Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Разговор с Эриком Джонсоном

Источник: rock-archives.ru
Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый
Английский оригинал: Журнал Guitar For The Practicing Musician (США) том 9 №40 февраль 1992г. автор: Steve Morse

Эрик Джонсон

Eric Johnson/Fhoto: flickr.com

В рубрике "Раскройте уши"

С прошлогодней композицией "Cliffs Of Dover", в качестве его знакомства с неуловимой массовой аудиторией, и с альбомом "Ah Via Musicom", в качестве своего аттестата с высшими оценками, признанный в этом году нашими читателями как "Лучший Инструменталист", Эрик Джонсон, был единственным претендентом на первое место в своей категории. И данный факт больше, чем удовлетворяет все надежды его фанатов давно возложенные ими на этого уроженца Остина и мастера гитарного тона и перебора. Среди этих преданных поклонников, нет никого преданней нашего Стива Морса, который протолкнул Эрика в мир задолго до того, как его первый альбом, "Tones", поступил в продажу. Стив не только еще в 1987 году взял интервью у Эрика на этих страницах, но так уж получилось, в этом году конкурировал с Эриком в категории инструменталистов. Так что этих двух прекрасных музыкантов склонять к новой встрече нам долго не пришлось.

Стив Морс: Мне кажется, что ты во многом ушел от своего старого, оригинального звучания, но вот насколько трудно было изменится, перестроится на более попсовый формат, да еще и с вокалом?

Эрик Джонсон: Да, исполняемая нами инструментальная музыка определенно к этому подталкивала. Но и потом я говорил, что мне нужно сочинять лирику к инструментальным песням, укорачивать их и все такое. По большому счету, я просто пытался продолжать заниматься своим любимым делом, по крайней мере, я наслаждаюсь этим, с учетом того, что моя музыка не имеет коммерческого успеха.

Сегодня, когда ты находишься в совершенно иных обстоятельствах, как ты думаешь, насколько творческий процесс изменится, сможешь ли ты работать по тем же правилам, что и раньше?

Надеюсь расширить арсенал своих выразительных средств. Экспериментировать. Лично для меня, последний альбом стал во многом экспериментальным, мне было важно понять, как можно перенести звучание на записи. Возможно, именно на основе этого у меня возникло несколько идей, вполне можно активней экспериментировать с самой техникой записи. Отношение к песням крайне важно. Я стараюсь понять, как буду записывать свою следующую пластинку, мне необходимо несколько иная перспектива в работе с аранжировками и оркестровкой. Хочется небольшого творческого роста.

Как ты думаешь, было бы лучше, если бы ты получил признание несколько раньше?

Не знаю. Наверное, все происходит вовремя. Мы всегда делаем одно и тоже, но вряд ли я слушал много старых концертных записей, или смотрел множество концертных видео, поэтому прекрасно понимал, в каких местах пробелы. Теперь я активней в этом отношении, и у меня больше пространства для дальнейшего продвижения. Я не так дискриминирован, чем прежде. Я знаю, что раньше пел гораздо хуже и продолжаю совершенствоваться как автор-сочинитель именно песен.

Что ты чувствуешь, когда те, кто раньше не стал бы обращать на тебя внимание, теперь названивают тебе и просят об одолжении?

Тоже самое, что и когда я звонил тебе и слышал в ответ: "Гм, мистер Морс на встрече. Сегодня он приглашен уже на 15-тый обед, он может вам перезвонить?". Если и есть какое-то преимущество в старении, то с возрастом человек становится более сдержанным и понимает, что по-настоящему важно, а что нет. Я говорю о расстановке приоритетов. Если же говорить о приоритетах, то некоторые сопутствующие успеху вещи, возможно, перестали быть для меня столь же значимыми, как это было, когда я был ребенком. Следовательно, я не чувствую никакого пагубного желания обрушиваться на этих людей. Внимание приходит и уходит. Я заметил, что успех зависит от вашей песни, которую удалось пропихнуть на радио. А потом, через три месяца, у вас наступает период полного упадка вдохновения и вас "не видно и не слышно", и должен быть другой настрой. Вдохновение меняется как волны в океане.

Я узнал твою игру в песне Стю Хэма, транслировавшейся по радио. Как насчет сторонних проектов?

