в глаза не видел) и участии в записи современных авторитетов.
Харви Мэндел, «Король сустейна», наиболее сильно повлиявший на большую часть сегодняшних суперзвёзд. Критики называют его «невоспетый герой», «наиболее влиятельный, но почти забытый гигант инструментального рока» и «наиболее известный неизвестный в популярной гитарной музыке». Как этническая музыка снискала известность в 90-х, пуристы как Мэндел могут выдумать дорогу к музыкальной целостности, и воздействовать на новую публику подлинным звуком Харви Мэндела!
Harvey Mandel is powered by Parker Guitars, Dean Markley Strings, Di Marzio Pick-Ups, and Levy's Leathers.
Дискография (Сольная)
1968 Cristo Redentor, (Philips Records PHS 600-281) LP
1969 Righteous (Philips PHS 600-306) LP
1970 Games Guitars Play (Philips PHS 600-325) LP
1971 Baby Batter (Janus Records JLS-3017) LP - also released as Electronic Progress on Bellaphon Records, Germany
1972 Get Off in Chicago (Ovation Records) LP
1972 The Snake (Janus JLS-3037) LP - with Don Sugarcane" Harris
1973 Shangrenade, (Janus JLS-3047) LP - with Don Sugarcane" Harris
1974 Feel the Sound of Harvey Mandel (Janus, JLS-3067) LP
1975 The Best of Harvey Mandel (Janus, 7014) LP
1994 Twist City (Western Front WFE 10022)
1995 Snakes & Stripes (Clarity Recordings CCD-1013) CD
1995 Harvey Mandel: The Mercury Years (PolyGram, 314 528 275-2) 2-CD anthology
1997 Planetary Warrior (ESP/Lightyear/WEA, 54215-2) CD
2000 Emerald Triangle (Electric Snake Productions, Inc., ESP-9701) CD
2000 Lick This (Electric Snake)
2003 West Coast Killaz (Electric Snake)