О, да ради бога. Я с удовольствием играю с другими музыкантами, и мы прекрасно умеем обмениваться энергией. Порою переживаешь от этого совершенно нереальный кайф. Можно так зафанатеть, что просто "улететь". Я познакомился со Стю во время турне Джо Сатриани. Тогда мы и обсудили возможность сотрудничества.

Твой набор гитарных примочек в принципе не изменился? Ты продолжаешь пользоваться "Echoplex"?

Да. Но явно все реже и реже.

Ты часто меняешь пленку в этом эффекте?

В последнее время я редко ее меняю, так как эти пленки еще надо поискать. Я использую их до тех пор, пока они не выйдут из строя.

Когда-то я проматывал пленки на этом устройстве, так как сама пленка определенной длинны, и ее просто можно склеивать. Надо уметь заправлять ленту в кассету. Но можно проматывать ее и самому или купить катушку с хорошей пленкой.

Ты что сидишь и перематываешь пленку? Что, так лучше звучит?

Я так думал. Когда-то у меня была парочка "echoplex(ов)", и если под рукой имеется катушечный магнитофон, можно поставить катушку и использовать ее для перемотки другой пленки – просто обрезать ее и вытащить. Потом рядом нужно поставить катушку с запасной пленкой, и просто промотать. Это требует времени, но с бобин соскакивают колпачки, поэтому необходимо уметь это делать.

Мне стоит попробовать. Я немного экспериментирую с гитарным звучанием и хотел расспросить тебя о звукоснимателе "IVL", который ты используешь, так как у тебя самый крутой гитарный синтезатор. Хочу отметить, что он звучит без эффекта запаздывания.

Да, так и есть. Отчасти он звучит так потому, что они не используют настоящее резкое звучание "Rhodes". По большому счету, все эти синтезаторы будут звучать с запозданием, если только в них не стоят проволочные катушки, потому что с низкими струнами остается больше времени на частотный анализ. Но на высокой частоте это западание практически не чувствуется. Они используют очень чувствительные звукосниматели.

Фотоны.

Да, фотоны.

Их делают в Остине. Лучше звучания я просто не слышал.

А еще мне очень нравится эффект "Shadow", также как "IVL". Но обе компании-производителя фактически больше не существуют, по причине падения спроса. А ты до сих пор используешь эти странные ламповые усилители?

Да, "Dumble", "Marshall" и "Twin".

Но все также не подключаешь к ним свои стерео-кабинеты, не так ли?

У меня есть одино проводное стерео, да, отдельно кабинет "Twin" и стерео-кабинет "Marshall".

С разделением между двумя наборами динамиков?

Нет, в задней части стоит четыре "EV". У меня есть голова "Marshall Jubilee".

Одна из тех "VTM"? Получается очень хороший, мощный усилитель. Я использую "VTM" для эффекта короткой задержки, что в принципе, тоже самое. Это настолько короткий сигнал, что он пробивается прямо через усилители.

Ух, ты! Ты используешь динамики "JBL"?

Нет, только во время записи. Я перешел на эти колонки "Peavey", на них стоят динамики "Scorpion" и "Black Widow". А еще "Scorpion Plus". Они очень прочные и звучат просто великолепно. С ними все звучит не так резко. Ты знаешь, что "Marshall" с динамиками "Celestion" звучит просто убойно? Прежде всего, у всех "Jubilee" средний диапазон, а "Scorpion" делает звук не столь резким.

То есть у них мягкое звучание?

Мне трудно выразить это словами, скажу только, что они более ударные. Когда берешь какую-то ноту, она просто лупит, а не просто громкая и фузовая. Очень мощно, но не настолько, как динамики "JBL"… Но минуточку, ведь это я должен задавать тебе вопросы! Невозможно забыть твою цитату о том, что ты легко можешь определить, где новые, а где подсевшие батарейки. У каждого свои стандарты, но ты потратил очень много времени на свою пластинку, и еще больше времени на настройку звука. Неужели конечный вариант твоего альбома настолько отличается от первоначальной версии?

Да, соглашусь. Отличия незначительны. 80-85% этой пластинки записывалось легко, а на 10-15% ушло очень много времени. Так работаю только я, и это очень странно, если задуматься. Мне очень трудно достигнуть конечного уровня. Я могу играть какие-то соло, и все будет замечательно, но по звучанию немного грязно, или гитарный тон может быть не совсем подходящим. И в этом нет ничего плохого. Такого принципа я старался придерживаться во время записи пластинки. И это был вызов. Мне было важно понять. Смогу ли я добиться того гитарного тона, который я слышал в своей голове, как долго я могу играть с чистым звуком. Думаю, что у меня все получилось. Но потом я сел, прослушал пластинку, и в некоторых местах, может быть, грув был немного более естественным, или плавным. Я сам знаю, как всего можно добиться. Иногда, я слушаю какие-то песни альбома, и мне кажется, что грув получился немного синтетическим, "деланным".

Очень интересно.

Послушайте великих скрипачей, виолончелистов или пианистов, да какую угодно инструментальную музыку, и потом вы вернетесь к электрогитаре, и останетесь с ней на многие годы, а потом озадачитесь: "И куда мне теперь? Как мне поменять аппарат?". А потом задумаетесь, как с помощью гитары можно создать определенную динамику в звучании? Как сделать так, чтобы электрогитара зазвучала в студии, на записи и все такое, этот вопрос сводит меня с ума (смеется). Уверен, что ты знаешь часть ответов.

Я знаю, как трудно набрать несколько последних и так необходимых процентов. Можно сказать, что иногда у меня просто не хватает терпения, так как я постоянно говорю, что хочу услышать всю картину. Но я всегда замечал, что именно я говорю гитаристам, когда они расспрашивают меня о тебе. "Да, конечно, этот парень умеет играть. Он все умеет". Найти свое звучание, тоже самое, особенно во время записи. Способность передать этот звук в живую, также поразительна. Позволь мне задать тебе еще один вопрос. Как ты относишься к тем молодым гитаристам, которые пришли в группы, чтобы отточить свое мастерство?

По возможности быть всесторонним музыкантом. Учится играть свои соло на максимальной скорости, но вместе с тем, постараться не переиграть самих себя, технически. Постараться играть на основе набранного на момент опыта. Лучше всего играть в группе, так также можно совершенствовать свое музыкальное мастерство, лучше, чем пытаться сделать то, что пока вам не под силу.

Что для тебя важнее – сыграть "беспроигрышную" партию или попробовать что-то новое?

Если честно, то я думаю, что нужно пойти своим собственным путем, для того, чтобы стать лучше. Я сам очень стараюсь, когда занимаюсь на гитаре, а потом, на сцене, делаю лишь половину того, что наработал. И это хорошо. Это истина для того, кто хочет играть в своем собственном стиле. Я знаю, когда играю хуже всего. Хуже всего я играю тогда, когда что-то бездумно наигрываю на грифе. Получается что-то никчемное, набор каких-то трюков. Иной раз, если я сосредоточен, играю вместе с группой, единым ансамблем, могу играть гораздо лучше, и даже могут быть несколько потрясающих, ярких моментов, но все это будет очень даже "в тему", важной часть музыки.

Когда ты играешь соло, для тебя важно, чтобы другие музыканты слушали твое соло?

Да (смеется)! Это интересно. А ты сам как думаешь?

Конечно, своим то ребятам я говорю: "Кстати, нам вообще нет смысла находиться на этой сцене, если мы не будем слушать друг друга".

Верно, я понимаю, о чем ты, и это крайне важно. Иногда, я это чувствую. А еще, порою, мне кажется, что я не слушаю группу. Хуже всего я играю, особенно соло, когда слушаю только себя. Почему то, и, быть может, так и надо, иногда мне нужно просто играть что-то совершенно бездумное. А потом, если я прослушиваю концертную запись, все звучит просто ужасно. Я сбиваюсь, теряю не столь технично. Музыканты моей группы говорят: "О, боже, он вновь собирается сыграть одно из этих своих получасовых соло!". Особенно на репетиции.

Как часто ты репетируешь с группой?

Как правило, когда мы работаем над новыми песнями. В последнее время, мы мы очень много играем на гастролях. Мы можем проводить турне, а потом, перед началом второй части тура, можем репетировать неделю-другую.

Помнишь, когда я брал у тебя интервью, давным-давно для этого журнала?

Да!

Я превращаюсь в местного Кларка Кента.

Что, в последнее время берешь много интервью?

Нет, с тех пор это мое первое интервью.

Это честь для меня, дать интервью Стиву Морсу. Здесь явно что-то перевернулось.

Не надо мне этого говорить! Позволь мне задать тебе очередной вопрос. Когда тебе было, скажем, лет 11-12-ть, я уверен, что уже тогда ты понимал, что сможешь легко сделать музыкальную карьеру, но как в таком юном возрасте можно было предположить, насколько успех может изменить твою жизнь?

Я всегда мечтал об этом. Всегда романтизировал. Слушая записи Хендрикса и Бека, я думаю: "Господи, хотел бы я также как они гастролировать!". Это было очень романтично. Меня занимала сама идея. Я был настолько одержим этим чувством, что это реально мешало мне моим занятиям на гитаре, моей игре. Я всегда предполагал, что однажды это может случиться. Самое главное не как долго вы можете играть музыку, а как долго вам будет это по-настоящему интересно, как долго это будет для вас увлекательно. Вот на что обращают внимание.

Значит, ты всегда с легкостью отдавал всего себя музыке?

Я помню, что в 1970, я очень сильно разочаровался в гитаре. Из-за смерти Хендрикса, что называется просто "руки опустились". Он дал всем хорошего пинка под зад, похлестнул интерес к гитаре. Казалось, что на тот момент (кончина Джимми) все потеряли к гитаре интерес. Звезды рок-гитары начала 70-х не достигли тех же высот. Музыканты практически потеряли интерес к гитарному соло. А потом в роке на первое место вышли клавишные, и это было прекрасно, но только не для развития гитары. Затем, в середине 70-х, начался новый всплеск интереса, прежде всего с развитием джаз-рока – Билл Коннорс, Чик Кориа и Джон МакЛафлин. В 1974 все закрутилось с новой силой, накатила новая волна.

Сейчас, наше с тобой интервью прочтет несколько талантливых музыкантов, известных на местном уровне, но которые хотят "сдать свои позиции" в пользу компьютерного программирования, из-за желания выжить. Как у тебя получилось остаться музыкантом, а не устроится на обычную работу, когда для тебя наступили трудные времена?

Я знаю, что это получилось не только у меня, но и у Кайла и Дилана тоже. Мы просто выступали во всех существующих барах, в любом месте и в любое время. Мы понимали собственную перспективу. Осознавали, что мало что можем заработать, поэтому раздобыли себе дешевый микроавтобус и сами смастерили себе аппарат. Сами крутили баранку. Ночевали прямо в автобусе или же в дешевых мотелях. Нам было важно понять, как все это работает. Здесь важно сесть и все распланировать на бумаге. Если расписать все свои будущие задачи, можно легко разобрать все "плюсы" и "минусы". Что нужно сделать, и чего делать не стоит. По большому счету, я считаю, что если вы хотите чего-то добиться, пробиться можно всегда, но при этом придется "обрубить концы". Даже если ради будущего успеха вам придется давать гитарные уроки, или поработать в музыкальном магазине, или быть гитарным техником у кого-либо – просто продолжайте работать, не останавливайтесь. Мне думается, что очень важно записываться, постоянно записывать демо, хоть на маленький кассетный магнитофончик из аптеки "Eckerd". Если же у вас нет возможности делать записи, записывайте таблитуры, чтобы потом у вас было что-то, на основе чего вы могли бы импровизировать.

Ну, вообщем то это и все о чем я хотел тебя расспросить. Мне просто захотелось обозреть твой 20-ти летний путь к мгновенному успеху.

Мгновенный успех длинною в 20-ть лет? Я слишком стра для того, чтобы сейчас оценить это по достоинству. Где мой "Geritol"?! (диетические добавки – прим. пер.)

Не надо меня ими пичкать. Я считаю, что сейчас ты в наиболее выгодном положении, когда можешь делать все, что хочешь.

А ты сам то сочиняешь?

О, да. Кое-что сочиняю. Скоро состоится очередной концерт Dregs.

Как ты думаешь, вам удаться начать запись нового альбома в начале следующего года?

Я начну еще раньше, просто работаю с перерывами, иначе меня мутит. Я начну через несколько недель, поработаю над несколькими песнями, потом, после того как в начале года я перееду во Флориду, мы проведем двухчастное турне с Dregs. Предстоит большая работа по настройке звука.

Мне стоит научиться проводить короткие саундчеки; тогда будет больше времени на раздачу интервью (смеется).

Eric Johnson

guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин